«Использование робомяча в практике педагога с дошкольниками с ОВЗ»
Здравствуйте.
1)Данную презентацию хотелось бы начать со знакомства с категорией детей, с которыми мы работаем. Это очень важный фактор, так как мы работаем не с обычными детьми, а с дошкольниками с ОВЗ, УО, синдромом Дауна, Аутизмом, синдромом Ангельмана.
Безусловно, не каждый из вас имел возможность общения с такими детками, поэтому мы бы хотели вкратце описать данные случаи.
Синдром Ангельмана — обусловленная генетической аномалией патология, характеризующаяся такими признаками, как задержка психического развития, нарушения сна, припадки, хаотические движения (особенно рук), частый смех или улыбки. Также эту болезнь называют «синдром Петрушки» или «синдром счастливой куклы»
Для синдрома Ангельмана характерны:
В 75 % случаев — проблемы с питанием, особенно с грудным вскармливанием, такие младенцы плохо набирают вес;
задержка в развитии навыков общей моторики (умение сидеть, ходить);
задержка речевого развития, неразвитая речь (у всех детей);
дети больше понимают, чем могут сказать или выразить;
дефицит внимания и
гиперактивность
;
сложности с обучением;
эпилепсия
(в 80 % случаев), нарушения выявляются также при
электроэнцефалографии
; считается, что у детей с синдромом
Ангельмана
наблюдается вторичная (симптоматическая) эпилепсия;
необычные движения (мелкий
тремор
, хаотические движения конечностей);
частый смех без повода;
ходьба на негнущихся ногах — из-за этой особенности детей с данным синдромом иногда сравнивали с
марионетками
;
размер головы меньше среднего, нередко с уплощением затылка;
иногда характерные черты лица — широкий рот, редко расположенные зубы, выдающийся вперёд подбородок, высунутый язык;
нарушения сна;
страбизм
(косоглазие) в 40 % случаев;
сколиоз
(искривление позвоночника) в 10 % случаев;
повышенная чувствительность к высокой температуре.
Синдро́м Да́уна (трисоми́я по хромосоме 21) — одна из форм геномной патологии, при которой чаще всего кариотип представлен 47 хромосомами вместо нормальных 46, поскольку хромосомы 21-й пары, вместо нормальных двух, представлены тремя копиями (см. также плоидность).
Когнитивные и физические проявления варьируются от лёгких до тяжёлых.
Характерные черты, обычно сопутствующие синдрому Дауна
Обычно синдрому Дауна сопутствуют следующие внешние признаки (согласно данным из брошюры центра «Даунсайд Ап»):
«плоское лицо» — 90 %
брахицефалия
(аномальное укорочение черепа) — 81 %
кожная складка на шее у новорожденных — 81 %
эпикантус
(вертикальная кожная складка, прикрывающая медиальный угол глазной щели) — 80 %
гиперподвижность
суставов — 80 %
мышечная гипотония
— 80 %
плоский затылок — 78 %
короткие конечности — 70 %
брахимезофалангия
(укорочение всех пальцев за счёт недоразвития средних фаланг) — 70 %
катаракта
в возрасте старше 8 лет — 66 %
открытый рот (в связи с низким тонусом мышц и особым строением нёба) — 65 %
зубные аномалии — 65 %
клинодактилия
5-го пальца (искривлённый мизинец) — 60 %
аркообразное
нёбо
— 58 %
плоская переносица — 52 %
бороздчатый
язык
— 50 %
поперечная ладонная складка
(называемая также «обезьяньей») — 45 %
короткая широкая шея — 45 %
ВПС (
врождённый порок сердца
) — 40 %
короткий нос — 40 %
страбизм
(
косоглазие
) — 29 %
деформация грудной клетки,
килевидная
или воронкообразная — 27 %
пигментные пятна по краю радужки =
пятна
Брушфильда
— 19 %
эписиндром
— 8 %
стеноз
или
атрезия
двенадцатиперстной кишки — 8 %
врождённый
лейкоз
— 8 %.
Аутизм, а точнее - расстройства аутистического спектра (РАС), – это группа психических расстройств, которые характеризуются нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации – процессе общения и передачи информации другим людям. При аутизме наблюдается ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение.
У лиц с аутизмом наблюдается множество форм повторяющегося или ограниченного поведения, которое по шкале Repetitive Behavior Scale-Revised (RBS-R) подразделяется на следующие категории:[32]
Стереотипия
— бесцельные движения (взмахи руками, вращение головы, раскачивание туловища).
Компульсивное
поведение
— намеренное соблюдение неких правил, например расположение объектов определённым образом.
Потребность в
однообразии
, сопротивление переменам; пример — сопротивление перемещениям мебели, отказ отвлекаться на чужое вмешательство.
