Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств №47 имени М.Ф. Мацулевич»
Доклад на тему
«Использование упражнений Тимакина Е.М. в развитии техники обучающегося пианиста в условиях ДШИ»
Автор доклада:
преподаватель
Климкин Алексей Леонидович
г. Новокузнецк
2024 г.
Введение.
В своих упражнениях Тимакин как педагог стремился к тому, чтобы рутинную работу по освоению фортепианной музыки отделить от непосредственной работы над произведением. Этот подход помогает разделить работу над художественным музыкальным текстом и подготовку к этой работе, создание благоприятной почвы для лучшей реализации творческих задач. Технические упражнения. Игра гамм сама по себе несет в себе хороший фундамент для беглости пальцев будущего пианиста, но Тимакин Е.М. предлагает несколько способов, помогающих лучшему освоению технических упражнений. Большое количество упражнений имеется у Тимакина для подготовки лучшей координации отдельных пальцев и рук. Некоторые упражнения созданы им специально для конкретных произведений, а некоторые имеют общий типичный характер сложностей в более сложных произведениях. Упражнения не созданы сама по себе, они привязаны к школьному репертуару. Эти упражнения позволяют не превращать художественные произведения в рутину. Подход Тимакина Е. М. дает нужный импульс для овладения фортепианной игрой.
Разделяй и властвуй.
Евгений Михайлович Тимакин, выдающийся педагог-пианист, разработал уникальный подход к обучению игре на фортепиано, который принципиально отличается от традиционных методик. Его система, основанная на четком разделении рутинной технической работы и непосредственного музицирования, позволяет максимально эффективно раскрыть творческий потенциал ученика и избежать превращения художественного произведения в скучную дрессировку пальцев.
Ключевой принцип метода Тимакина – разделение подготовки к исполнению и самого исполнения. Он считал, что непрерывное погружение в сложные технические моменты в рамках работы над произведением подавляет творческую инициативу и мешает глубокому пониманию музыкального текста. Поэтому, Тимакин акцентировал внимание на тщательной предварительной подготовке, которая включает в себя систему специально разработанных технических упражнений.
Техническая работа по Тимакину – это не бесцельное "разыгрывание" гамм и арпеджио. Гаммы, безусловно, важны для развития беглости и выносливости пальцев, но Тимакин пошел намного дальше. Его упражнения — это целенаправленная работа над конкретными техническими сложностями, встречающимися в школьном репертуаре. Они не существуют сами по себе, а строго привязаны к конкретным произведениям, которые ученик изучает. Такой подход позволяет эффективно решать технические задачи, не отвлекаясь от художественного аспекта игры.
Примеры на развитие качественной игры звукорядов:
а) сначала делаются небольшие пробежки, начиная с трех звуков, а потом постепенно увеличиваются
б) после коротких пробежек происходит пробежка от тоники до тоники.
Эти «пробежки» позволяют создать необходимую скорость игры, при которой звуки складываются в единое целое, создается цельность. Эти упражнения устраняют нудное перечисление звуков, что часто происходит в игре ученика.
Координация движений.
Особое внимание Тимакин уделял координации движений. Его методика богата упражнениями, направленными на развитие независимости пальцев, координации рук и общей мускульной раскрепощенности. Часть этих упражнений разработана им специально для конкретных произведений, преодолевая сложные пассажи и гармонические переходы. Другая часть имеет более общий характер и направлена на развитие технических навыков, необходимых для исполнения более сложных произведений в будущем.
Первым разделом в координации движений Тимкин Е.М. отводит «Независимости элементов музыкальной фактуры». Вот примеры, которые усложняются после приобретения навыков одноголосной игры:
Пример 1.
РНП « Я на горку шла»
Одновременно с усложнением фактуры ставится цель приобретения «дыхания» руки.
Пример 2.
УНТ «Казачок». Это упражнение также способствует развитию «дыхания» рук.
Пример 3.
Упражнение на развитие чувства времени, т.е. когда необходимо за один промежуток времени сыграть разное количество нот.
В итоге, метод Е.М. Тимакина позволяет создать благоприятную "почву" для творческого самовыражения. Освобождая ученика от непрерывной борьбы с техническими трудностями во время работы над произведением, Тимакин дает ему возможность сосредоточиться на интерпретации музыки, на выражении эмоций и художественном образе. Такой разделенный подход дает сильный импульс для быстрого и эффективного овладения искусством фортепианной игры, способствуя не только техническому совершенствованию, но и глубокому художественному росту пианиста. Он позволяет превратить изучение музыки в увлекательный и творческий процесс, а не в тяжелый труд.
Заключение.
В заключение хочется сказать о большом потенциале тех подходов к обучению фортепианной игры, которые были заложены выдающимся педагогом Евгением Михайловичем Тимакиным. Стоит сказать, что Тимакиным было воспитано огромное количество прекрасных музыкнтов-пианистов, среди которых достаточно упомянуть имя пианиста Михаила Плетнева, лауреата международного конкурса имени П.И. Чайковского.
Используемая литература
Тимакин. Е.М. Воспитание пианиста. 2019. М.,
Музыка,
с. 169.
Т
имакин Е.М. Навыки координации в развитии пианист
.
2020. М., Музыка, 76 с.
Фейнберг
С. Пианизм как искусство. 1969, М., Музыка, с. 607.
Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. 1985. Ленинград, Музыка, с. 71.
Цыпин. Г. Обучение игре на фортепиано: Учеб. пособие для студентов
пед
. ин-
тов
по спец. № 2119 «Музыка и пение
».—
М.: Просвещение, 1984.— 176 с.