Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
муниципального образования город Ноябрьск

Индивидуальный исследовательский проект
по теме:
«История кадетского движения в России»

Обучающийся: Нигматулин И.Д.

Научный руководитель: Шейко М.А.,

учитель истории и обществознания

г. Ноябрьск, 2024

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………………...3

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………........4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………..........6

Глава 1. История возникновения кадетского движения в России……………………6

1.1 Создание первых кадетских корпусов в 18 веке ………………………………….6

1.2 Становление и развитие кадетских корпусов в 19 – начале 20 века…………….7

1.3 Кто имел право поступать в кадетский корпус?...................................................10

1.4 Кадетские корпуса после октября 1917 года …………………………………...11

Глава 2. Возрождение кадетских корпусов до и после распада Советского

Союза …………………………………………………………………………………...11

2.1 Кадетское движение до распада Советского Союза………….............................11

2.2 Создание кадетских образовательных учреждений в начале 21 века ………….12

2.3 Специфика патриотического воспитания………………………………………...12

Глава 3.Сегодняшние кадеты. Кто они такие? …………………………………...13

3.1 Что дает образование в кадетском классе? ……………………………………....14

3.2 Создание кадетского класса в МБОУ «Гимназия №1»………………………….14

3.3 Кадеты – это звучит гордо! А легко ли быть кадетом?.......................................15

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………….................16

2.1. Проведение анкетирования………………………………………………………..16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..…..17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….…..……………...............18

ГЛОССАРИЙ

Кадетское движение – это совокупность и деятельность общественных объединений выпускников суворовских военных, нахимовских военно-морских училищ, специальных военных школ и кадетских корпусов России всех времен и территорий, объединенных идеей верного служения Отечеству на гражданском и военном поприще с детства и всю жизнь.

Кадетский корпус — начальное военно-учебное заведение (корпус) с программой среднего учебного заведения с полным пансионом для подготовки кадет к военной или государственной службе.

Коллективизм принцип организации взаимоотношений и совместной деятельности людей, проявляющийся в осознанном подчинении личных интересов общественным интересам, в товарищеском сотрудничестве, в готовности к взаимодействию и взаимопомощи, во взаимопонимании, доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг друга.

Патриотизм - это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. 

ВВЕДЕНИЕ

Великий полководец Александр Васильевич Суворов сказал: «…Истинную свою славу я видел в служении моему Отечеству». Нас всех объединяет одно – боль, тревога и ответственность за будущее России, долг каждого гражданина перед Отечеством – единственной, уникальной для человека Родиной, данной судьбой, завещанной предками.

Чувство патриотизма для каждого россиянина подвергается в данное время серьезным испытаниям. Изменилось Отечество – изменились и его идеалы. Пересматривается прошлое нашей Родины, тревожит и пугает неопределенностью будущее.

В это сложное время возникла острая необходимость в патриотическом воспитании молодежи. В связи с этим с середины 90-х годов в России вновь начали создаваться кадетские корпуса, кадетские школы-интернаты, кадетские классы.

В стране, наряду с существовавшими ранее суворовскими училищами, расширяется сеть кадетских корпусов. Это связано с востребованностью такой формы организации работы с подростками. В сложных экономических условиях велико количество неполных семей, в которых дети не имеют перед собой примера мужского поведения.

Создание кадетского класса так же не изобретение чего-либо нового, а просто возвращение к истокам. Являясь учеником, кадетского класса я поставил перед собой цель рассмотреть историю кадетского движения в России и в нашей школе, а так же найти сходства и различия между прошлым и современным кадетским движением.

Тема исследования, я думаю, очень актуальна. Сегодня, как никогда, страна нуждается в образованных, честных и мужественных людях, последовательных в своих поступках, самостоятельно мыслящих.

Целью моей работы является: рассмотреть историю кадетского движения в России и в МБОУ «Гимназия №1».

Поставленная цель научного исследования раскрывается через следующие задачи:

1. Провести исторический анализ, связанный с созданием и развитием кадетских корпусов в дореволюционной России, современных военных училищ, кадетских корпусов и кадетских классов.

