Использование в работе современных эффективных технологий речевого развития дошкольников.

В современном мире активно происходят процессы модернизации образованияСовременная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов.

Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу педагогической деятельности.

Занимаясь с детьми, мы пришли к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в педагогике приемы и методы, в том числе и современные методыкоторые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников.

Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, компьютеры, планшеты, вместо живой бабушкиной сказки – аудиосказка с магнитофона или диски с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

В настоящее время, в соответствии с ФОП ДО образовательная область «Речевое развитие» включает:

• владение речью как средством общения и культуры;

• обогащение активного словаря;

• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• развитие речевого творчества;

• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

В работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию и найти эффективные игровые технологии речевого развития детей.

Понятие «современные образовательные технологии» - это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.

Применяем в работе над развитием речи у дошкольников современные образовательные технологии – это технология ТРИЗ, мнемотаблицы, синквейн, друдлы, проекты. Использование этих технологий повышает мотивацию детей к образовательной деятельности, что предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность работы над развитием речи.

Большую роль в развитии речи детей играет современная предметно-развивающая среда. В группе создана речевая зона, в которой имеются игры, пособия и материалы, направленные на развитие всех сторон речи: произносительную, грамматический строй, развитие словаря, связную речь. В группе также организован книжный уголок и «Полочка умных книг», в которой хранятся детские книги, картинки для составления рассказов (предметные и сюжетные, иллюстрации по темам.

В работе с детьми по речевому развитию используем следующие современные образовательные технологии :

мнемотаблицы

• ТРИЗ технологию

• дидактический синквейн

технология Друдлов

«Мнемотехника» и «мнемоника» – это «техника запоминания».

Мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы, приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Для начала знакомим детей с мнемоквадратами - понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Самый простой пример – картинка на дверце шкафчика.

Затем, усложняла задания, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения.

И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

В итоге работы с мнематаблицами и картинками дети, вместе с нами, научились придумывать символьные картинки и могут легко пересказать любой текст. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).

ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность.

В процессе работы нами были выбраны различные методы и приемы ТРИЗ.

Очень интересный метод – мозговой штурм. С детьми «мозговой штурм» может возникнуть незапланированно, стихийно при решении какой-либо познавательной задачи, во время игры-занятия. Главным условием успеха работы является безусловное запрещение оценки критики предложенных вариантов. Более того поощряются самые неожиданные необычные предложения. Последующим этапом метода является выборка идей или конкретных решений.

Работу по ТРИЗу можно проводить и в совместной деятельности, например на прогулках.

На прогулках с дошкольниками используем различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т. д. Подобные игры детям очень нравятся, мы вроде бы гуляем и в тоже время решаем основную проблему-развитие речи детей.

-Давайте оживим дерево: кто его мама?

-Кто его друзья?

-О чем оно спорит с ветром?

-Что может нам рассказать дерево?

Можно использовать прием эмпатииДети представляют себя на месте наблюдаемого:

-А что, если ты превратился в дерево? О чем ты мечтаешь?

-Кого боишься? Кого любишь?”

Самая интересная игра, которая нравится детям это «Хорошо-плохо». Эта игра проста при организации. Воспитатель называет предметы окружающего мира, а дети выделяют положительные и отрицательные стороны

Напримерявление: идет дождь.

Это хорошо, потому что (польет растения; урожай лучше будет; помоет дорогу и дома; после дождя легче дышит)

И это плохо, потому что (мама гулять не пускает; будут лужи; где нет асфальта, будет грязь, машины застревать буду)

Игра “Да–Нет”

В этой игре игроки разгадывают “тайну”, заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить “Да” или “Нет”. Ведущему разрешается давать следующие ответы на поставленные вопросы: “да”, “нет”, “и да, и нет”, “это не существенно”, “об этом нет информации”. Например:

– Я загадала слово (кошка).

– Это слово обозначает предмет?

– Да.

– Это растение?

– Нет.

– Это что-то неживое?

– Нет.

– Это животное?

– Да.

– Оно белого цвета? и т. д., пока слово не будет угадано.

Дети очень любят составлять загадки с опорой на схему, например игра «Что сначала, что потом», «Расскажи сказку», «Угадай сказку».

Технология ТРИЗ помогает развить фантазию и логическое мышление детей, учит их мыслить системно, понимать суть происходящих процессов, обогащает круг представлений, увеличивает словарный запас, формирует связную речь.

Технология "Синквейн".

Алгорит составления синквейна: синквейн состоит из пяти строк, его форма напоминает елочку

1 строка - название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею

2 строка – описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка –действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме

5 строка – синоним названия темы (обобщающее слово)

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

По итогу проведенных упражнений сделали вывод, что данная технология сложна детям старшего возраста. Дети хорошо составляют лишь первые три строки. Планируем работу по технологии "синквейн" продолжить в следующем году с детьми подготовительной группы.

Интересна инновационная технология в работе с детьми дошкольного возраста в области речевого и познавательного развитияДрудлы. Друдлы – это задачи – головоломки, в которых нужно домыслить. Друдлы в переводе с английского означают «каракули»Техника стала известна в 1950 году, благодаря Леонарду Стерну и Роджеру Прайсу, который был автором – юмористом и использовал друдлы в качестве развлечения для публики.

Чем полезна техника друдлы?

развитие образного мышления, как у взрослых, так и у детей;

развитие креативного воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»;

развитие речи, общения, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую.

Если заниматься друдлами в паре со своим ребенком без общения просто не обойтись. Вы стараетесь обговорить линии, фигуры, задаете вопросы«На что похоже?»«А что ты здесь дорисуешь?»«А какого цвета это будет?», «Найди сказочного героя?»

Друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Они заставляют мозг перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, который человек видит на картинке. Следуйте подсказкам из рисунка. Они могут быть смешными, странными, невероятными или банальными. Например, зигзаг на картинке наводит на мысль о зубах, траве, заборе, машинной строчке, кардиограмме, так изображают волосы, застежки-молнии, неровные поверхности и т. д. Количество их может быть разным: от простых до сложных.

2022 год признан годом культурного наследия народов России. Выбираем направление проекта по теме "Народные ремесла и промыслы нашего края" и разрабатываем проект:

-Сибирское ковроткачество (махровые ковры, паласное ковровое ткачество)

-Косторезное ремесло (Тобольское косторезное мастерство, сказочная тематика, животные тайги и тундра, традиции и быт жителей Севера)

-Деревянное зодчество (резьба на наличниках и воротах)

-Сибирский валенок

-Кузнечное дело

-Гончарное производство

-Художественная роспись

-Вязание

-Ткачество

-Прядение

-Пошив одежды.

Так же в нашей работе активными участниками являются родители. Взаимодействие педагогов и родителей немаловажный момент в обеспечении качества воспитательно- образовательной деятельности. Только плодотворное сотрудничество обеих сторон может помочь развить речь ребенка, сделать ее богаче, правильнее, красивее. Для этого, в чате с родителями, на стендах ОО мы знакомим родителей с приемами использования «мнемотехники», ТРИЗ технологиями, друдлами, которыми они пользуются для закрепления с детьми пройденных в группе тем, обогащению словарного запаса, развития памяти.

Использование современных образовательных технологий по развитию речи способствует успешному развитию всей речевой системы в целом:

• связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам дошкольного образования;

• словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку в школе.

• ребята активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.

• дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми.

• появился интерес к заучиванию стихов.

Таким образомсовременные образовательные технологии по развитию речи позволяют создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувства и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФОП дошкольного образования.