Исследовательская деятельность в детском саду

“Расскажи – и я забуду,

 покажи – и я запомню, 

дай попробовать – и я пойму”.

Китайская пословица 

 

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.

     Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников  представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

     Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.

Потребность  детей в новых впечатлениях лежит в основе  возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получают дети, тем быстрее и полноценнее они развивается.

     То есть крепко и надолго знания усваивается тогда, когда дети слышит, видит и делает что-то сами. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.  

     Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?

Очень часто мы говорим малышу: «Отойди  от  лужи, испачкаешься!  Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость!  Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!» 

Может быть, мы, взрослые  – папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и педагоги, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья, где прячется радуга, откуда берётся дождь, почему не падают звёзды.

       Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.

 3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.   

      Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на  основе  поисковой  активности и на  базе исследовательского  поведения;

- это активность ребенка,  направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Основой  исследовательской деятельности являются:

 Поисковая  активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного

прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его

эффективности.

     Исследовательская активность - естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.

Значение исследовательской деятельности для детей:

 Обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные

Развивается речь ребенка.

Происходит накопление фонда умственных приемов и операций.

Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.

Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

 Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное само-выражаться.

В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость  формулировать  закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать.

Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

       Николай Николаевич  Подьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.                                              

Первый

 – когда активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты,  затем ставит цель, ищет пути и способы её достижения. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй вид

, когда ориентировочно-исследовательская деятельность организуется взрослым, который выделяет существенные элементы

ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

Модель исследовательских технологий

совпадает с моделью научного исследования и включает в себя следующие этапы:

Проблемная  ситуация

 

 

Проблема, ее  формулирование (выявление непонятных явлений – постановка проблемы)

Подбор  материала  для  проверки  гипотез

Проверка  гипотез

Формулирование и оформление  вывода

    Проблемная  ситуация   – это  такая  ситуация, при  которой  ребенок  хочет  решить  какие – то  трудные  для  себя  задачи, но  ему не хватает  данных, и он должен  сам  их  искать.

Для создания проблемных ситуаций педагогу можно использовать следующие методические приёмы:

Подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения;

Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

Предложить детям рассмотреть явление с разных позиций.

Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам.

Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику.

Постановка проблемных задач

Из опыта работы:

       В своей группе «сказка» мы устроили «Лабораторию Юные исследователи», которая помогает нам изучать мир,  который нас окружает. В нашей лаборатории есть различное интересное и необходимое оборудование и разнообразный материал для исследований.

Лаборант рассказал нам о своей лаборатории, правилах поведения в ней и о мерах безопасности при работе с оборудованием. Вместе с лаборантом мы с ребятами путешествовали по миру (побывали в лесу, в саду и в огороде, на хлебном поле, в Африке и на севере), исследовали свойства воды, песка, воздуха, магнита, измеряли рост, вес, готовили фруктовый сок и овощной салат делали солёное тесто. Мы изучали время и узнавали предметы на ощупь, а овощи и фрукты на вкус. А также искали ответы на разные вопросы. Мы исследовали звуки,  неживую природу, животных и птиц и даже свои имена.

   Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.

Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.