ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ?История одного экспоната школьного музея? (герб маршала Новикова) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Тема патриотического воспитания детей и молодёжи актуальна как в целом для страны, так и для нашей школы. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин постоянно подчеркивает значимость патриотического воспитания. Разделяем его точку зрения о том, что ?Мы должны строить своё будущее на?прочном фундаменте. И?такой фундамент?– это патриотизм? Мы считаем , что в настоящее время как никогда востребованы идеи патриотического служения своему Отечеству, малой родине, многонациональному народу России и идеи объединения ради сохранения и укрепления традиционных ценностей многонациональной России всех общественных сил, в том числе, детей и молодёжи. Важно сохранять память о тех, кто своей жизнью умножал ее славу и является примером для подражания подрастающему поколению. А также формировать социально- активную личность гражданина и патриота, стремящегося своими добрыми делами приумножить красоту и могущество Родины. Документами, в соответствии с которыми составлено мероприятие являются: Конституция Российской Федерации (в редакции 2020 г.); Федеральный закон от 29.12.2012 №?273-ФЗ ?Об образовании в Российской Федерации? (в редакции 2020г.); Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №?286), ?Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России? (2009 г.); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №?996-р), План мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от12.11.2020 №2945-р); Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22); Федеральный проект ?Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации? национального проекта ?Образование? (2021 г.); ?Концепция развития системы воспитания в Костромском области до 2030 года? (2021 г.). В школе реализуется Программа воспитания учащихся ?Отечество, которое есть, но трижды которое будет!?. Ведущее место занимает патриотическое воспитание обучающихся. Основное место отводится достойной встрече 80-летия Великой Победы. Проводятся Уроки мужества, Уроки памяти, Уроки Победы, конкурсы военной песни, круглые столы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками локальных военных конфликтов, специальной военной операции на Украине. А также акции: ?Солнце Победы в наших сердцах!?, ?Сирень Победы?, ?Журавлик-символ памяти? и другие. Большое внимание уделяется памяти Александра Александровича Новикова, главного маршала авиации, дважды Героя Советского Союза, чье имя с гордостью носит наша школа. Стало традицией ко Дню рождения Новикова Александра Александровича проводить акцию ?Помним! Чтим! Гордимся!?. В школьном музее ?Благодарные потомки?.для учащихся 1-11 классов проводятся экскурсии по экспозиции ?Маршал Новиков?. Так родилась идея провести мероприятие ?История одного экспоната? (об одном из уникальных экспонатов музея - гербе маршала Новикова). Геральдическое общество изготовило его к 100-летию со дня рождения Героя (оригинал его для школьного музея подарила дочь Александра Александровича Новикова – Светлана Александровна Новикова, которая приезжала к нам в 2006 году). Стратегическая цель - побуждение детей к новым созидательным делам, достойным светлой памяти выдающегося земляка, главного маршала авиации, дважды Героя Советского Союза Александра Александровича Новикова и достойной встречи 80-летия Великой Победы. Цель для детей: изучение истории герба Новикова Александра Александровича и определение его ценности для школы, для каждого обучающегося. Мероприятие ?История одного музейного экспоната? (О Гербе маршала Новикова) позволило выявить высокую его результативность: Цель мероприятия достигнута. Данное мероприятие: побуждает детей к новым созидательным делам, достойных светлой памяти выдающегося земляка, главного маршала авиации, дважды Героя Советского Союза Александра Александровича Новикова и встречи 80-летия Великой Победы; формировало у обучающихся такие модели поведения, как чувства долга, ответственность, личное достоинства, дружелюбие отзывчивость, справедливость, доброта,; расширено информационное поле учащихся о маршале Новикове через музейную деятельность и встречу с гостями; дети с большим интересом изучали отдельные элементы личного герба А.