МАСТЕР-КЛАСС

ТЕМА: «Использование инновационных технологий на уроках географии с целью повышения мотивации к обучению»

ЦЕЛЬ:

поделиться опытом использования инновационных технологий, методов, системы активных приёмов, средств и способов обучения на уроках географии и во внеурочное время.

Все мы знаете, что география как учебная дисциплина обладает уникальными возможностями, позволяющими развивать такие качества личности, как искусство познавать и мыслить, искусство общения и речи, склонность к самореализации. Но как сделать так, чтобы вовлечь в процесс познания всех учащихся, чтобы каждый из них имел возможность понимать, рассуждать, обмениваться имеющимися знаниями и опытом? Решение этой проблемы вызвало необходимость применения новых подходов и технологий в общеобразовательной школе.

Как же это воплотить практически? Этот вопрос и является целью данного мастер-класса.

Готовясь к урокам, я подбираю такие методы, приемы и формы работы, которые помогают увлечь каждого ребенка в процессе обучения независимо от его способностей. Поэтому во главе своей педагогической работы ставлю проблему «Использование инновационных технологий на уроках географии с целью повышения мотивации к обучению». Познавательный интерес у учащихся появляется тогда, когда материал ему понятен, доступен. Инновационные методы обучения построены на постоянном взаимодействии участников образовательного процесса между собой или с техническими средствами обучения.

Одним из методов инновационных технологий является ТРИЗ-технология. В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, когда обучающиеся самостоятельно ищут решения творческих задач. В связи с этим меняется и роль учителя в данном процессе. Он должен перестать только «давать знания». Прежде всего учитель - партнер, который помогает учащемуся самому получать знания, приобретать навыки обучения.

Бернард Шоу сказал: “Известно, что единственный путь к познанию – это деятельность”.

На этапе «Проверки домашнего задания» хочу предложить наиболее продуктивные приемы. Например Прием «Что это?» или «Переведи топоним»

Суть приема состоит в том, что называются признаки какой-либо территории или явления, а ученик должен определить, о чем (или о ком) идет речь.

Например, при проверке домашнего задания при изучении Северной Америки использую следующие вопросы:

1 Эта территория ошибочно была названа «Зелёной страной», что не соответствует действительности. Большую часть территории занимает покровное оледенение. Климатические условия достаточно суровые (о. Гренландия).

2 Название этого полуострова происходит от слов индейцев, которые переводятся как: «Мы вас не понимаем». Испанские завоеватели услышали эту фразу на свой вопрос: «Где мы находимся?» (полуостров Юкатан).

3 Название этого полуострова означает "Земля цветов", его дал полуострову испанский исследователь Хуан Понсе де Леон, когда впервые посетил эти места в 1513 году. Думается, что он выбрал это название потому, что был поражен великолепным обилием самых разных красок и оттенков растений, украшающих землю (полуостров Флорида).

4 Название этого острова у северо–восточных берегов Северной Америки переводится как «Новая найденная земля» (о. Ньюфаундленд).

Итак, предлагаю выступить представителю от каждой группы.

Очень интересен для учащихся прием «Да-нетка»

Это универсальный приём технологии ТРИЗ, который способен увлечь и маленьких, и взрослых.

Он формирует умение:

• связывать разрозненные факты в единую картину;

• систематизировать уже имеющуюся информацию;

• слушать и слышать друг друга.

Суть приема в том, что учитель загадывает нечто (мерку, термин, предмет, историческое лицо, какого-либо путешественника или объект и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель имеет право отвечать только «да» или «нет».

Например

- Этот  объект расположен  в океане?     -Нет

-Он находится на материке?                    -Да

-На этом материке две части света?       -Нет

-Этот материк расположен в Северном полушарии?   -Нет

-Этот материк пересекает экватор?         -Нет

-Данный материк пересекается всеми меридианами?  -Нет

-Этот объект-часть гидросферы?            -Да

-Имеет связь с океаном?                          -Да

-Является рекордсменом на материке?  -Да

-Это река Муррей?                                   -Да!

Предлагаю представителю из 1 группы проиграть этот прием. Кто желает?

Для учителей:

1гр. –Египетские пирамиды

П гр – Ниагарский водопад

Ш гр. – Цветет Сакура

1У гр. – Панда

Чтобы сделать урок более разнообразным и привлекательным для учащихся, использую Прием «Узнай меня»

Этот прием представляет собой особую форму географической загадки.

На доске вывешивается большой плакат, который закрыт несколькими листочками и детям не виден. На каждом листочке написан вопрос. Если играющий отвечает на него, он получает право снять листок и увидеть часть изображения. После этого ход передается следующей команде, и теперь она может выбрать вопрос, на который будет отвечать.