2. Рассмотреть их место и роль в подготовке военных кадров на различных этапах истории России.

3. Изучить особенности, характерные черты и основные направления учебно-воспитательного процесса в кадетских корпусах.

4. Ознакомиться с историей и развитием кадетского движения в МБОУ «Гимназия №1».

5. Провести анкетирование среди кадетских классов МБОУ «Гимназия №1» и проанализировать полученные данные.

Проблема исследования: каков исторический путь кадетского движения в России?

Объект: кадетское движение

Предмет исследования: история кадетского движения в России.

Гипотеза исследования: профессиональная ориентация и патриотическое воспитание учащихся современных кадетских классов будут успешными если общеобразовательная и военная подготовка будут составлять единый образовательный процесс.

Практическая значимость моего проекта состоит в том, чтобы показать значимость кадетского движения в МБОУ «Гимназии №1» через проведение анкетирования среди учащихся 10-11 классов из кадетских классов.

Методы исследования: изучение литературы, работа с источниками интернета и электронными ресурсами, анализ, синтез.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Глава 1.История возникновение кадетского движения в России.

1.1 Создание первых кадетских корпусов в 18 веке.

История кадетов в России уходит своими корнями во времена становления российской империи на европейской и мировой арене.

В России издавна существовала традиция офицерских династий. Для воспитания будущих офицеров в царской России были созданы кадетские корпуса. Большую роль в их создании сыграли известные в истории правители российской империи. Первые светские учебные заведения и кадетские корпуса стали создаваться еще в 18 веке во времена правления Петра 1-го и императрицы Анны Иоанновны Исторический путь кадетского движения не прост. Его историю развития можно разделить на 3 больших этапа:

1. Дореволюционный этап.

2. После событий 1917 года.

3. Кадетское движение в современной России.

И так, рассмотрим, как все это начиналось?

Царь Петр I был великим преобразователем России. Круг его интересов был необъятен – кораблестроение и артиллерия, форитифиация и дипломатия, военная наука и механика, медицина и астрономия. Его любовь к разным наукам стала причиной появления в России первого светского учебного заведения – “Школы математических и навигацких наук”, где впервые в России стали готовить учителей, которые рассылались по губерниям для преподавания математики в адмиралтейских и “цифирных школах”.

А первый кадетский корпус был основан в царствование Императрицы Анны Иоанновны. 3-го июля 1731 г. Императрица подписала указ об учреждении в Санкт-Петербурге «Корпуса Кадетов». Первым генерал-директором был назначен Фельдмаршал Миних. Особым указом было предложено дворянам присылать своих сыновей в корпус для получения здесь военного образования. Корпусу были отведены все постройки дворца Светлейшего Князя Меншикова на Васильевском острове с площадью земли ограниченной двумя с половиной верстами по периметру. Все имение было пожаловано корпусу в вечное владение.

В годы правления Екатерины II Россия упрочила свое положение на международной арене. В различных источниках можно встретить понятие «золотой век Екатерины», которая много сделала для развития просвещения в России.

Императорский Сухопутный шляхетский кадетский корпус, учрежденный Анной Иоанновной, находился под пристальным вниманием Екатерины. В декабре 1752 г. Академия Морской гвардии переименовывается в Морской шляхетский корпус. В октябре 1762 г. учреждается Артиллерийский и Инженерный шляхетский кадетский корпус, ставший со временем 2-м Санкт-Петербургским кадетским корпусом. При Екатерине II кадетские корпуса играли огромную роль в развитии классического образования в России.

1.2 Становление и развитие кадетских корпусов в России в 19 – начале 20 в.в.

Павел I внес свой вклад в систему подготовки молодых людей к службе в Русской армии. В декабре 1798 г. он учредил Военно-Сиротский Дом и его отделения при гарнизонных полках. Военно-Сиротский Дом состоял из двух отделений: первое предназначалось для 200 сыновей и 50 дочерей неимущих дворян и офицеров, а второе – для солдатских сыновей. В 1829 г. Императорский Сиротский Дом был превращен в Павловский кадетский корпус.

