Виды работы на уроках

литературного чтения

«ГБОУ Лицей №124 Г.О. Донецк»

Учитель начальных классов

Скиба В.Н.

2020 год город Донецк

«ЧТЕНИЕ- ЭТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ

ДЕТИ ВИДЯТ И ПОЗНАЮТ МИР

 И САМИХ СЕБЯ»

                В.А.СУХОМЛИНСКИЙ

Много лет подряд, начиная первый урок чтения , я читаю первоклассникам стихотворение Берестова Валентина . Показывая тем самым возможности, которые открываются перед учащимися, как только они овладеют навыком чтения.

Как хорошо уметь читать! 
Не надо к маме приставать, 
Не надо к бабушке идти: 
- Прочти, пожалуйста! Прочти! 
Не надо умолять сестрицу: 
- Ну, почитай еще страницу! 
Не надо звать. 
Не надо ждать. 
А можно взять 
И почитать!


Но к сожалению детей, увлекающихся чтением, всё меньше и меньше. Научившись читать, они тут же теряют интерес к чтению ,и данный урок становится нелюбимым. Да и книга стала редкостью в семье . Книжные магазины покупатели обходят стороной.

ВИДЫ РАБОТЫ  НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

НАУЧИТЬ ЧИТАТЬ- ЭТО ЧИТАТЬ

- ПРАВИЛЬНО;

- ОСОЗНАННО;

- БЕГЛО;

-ВЫРАЗИТЕЛЬНО (ПРОЧУВСТВОВАТЬ)

Чем разнообразнее формы организации деятельности обучающихся на уроках, тем интереснее им включаться в образовательный процесс, тем эффективнее происходит усвоение школьниками новых знаний и отработка универсальных учебных действий.

Существует множество видов деятельности обучающихся на уроке. Использование лишь некоторых, наиболее привычных, отработанных снижает мотивацию детей к приобретению новых знаний и качество обучения в целом. 

Каким же мастерством должен обладать педагог, чтобы не только заинтересовать учащихся, но и развивать его от урока к уроку, от класса в класс. В наше время достаточно примитивными звучат слова учителя: «Читай дальше…Читай громче… Прочитай ещё раз…»

Как же можно привить любовь к чтению? Какие методы и приёмы использовать?

Я хочу поделиться с вами видами работ над текстом , которые применяю на практике в своей педагогической деятельности.

Чтение цепочкой.

Чтение отрывка соответствующего иллюстрациям к данному тексту.

Выборочное чтении.

Чтение самого интересного (по мнению учащегося) отрывка.

Чтение на скорость.

Чтение отрывка или предложения указывающего на главную мысль текста.

Инсценированное чтение.

Чтение с подбором разных интонаций.(строго, радостно, печально, с мольбой, пренебрежительно и т.д.)

Конкурсное чтение.

Нахождение и чтение в тексте самого длинного или самого короткого предложения.

Чтение –описание природы, героя и т.д.

Чтение текста расположив учебник наоборот(вверх тормашками)

Чтение текста с использование интерактивной доски с анимациями например: «пишущая машинка»,

Использование на уроках литературного чтения описанных выше видов работы над текстом влияет на развитие интереса к чтению и книге, овладение осознанным чтением, развитие эмоциональной отзывчивости, понимание духовной сущности произведения.

Предлагаю Вам примерный перечень видов деятельности обучающихся на уроках литературного чтения.

 Виды работы учителя и обучающихся на уроках литературного чтения

Особенностью данных уроков является то, что на них организуется работа обучающихся с текстами различных литературных жанров, которая выстраивается по определенному алгоритму:

— этап предварительной дотекстовой работы - актуализация читательского опыта, повторение пройденного материала по данной теме или произведений данного автора, тренировочные упражнения, направленные на совершенствование навыка чтения;
— этап первичного знакомства с текстом - целостное восприятие произведения (общее эмоциональное восприятие последовательности событий и действующих персонажей, эпохи, места и т. д.);
— детализированная работа с текстом - анализ содержания произведения;
— "послетекстовый" этап - обобщение прочитанного.

Виды деятельности обучающихся на уроках литературного чтения трудно строго разделить по соответствию конкретному этапу. Задача учителя - творчески подойти к подбору наиболее подходящих видов работы, адаптировать их под конкретное произведение и уровень подготовки класса.

Использование перечисленных видов деятельности позволит значительно обогатить устную и письменную речь обучающихся, развить возможности эмоционального восприятия детьми окружающего мира.