Цель игры – определить, что изображено на плакате. Если это животное, характерное растение или достопримечательность, их надо назвать. Если это участок местности, надо определить материк, страну или природную зону

На уроках применяю иной вариант - предлагаю учащимся узнать страну по описанию или картинке и по каким признакам они определили ее.

Кроме простой загадки, использую Прием ребус, кроссворд или филворд

которые развивают логическое и образное мышление, учат ребенка нестандартно воспринимать графическое изображение, заставляя включать образное мышление, воображение и фантазию.

а также тренирует зрительную память и правописание.

Слова в филворде читаются в разные стороны, сверху вниз и снизу вверх, могут произвольно "ломаться", но никогда не идут "по диагонали" и не пересекаются.

Я предлагаю вам поработать в филворде по теме «Исследование Земли», которую изучают в 5 классе. Необходимо в нем найти имена великих путешественников.

Тема «Великие путешественники» в 5 классе. Для выполнения этого задания нужна концентрация внимания. Кроме того, необходимо вспомнить и термины, загаданные в задании, а значит, развивается не только внимание, но и память.

К

Л

У

В

О

Р

И

Н

Г

Д

У

О

М

Б

К

Е

А

С

Т

Е

К

К

Ш

И

Р

Б

Р

И

О

Ж

Д

И

А

Ч

Э

Р

А

Т

Т

Н

И

Н

А

М

А

Н

Е

О

Е

Е

Т

К

Г

Х

А

Т

Ф

С

Л

В

И

А

Г

А

Б

А

О

С

Ь

П

К

М

Е

М

А

С

М

К

Н

И

И

Р

Л

Н

Р

М

А

В

И

Р

Н

Е

Л

А

О

В

Н

И

Т

И

Ответ: Кук, Колумб, Магеллан, Никитин, Хабаров, Чирков, Диаш, Гама, Беринг, Дежнев, Аристотель, Москвитин, Пири, Ермак, Эратосфен, Тасман.

Разновидностью филворда является такой вид «Затерянные слова». Вам необходимо выписать слова, связанные с географической тематикой. И посчитать сколько их.

АЦОПОСАДКИТТРАЕПОЧВАУКЛРВЕТЕРИТАБОСТРОВООБУЦУНАМИЬЮАВДШГОРОДЖИРАФЮЖЗСМИГРАЦИИЕНРАВЛМНОВЫЭУЖЕДЕМОГРАФИЯНУАРЕТАЫАРЕСУРСТРАНЦБОЭСЧ

Ответ: осадки, шельф, волна, ветер, остров, цунами, берег, дельфин, трал, промилле, маяк, устрица.

А теперь ответьте, сколько вы насчитали затерянных слов. Назовите их. А у кого-то есть другие варианты?

Далее предлагаю вам прочитать зашифрованную цитату выдающихся людей: Прочитайте ее.

 

Н Т А Е З В Т Ч О Ч К К Г Г Ф

И О К Р В А У Е В Е И А Е Р И

Ч Т Н А И Е М Л Е С Й К О А Я

«Ничто так не развивает ум человеческий, как география».

Мы знаем, что ребенок внимание держит максимум 10 минут, а чтобы заинтересовать его, включить в учебный процесс, использую прием «Завлекалочка»

Суть этого приёма сводится к тому, что перед началом объяснения нового материала учитель приводит детям некий парадоксальный пример, загадку, отрывок из литературного или документального произведения, захватывающие детское воображение.

Хорошо известно, что ничто не привлекает так детское внимание, как нечто удивительное.

Например, зачитываю детям отрывок книги Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Дети заинтересованы, почему Незнайка и его друзья замерзли, поднимаясь на воздушном шаре.

Далее в течение урока предлагаю рассчитать, на какой высоте был воздушный шар, если у одного из героев на носу появились сосульки. Имея в условии, что температура у поверхности Земли была плюс 24 градуса, зная, что температура замерзания воды 0 градусов, а на каждый километр высоты температура понижается на 6 градусов, ребята решают простой математический пример: 24:6=4 км.

 

В старших классах применяю Прием «Ассоциация».

 

Ассоциации могут возникать по различным признакам: цвету, вкусу, форме, звучанию, действию, назначению, количеству.

Уважаемые коллеги, предлагаю почувствовать себя в роли иностранца и описать свои ассоциации о странах, указанных у вас в задании.

- Какие ассоциации у вас возникают при упоминании названной страны?