Ограниченное поведение
—
узкосфокусированное
, при котором интерес человека или его активность, например,
направлены
на единственную телепрограмму или игрушку.
Аутоагрессия
— активность, приводящая или способная привести к ранениям самого человека, например укусы самого себя. Исследование
2007 года
говорит о том, что около 30 % детей с расстройствами
аутистического
спектра в течение своей жизни причиняли себе повреждения
[25]
.
Ни одна из разновидностей повторяющегося поведения не является специфичной для аутизма, однако только при аутизме повторяющееся поведение наблюдается часто и носит выраженный характер
Умственная отсталость у детей – это низкие интелектуальные и познавательные способности, обусловленные патологиями головного мозга. Психика такого ребенка развивается по особому «сценарию», не так, как у других детей. Происходит изменение личностных качеств. Нарушения сказываются не только на умственных способностях при выраженной умственной отсталости, ребенок отстает в физическом развитии, возникают поведенческие расстройства, как правило страдает эмоциональная и волевая сфера.
Прежде всего стоит отметить, что отставание в интеллектуальном развитии не является заболеванием, от которого можно исцелиться. Это состояние вызывается необратимыми изменениями коры головного мозга еще на этапе формирования нервной системы в перинатальном периоде. Основные действия врачей и других специалистов будут направлены на социализацию такого ребенка в обществе и обучению его простейшим навыкам.
ПРИЗНАКИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ У ДЕТЕЙ:
низкий уровень познавательной активности. Ребенок не понимает, зачем ему что-то нужно узнавать, а значит и не хочет прилагать усилия в этом направлении;
моторика практически не развивается, лишь
при
тяжелой и
глобокой
умственной отсталостью;
значительное отставание в речевом развитии, маленький словарный запас. Ребенок не может выстраивать предложения, произносит слова неправильно;
отсутствие абстрактного мышления, невозможность выполнить даже самые простые логические операции, мыслительные процессы замедлены или полностью отсутствуют;
ребенок играет в самые простые игры. Труд такой ребенок выбирает очень легкий;
ребенок воспринимает окружающий его мир со значительными трудностями, при выраженной умственной отсталости он не способен ориентироваться в
пространстве. Такие дети не в состоянии понять процесс формирования целого из отдельных частей, не могут определять главное;
2)Детям с ОВЗ и УО свойственны следующие особенности внимания:
нарушение концентрации внимания как следствие утомления ЦНС;
неадекватные колебания внимания, которые отражают незрелость нервной системы;
ограниченный объем внимани
я-
ребенок воспринимает ограниченное количество информации в данный момент времени, не может воспринимать ситуацию в целом, а видит лишь отдельные её элементы;
«
генерализованное
и неселективное» внимани
е-
ребёнок не умеет сосредоточиться на существенных признаках из-за зависимости внимания от внешних воздействий;
«прилипание» (персеверация) внимания – ребенок с трудом переключает внимание с одного вида деятельности на другой;
Снижение распределения внимани
я-
ребёнок не может выполнить несколько действий, находящихся на стадии усвоения.
(найди отличия; расставь знаки, фигуры и т.д. по образцу)
Продуктивная деятельность
Эмоционально- волевая сфера у детей с ОВЗ и УО отличается нарушением процесса овладения структурой деятельности (мотивы, цели, средства).
Детей отличает низкий уровень мотивации учебной деятельности.
Познавательный интерес.
Л.С.Выготский считал- интерес является специфическим человеческим свойством в развитии потребностей, для него характерна сознательность и свобода.
Высокая психическая истощаемость приводит к снижению познавательного интереса и работоспособности, из-за чего дети испытывают трудности при обучении.
Детям данной категории характерны особенности:
неоднозначное отношение на этапе принятия задания,
поверхностный, неустойчивый интерес к содержательной стороне задания,
стремление избежать неудач,
невыраженный мотив достижения результата,
отсутствие соревновательного мотива,
отсутствие попыток самостоятельного преодоления трудностей,
полная зависимость от эмоциональной оценки взрослого.
(Нелепицы, составление рассказа по сюжетной картинке)
3)Зрительная, слуховая и смысловая память.
Отмечается снижение продуктивности и устойчивости запоминания, как в произвольном, так и в не произвольном запоминании (из- за низкой познав. активности).
Наглядный материал запоминают лучше вербального;
Логическая память хуже механической (из- за недостаточной смысловой переработки полученной информации);
(опосредованное запоминание с помощью выбора картинок «утру»; слова на слух, к 7 годам -9- 10 слуховых единиц.)
Мыслительные операции.
