ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ



?История одного экспоната школьного  музея?
(герб  маршала Новикова)






























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тема патриотического воспитания детей и молодёжи актуальна как в целом
для страны, так и для нашей школы.                                                                         
Президент  Российской Федерации Владимир Владимирович Путин постоянно  подчеркивает значимость патриотического воспитания. Разделяем его точку зрения  о том, что ?Мы должны строить своё будущее на?прочном фундаменте. И?такой фундамент?– это патриотизм? 
Мы считаем , что в настоящее время как никогда востребованы идеи патриотического служения своему Отечеству, малой родине, многонациональному народу России и идеи объединения ради сохранения и укрепления традиционных ценностей многонациональной России всех общественных сил, в том числе, детей и молодёжи. Важно  сохранять  память  о тех, кто своей жизнью умножал ее славу и является примером для подражания подрастающему поколению.  А также формировать социально- активную  личность гражданина и патриота, стремящегося  своими добрыми делами приумножить  красоту и могущество Родины. 
Документами, в соответствии с которыми составлено мероприятие являются:
Конституция Российской Федерации (в редакции 2020 г.);
Федеральный закон от 29.12.2012 №?273-ФЗ ?Об образовании в Российской Федерации? (в редакции  2020г.);                                                                
Федеральные государственные образовательные стандарты  начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №?286),  
?Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России? (2009 г.);
Стратегия  развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года  (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №?996-р), План мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от12.11.2020  №2945-р);
Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций  (одобрена решением федерального  учебно- методического объединения по общему образованию протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22);
Федеральный проект ?Патриотическое воспитание  граждан Российской Федерации? национального проекта ?Образование? (2021 г.);
?Концепция развития системы воспитания в Костромском области до 2030 года?  (2021 г.).
В школе реализуется Программа воспитания учащихся ?Отечество, которое есть, но трижды которое будет!?. Ведущее место занимает патриотическое воспитание обучающихся.
    Основное  место отводится достойной встрече  80-летия  Великой Победы. Проводятся  Уроки мужества, Уроки памяти, Уроки Победы, конкурсы военной песни, круглые столы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками  локальных  военных конфликтов, специальной военной операции на Украине. А также акции:  ?Солнце Победы в наших сердцах!?, ?Сирень Победы?, ?Журавлик-символ памяти? и другие.
     Большое внимание уделяется памяти Александра Александровича Новикова, главного маршала авиации, дважды Героя Советского Союза, чье имя с гордостью носит наша школа.    Стало традицией ко  Дню  рождения Новикова Александра  Александровича  проводить акцию ?Помним! Чтим! Гордимся!?. В школьном музее  ?Благодарные потомки?.для учащихся 1-11 классов проводятся экскурсии  по  экспозиции ?Маршал Новиков?. 
         Так родилась идея провести мероприятие  ?История одного экспоната? (об одном из уникальных экспонатов музея - гербе маршала Новикова). Геральдическое  общество изготовило  его к 100-летию  со дня рождения  Героя (оригинал его для школьного музея подарила дочь  Александра Александровича Новикова – Светлана Александровна Новикова, которая приезжала к нам  в 2006 году).                                                                                           
Стратегическая цель  - побуждение детей к новым созидательным делам,  достойным светлой памяти  выдающегося земляка, главного маршала авиации,  дважды Героя Советского Союза Александра Александровича Новикова  и достойной встречи  80-летия Великой Победы. 
Цель для детей: изучение истории герба  Новикова Александра 
Александровича и определение  его ценности  для школы, для каждого
обучающегося.
Мероприятие ?История одного музейного экспоната?
(О Гербе маршала Новикова)   позволило  выявить высокую его результативность:
Цель мероприятия достигнута. 
Данное мероприятие:
побуждает детей к новым созидательным делам,  достойных светлой памяти  выдающегося земляка, главного маршала авиации,  дважды Героя Советского Союза Александра Александровича Новикова  и встречи  80-летия Великой Победы; 
формировало у обучающихся такие  модели  поведения, как чувства  долга, ответственность, личное достоинства, дружелюбие отзывчивость, справедливость, доброта,;
расширено  информационное поле учащихся о маршале Новикове через музейную деятельность и встречу с гостями;
дети с большим интересом изучали  отдельные элементы личного  герба А.А.Новикова; 
познакомили  с профессией летчика в рамках  ранней профориентации; 
обучающиеся, работая  в творческих группах и в мастер-классе, проявили организованность, уважение,  взаимодействие, умение  слушать и  учитывать мнение других;
 изготовили  30 самолетиков ?Мирный?,  подарили гостям и приготовили для летчиков ко Дню Защитника  Отечества;
на протяжении всего мероприятии была  добрая, рабочая атмосфера;
дети показали высокую культуру общения с взрослыми и одноклассниками.
Провели:
два мероприятия для детей  начальных классах ?История одного экспоната?                
  (о гербе маршала Новикова);
презентацию  мероприятия для педагогов на педагогическом совете  ?Музей ?Благодарные потомки? -  важнейшая составляющая развивающей образовательной среды школы?;   
презентацию мероприятия на классном родительском собрании.