В марте 1800 г. Императорский Сухопутный кадетский корпус был переименован в 1-й кадетский корпус, а Артиллерийский и Инженерный Шляхетский кадетский корпус — во 2-й кадетский корпус. Сторонник прусской военной системы Павел Iввел в кадетских корпусах жесткую военную дисциплину.

При Императоре Александре I было открыто шесть кадетских корпусов (Пажеский, Московский, Финляндский, Калишский, Горный), создан Дворянский полк. К концу царствования императора в России существовали следующие кадетские корпуса и военно-учебные заведения, по своим программам обучения и воспитания близкие к кадетским корпусам:

- Пажеский корпус;

- 1-й кадетский корпус;

- 2-й кадетский корпус;

- Императорский военно-сиротский дом;

- Московский кадетский корпус;

- Дворянский полк с кавалерийским эскадроном;

- Тульское Александровское военное училище;

- Тамбовское военное училище;

- Финляндский кадетский корпус;

- Школа гвардейских подпрапорщиков;

- Оренбургское военное училище;

- Омское казачье училище.

Николай I в первые же дни своего правления повелел учредить Комитет под председательством Министра Народного Просвещения Л. Шишкова, дабы «сличить и уравнять все уставы учебных учреждений Империи, а также рассмотреть и подробно определить на будущее время все курсы учения, означив и сочинения, по коим они впредь должны быть преподаваемы». Такого же упорядочения требовали и военно-учебные заведения. Император Николай I с самого начала своего царствования изъявил непременную и твердую волю дать военно-учебным заведениям новое устройство, связать их вместе в одну общую отрасль государственного управления, поставив перед ними единую цель.

Для управления военно-учебными заведениями был учрежден Совет под непосредственным начальством брата императора — цесаревича Константина Павловича. После смерти цесаревича (1831 г.) военно-учебные заведения находились под управлением другого брата Государя — великого князя Михаила Павловича, до его смерти в 1849 г.К 1855 г. было открыто 17 кадетских корпусов.

Со вступлением на престол принял на себя звание Шефа 1-го кадетского корпуса и распорядился именовать Штаб Главного начальника военно-учебных заведений – Главным Штабом Его Императорского Величества по военно-учебным заведениям.

17 апреля 1855 г. Дворянский полк в память его первого шефа цесаревича Константина Павловича, был переименован в Константиновский кадетский корпус.

В 1857 г. во всех губернских кадетских корпусов, в которых были только общие классы, учреждаются первые и вторые специальные классы, по окончании которых кадеты выпускались прямо на службу прапорщиками в артиллерию, саперы, армию, линейные батальоны.

С 1863 г. по предложению Военного министра Д.А.Милютина в России начинается реформа военно-учебных заведений. Кадетские корпуса, уже хорошо зарекомендовавшие себя выпусками в армию большого числа достойных офицеров, по инициативе военного министра были упразднены и обращены в полувоенные гимназии.

Генерал-фельдмаршал Дмитрий Алексеевич Милютин, видный русский военный и государственный деятель 60-70 гг. ХIХ в. В 1856-1859 гг. был одним из руководителей боевых действий на Кавказе. В 1861-1881 гг. – военный министр. С 1863 г. по предложению Д.А.Милютина в России стали осуществляться военные реформы, частью которых была реформа военно-учебных заведений. Кадетские корпуса были упразднены и обращены в полувоенные гимназии, которые по внутреннему распорядку и учебному плану стояли гораздо ближе к гражданским средним учебным заведениям. Военные атрибуты были ликвидированы. С кадет сняты погоны – их гордость. Строевые занятия упразднены, отменено отдание чести.

В 1882 г., с приходом к власти императора Александра III, было решено приступить к новому преобразованию военно-учебных заведений, так как направление воспитания в них, а особенно в военных гимназиях, признавалось слишком либеральным, не соответствующим требованиям военной службы. В докладе генерала П.С. Ванновского от 30 мая 1882 г. указывалось, что военные гимназии, «удовлетворяя требованиям среднего реального образования и педагогическим целям воспитания, не вполне отвечают задачам профессионального военного заведения».