Примерный перечень видов деятельности обучающихся на уроке

 

литературного чтения

Виды деятельности обучающихся на этапе предварительной "дотекстовой" работы:

1. Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.
2. Просмотр видеоряда по теме произведения (документальные кадры о времени, в которое происходят описываемые события, отрывки из художественных фильмов и мультфильмов по теме литературного произведения и т. д.).
3. Рассматривание выставки книг (автора или по тематике), прослушивание рассказа учителя выставке.
4. Прослушивание рассказа учителя или заранее подготовленных обучающихся по теме урока (биография автора, отрывки из ранее изученных произведений автора и т. д.).
5. Чтение выписанных учителем из текста сложных для чтения или понимания слов.
6. Чтение ключевых слов текста с построением предположений о теме или событиях произведения.
7. Выполнение артикуляционных упражнений.
8. Отгадывание загадок, обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок. 

Виды деятельности обучающихся на этапе первичного знакомства с текстом:

 1. Чтение текста литературного произведения про себя.

 2. Чтение текста вслух.

 3. Чтение текста вполголоса.

 4. Поочередное чтение текста в парах.

 5. Прослушивание чтения текста учителем.

 6. Чтение текста цепочкой по предложению, по абзацу.

Виды деятельности обучающихся на этапе детализированной работы с текстом:

 1. Выборочное чтение отрывков литературного произведения по заданию учителя.

 2. Чтение текста и установление правды и вымысла в нем.

 3. Чтение текста с комментарием и беседой.

 4. Выразительное чтение текста, заранее подготовленное дома.

 5. Чтение текста с сокращением (обучающиеся не читают предложения или слова, которые можно опустить). Подготовка к краткому пересказу.

 6. Чтение самого красивого (понравившегося) места в тексте.

 7. Комбинированное чтение (попеременное чтение учителем, обучающимися хором).

 8. Нахождение предложения, отрывка по озвученному учителем или обучающимся началу или концу предложения или отрывка.

 9. Чтение "с прибавлением". Дети читают незнакомый отрывок текста ровно одну минуту, самостоятельно делают пометку там, где закончили. Далее, после работы с текстом, в конце урока, прочитывают тот же отрывок текста так же в течение одной минуты, ставят новую метку. Подсчитывают количество "прибавленных" слов.

10. Чтение отрывка текста, которому соответствует пословица.

11. Нахождение в тексте предложения, с помощью которого можно исправить допущенную в рассуждениях ошибку.

12. Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста.

13. Чтение текста, пометка непонятных слов.

14. Чтение текста и составление пословиц из слов, которые в нем встречаются.

15. Чтение текста, изображение схемы, описывающей взаимосвязи главного героя произведения с другими героями. Выделение красной стрелкой тех, к кому герой произведения хорошо относился, а синей - кого не любил.

16. Чтение текста и заполнение таблиц словами из текста (например, выписывание существительных, прилагательных, глаголов, соответствующих определенным требованиям).

17. Чтение текста и составление "карты перемещений героя" (выписывание всех мест, в которых он побывал).

18. Чтение текста и выделение ключевых слов абзаца, ключевого смыслового отрывка всего текста.

19. Чтение текста, нахождение отрывка, наиболее подходящего в качестве описания к иллюстрации.

20. Подробный анализ иллюстрации к произведению (обсуждение обстановки, настроения, позы, мимики и жестов героев и т. д.).

21. Создание иллюстрации к литературному произведению с указанием цитаты из него.

22. Чтение литературного произведения и рисование обложки книги.

23. Чтение текста и соотнесение представленных учителем рисунков с порядком событий, описанных в произведении.

24. Самостоятельная постановка вопросов по содержанию прочитанного литературного произведения.

25. Самостоятельная постановка вопросов к автору литературного произведения.

26. Самостоятельная постановка вопросов к персонажу литературного произведения.

27. Нахождение в тексте отрывка, который помог бы ответить на поставленный вопрос.

28. Чтение отрывка из литературного произведения и подбор звукового оформления к нему.

29. Чтение текста по ролям.

30. Нахождении отрывка литературного произведения, который можно прочитать с указанным настроением (презрительно, строго, радостно, весело, печально, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой и т. д.).

31. Нахождение в тексте и чтение предложений с восклицательным или вопросительным знаками, запятой, многоточием и т. д.

32. Выразительное чтение отрывка из текста.

33. Чтение по ролям диалога героев литературного произведения, с исключением слов автора.

34. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов и мимики.

35. "Живая картинка" (один ученик читает текст, другой мимикой реагирует на услышанное).

36. Нахождение в тексте и чтение слов, предложений, которые по смыслу нужно читать громко, тихо, быстро или медленно.

