* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

Использование проектной деятельности для развития связной речи и познавательной активности у детей дошкольного возраста с ОНР.

Т.А. Коновалова

г. Барнаул Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 67».

У детей с общим недоразвитием речи сниженный эмоциональный фон восприятия, низкая познавательная активность, несформированность эмоциональной лексики, низкий уровень экологических знаний, скудный словарный запас. В работе с такой категорией детей возникла идея работы над экологическими сказками в роли проектной деятельности. Экологическая сказка является педагогическим жанром, выполняющим для ребенка роль учителя, помогает формировать систему достоверных знаний о природе, элементарные нормы экологически правильного поведения в природе.

Детям с ОНР экологическая сказка необходима для автоматизации звуков в речи. Сказка помогает замечать не правильное произношение, исправлять его в шутке, игре, в непринужденной обстановке, в привычной детям среде. Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где, как не в сказках, играх – драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь.

Нравственные заповеди лучше усваиваются не через прямые наставления, а через сказку, которая дает возможность окунуться в особый свойственный только детям взгляд на мри, запечатленный в слове. Помогает формировать умение слушать и слышать.

А.М. Виноградова считает, что в момент слушания сказки у ребенка активизируются механизмы, отвечающие за опережающее восприятие: додумывание и воображаемое дорисовывание образов и ситуаций, освоение приемов фантазирования: оживления, увеличения – уменьшения и т. д. Чтение и восприятие сказки предполагает совместную деятельность взрослого и ребенка. Через сюжет экологической сказки взрослый может показать ребенку его способности и возможность влиять на различные жизненные обстоятельства.

Исследователи отмечают, что экологическая сказка вводит ребенка в особый мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий, помогает познавать мир не только умом, но и сердцем, выразить свое отношение к добру и злу. Чтение, рассматривание иллюстраций, драматизация сказок помогают не просто закрепить материал темы, но и оживить его, сделать наглядным красочным, легко запоминающимся. Сказки помогают убрать из экологического обучения излишний дидактизм, сухой назидательный тон, избежать скуки на занятии. Для этой цели используем фольклорные сказки, литературные сказки и сказки современных писателей.

Безусловно, важны и язык сказок, и яркость образов, увлекательность сюжета, юмор – одним словом, все само ценное и выразительное, что отличает сказку как основной жанр детской литературы. Особый интерес дети с ОНР проявляют к совместному с воспитателем сочинению сказок о природе: «Лесные истории», «Зайчонок зимой». Сам процесс сочинения сказок – очень увлекательное и поучительное занятие. Экологические сказки собственного сочинения способствуют развитию связной речи, закреплению знаний о природе, природоохранных правилах в игровой форме.

В сказках дети отражают полученные знания о взаимосвязях в природе, делятся собственным опытом взаимодействия с живыми существами, передают свое отношение к ним. Тем самым их экологические представления становятся более осознанными. В содержании некоторых сказок отражаются природные явления, жизнь растений и животных в разные сезоны. Для этого подойдут сказки – путешествия, где в роли главных героев выступают одушевленные Солнышко, Ручеек и т. д. Животные в экологических сказках рассказывают о своей жизни, характерных чертах. И конечно, в сказках собственного сочинения добро всегда побеждает зло.

Поддержанию интереса к наблюдениям в природе, сочинению экологических сказок способствует разработка проектов.

Проект.

Тема: Зеленые питомцы.

Тип проекта: долгосрочный, фронтальный, практико – ориентированный.

Возраст детей: 5 – 6 лет.

Проблема: Осознание ценности растений для людей (пища, красота, здоровье, жизнь)

Предмет исследования: семена цветов (бархатцы, петунья, флоксы) и овощей (укроп, петрушка, лук, кабачки, тыква).

Актуальность: У детей с общим недоразвитием речи значительно отстает от нормы словарный запас как количественно, так и качественно, дети в недостаточной степени имеют представление об овощах садовых цветах, о том, где и как они растут, как за ними ухаживать и т. д. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и глаголы. Рассказы детей недостаточно полны, последовательны, состоят в основном из простых предложений и бедны эпитетами. Задания, сопряженные с рассуждениями, умозаключениями и опосредованными выводами вызывают у детей серьезные затруднения.

Участие детей в проекте «Зеленые питомцы» позволит максимально обогатить знания и представления детей об овощах и цветах, их свойствах, развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.

Цель:

Закрепить у детей представление о культурных растениях, подвести к пониманию особого отношения людей к растениям, которые они выращивают.

Познакомить с интересными представителями мира растений, с особенностями их роста и развития.

Задачи:

Развитие познавательных способностей детей в практической деятельности (в «огороде»).

Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы: подбор семян; создание условий для жизни и роста растений; приобретение необходимых знаний об уходе за выбранными растениями.

Воспитание бережного отношения к живой природе.

Подведение детей к пониманию того, что они являются частью живой природы, жителями планеты Земля.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап.

- Беседа «Зачем человеку нужны овощи?»

- Занятие «Цветы – украшение земли».

- Чтение произведений художественной литературы по теме.

Основной этап.

- Рассматривание семян овощей и цветов, посадка их в огороде на окне.

- Наблюдение за прорастанием семян (проведение опыта).

- Уход за рассадой (проведение опыта).

- Трудовой десант «Высадка рассады»

- Просмотр мультфильма (из сборника «Смешарики» «Некультурный» о сорняках).

- Трудовая деятельность «Уходите сорняки».

- Сочинение сказок об овощах

Заключительный этап.

- Оформление газеты со сказками «Удивительные овощи».

Ожидаемый результат:

- Понимание важности растений для жизни человека.

- Получение положительного эмоционального отклика от общения с растениями.

- Повышение самооценки детей, гордость за свой труд, за полученный урожай.

Специалисты (ученые, педагоги, писатели, воспитатели) по отношению к экологической сказке занимают разные позиции. Одни пишут сказки сами. Другие ищут экологическое содержание в уже написанных, Третьи знакомят с многочисленными вариантами использования экологической сказки в воспитательной и образовательной деятельности. Четвертые учат сочинять сказки и взрослых, и детей.

Но все безоговорочно сходятся в одном – экологическая сказка необходима. Она зачислена в арсенал самых эффективных средств, способствующих экологическому воспитанию и развитию связной речи у детей, особенно дошкольного возраста.

Работая в течение двух лет над экологическими сказками с детьми с ОНР виден следующий результат: у детей увеличился словарный запас, они научились излагать свои мысли, стали более эмоциональны, отзывчивы, внимательны к чужой проблеме.