22 июля 1882 г. военные гимназии были переименованы в кадетские корпуса. В 1883 г. были организованы роты из двух старших классов; в 1885 г. в строевых ротах кадетских корпусов были учреждены должности вице- фельдфебеля и вице-унтер-офицеров. 14 февраля 1886 г. было Высочайше утверждено «Положение о кадетских корпусах».

При новом начальнике военно-учебных заведений генерале Н.А. Махотине были изданы «Инструкции по воспитательной части кадетских корпусов», «Инструкция должностным кадетам», «Наставление для ведения внеклассных занятий», «Общая программа и инструкция по учебной части для кадетских корпусов».

В Царствование Николая II были учреждены 9 кадетских корпусов:

- 1896 г. 5 июля – Ярославский кадетский корпус;

- 1899 г. 20 июня – Варшавский (Суворовский) кадетский корпус;

- 1899 г. 26 августа – Одесский кадетский корпус;

- 1900 г. 18 января – Сумский кадетский корпус;

- 1900 г. 1 сентября – Хабаровский кадетский корпус;

- 1902 г. 26 сентября – Владикавказский кадетский корпус;

- 1904 г. 20 июня – Ташкентский кадетский корпус;

- 1908 г. 7 октября – Вольский кадетский корпус;

- 1913 г. 28 июня – Иркутский кадетский корпус;

Великий князь Константин Константинович родился 10 августа 1858 г. Получил домашнее образование. С 1870 г. начал ежегодно плавать на судах учебной эскадры Морского кадетского корпуса. В 1876 г. в возрасте 16 лет произведен в гардемарины. В 1882 г. зачислен в лейб-гвардии Измайловский полк, где в течение семи лет командовал ротой Его Величества. Имея хорошее музыкальное образование и будучи неплохим пианистом, возглавлял Российское музыкальное общество. Под псевдонимом «К.Р.» (Константин Романов) писал стихи и издал несколько сборников.

В 1900 г. назначен на должность Главного начальника военно-учебных заведений. За время пребывания в должности неоднократно посещал все кадетские корпуса Российской империи. При нем были открыты педагогические курсы для подготовки воспитателей. Энергично руководил делом развития и усовершенствования кадетских корпусов. Кадеты искренне любили великого князя. При жизни получил прозвище «отец всех кадет». Скончался в июне 1915 г. Похоронен в Петропавловской крепости.

1.3 Кто имел право поступать в кадетский корпус?

1. Сыновья офицеров, проведших на действительной военной службе или морской военной службе десять лет или имеющих ордена «за боевые заслуги». Сыновья отставных офицеров, военных или морских врачей, военных священников и лиц, состоявших или состоящих на действительной учебно-воспитательной службе при Военно-воспитательном ведомстве, в том числе, ассистентов при кафедрах и клиниках, госпиталях и Академиях, врачей клиник нервных и душевных болезней и Императорской Военной Медицинской Академии. В обязательном порядке:

а) круглые сироты тех же лиц, умерших на службе;

б) сыновья тех же лиц и, кроме того, классных чиновников всех ведомств, если эти лица и чиновники были убиты на войне, умерли от ранений и контузий, полученных на войне, состоят или состояли под покровительством Александровского комитета о раненых, по первому и по второму классу.

2. Сыновья тех лиц (кроме чиновников Гражданского ведомства), которые внезапно погибли или лишились ума или зрения на службе.

3. Сыновья кавалеров Ордена Святого Георгия всех степеней.

4. Сыновья лиц, участвовавших в боях и награжденных Знаком Отличия Военного Ордена или состоящих под покровительством Александровского комитета о раненных, по первому или второму классу.

5.Сыновья прапорщиков, зауряд-прапорщиков и состоящих в унтер-офицерском звании роты Дворцовых гренадер.