А.Новикова; познакомили с профессией летчика в рамках ранней профориентации; обучающиеся, работая в творческих группах и в мастер-классе, проявили организованность, уважение, взаимодействие, умение слушать и учитывать мнение других; изготовили 30 самолетиков ?Мирный?, подарили гостям и приготовили для летчиков ко Дню Защитника Отечества; на протяжении всего мероприятии была добрая, рабочая атмосфера; дети показали высокую культуру общения с взрослыми и одноклассниками. Провели: два мероприятия для детей начальных классах ?История одного экспоната? (о гербе маршала Новикова); презентацию мероприятия для педагогов на педагогическом совете ?Музей ?Благодарные потомки? - важнейшая составляющая развивающей образовательной среды школы?; презентацию мероприятия на классном родительском собрании. Сценарий мероприятия ?История одного экспоната школьного музея? (герб маршала Новикова) ? О чем нам рассказал Герб Александра Александровича Новикова?? Цель - побуждение детей к новым созидательным делам, достойным светлой памяти выдающегося земляка, главного маршала авиации, дважды Героя Советского Союза Александра Александровича Новикова, чье имя носит школа и достойной встречи 80-летия Великой Победы. Цель для детей: изучение истории герба Новикова Александра Александровича и определение его ценности для школы, для каждого обучающегося. Информационные задачи: расширить информационное поле учащихся через музейную деятельность и встречу с гостями; углубить знания детей о выдающемся земляке из воспоминаний личного шофера, архивных данных о Седельницкой второклассной церковно-приходской школе, представленных школой имени главного маршала авиации А.А.Новикова с Седельницы Ивановской области, летчиков, познакомить детей с уникальным музейным экспонатом – личным гербом А.А.Новикова; углубить знания учащихся о профессии летчика Эмоционально-ценностные задачи: сохранять память о героическом прошлом Отечества и края, о подвигах, о доблести, о славе своего народа через изучение боевой и трудовой летописи тех, кто своей жизнью умножал ее славу и является примером для подражания подрастающему поколению; укреплять связь поколений; формировать социально- активную личность гражданина и патриота обладающей чувством национальной гордости, любви к большой и малой , своему народу и готовности к его защите; воспитывать детей на традиционных духовно-нравственных ценностях и содействовать формированию у обучающихся таких моделей поведения, как чувства долга, отзывчивости, справедливости, доброты, личного достоинства, взаимовыручки, ответственности, высокой культуры общения с взрослыми и ровесниками, дружелюбия; побуждать детей к социально-значимой созидательной деятельности; развивать творческие способности и творческую активность учащихся; учить работать в творческих группах, где главным является уважение, взаимопомощь, умение слушать и учитывать мнение других. Процессуальные задачи: разработать сценарий мероприятия; распечатать герб для работы в группах; составить презентацию к мероприятию; пригласить летчиков; гостей Ивановской области из Седельницкой общеобразовательной школы имени дважды Героя Советского Союза Маршала авиации А.А. Новикова , (в 1915 году А.А.Новиков окончил Седельницкую второклассную церковно-приходскую школу); подготовить заготовки для мастер-класса ?Самолет "Мирный? Продуктивные задачи: составить презентацию к мероприятию; изготовить 30 самолетиков и подарить их гостям и летчикам; провести презентацию мероприятия для родителей класса; провести презентацию мероприятия для педагогов на педагогическом совете ?Музей ?Благодарные потомки? - важнейшая составляющая развивающей образовательной среды школы?. Ресурсы: - ММ проектор, ноутбук; - презентация ?Главный маршал авиации-Александр Александрович Новиков?; - видеофильм ?