Глухова Надежда Анатольевна,
Воспитатель,
МБДОУ «Детский сад 352»,
г. Нижний Новгород
Использование сюжетно-ролевых игр в игровой деятельности для формирования уважительного отношения к семье у младших дошкольников.
Сюжетно-ролевые игры занимают важное место в жизни младших дошкольников. Эти игры не только способствуют развитию их воображения и творчества, но и играют ключевую роль в социальном и эмоциональном развитии. Одна из значимых задач дошкольного воспитания - формирование у детей уважительного отношения к семье. Сюжетно-ролевые игры предоставляют уникальные возможности для достижения этой цели.
Сюжетно-ролевая игра - это деятельность, в которой дети принимают на себя роли взрослых и воспроизводят их действия. Основными компонентами таких игр являются:
Сюжет
- тема или история, которую дети разыгрывают.
Роли
- персонажи, которых дети изображают.
Игровые действия
- конкретные действия, соответствующие ролям и сюжету.
В ходе игр дети часто изображают различные семейные сценарии, такие как ужин, празднование дня рождения, уход за младенцем и т.д. Это позволяет детям лучше понять и усвоить семейные ценности и традиции.
Взаимодействие в роли членов семьи помогает детям понять важность взаимопомощи, заботы и уважения друг к другу.
Через игровое воспроизведение семейных ситуаций у детей формируется эмоциональная привязанность к членам семьи. Они учатся выражать свои чувства и эмоции, такие как любовь, забота, сочувствие.
Дети начинают понимать значимость семьи в их жизни и осознают, что семья - это источник поддержки и безопасности.
В процессе игр дети осваивают социальные нормы и правила поведения в семье. Они учатся уважительно общаться со взрослыми, сотрудничать с братьями и сестрами.
Игровые ситуации способствуют развитию у детей навыков самоконтроля, терпимости и умения разрешать конфликты.
Вот несколько типичных видов сюжетно-ролевых игр на эту тему:
Игры "Дом" или "Семья"
:
Семейный ужин: Дети играют роли членов семьи, готовят и устраивают ужин, обсуждают, что они будут кушать, как они украсят стол, и как они проведут время вместе.
Помощь младшему: Дети играют в роли старших и младших братьев или сестер, заботятся о младшем и помогают ему выполнить различные задания, например, убрать игрушки или одеться.
Игры "Праздник в семье"
:
День рождения: Дети играют сценарий празднования дня рождения. Они выбирают тему вечеринки, готовят подарки и приглашают других участников (которые играют роли гостей).
Праздник: Ролевая игра, где дети подготавливают праздник для родителей или других членов семьи, украшают помещение, готовят угощения и устраивают развлекательные мероприятия.
Игры "Путешествие с семьей"
:
Поход в магазин: Дети играют роли членов семьи, идут в магазин за покупками. Они составляют список покупок, выбирают продукты и взаимодействуют с кассиром.
Поездка на море: Игра, где дети представляют семью, отправляющуюся в отпуск на море. Они пакуют вещи, собираются в дорогу, выбирают место для отдыха и развлекаются на пляже.
Игры "Врач и пациент"
(в контексте семьи):
Уход за больным ребенком: Дети играют в роли родителей и больного ребенка. Они заботятся о нем, лечат его, предлагают утешение и поддержку.
Посещение врача: Дети изображают поход к врачу вместе с родителями. Они играют роль врача, ребенка и его сопровождающего.
Эти игры помогают детям понять роли и отношения в семье, учат социальным навыкам, развивают воображение и эмпатию. Важно, чтобы взрослые поддерживали и направляли игровой процесс, создавая благоприятную атмосферу для игры и обучения.
Воспитатели должны активно наблюдать за игровым процессом, поддерживать и направлять детей, помогать им справляться с трудностями и разногласиями. Воспитатель может предлагать новые темы для игр, помогать детям развивать сюжет и направлять их в процессе игры.
А также, важную роль играет создание условий для сюжетно-ролевых игр, оснащение групп необходимых атрибутов и игрушек, которые помогут детям воссоздать семейные сценарии (кухни, куклы, игрушечные дома и т.д.).
Правильная организация пространства является ключевым фактором в создании условий для сюжетно-ролевых игр. Пространство должно быть:
Безопасным и доступным
: Игровая зона должна быть свободна от опасных предметов и доступна для всех детей. Дети должны иметь свободный доступ к игрушкам и атрибутам.
Многофункциональным
: Пространство должно позволять легко менять обстановку в зависимости от выбранного сюжета игры. Мебель должна быть легкой и передвижной, чтобы дети могли самостоятельно изменять игровую среду.
Эстетически привлекательным
: Яркие цвета, комфортная мебель и красивые игрушки стимулируют желание детей участвовать в играх.
Для успешного проведения сюжетно-ролевых игр важно обеспечить группу разнообразными игрушками и атрибутами, соответствующими разным сценариям семейной жизни. Вот основные категории необходимых предметов:
Игрушечные кухни и утварь
:
Кухонные наборы: Игрушечные плиты, кастрюли, сковородки, посуда, кухонные приборы.
Продукты: Игрушечные овощи, фрукты, хлеб, мясо и другие продукты, которые дети могут использовать в игре.
Кухонная мебель: Игрушечные столы, стулья, шкафчики для хранения посуды и продуктов.
Куклы и аксессуары
:
Куклы разных возрастов: Младенцы, дети, взрослые. Это позволяет детям воспроизводить сценарии с разными членами семьи.
Аксессуары для кукол: Кроватки, коляски, одежда, пеленки, бутылочки и другие предметы, которые помогут воссоздать сцены ухода за детьми.
Игрушечные дома и мебель
:
Дома и квартиры: Игрушечные домики с комнатами, которые можно обустроить в соответствии с сюжетом игры.
Мебель: Миниатюрные кровати, диваны, столы, стулья, шкафы и другие предметы интерьера, позволяющие детям создавать уютные семейные сцены.
Атрибуты для тематических игр
:
Докторские наборы: Инструменты и аксессуары, позволяющие детям играть в врача, лечащего членов семьи.
Инструменты и рабочие наборы: Игрушечные инструменты для игр, связанных с ремонтом или строительством дома.
Праздничные наборы: Атрибуты для игр на тему праздников, например, день рождения, Новый год, семейные торжества.
Транспортные средства и аксессуары
:
Машины и автобусы: Игрушечные автомобили, которые могут использоваться в сюжетах о семейных поездках или путешествиях.
Гаражи и парковки: Игровые комплексы, которые могут быть использованы для создания игровых сценариев, связанных с транспортом.
Все игрушки и атрибуты были в хорошем состоянии и всегда доступны детям.
Сюжетно-ролевые игры являются эффективным средством формирования уважительного отношения к семье у младших дошкольников. Через игру дети учатся понимать и ценить семейные ценности, развивают эмоциональную привязанность к близким и осваивают важные социальные навыки. Важно, чтобы воспитатели и родители активно поддерживали и направляли детей в этом процессе, создавая благоприятные условия для их игрового и эмоционального развития.