Приём “Создай паспорт или визитная карточка”

Этот прием я применяю для систематизации, обобщения полученных знаний при составлении обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану.

Пример. При изучении темы : Китайская Народная Республика в 11 классе, можно предложить составить визитную карточку по плану:

Площадь-

Расположение-

Страны

граничащие с КНР-

Государственное устройство-

Численность населения-

Национальный состав КНР-

Плотность населения-

Крупнейшая агломерация-

Интересные места в КНР -

На экран проецируются картинки со странами мира: Италии, Германии, Индии, Японии.

Задание для групп: составить визитную карточку страны и зачитывает свой ответ в виде сплошного текста.

В 6 классе применяю прием «Найди ошибку».

Наиболее уместно использовать данный прием на обобщающих уроках или на уроках подготовки к контрольной работе.

Работая с текстом формируются умения видеть в тексте заданную информацию, что очень важно для формирования метапредметных результатов.

 

Ребятам дается текст с географическими ошибками. Их нужно найти и объяснить.

«История о черепашках-путешественницах

«Гидросфера – это влажная оболочка Земли». Здесь находятся любимые места обитания морских черепашек, которых называют красивым именем – морена. Больше всего эти животные любят плескаться в пресных бессточных озерах вроде Мертвого моря. Летом они собираются большими группами на полуострове Гольфстрим и отправляются на отдых в заросли кораллов, которых всегда в достатке в слабо соленых водах Красного моря. Ближе к осени черепашки начинают путешествовать и нередко заплывают в истоки крупных равнинных рек. Но здесь их поджидает большая опасность – бурное течение этих рек может выбросить путешественниц на камни порогов или вовсе разбить об уступы водопадов. Зимуют же черепашки в горах выше снеговой линии, где круглый год нет снега и льда. А с наступлением весны, когда от вершин горных ледников откалываются айсберги, начинается новое путешествие, но это уже совсем другая история.

Так как вы люди с опытом предлагаю вам текст «Рассказ бывалого моряка»

Вам необходимо найти в письме географические ошибки, подчеркнуть их и посчитать.

По небу плыли белые, легкие кучевые облака, но вдруг полил сильный дождь. Громадная волна цунами то поднимала нас, то бросала в бездну. Вскоре море успокоилось. Наш вахтенный сообщил, что корабль следует по своему курсу, приближаясь к Антарктиде. Ночью яркая Полярная звезда была ориентиром. Увидев остров-вулкан, мы решили выйти на берег и набрать немного пресной воды, но не успели сделать несколько шагов, как увидели белого медведя. Высадившись в другом месте, мы направились к вечнозеленому лесу, в котором нашли родник и набрали пресной воды. Далеко на горизонте виднелись зелено-голубые горы Антарктиды.

 

Прошу ответить, сколько ошибок вы насчитали. А вы? (опрос участников семинара).

При изучении темы «Географические координаты» в 5 классе учащиеся работают с приемом «Одна голова хорошо…».

Этот прием формирует, прежде всего, коммуникативные умения.

Задача – как можно быстрее найти объект. Это задание с элементами соревнования, когда каждой паре учеников дается такое задние, которое быстрее выполнить вдвоем.

Также можно зашифровать какое-либо слово с помощью координат. Учащимся предстоит сначала определить какие города соответствую данным координатам, а потом определить заданное слово.

59

с.ш

. 11

в.д

.                  

О

сло

35

с.ш

. 51

в.д

.                  

Т

егеран

13

ю.ш

.  76

з.д

                

Л

има

52

с.ш

. 105

в.д

.                

И

ркутс

с.ш

.  115

в.д

.                    

Ч

ита

 42

с.ш

78

з.д

.                  

Н

ью-Йорк

46

с.ш

. 75

з.д

.                  

О

ттава

Инопланетяне приближались к Земле на летательном аппарате. Но вдруг что-то случилось с двигателем и командир корабля решил сделать вынужденную посадку, координаты которой 27° с.ш. и 80°з.д. На каком полуострове и в какой стране они высадились? (полуостров Флорида, США)

А на закрепление материала даю такие задания:

1)На большом острове, центральная часть которого расположена на 19°ю.ш. и 47° в.д. водятся самые маленькие полуобезьяны (длина их тела 12 см) По карте определите этот остров. (о.Мадагаскар)

2)Моряки нашли в океане бутылку, в которой была записка. Потерпевшие крушение просили о помощи. Проникшая в бутылке вода уничтожила некоторые буквы и цифры, и вместо точного указания места сохранились только следующие обрывки: 42°…ю. и 173°…д. У остр….Нов… Как называется острова, около которых корабль потерпел крушение? (о-ва Новая Зеландия)

3) Этот остров имеет несколько названий: Рапа-Нуи, Вайгу, но чаще его обозначают другим названием. Как называется этот остров на карте, если его координаты: 27° ю.ш. и 109° з.д. (о.Пасхи в Тихом океане)

4)На 80°с.ш. и 140° в.д. ученые обнаружили новый подводный хребет, который тянется через весь северный полюс к острову Гренландия. Как называется хребет? (Хребет Ломоносова)

Одним из способов поиска новых идей, представляет собой способ решения проблемы или задачи на базе стимулирования творческой активности.