Встреча с дочерью Александра Александровича Новикова - Светланой Александровной Новиковой?; Запись телефонного разговора с вдовой - Тамарой Потаповной Новиковой (пожелание детям); Подготовка мероприятия: разработать сценарий мероприятия; составить презентацию к мероприятию; провести для детей в школьном музее экскурсию ?Маршал Новиков? и познакомить с экспонатами, подаренными родственниками и людьми, знавшими А.А.Новикова; отобрать экспонаты, касающиеся маршала Новикова; распечатать герб для работы в парах (15 экземпляров); раздать стихи и провести репетиции; пригласить летчиков; гостей Ивановской области из Седельницкой общеобразовательная школ имени дважды Героя Советского Союза Маршала авиации А.А. Новикова , (в 1915 году А.А.Новиков окончил Седельницкую церковно-приходскую школу); подготовить заготовки для мастер – класса ?Самолет "Мирный?. Ход мероприятия: Классный руководитель: - Какое событие мы отмечали на прошлой неделе? (День рождение маршала Новикова) Слайд 1: Мы продолжаем изучать биографию Александра Александровича Новикова, чье имя с гордостью носит наша школа. Старший методист: У нас в гостях? педагоги и актив учащихся из Ивановской области с. Седельницы, школы имени дважды Героя Советского Союза Маршала авиации Александра Александровича Новикова. - А как Седельницы связаны с Александром Александровичем Новиковым? (учился в и окончил в 1915 году Седельницкую церковно-приходскую школу). Слайд 2: Седельницкая церковно-приходская школа. Слайд3. Исследовательскую работу о церковно - приходской школе нам подарила Седельницкая школа на встрече в нашем музее в 2015. С того времени продолжается наша дружба. Слайд 4. Старший методист: 30 июня 2023 года члены Совета ДВО ?Победа? нашей школы совершили дружеский визит в эту школу и привезли экспонат. А может кто – то догадается , что это за экспонат? Подсказка. Церковно-приходская школа была построена из кирпича, но она не уцелела, осталась только маленькая часть разрушенной стены. Догадались? (кирпич). Слайд 5. Классный руководитель: Обратите внимание на фтографию. Кто на ней изображён? ( На фото Александр Александрович Новиков с первым учителем Лебедевым Александром Александровичем и Александром Алексеевичем Шишовым, личным шофером маршала Новикова в 1967-68г.г., который организовал встречу Новикову с первым учителем. Об Александре Алексеевиче написана исследовательская работа, которая находится в музее, с ней вы можете более подробно познакомиться. Слайд 6. Старший методист: С нами сегодня лётчики. Павел Рудольфович летчик 1 класса, участник локальных военных конфликтов, председатель комиссии по патриотическому воспитанию Костромского отделения. Слово лётчикам Слайд 7. Классный руководитель: А с какими экспонатами, связанными с жизнью Александра Александровича, присланные Тамарой Потаповной Новиковой, вдовой мы познакомились в музее? (блокнот, очки, орденская планка и другие). Слайд 8: Старший методист: А какой экспонат, подарила дочь Новикова музею школы? (Герб). Сегодня мы познакомимся с ним поближе. Тема нашего мероприятия ?История одного экспоната школьного музея? - О каком экспонате пойдёт речь? - А что такое герб? Слайд 9: Давайте посмотрим, какое объяснение слову дает словарь Ожегова. Слайд 10: Сегодня мы поближе познакомимся с отдельными элементами герба и постараемся объяснить их значение, в этом помогут нам гости. У вас на столах лежит герб. Постарайтесь найти элементы, о которых пойдет речь. Старший методист: Дочь Александра Александровича Новикова - Светлана Александровна Новикова, проживавшая в городе Москва, на встрече в мае 2006 года в музее нашей школы подарила очень значимый для нас экспонат - личный герб Александра Александровича, который геральдическое общество изготовило к 100-летию со дня рождения Александра Александровича. Он красивый. Каждый элемент что-то символизирует относительно личности маршала. Геральдическая комиссия приезжала к Светлане Александровне, вместе обсуждали проект герба. Вашему вниманию предоставляется отрывок из видеофильма встречи с дочерью Маршала Новикова (рассказ С.А.