6. Малолетние, числящиеся пажами Высочайшего Двора.

В корпусах преподавались: Закон Божий, русский, немецкий и французский языки, русская и всеобщая история, география, математика (арифметика, алгебра, геометрия, аналитическая геометрия, тригонометрия, приложение алгебры к геометрии), космография, физика, химия, механика, зоология, ботаника, минералогия, физиология, законоведение, рисование, проекционное черчение, черчение и чистописание.

В 1890 г. в кадетских корпусах было введено обязательное обучение танцам, где изучались изящные манеры, Красота и приличие жестов, походки и осанки.

С 1905 г. военная подготовка предусматривала в полном объеме курс одиночного и взводного обучения. Вводилось внеклассное чтение на французском и немецком языках, курс риторики. Для преподавания курса риторики приглашались известные артисты и режиссеры. В курс законоведения в старших классах вводится раздел о различных нравственно-философских системах, расширена программа основ научной этики. В программу физического развития вошли обязательные экскурсии и военные походы продолжительностью до 5-7 суток. На время походов кадеты получали сухой паек, котелок, походные сапоги. Экипировку довершали шинель, свернутая в скатку, винтовка, подсумок, вещевой ранец. Во время походов кадеты ночевали в палатках в полевых условиях, каждый из кадет выполнял какие-либо обязанности: кто разводил костер, кто готовил пищу, кто уходил в полевое охранение.

1.4. Кадетские корпуса после октября 1917 года.

К началу 1917 г. в Российской империи действовал 31 кадетский (включая Морской) корпус. В феврале 1917 г. в соответствии с решением Временного правительства кадетские корпуса были переименованы в гимназии Военного ведомства; выпущено распоряжение, отменявшее воинские звания, отдание чести и погоны. Все без исключения кадетские корпуса не приняли отречение царя от престола. Кадеты отказывались снимать погоны, демонстративно игнорировали шествия по случаю новых революционных торжеств. Из корпусов стали увольняться старые заслуженные офицеры и преподаватели. Покидали корпуса и директора корпусов.

Октябрьский переворот и первые декреты новой власти встретили в кадетских корпусах непримиримую оппозицию. В начале 1918 г. практически все кадетские корпуса были ликвидированы. В силу сложившихся обстоятельств кадетские корпуса восстанавливались и продолжали действовать на территории, находившейся под контролем Белой армии.

В конце 1917 – начале 1918 г. кадеты старших классов всех кадетских корпусов стали примыкать к белому движению и активно участвовать в борьбе против советской власти. Большинство воспитанников 6-х и 7-х классов, принявших участие в первых схватках с новой властью, погибли. Начался исход кадетских корпусов из России.

В 1922 г. за границей оказалось примерно 2000 тысячи кадет, сведенных в корпуса: Донской в Египте (Исмаилия), Русский в Сараеве (Корлевство Сербов, хорватов и Словенцев), Крымский в Белой Церкви (Королевство С.Х.С.), 2-й Донской в Билече (Королевство С.Х.С.), Морской в Бизерте (Тунис), Сибирский и Хабаровский в Шанхае (Китай).

Глава 2 Возрождение кадетских корпусов до и после распада Советского Союза

2.1 Кадетское движение до и после распада Советского Союза

С началом Гражданской войны в России кадетские корпуса были закрыты. Но и новая Советская армия нуждалась в хорошей подготовке красных командиров. И с конца 30-х гг. начали создаваться спецшколы для подготовки подростков к поступлению в военные училища. За четыре года обучения школы давали законченное среднее образование, знакомили с техникой и основами ее боевого применения. Эти спецшколы напоминали прежние кадетские корпуса, и путь многих военачальников начинался именно здесь.

По-настоящему же кадетские корпуса стали возрождаться во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Основанные в 1943 году суворовские военные училища создавались по типу старых кадетских корпусов и в этом традиционном для России виде они просуществовали до 1956 года.