 

Прием «Мозговой штурм» или «Круг идей»

Суть метода — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. 

На уроках географии мы прививаем учащимся любовь к природе, бережное отношение к ней.

- Проблема, где достать елку к Новому году, актуальна и сейчас. И, к сожалению, некоторые достают елку, просто вырубая ее в лесу у шоссе. Убытки огромны? Что делать? Не сторожить же огромные массивы леса?

Подсказка. (Необходимо нарушить вредное действие – вырубку лесов).

Ответ. Например, в Германии решили проблему так: деревья опрыскивают специальным препаратом, запах которого отвратителен. Правда, в холодную погоду он не ощутим. А вот в закрытом и теплом человеческом жилище встречать Новый год придется в противогазе…

Ваши предложения по этому вопросу?

Психологическая разгрузка

В структуре креативного урока важное место занимает отдых, позволяющий снять мыслительное напряжение и повысить эмоциональное состояния ребенка, что непременно повлияет на отношение к изучению материала. Чтобы преодолеть инертность мышления, развивать память проделаем упражнение и заставим работать оба полушария нашего головного мозга: Пальцем правой руки в воздухе все напишем фразу:  «Мы живем в Луганской Народной Республике»

А теперь эту же фразу – левой рукой.

Чтобы учащиеся могли мыслить, рассуждать, я применяю Приём “Связи”.

Даны два объекта, на первый взгляд никак не связанные между собой (объекты выбираются случайным образом, например, с помощью кубика). Построить цепочку объектов и взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось от одного из исходных объектов, а последнее заканчивалось вторым объектом

Пример 1. Древние мудрецы говорили: «Трогая траву, не потревожь звезду...». Согласны ли вы с этим утверждением, можете ли его объяснить... Действительно, в мире все связано со всем, и мы попробуем сейчас это доказать. Назовите два как можно более различных, далеких друг от друга, объекта.

Вулкан – тетрадь.

Наша задача построить цепочку, которая показала бы, как связаны эти два объекта.

Мы будем играть в игру «связи в природе». Для этого нам потребуются два кубика. На каждой грани написано название какого-то природного объекта: солнце, воздух, почва и

т. Бросаем кубики. Дети подбрасывают кубики, на одном выпадает почва, на другом – птица.

Ваша задача – найти связи между этими природными объектами. Кто найдет, к тому переходит ход.

В земле развиваются гусеницы, а птицы их клюют.

Принимается. Бросайте кубики... и т. д.

Самое дорогое место на земле – это родной край, Любить свой край – Значит знать о нём всё! Сейчас мы узнаем, много ли мы знаем о нем.

Прием «Рассуждение»

В этом задании каждое суждение необходимо подтвердить или опровергнуть. Я предлагаю вам поработать с краеведческим материалом. Каждой группе свое задание.

 

1 группа
А)название города Луганск произошло от его расположения на лугу
Б) псевдоним его - Казак Луганский
В)озера Медвежье, Волчье, Боровское – пресные
Г)районный центр от областного центра расположен в 40 км

2 группа
А) область граничит с тремя зарубежными областями
Б) наивысшая точка Луганской области Могила Мечетная с высотой 367 м
В) город на востоке Луганской области, лежит в бассейне Черного моря
Г) область не имеет полноводные реки

3 группа
А) первые залежи угля были найдены в балке Скелевастой
Б) Мергелева гряда расположена неподалеку от села Степановка Перевальского района
В) Старые названия города - Селезневский рудник, поселок Парижской Коммуны
Г) Казимир Мсциховский – не является основателем города

4 группа
А) Северский Донец протекает по территории России и Украины
Б) Терриконы – это горы и по высоте превышают Карпаты
В) Музей города имеет значимые по исторической ценности коллекции
Г) Наш земляк является новатором социалистического соревнования

На этапе закрепления материала можно применить Приём “Толстый и тонкий вопрос”

Этот прием из технологии развития критического мышления, вопрос используется для организации взаимоопроса на этапе закрепления. Он формирует умение:

формулировать вопросы;

у соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Пример. По теме урока "Климат" можно предложить детям задать толстый и тонкий вопрос. Тонкий вопрос. Какие типы климатов вы знаете?