37. Чтение стихотворения, расстановка пауз.

38. Чтение стихотворения цепочкой, каждый чтец заканчивает на паузе.

39. Чтение предложений с расстановкой знаков препинания.

40. Чтение текста голосом героя.

41. Чтение текста и выделение слов и выражений, которые придают тексту торжественность.

42. Выразительное чтение небольшого отрывка текста прозы наизусть.

43. Выразительное чтение стихотворения наизусть.

44. Чтение литературного произведения по готовому плану.

45. Чтение, деление текста или отрывка литературного произведения на смысловые части.

46. Составление плана (цитатного, картинного, обычного) литературного произведения.

47. Чтение литературного произведения, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).

48. Полный точный пересказ литературного произведения (крайне редко).

49. Краткий пересказ литературного произведения.

50. Подробный пересказ литературного произведения.

51. Выборочный пересказ отрывка из литературного произведения в соответствии с заданием (понравившийся, объясняющий что-то).

52. Творческий пересказ литературного произведения (изменение лица рассказчика).

53. Пересказ литературного произведения по цепочке (по предложению).

54. Самостоятельный выборочный пересказ литературного произведения по заданию:

 • описание природы перед грозой;

• жилища;

• состояния персонажа.

55. Чтение стихотворения и пересказ его прозой.
56. Нахождение в литературном произведении образных высказываний (слов, описаний, фраз).
57. Нахождение в тексте самого длинного слова, самого короткого слова.
58. Нахождение в тексте слов на указанную орфограмму.
59. Нахождение в тексте двух-, трех-, четырехсложных слов.
60. Нахождение в тексте и чтение сочетаний:

• существительное и прилагательное;
• существительное и глагол;
• местоимение и глагол (либо наоборот).

61. Чтение и подбор из текста слов-признаков.

62. Нахождение в тексте однокоренных слов, синонимов, антонимов, омонимов и т. д.

63. Нахождение в тексте предложений, подходящих к определенным схемам. Например, с однородными сказуемыми или сложных предложений.

64. Объяснение постановки знаков препинания в предложении.

65. Создание характеристики героя литературного произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

66. "Интервью"с полюбившимся персонажем произведения.

67. Чтение и определение категории персонажей литературного произведения:

 • положительные;

 • отрицательные;

 • нейтральные;

 • герои-помощники.

68. Сравнение персонажей разных литературных произведений, обладающих схожими чертами, судьбами, обстоятельствами.

69. Чтение литературного произведения и словесное рисование картины, иллюстрирующей его.

70. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет героя литературного произведения.

71. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль литературного произведения.

72. Нахождение и чтение предложений, которые стали поговорками.

73. Нахождение в тексте выводов по той или иной теме, проблеме, общей идеи литературного произведения.

74. Установление в процессе чтения литературного произведения причинно-следственных связей.

75. Подбор литературному произведению подходящего названия.

76. Чтение отрывка из текста и распознавание автора слов, хозяина предмета и т. д.

77. Чтение предложения из литературного произведения, изменение порядка слов в предложении.

78. Чтение литературного произведения и определение его жанра.

79Чтение литературного произведения и нахождение в нем слов, которые, на взгляд ученика, устарели.

80. Чтение литературного произведения и нахождение в тексте:

 • эпитетов;

 • сравнений;

 • олицетворений;

 • метафор и т. д.

81. Нахождение в литературном произведении и изучение фразеологических оборотов.

82. Чтение литературного произведения и нахождение завязки, кульминации, развязки сюжета.

83. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению словам, записанным на доске.

84. Чтение в литературном произведении слов, к которым даны сноски.

85. Нахождение в литературном произведении и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.

86. Чтение литературного произведения с выписыванием слов на заданную тему. Например, погода: гроза, зима, дождь.

87. Чтение литературного произведения и объяснение одним предложением значение слова (определение понятия).

88. Чтение литературного произведения и дописывание предложений словами из текста.

89. Чтение литературного произведения и вписывание в предложения с пропусками подходящих по смыслу слов.

90. Работа со словарями (толковый, синонимов, антонимов, иностранных слов и др.). 

Виды деятельности обучающихся на этапе обобщения изученного произведения:

1. Конкурсное чтение стихотворений.

2. Выполнение тестовых заданий к тексту литературного произведения.

3. Инсценирование (драматизация).

4. Чтение литературного произведения, придумывание продолжения или предыстории рассказа.

5. Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

6. Создание репортажа с места главного события литературного произведения.