Сначала в училищах обучались преимущественно дети-сироты, но позднее порядок приема был пересмотрен – стали приниматься дети военнослужащих и те ребята, кто решил посвятить свою жизнь военному делу. Но с 60-х гг. начали сокращаться вооруженные силы, уменьшилась численность офицерского корпуса, и училища стали расформировываться.

После распада Советского Союза в России остались действующими шесть суворовских военных училищ, одно нахимовское военно-морское военное училище и одно военно-музыкальное. В последующие годы к ним добавились суворовское военное училище в городе Ульяновске и новые кадетские корпуса в Санкт-Петербурге: Ракетно-артиллерийский кадетский корпус, Военно-космический кадетский корпус, Кадетский корпус федеральной пограничной стражи в Царском Селе, Кадетский корпус железнодорожных войск в Петродворце, Морской кадетский корпус в Кронштадте. Осенью 2002 года открылся кадетский корпус МВД.

2.2. Создание кадетских образовательных учреждений в начале 21 века.

Возрождение кадетских образовательных учреждений в современной России началось в 1992 году. У истоков этого процесса стояли энтузиасты, офицеры запаса, бывшие суворовцы, которым удалось наладить связь с кадетами зарубежных российских корпусов.

Первые кадетские корпуса как учебные военные заведения нового типа стали робко появляться сначала в Новочеркасске и Новосибирске, затем в Воронеже и Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. К 2000 году кадетские корпуса уже были воссозданы в Краснодаре, Кронштадте, Оренбурге, Омске, Калининграде, Кемерово, Нижнем Новгороде, Ростове Великом, Мурманске, Твери, Орле, Волгограде, Екатеринбурге.

Интерес к кадетскому движению огромен, востребованность в кадетских корпусах высокая.

2.3 Специфика патриотического воспитания.

Воспитание чувства патриотизма у подростков – процесс длительный и сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Поэтому одним из приоритетных направлений работы школы является патриотическое воспитание обучающихся: воспитание патриотизма и любви к Родине; приобщение кадет к традициям и истории Отечества, города, семьи, корпуса, школы; осмысление себя как гражданина общества.

Здесь есть своя специфика, которую отлично сформулировал А.В. Суворов. Он писал: «Не руки, не ноги, не бренное человеческое тело одерживают на войне победу, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием - и если душа воина велика и могуча, не предается страху и не падает на войне, то победа несомненна, а потому нужно воспитывать и закаливать сердце так, чтобы оно не боялось никакой опасности и всегда было неустрашимо и бестрепетно!»

Патриотическое воспитаниев условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.

Каждое образовательное учреждение самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемую стратегию образования, исходя из накопленного опыта, традиций и приоритетов. И не случайно и то, что во многих школах в последнее время открываются кадетские классы.

Глава 3. Сегодняшние кадеты. Кто они такие?

3.1 Что дает образование в кадетском учреждении?

В начале третьего тысячелетия в России создается новый тип учебных учреждений, направленных на решение потребностей общества в 21 веке, то есть идет процесс выработки новой системы национального образования. И от правильного решения этой задачи будет в значительной мере зависеть будущее России. Совершенно новым в этом процессе является то, что кадетские учебные учреждения создаются также при Министерстве Обороны РФ и при других силовых структурах, а в своем большинстве образуются, прежде всего, в системе Министерства Образования Российской Федерации, хотя ранее подобные учебные учреждения создавались только при военных ведомствах.

Сегодняшние кадеты – это завтрашние защитники нашего Отечества, ученые, строители, юристы, экономисты, врачи, учителя и предприниматели.

История кадетов в России является достойным примером воспитания подрастающего поколения, в котором с ранних лет закладываются ростки гражданственности, патриотизма, безграничной любви к своему Отечеству, которые, в дальнейшем, смогут воплотиться в принципиальном, честном, качественном служении своему отечеству.

Получение образования в кадетском учреждении любого типа дает возможность для мальчиков в будущем выбрать профессию офицера. Не все станут военными, но сильными, выносливыми, грамотными и культурными гражданами стараются сделать всех.