                                         
Сценарий мероприятия
                       ?История одного экспоната школьного  музея?                                     
                                     (герб  маршала Новикова)
? О чем нам рассказал Герб  Александра Александровича Новикова??

Цель - побуждение детей к новым созидательным делам,  достойным светлой 
памяти  выдающегося земляка, главного маршала авиации,  дважды Героя     
Советского Союза Александра Александровича Новикова, чье имя носит школа 
и достойной   встречи  80-летия Великой Победы. 
Цель для детей: изучение истории герба  Новикова Александра 
Александровича и определение  его ценности  для школы, для каждого
обучающегося.
 Информационные задачи:
расширить  информационное поле учащихся через музейную деятельность и встречу с гостями;
углубить знания детей о выдающемся земляке из  воспоминаний личного шофера, архивных данных о Седельницкой второклассной церковно-приходской школе, представленных школой имени главного маршала авиации А.А.Новикова с  Седельницы Ивановской области, летчиков,   
познакомить детей  с уникальным  музейным экспонатом – личным гербом А.А.Новикова;
углубить знания учащихся о   профессии летчика  
Эмоционально-ценностные  задачи: 
сохранять память о героическом прошлом Отечества и края, о подвигах, о доблести, о славе своего народа через изучение боевой и трудовой летописи тех, кто своей жизнью умножал ее славу и является примером для подражания подрастающему поколению;
укреплять  связь поколений; 
формировать социально- активную  личность гражданина и патриота обладающей  чувством национальной гордости, любви к большой и малой , своему народу и готовности к его защите; 
воспитывать  детей на традиционных духовно-нравственных ценностях и содействовать  формированию у обучающихся таких  моделей  поведения, как чувства  долга, отзывчивости, справедливости, доброты, личного достоинства, взаимовыручки, ответственности, высокой культуры общения с взрослыми и ровесниками, дружелюбия;
побуждать детей к социально-значимой созидательной деятельности;
развивать творческие способности и творческую активность учащихся;
учить работать в  творческих группах,  где главным является уважение,  взаимопомощь, умение  слушать и  учитывать мнение других.

Процессуальные задачи:                                                                                                                                                                                      
разработать сценарий мероприятия;                                                                               
распечатать герб для  работы в группах;
составить презентацию к мероприятию;
пригласить   летчиков; гостей Ивановской области из  Седельницкой общеобразовательной школы  имени дважды Героя Советского Союза Маршала авиации А.А. Новикова , (в 1915 году А.А.Новиков окончил Седельницкую второклассную церковно-приходскую школу);
подготовить заготовки для мастер-класса ?Самолет  "Мирный?

Продуктивные задачи: 
составить презентацию к мероприятию;
изготовить 30 самолетиков и подарить их гостям  и летчикам;
провести презентацию  мероприятия  для родителей класса;
провести презентацию  мероприятия для педагогов на педагогическом совете  ?Музей ?Благодарные потомки? -  важнейшая составляющая развивающей образовательной среды школы?.    
       
Ресурсы:
- ММ проектор, ноутбук;
- презентация ?Главный маршал авиации-Александр Александрович Новиков?;
- видеофильм ?Встреча с дочерью Александра Александровича Новикова -               Светланой Александровной Новиковой?;
Запись телефонного разговора с вдовой - Тамарой Потаповной Новиковой (пожелание детям);



Подготовка мероприятия:
разработать сценарий мероприятия;
составить презентацию к мероприятию;
провести для детей в школьном  музее экскурсию ?Маршал Новиков?  и познакомить с экспонатами, подаренными родственниками и людьми, знавшими А.А.Новикова;
отобрать экспонаты, касающиеся маршала Новикова;
распечатать герб для  работы в парах (15 экземпляров);
раздать стихи и провести репетиции;
пригласить летчиков;  гостей Ивановской области из Седельницкой общеобразовательная школ  имени дважды Героя Советского Союза Маршала авиации А.А. Новикова , (в 1915 году А.А.Новиков окончил Седельницкую церковно-приходскую школу);
подготовить заготовки  для мастер – класса ?Самолет  "Мирный?.