Новиковой о гербе). Обратите внимание на то, что посоветовала геральдической комиссии внести в герб Светлана Александровна? Дети, найдите на гербе девиз, который посоветовала внести в него Светлана Александровна. Назовите его. Как вы думаете, почему именно такой девиз? Правильно, ведь небо для маршала Новикова был вторым домом. Старший методист: Что еще посоветовала внести в герб дочь маршала Новикова? Правильно, бинокль. Найдите на гербе его. Как вы думаете, почему? (Дети отвечают, что Светлана Александровна вспоминает, что ее папа всегда любил смотреть на небо в бинокль). Какую букву он напоминает? Правильно, букву ?Н?, с которой начинается фамилия Новиков. Классный руководитель: А сейчас внимательно слушаем описание каждого элемента герба и ищем у себя. Работа в творческих группах: Описание герба Новикова: Классный руководитель: Щит пересечен. В верхнем серебряном поле доходящая до середины щита клиновидная глава с костромским гербом На серебряных волнах корма галеры с тремя фонарями и и опущенными лестницами. Справа и слева две золотые звезды. Что это за звезды?.(дети отвечают, что это две звезды Героя Советского Союза). Старший методист: в нижнем червонном поле - золотая авиационная эмблема. Найдите в своих группах эту эмблему. Эмблема состоит из двух частей. Кто, может сказать из каких?: (крыльев и пропеллера).. Объяснение содержания эмблемы дает Павлом Рудольфовичем, летчик. ?Крылья олицетворяют мечту человека о полете, о покорении воздушной стихии, как это делают птицы. От древнегреческого мифа?об Икаре до авиации тех лет, символом которой стал пропеллер. Самолеты времен Великой Отечественной войны имели поршневые двигатели, которые с помощью пропеллера поднимали самолет в воздух. Эмблема объединяет мечту и ее воплощение в тот момент времени?. Эмблема положена на скрещенные серебряные маршальские жезлы. Главный маршал авиации обязан иметь маршальский жезл. А два жезла —?для симметрии? Старший методист: Сегодня на нашем мероприятии присутствует заместитель председателя школьной детско-ветеранской организации ?Победа. Щит увенчан золотой армейской короной и стальным рыцарским шлемом. Найдите их на гербе. Как вы думаете, что это за две золотые звезды на армейской короне? (дети отвечают, что это ? две золотые звезды Героя Советского Союза). Я впервые узнала о том, чтобы стать маршалом, надо пройти три категории офицерского состава. На короне три эмблемы эллипсоидной формы (овальной)—?это офицерские кокарды на головном уборе (фуражке). Почему три —? есть три категории офицерского состава: младший, старший и высший офицерский состав. Нельзя стать Главным маршалом авиации не пройдя все категории офицерского состава. И, конечно, офицерский состав, особенно в авиации —?это элита вооруженных сил, что и символизирует корона?. - О чем нам рассказал герб АА Новикова? -Что нового вы узнали? Старший методист: Поднимите руки, кто хотел бы стать летчиком? А как вы думаете, что надо для того, чтобы стать летчиком? А как вы думаете, ради чего Александр Александрович Новиков жил и постоянно совершенствовал авиацию? (Дети отвечают, что ради мира и счастливого будущего). Мастер – класс ?Самолет ?Мирный? Классный руководитель: У вас на столах лежат заготовки самолета ?Мирный?. Вы должны его собрать. Дети работают под песню ?Орлята учатся летать? Дети дарят гостям самолетики. Слайд 11: Старший методист: К 120-летию со дня рождения Александра Александровича Новикова в ноябре 2020года мы по телефону связались с вдовой Александра Александровича Новикова – Тамарой Потаповной Новиковой, проживавшей в Москве, рассказали о проведенных мероприятиях к юбилею Александра Александровича и попросили дать наказ учащимся школы. Послушайте. Дети слушают наказ Тамары Потаповны. Классный руководитель: Дети, что является главным в наказе Тамары Потаповны?. А как мы будем преумножать богатства страны ? (дети говорят, что, больше будут делать добрых дел и отмечают каких). Чтец: Александр Александрович Новиков талантливым, целеустремленным решительным полководцем был. Семью и народ беспредельно любил. Всю свою жизнь Отечеству честно служил. Долг наш память о нем сохранить, Патриотами Родины достойными быть!
История одного музейного экспоната