Ведь помимо серьезного и глубокого изучения предметов обязательной школьной программы учащиеся изучают историю военного искусства, занимаются бальными танцами, строевой подготовкой, осваивают приемы рукопашного боя.

На протяжении более 250-летней истории кадетов, воспитанники кадетских классов и корпусов были цветом нации, составляли славу и гордость государства, ярко проявили себя не только в военном искусстве, но и культуре, науке, общественной жизни. 

Фельдмаршалы Румянцев и Кутузов, генералы Брусилов и Карбышев, адмиралы Нахимов и Корнилов, поэты Лермонтов и Тютчев, композиторы Римский-Корсаков и Рахманинов, художники Верещагин и Боголюбов, писатели Радищев и Куприн, ученые Яблочков и Мосин - далеко не полный список выпускников кадетских корпусов.

3.2. Создание кадетского класса в МБОУ «Гимназия №1».

В 2007 году открылся первый в МБОУ «Гимназия №1» специализированный кадетский класс социально-правового профиля.

Цели были вполне определенные - повысить престиж профессии кадрового военного и подготовить учащихся к сознательному выбору профессии офицера.

К отличиям кадетских классов от других классов общеобразовательной школы можно отнести, в первую очередь, атрибуты, свойственные кадетским классам. Это форма, знамя, эмблема, наличие документального кодекса чести, определенный порядок приветствия в начале урока, обращения к учителю, поведения на уроке в целом. К атрибутам можно отнести и клятвенное обещание, которое каждый кадет произносит при поступлении в кадетский класс. В процессе воспитания кадетов применяются специфические формы поощрения: похвальный отзыв в письме к родителям; награждение ценным подарком. В качестве одного из самых суровых наказаний за серьезные проступки применяется запрет на ношение формы. Кадеты активнее участвуют в городских, районных мероприятиях военно-спортивной и военно-исторической направленности: спортивных соревнованиях, военизированных играх, смотрах и торжественных праздничных мероприятиях. Для кадетских классов характерен более насыщенный график учебно-воспитательных мероприятий, включающий классные часы на различную военно-патриотическую тематику. Наблюдения показывают, что в кадетских классах дети усваивают определенные нормы поведения, свойственные воинской дисциплине, становятся более дисциплинированными, исполнительными и ответственными. Этих детей отличает умение мыслить четко, логично, конкретно, а также умение быстро реагировать на ту или иную ситуацию. Итак, в отличие от обычных классов общеобразовательных школ, кадетские классы обладают следующими особенностями образовательного процесса: доминирование в организации воспитательного процесса военно-патриотического воспитания; введение военной формы для учащихся, имитация военной организации жизнедеятельности в образовательном процессе; выделение специального времени на самоподготовку в школе во внеурочное время и в связи с этим удлиненный учебный день; усиленное внимание к военно-спортивной подготовке.

Создание кадетских классов ориентировано на патриотическое, нравственное воспитание, а также повышение правосознания подрастающего поколения. Специфика воспитания основывается на традициях правоохранительных органов и других силовых структур, тем самым подготавливая кадры для поступления в учебные учреждения системы МВД и дальнейшего прохождения службы. Кадетам прививают любовь и уважение к Родине, а также готовят к выполнению поручений государственной важности. Кадетская форма оказывает огромное влияние на внутренние состояние воспитанников, что способствует достижению цели. Помимо общеобразовательных функций, кадетские классы осуществляют функцию становления общей культуры личности. Формируется модель будущей профессии, направленная на служение своей Родине. Учебная программа в кадетских классах разнообразнее, чем программа общеобразовательных классов. Одновременно с учебным процессом дополнительно включены профильные занятия, а также воспитательные мероприятия спортивной, оборонной направленности. Многие выпускники кадетского класса после окончания школы поступают в ведомственные вузы МВД России и других силовых структур. Благодаря обучению в кадетских классах, ребята могут окунуться в некоторые аспекты военного дела, что в дальнейшим является для большинства из них ориентиром при выборе профессии. Кадеты участвуют в смотрах, парадах, соревнуются в учебе и спорте.