7. Чтение и разгадывание (составление) кроссворда по тексту литературного произведения.

8. Создание коллективной работы по разделу. Например, дети находят произведения об осени, в которых указаны цвета, записывают эти произведения или отрывки из них на листе бумаги, предварительно раскрасив лист бумаги этим цветом.

9. Издание газет, журналов, где используются результаты творчества детей (заметки, интервью, рецензии, сочинения, стихотворения, сказки, рисунки, ребусы, головоломки, кроссворды и др.).

10.Составление отзыва о прочитанном литературном произведении.


Примерный перечень музыкальных произведений, используемых в ходе работы на уроках литературного чтения при изучении пейзажной лирики в начальной школе

Лирическое стихотворение

 

Произведение живописи

 

Музыкальное произведение

 

Осень

A.C. Пушкин:

♦ "Уж небо осенью дышало";

♦ "Осень";

♦ "Унылая пора! Очей              очарованье!"

С.Я. Маршак:

♦ "Дождь".

Ф.И.Тютчев:

♦ "Есть в осени первоначальной... "

Н.А. Некрасов:

♦ "Славная осень, здоровый ядреный...".

М.Ю. Лермонтов:

♦ "Осень".

А.А. Фет:

♦ Ласточки пропали.

Е.А. Баратынский:

♦ "Осень".

И.И. Бунин:

♦ "Листопад".

С.А. Есенин:

♦ "Нивы сжаты, рощи голы..."

В.А. Серов:

♦ "Осенний вечер";

♦ "Октябрь".

В.Д. Поленов:

♦ "Осень в Абрамцеве";

♦ "Золотая осень”.

А.И.       Куинджи:

♦ "Забытая деревня".

♦ "Осенняя распутица".

Ф.А. Васильев:

♦ "Перед дождем";

♦ “Деревня".

И.И. Левитан:

♦ "Золотая осень".

М.К. Клодт:

♦ "Большая дорога осенью".

 

 

П.И. Чайковский:

♦ 

цикл "Времена года":

— "Август. Жатва";

— "Сентябрь. Охота”;

— "Октябрь. Осенняя песня";

— "Ноябрь. На тройке". 

К. Сен-Санс:

♦ "Умирающий лебедь".

А. Вивальди:

♦ "Осень".

П. Владигеров:

♦ "Осенняя элегия”.

А.С. Даргомыжский:

♦ "Буря мглою небо кроет".

А.В. Александров:

♦ "Унылая пора! Очей очарованье".

М.К. Огинский:

♦ "Прощание с Родиной"

Зима

А.С. Пушкин:

♦ "Зимний вечер";

♦ "Зимнее утро";

♦ "Опрятней модного паркета...";

♦ "Зимняя дорога";

♦ "Вот север, тучи нагоняя...";

♦ "В тот год осенняя погода...".

С.А. Есенин:

♦ "Береза";

♦ "Пороша";

♦ "Поет зима - аукает".

С.Я. Маршак:

♦ "Белая страница".

И.С. Никитин:

♦ "Встреча зимы".

Н.А. Некрасов:

♦ "Не ветер бушует над бором..."

И.А. Бунин:

♦ "Первый снег"

И.И. Шишкин:

♦ "Лес под снегом";

♦ "Зима".

А.И. Куинджи:

♦ "Солнечные пятна на инее”.

А.А. Пластов:

♦ "Первый снег".

С.В. Герасимов:

♦ "Зима".

Н.В. Мещерин:

♦ “Сосны под снегом"

П.И. Чайковский:

♦ 

Цикл "Времена года":

— "Декабрь. Святки";

— "Январь. У камелька";

— "Февраль. Масленица";

♦ "Мелодия";

♦ "Зимние грезы" ("Грезы зимней дороги").

 P.M. Глиэр:

♦ "3има".

А.А. Алябьев:

♦ "Зимняя дорога".

А. Вивальди:

♦ "Зима".

Г.В. Свиридов:

♦ "Поет зима"

Весна, лето

А.С. Пушкин:

♦ "Гонимы вешними лучами".

Ф.И. Тютчев:

♦ "Весенние воды";

♦ "Весенняя гроза";

♦ “Зима недаром злится".

А.А. Блок:

♦ "На лугу".

А.К. Толстой:

♦ "Вот уж снег последний в поле тает”.

А.Н.Майков:

♦ "Ласточка примчалась..."

В.А.Жуковский:

♦ "Жаворонок".

С.Я.Маршак:

♦ "Ледоход";

♦ "Ландыш".

С.А. Есенин:

♦ "Черемуха".

А. Прокофьев:

♦ "Люблю березку русскую".