У детей с ОВЗ и УО в той или иной степени страдает операционная сторона мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Наибольшие затруднения у детей с ОВЗ и УО вызывают задания, требующие словесно- логического мышления:
ребёнок не выделяет существенных признаков при обобщении,
затрудняется при необходимости синтезировать определеннее признаки предметов,
с трудом усваивает абстрактные, временные и пространственные понятия.
Процесс мышления детей с ЗПР характеризуется:
импульсивностью.
хаотичностью,
застреванием
,
бессмысленными повторениями,
замедленностью.
4)Основными целями группы для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью являются: создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных личностных качеств.
Содержание и методы коррекционно-воспитательной работы предполагают комплекс мер, направленных на всестороннее развитие личности, на сглаживание различных недостатков психики дошкольников с ОВЗ и умственной отсталостью, усугубляющих их интеллектуальную, физическую и социальную несостоятельность.
Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного.
Специальные методики для обучения «особых» детей
- Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение заданий.
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
- Перемена видов деятельности
- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
- Чередование занятий и физкультурных пауз.
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
Дети с ОВЗ , УО, синдромом Дауна, Аутизмом, синдромом Ангельмана- это дети , которые имеют различные психические и физические особенности. Для таких детей характерна общая соматическая ослабленность, в том числе нарушается нормальное развитие двигательной сферы, что проявляется в гиподинамии, нарушении крупной и мелкой моторики, снижении мышечного тонуса, функциях координации и равновесия, развитии чувства ритма, нарушении развития ориентации в пространстве.
5)
Для детей с целым рядом данных проблем необходимы разработка и осуществление дополнительных общеобразовательных программ спортивно-оздоровительного и коррекционного-развивающего направления.
Занятия с раннего возраста по специальным программам, направленных на развитие навыков мелкой и общей моторики, в ряде случаев дают хорошие результаты.
Робомяч представляет собой плоскую конструкцию круглой формы, полукруглой с одной стороны, диаметром от 14 до 20 см в зависимости от конкретной модели. Масса игрушки от 300 до 400 гр.
По контуру мяча располагается упругая, мягкая пенопластовая защита – защитный буфер для безопасного отскакивания от стен и других предметов.
Парящее действие осуществляется за счет воздушной подушки. Внутри робомяча располагаются специальные вентиляторы, которые позволяет мячику буквально летать над полом и любой ровной поверхностью. После включения робомячика, воздушные потоки как бы отталкивают игрушку от напольного покрытия, так она может скользить по поверхности. Все модели робомячей оснащены LED-подстветкой.
Игрушка безопасна не только для окружающих предметов, но и для самих игроков. Защитный бампер и необычайно легкий вес игрушки полностью исключают получение травмы. С помощью такого необычного мяча развивается скорость реакции, концентрируется внимание и координация движений.
Мы хотим поделиться нашим методом использования робомяча в занятиях с детьми нашей группы.
Во-первых робомяч отличная альтернатива использованию обычного мяча на занятиях физкультурой. За счёт музыкальных, световых, тактильных свойств, он вызывает неподдельный интерес у детей с ОВЗ, заставляя концентрировать внимание на занятиях гораздо дольше, что сказывается на качестве занятий.
Даже, казалось бы, такие простые для обычного ребенка упражнения по перекатыванию мяча, обводка мячом препятствий, передача мяча по полу другу ,могут быть очень сложными заданиями для наших деток. Однако с помощью робомяча дети с удовольствием выполняют сложные задания. С большой охотой и терпением приступают к любым занятиям.
Игры с робомячом побуждают ребенка с ОВЗ и нарушениями речи к общению;
- Развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве;
- Регулируют силу и точность движения;
- Активизируют непроизвольное внимание и формирует произвольное внимание;
- Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей;
- Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;
- Помогают детям освободиться от неестественной неподвижности на занятиях;
- Вносят разнообразие в виды деятельности на коррекционном занятии;
- Развивают мышечную силу, усиливают работу легких, сердца, улучшают обмен веществ; - Таким образом, все это способствует лучшему функционированию речевых органов и влияет на выработку у детей правильных речевых навыков.
Во-вторых робомяч служит отличным помощником в проведении обычных развивающих занятий. Например его можно использовать в заданиях по выбору правильного сигмента (карточка,фигура,цвет,размер и т.д.). Ребёнок с неподдельным удовольствием принимается за работу и выбирает с помощью робомяча правильный, на его взгляд, вариант. Занятия продолжаются дольше и плодотворнее.
Как следствие занятие с робомячом помогают :
ускорить формирование условных рефлексов;
нормализовать память и концентрацию внимания;
улучшить способность переключать внимание, координацию движений, пространственное восприятие и логическое мышление (с помощью активизации коры головного мозга).
стимулировать формирование познавательной и эмоциональной сферы.