3.3. Кадеты – это звучит гордо! А легко ли быть кадетом?

Служение Родине - трудное ремесло: надо втянуться в него долгой выучкой и воспитать в себе личные качества: и телесные, и душевные; надо сродниться с оружием, одеждою, амуницией. В процессе обучения в кадетском классе у кадет воспитывается уважение к военной службе, к людям в военной форме, формируется правовая культура. Увеличивается среди них число выпускников, выбирающих целью в своей жизни служение Родине. Учет социального заказа общества к образованию и воспитанию, запросов родителей и потребностей учеников позволяет сделать вывод, что кадетское образование востребовано. Главная его задача – не только подготовка ребят к армии или военной профессии, а воспитание гражданина, развитие лидерских качеств у воспитанников, подготовка их к государственной службе. А что он выберет: военный или гражданский вуз – дело самого кадета.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Проведение анкетирования.

Проведения анкетирования среди учащихся кадетских классов МБОУ «Гимназии №1» для того, чтобы показать значимость кадетского движения в МБОУ «Гимназии №1» через проведение анкетирования среди учащихся 10-11 классов из кадетских классов.

1 вопрос: Планировали ли вы изначально обучаться в кадетском классе?

 

2 вопрос: Свяжете ли вы свое будущее с правоохранительными органами?

 

3 вопрос: Считаете ли вы, что кадетский класс полезен для развития молодежи?

 

4 вопрос: Рекомендовали бы вы кадетский класс другим родителям для обучения их детей?

 

Звание кадета ко многому нас обязывает. Кадеты - это элита образовательного учреждения. Поэтому нам, кадетам, всегда нужно быть на высоте, необходимо повышать уровень своих знаний и физической подготовки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работая над данной темой я узнал много интересных фактов из истории кадетского движения не только в России в разные периоды времени, но и о кадетском движении в Ноябрьске. В процессе работы над проектом пользовался богатыми ресурсами интернета, изучал большое количество текстового материала, смотрел презентации. Большое внимание было мной уделено анализу и систематизации собранной информации.

Выбранная тема мне очень близка. Обучаясь в кадетском классе, я начал серьезно задумываться о своей будущей профессии. В ходе работы я ознакомился с материалом о современных действующих кадетских корпусах и школах России. Для меня было интересно узнать, в какое учебное заведение можно поступить после окончания кадетского класса.

Конечно же, таких учебных заведений в нашей стране очень много. Конкурс при поступлении в кадетские учебные заведения Минобороны составляет несколько человек на место.

Кроме того, для поступления в кадетское учебное заведение необходимо собрать множество справок от врачей, учителей и психологов. Проверка проводится серьезная, и если есть какие-то проблемы со здоровьем или результатами ЕГЭ, это становится ясно при поступлении. Дисциплина у кадет строгая, распорядок дня жесткий.

Ясно одно, что в России всегда будет востребована профессия военного.

Служба в Вооруженных силах, высокооплачиваемая работа, престижная государственная служба – все эти дороги открыты для выпускников военных вузов. А к поступлению в них готовят кадетские корпуса и школы.

Первый Московский кадетский Корпус дает обобщенный портрет своего выпускника: «Это - юноша, свободно и красиво общающийся на родном языке, социально и физически развитый, способный грамотно оценить окружающую действительность, делать обоснованные выводы, принимать оптимальные решения и действовать в соответствии с заданными жизненными целями в интересах своих, своей семьи и своего Отечества».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

https://histrf.ru/read/articles/rossiiskii-kadietskii-korpus-istoriia-slavnykh-traditsii

https://histrf.ru/read/articles/rossiiskii-kadietskii-korpus-istoriia-slavnykh-traditsii

https://moluch.ru/archive/397/87716/

https://vk.com/wall-51696045_15196

https://infourok.ru/istoriya-razvitiya-kadetskogo-dvizheniya-v-rossii-1917436.html

https://dzen.ru/a/YbXJTd_ofSzftpuC

https://cadetmove.ru/index.php?newsid=4