Толстый вопрос. Как связаны рельеф, географическая широта, наличие водных объектов , направление ветров с климатом.

Задание – Составить каждой группе по 3 тонких и 3 толстых вопроса к теме «Географические оболочки Земли»

Прием «Загадочный рисунок»
Найти на рисунке географические объекты

Это: пояс, подошва, хребет, ребро, склон.

Прием «Что это за страна»

Дается описание страны и по ключевым понятиям необходимо определить, ЧТО ЗА СТРАНА?

а) Островное государство, отделено от материка тремя морями.

Горная страна, высокая сейсмичность сочетается с вулканизмом.

Однонациональное государство с самой высокой продолжительностью жизни в мире;

построена самая крупная в мире АЭС. (Япония)

б)Полуостровное государство, относится к числу развивающихся;

по территории занимает седьмое место в мире.

Мировой лидер по запасам радиоактивного сырья: урана и тория.

Типично аграрная страна и вместе с тем – мировой лидер в электронной промышленности и в информационных технологиях.

По поголовью крупного рогатого скота занимает первое место в мире, но скот используется преимущественно в качестве тягловой рабочей силы. (Индия)

С детства нам знакома игра «Пазлы». На ее основе построен прием «Пазлы» - из маленьких фигурок складывается общая картина. Все фрагменты картины неровные, поэтому надо внимательно следить затем, чтобы они совпадали.

При работе с ним у учащихся развиваются многие умения и навыки, они учатся логически размышлять, выстраивать план действий.

Интеллект-карты на уроке географии

Этот прием можно применять при изучении или закреплении темы. Ученики, применяющие этот прием в познавательной деятельности, начинают более свободно выражать свои мысли, мыслить неординарно, легко выявляют взаимосвязи между явлениями и объектами, подходят к проблеме творчески.

При работе с текстовым материалом главная мысль текста помещается в центр. От нее лучами расходятся сюжетные линии, которые обрастают фактами, образами, характерами, настроением. Таким способом представленная информация запоминается быстрее.

Задание: Составить интеллект –карту по теме «Рельеф Земли, «Воды Мирового океана», «Страны на карте мира», «Население мира».

Использование телефонов, гаджетов во время учебного процесса запрещено, но можно и его применить в процессе обучения. Прием «География в телефоне»

Например в 6 классе

На кнопках этого телефона написаны не только цифры, но и буквы. Поскольку последних больше, каждой цифре соответствует несколько букв, и, чтобы получилось, например, слово ЗВОН, нужно нажать кнопки 3,1,5 и еще раз 5. Попробуйте разгадать, названия каких РЕК были
записаны путем нажатия следующих кнопок:

А) 4 3 5 2 - Лена

Б) 4 6 6 8 8 - Иртыш

В) 3 5 4 6 3 4 - Енисей

Г) 5 3 2 2 - Нева

Д) 2 5 3 2 6 - Айдар

Е) 3 5 3 5 6 - Днепр

Ж) 4 2 5 2 - Кама

З) 2 5 4 2 2 - Волга

И) 5 4 6 6 4 6 4 5 4 - Миссисипи

К) 4 5 5 2 5 - Конго

На заключительном этапе «Рефлексия» можно поработать с Таблицей Знаю. Хочу узнать. Узнал

Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии “Вызова” с последующим возвратом к материалам на стадии “Рефлексии”.

Ученикам до начала чтения фронтально предлагается вопрос: “Что вы знаете или думаете о теме нашего занятия?”. Все предлагаемые формулировки записываются в столбик "Знаю" для общего внимания без корректировки и без оценивания.

Затем предлагается вопрос: “Что бы вы хотели узнать?” В столбик "Хочу узнать" записываются и эти формулировки. Записываются сведения, понятия, факты только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Записи остаются на доске до конца занятия.

На стадии “Рефлексии” осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов.

Тема урока: Общая характеристика стран Азии

Знаю

З

Хочу знать

Х

Узнал

У

пески

животные

Заполняется в

течение урока

жарко

растения

мало воды

климат

нет растений

люди

верблюды

-Уважаемые участники! Спасибо за работу, а нам пора подвести итог нашей мастерской.

- Вернёмся к «Новогодней гирлянде». Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-класса.  Определите для себя, оправдались ли они. (Ответы участников) У вас на столах есть смайлики которыми вы можете показать понравился ли вам мастер-класс или нет.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизн