Использование проектной деятельности для развития связной речи и познавательной активности у детей дошкольного возраста с ОНР.
Т.А. Коновалова
г. Барнаул Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 67».
У детей с общим недоразвитием речи сниженный эмоциональный фон восприятия, низкая познавательная активность, несформированность эмоциональной лексики, низкий уровень экологических знаний, скудный словарный запас. В работе с такой категорией детей возникла идея работы над экологическими сказками в роли проектной деятельности. Экологическая сказка является педагогическим жанром, выполняющим для ребенка роль учителя, помогает формировать систему достоверных знаний о природе, элементарные нормы экологически правильного поведения в природе.
Детям с ОНР экологическая сказка необходима для автоматизации звуков в речи. Сказка помогает замечать не правильное произношение, исправлять его в шутке, игре, в непринужденной обстановке, в привычной детям среде. Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где, как не в сказках, играх – драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь.
Нравственные заповеди лучше усваиваются не через прямые наставления, а через сказку, которая дает возможность окунуться в особый свойственный только детям взгляд на мри, запечатленный в слове. Помогает формировать умение слушать и слышать.
А.М. Виноградова считает, что в момент слушания сказки у ребенка активизируются механизмы, отвечающие за опережающее восприятие: додумывание и воображаемое дорисовывание образов и ситуаций, освоение приемов фантазирования: оживления, увеличения – уменьшения и т. д. Чтение и восприятие сказки предполагает совместную деятельность взрослого и ребенка. Через сюжет экологической сказки взрослый может показать ребенку его способности и возможность влиять на различные жизненные обстоятельства.
Исследователи отмечают, что экологическая сказка вводит ребенка в особый мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий, помогает познавать мир не только умом, но и сердцем, выразить свое отношение к добру и злу. Чтение, рассматривание иллюстраций, драматизация сказок помогают не просто закрепить материал темы, но и оживить его, сделать наглядным красочным, легко запоминающимся. Сказки помогают убрать из экологического обучения излишний дидактизм, сухой назидательный тон, избежать скуки на занятии. Для этой цели используем фольклорные сказки, литературные сказки и сказки современных писателей.
Безусловно, важны и язык сказок, и яркость образов, увлекательность сюжета, юмор – одним словом, все само ценное и выразительное, что отличает сказку как основной жанр детской литературы. Особый интерес дети с ОНР проявляют к совместному с воспитателем сочинению сказок о природе: «Лесные истории», «Зайчонок зимой». Сам процесс сочинения сказок – очень увлекательное и поучительное занятие. Экологические сказки собственного сочинения способствуют развитию связной речи, закреплению знаний о природе, природоохранных правилах в игровой форме.
В сказках дети отражают полученные знания о взаимосвязях в природе, делятся собственным опытом взаимодействия с живыми существами, передают свое отношение к ним. Тем самым их экологические представления становятся более осознанными. В содержании некоторых сказок отражаются природные явления, жизнь растений и животных в разные сезоны. Для этого подойдут сказки – путешествия, где в роли главных героев выступают одушевленные Солнышко, Ручеек и т. д. Животные в экологических сказках рассказывают о своей жизни, характерных чертах. И конечно, в сказках собственного сочинения добро всегда побеждает зло.
Поддержанию интереса к наблюдениям в природе, сочинению экологических сказок способствует разработка проектов.
Проект.
Тема: Зеленые питомцы.
Тип проекта: долгосрочный, фронтальный, практико – ориентированный.
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Проблема: Осознание ценности растений для людей (пища, красота, здоровье, жизнь)
Предмет исследования: семена цветов (бархатцы, петунья, флоксы) и овощей (укроп, петрушка, лук, кабачки, тыква).
Актуальность: У детей с общим недоразвитием речи значительно отстает от нормы словарный запас как количественно, так и качественно, дети в недостаточной степени имеют представление об овощах садовых цветах, о том, где и как они растут, как за ними ухаживать и т. д. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и глаголы. Рассказы детей недостаточно полны, последовательны, состоят в основном из простых предложений и бедны эпитетами. Задания, сопряженные с рассуждениями, умозаключениями и опосредованными выводами вызывают у детей серьезные затруднения.
Участие детей в проекте «Зеленые питомцы» позволит максимально обогатить знания и представления детей об овощах и цветах, их свойствах, развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.
Цель:
Закрепить у детей представление о культурных растениях, подвести к пониманию особого отношения людей к растениям, которые они выращивают.
Познакомить с интересными представителями мира растений, с особенностями их роста и развития.
Задачи:
Развитие познавательных способностей детей в практической деятельности (в «огороде»).
Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы: подбор семян; создание условий для жизни и роста растений; приобретение необходимых знаний об уходе за выбранными растениями.
Воспитание бережного отношения к живой природе.
Подведение детей к пониманию того, что они являются частью живой природы, жителями планеты Земля.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
- Беседа «Зачем человеку нужны овощи?»
- Занятие «Цветы – украшение земли».
- Чтение произведений художественной литературы по теме.
Основной этап.
- Рассматривание семян овощей и цветов, посадка их в огороде на окне.
- Наблюдение за прорастанием семян (проведение опыта).
- Уход за рассадой (проведение опыта).
- Трудовой десант «Высадка рассады»
- Просмотр мультфильма (из сборника «Смешарики» «Некультурный» о сорняках).
- Трудовая деятельность «Уходите сорняки».
- Сочинение сказок об овощах
Заключительный этап.
- Оформление газеты со сказками «Удивительные овощи».
Ожидаемый результат:
- Понимание важности растений для жизни человека.
- Получение положительного эмоционального отклика от общения с растениями.
- Повышение самооценки детей, гордость за свой труд, за полученный урожай.
Специалисты (ученые, педагоги, писатели, воспитатели) по отношению к экологической сказке занимают разные позиции. Одни пишут сказки сами. Другие ищут экологическое содержание в уже написанных, Третьи знакомят с многочисленными вариантами использования экологической сказки в воспитательной и образовательной деятельности. Четвертые учат сочинять сказки и взрослых, и детей.
Но все безоговорочно сходятся в одном – экологическая сказка необходима. Она зачислена в арсенал самых эффективных средств, способствующих экологическому воспитанию и развитию связной речи у детей, особенно дошкольного возраста.
Работая в течение двух лет над экологическими сказками с детьми с ОНР виден следующий результат: у детей увеличился словарный запас, они научились излагать свои мысли, стали более эмоциональны, отзывчивы, внимательны к чужой проблеме.