Н.А. Некрасов:

♦ "Зеленый шум"

И.И. Левитан:

♦ "Март";

♦ "Весна. Большая вода";

♦ "Березовая роща".

А.И. Куинджи:

♦ "Березовая роща";

♦ "Лес".

Ф.А. Васильев:

♦ "Оттепель";

♦ "Мокрый луг".

В.К. Вялыницкий-Бируля:

♦ "Вешние воды";

♦ "В начале весны".

В.Н. Бакшеев:

♦ "Голубая весна"

А.М. Грицай:

♦ “Первая зелень. Стадо".

А.М. Герасимов:

♦ "После дождя".

В.В. Герасимов:

♦ "Лед прошел".

П.И. Петровичев:

♦ "Ледоход на Волге".

М.В. Нестеров:

♦ "Видение отроку Варфоломею".

А.А. Рылов:

♦ "Зеленый шум"

П.И. Чайковский:

♦ 

Цикл "Времена года":

— "Март. Песня жаворонка"; — "Апрель. Подснежник”;

— "Май. Белые ночи";

— "Июнь. Баркарола";

—"Июль. Песня косаря";

♦ "Вальс цветов".

Г.М. Римский-Корсаков:

♦ "Приход весны";

♦ «Шмель»,

А. Вивальди:

♦ “Лето.Гроза".

 

А теперь хочу поделиться с вами своими видами работ ,которые использую на уроках литературного чтения.
 

В каждом классе я веду поэтапное обучение работы с текстом.

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

-Практическое отличие текста от набора предложений.

-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.

-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

-Озаглавливание текста (подбор заголовков).

-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

2 класс - обучение детей работать с текстом:

- смысловое чтение;

- владение пересказом разного вида;

- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);

- характеристика героев и их поступков.

-Подбор антонимов и синонимов к словам.

3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:

- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);

- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;

- выделение главной и второстепенной информации;

- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);

- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;

- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;

-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.

Спасибо за внимание!!!

Притча о пользе чтения

Жил один человек, который очень любил читать. Целыми днями он занимался этим делом, впитывая книжку за книжкой, и прочитал их больше тысячи. Но однажды, по часам провидения пришло его время, и явился к нему ангел смерти, перебив сладкий сон. Ангел сказал ему, что пришло его время проститься с этим миром, что дни его сочтены и теперь он нужен наверху.

— Ты был хорошим человеком, — сказал ангел, — поэтому и смерть твоя будет простой и лёгкой. Дай мне свою руку, и ты с лёгкостью покинешь своё тело.

— Погоди, ангел, — сказал ему человек, медленно протягивая руку, — не торопись умерщвлять моё тело.

— Не волнуйся, твоё тело заснёт вечным сном, а душа твоя престанет перед Господом Богом нашим всевышним. И твоя дальнейшая судьба будет уже в его руках.

— Погоди, ангел, — повторил человек, — поручись мне, пожалуйста, дорогой мой, что с телом моим ничего не случится до самого утра. Потому что я ещё вернусь к нему, ведь не все дела я здесь ещё завершил.

Ангел с удивлением поручился и повёл его по незримым ступеням на небеса. Передав душу Господу, ангел улетел по своим делам. А Бог начал свой допрос, которому подвергается каждая душа, чтобы выяснить, где ей место: в раю или в очищающем огне.

Спустя некоторое время Бог вызвал того же ангела смерти и велел ему проводить душу человека обратно. Сказал при этом лишь, что произошли кое-какие изменения. Ангел же, не посмев выказать любопытства, покорно исполнил волю Господа. С большим удивлением он спросил воскресшего человека:

— О чём же вы говорили со Всевышним, что он решил дать тебе ещё десять лет? Ведь такого ещё никогда не было.

— Я думаю, — ответил воскресший, — что он сам тебе всё расскажет. И ещё я думаю, что это не последние десять лет, которые он мне дал.

Не удержавшись, ангел всё же спросил у Бога об этой ситуации. На что Бог ему ответил:

— Наши нынешние создания стали мало читать, а соответственно неумело разговаривать. Общаясь с этим человеком, я просто наслаждался, слушая его речь. Поскольку я давно не слышал красноречия от своих созданий, то очень удивился, и более того, даже возгордился за своё создание. А когда я спросил, чего он хочет за принесённую мне радость, он ответил: «Я хочу обрадовать тебя ещё больше, показав, что твоё создание может говорить ещё краше. Но для этого мне нужно прочитать ещё тысячу книг, а для этого, прошу у тебя ещё десять лет жизни».