* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h3 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 13.5pt; font-weight: bold;} h4 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; font-weight: bold;} .Заголовок 3 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 13.5pt; font-weight: bold;} .Заголовок 4 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Emphasis {font-style: italic;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

Глухова Надежда Анатольевна,

Воспитатель,

МБДОУ «Детский сад 352»,

г. Нижний Новгород

Использование сюжетно-ролевых игр в игровой деятельности для формирования уважительного отношения к семье у младших дошкольников.

Сюжетно-ролевые игры занимают важное место в жизни младших дошкольников. Эти игры не только способствуют развитию их воображения и творчества, но и играют ключевую роль в социальном и эмоциональном развитии. Одна из значимых задач дошкольного воспитания - формирование у детей уважительного отношения к семье. Сюжетно-ролевые игры предоставляют уникальные возможности для достижения этой цели.

Сюжетно-ролевая игра - это деятельность, в которой дети принимают на себя роли взрослых и воспроизводят их действия. Основными компонентами таких игр являются:

Сюжет

 - тема или история, которую дети разыгрывают.

Роли

 - персонажи, которых дети изображают.

Игровые действия

 - конкретные действия, соответствующие ролям и сюжету.

В ходе игр дети часто изображают различные семейные сценарии, такие как ужин, празднование дня рождения, уход за младенцем и т.д. Это позволяет детям лучше понять и усвоить семейные ценности и традиции.

Взаимодействие в роли членов семьи помогает детям понять важность взаимопомощи, заботы и уважения друг к другу.

Через игровое воспроизведение семейных ситуаций у детей формируется эмоциональная привязанность к членам семьи. Они учатся выражать свои чувства и эмоции, такие как любовь, забота, сочувствие.

Дети начинают понимать значимость семьи в их жизни и осознают, что семья - это источник поддержки и безопасности.

В процессе игр дети осваивают социальные нормы и правила поведения в семье. Они учатся уважительно общаться со взрослыми, сотрудничать с братьями и сестрами.

Игровые ситуации способствуют развитию у детей навыков самоконтроля, терпимости и умения разрешать конфликты.

 Вот несколько типичных видов сюжетно-ролевых игр на эту тему:

Игры "Дом" или "Семья"

:

Семейный ужин: Дети играют роли членов семьи, готовят и устраивают ужин, обсуждают, что они будут кушать, как они украсят стол, и как они проведут время вместе.

Помощь младшему: Дети играют в роли старших и младших братьев или сестер, заботятся о младшем и помогают ему выполнить различные задания, например, убрать игрушки или одеться.

Игры "Праздник в семье"

:

День рождения: Дети играют сценарий празднования дня рождения. Они выбирают тему вечеринки, готовят подарки и приглашают других участников (которые играют роли гостей).

Праздник: Ролевая игра, где дети подготавливают праздник для родителей или других членов семьи, украшают помещение, готовят угощения и устраивают развлекательные мероприятия.

Игры "Путешествие с семьей"

:

Поход в магазин: Дети играют роли членов семьи, идут в магазин за покупками. Они составляют список покупок, выбирают продукты и взаимодействуют с кассиром.

Поездка на море: Игра, где дети представляют семью, отправляющуюся в отпуск на море. Они пакуют вещи, собираются в дорогу, выбирают место для отдыха и развлекаются на пляже.

Игры "Врач и пациент"

 (в контексте семьи):

Уход за больным ребенком: Дети играют в роли родителей и больного ребенка. Они заботятся о нем, лечат его, предлагают утешение и поддержку.

Посещение врача: Дети изображают поход к врачу вместе с родителями. Они играют роль врача, ребенка и его сопровождающего.

Эти игры помогают детям понять роли и отношения в семье, учат социальным навыкам, развивают воображение и эмпатию. Важно, чтобы взрослые поддерживали и направляли игровой процесс, создавая благоприятную атмосферу для игры и обучения.

Воспитатели должны активно наблюдать за игровым процессом, поддерживать и направлять детей, помогать им справляться с трудностями и разногласиями. Воспитатель может предлагать новые темы для игр, помогать детям развивать сюжет и направлять их в процессе игры.

А также, важную роль играет создание условий для сюжетно-ролевых игр, оснащение групп необходимых атрибутов и игрушек, которые помогут детям воссоздать семейные сценарии (кухни, куклы, игрушечные дома и т.д.).

Правильная организация пространства является ключевым фактором в создании условий для сюжетно-ролевых игр. Пространство должно быть:

Безопасным и доступным

: Игровая зона должна быть свободна от опасных предметов и доступна для всех детей. Дети должны иметь свободный доступ к игрушкам и атрибутам.

Многофункциональным

: Пространство должно позволять легко менять обстановку в зависимости от выбранного сюжета игры. Мебель должна быть легкой и передвижной, чтобы дети могли самостоятельно изменять игровую среду.

Эстетически привлекательным

: Яркие цвета, комфортная мебель и красивые игрушки стимулируют желание детей участвовать в играх.

Для успешного проведения сюжетно-ролевых игр важно обеспечить группу разнообразными игрушками и атрибутами, соответствующими разным сценариям семейной жизни. Вот основные категории необходимых предметов:

Игрушечные кухни и утварь

:

Кухонные наборы: Игрушечные плиты, кастрюли, сковородки, посуда, кухонные приборы.

Продукты: Игрушечные овощи, фрукты, хлеб, мясо и другие продукты, которые дети могут использовать в игре.

Кухонная мебель: Игрушечные столы, стулья, шкафчики для хранения посуды и продуктов.

Куклы и аксессуары

:

Куклы разных возрастов: Младенцы, дети, взрослые. Это позволяет детям воспроизводить сценарии с разными членами семьи.

Аксессуары для кукол: Кроватки, коляски, одежда, пеленки, бутылочки и другие предметы, которые помогут воссоздать сцены ухода за детьми.

Игрушечные дома и мебель

:

Дома и квартиры: Игрушечные домики с комнатами, которые можно обустроить в соответствии с сюжетом игры.

Мебель: Миниатюрные кровати, диваны, столы, стулья, шкафы и другие предметы интерьера, позволяющие детям создавать уютные семейные сцены.

Атрибуты для тематических игр

:

Докторские наборы: Инструменты и аксессуары, позволяющие детям играть в врача, лечащего членов семьи.

Инструменты и рабочие наборы: Игрушечные инструменты для игр, связанных с ремонтом или строительством дома.

Праздничные наборы: Атрибуты для игр на тему праздников, например, день рождения, Новый год, семейные торжества.

Транспортные средства и аксессуары

:

Машины и автобусы: Игрушечные автомобили, которые могут использоваться в сюжетах о семейных поездках или путешествиях.

Гаражи и парковки: Игровые комплексы, которые могут быть использованы для создания игровых сценариев, связанных с транспортом.

Все игрушки и атрибуты были в хорошем состоянии и всегда доступны детям.

Сюжетно-ролевые игры являются эффективным средством формирования уважительного отношения к семье у младших дошкольников. Через игру дети учатся понимать и ценить семейные ценности, развивают эмоциональную привязанность к близким и осваивают важные социальные навыки. Важно, чтобы воспитатели и родители активно поддерживали и направляли детей в этом процессе, создавая благоприятные условия для их игрового и эмоционального развития.