   

            




















                                            
Ход мероприятия:
 Классный руководитель:
 -  Какое событие мы отмечали  на прошлой неделе?                                                                 
 (День рождение маршала Новикова)
 Слайд 1: Мы продолжаем изучать биографию Александра Александровича   
 Новикова, чье имя с гордостью носит наша школа.
Старший методист: У нас в гостях? педагоги и актив учащихся из Ивановской области с.  Седельницы, школы имени дважды Героя Советского Союза Маршала авиации Александра Александровича Новикова.  
- А как Седельницы связаны с Александром Александровичем Новиковым? (учился в и окончил в 1915 году Седельницкую  церковно-приходскую школу).
Слайд 2: Седельницкая   церковно-приходская  школа.
Слайд3. Исследовательскую   работу о  церковно - приходской школе  нам подарила  Седельницкая школа на встрече в нашем музее в  2015.                                        С того времени  продолжается наша дружба.                                                                                                                                   Слайд 4. Старший методист: 30 июня  2023 года члены Совета ДВО ?Победа? нашей школы совершили дружеский визит в эту школу и привезли  экспонат.  А может кто – то догадается , что это за экспонат?  Подсказка. Церковно-приходская школа была построена из кирпича, но она не уцелела, осталась только маленькая часть разрушенной стены. Догадались? (кирпич).   
Слайд 5. Классный руководитель:  Обратите внимание на фтографию. Кто на ней изображён?  ( На фото Александр Александрович Новиков с первым учителем Лебедевым Александром Александровичем и Александром Алексеевичем  Шишовым, личным шофером маршала Новикова в 1967-68г.г., который организовал встречу  Новикову с первым учителем. Об Александре Алексеевиче написана исследовательская работа, которая находится в музее, с ней вы можете более подробно познакомиться.                                                                                                                      
Слайд 6.  Старший методист: С нами сегодня лётчики.
 Павел Рудольфович летчик 1 класса, участник локальных военных конфликтов, председатель  комиссии по патриотическому воспитанию Костромского отделения. 
Слово лётчикам                                                                                                                            
Слайд 7. Классный руководитель: А с какими экспонатами, связанными с жизнью Александра Александровича, присланные  Тамарой Потаповной Новиковой, вдовой мы познакомились в музее?                                                                                               (блокнот, очки, орденская планка и другие).
Слайд 8: Старший методист: А  какой экспонат, подарила  дочь Новикова музею школы? (Герб).
Сегодня мы познакомимся с ним поближе. 
Тема нашего мероприятия ?История одного экспоната школьного  музея?
- О каком экспонате пойдёт речь?
- А что такое  герб?
Слайд 9: Давайте посмотрим, какое объяснение слову  дает  словарь  Ожегова.
Слайд 10: Сегодня мы поближе познакомимся с отдельными элементами герба и постараемся объяснить их значение, в этом помогут нам  гости. 
У вас на столах лежит герб.  Постарайтесь найти элементы, о которых пойдет речь.
Старший методист: Дочь Александра  Александровича  Новикова - Светлана  Александровна Новикова, проживавшая в городе Москва,  на встрече  в мае  2006 года в музее нашей школы подарила  очень значимый  для нас экспонат - личный герб Александра Александровича, который геральдическое  общество изготовило к 100-летию со дня рождения Александра  Александровича.
Он красивый. Каждый элемент что-то символизирует относительно личности маршала. Геральдическая комиссия  приезжала к Светлане Александровне, вместе обсуждали проект герба. 
Вашему вниманию предоставляется отрывок из видеофильма встречи с дочерью Маршала Новикова (рассказ С.А.Новиковой о гербе).                                    Обратите внимание на то, что посоветовала геральдической комиссии внести в герб  Светлана Александровна?
Дети, найдите  на гербе девиз, который посоветовала внести в него  Светлана Александровна. Назовите его. Как вы думаете, почему именно такой девиз? Правильно, ведь небо для маршала Новикова был вторым домом.         Старший методист: Что еще посоветовала внести в герб  дочь  маршала Новикова? Правильно,   бинокль. Найдите на гербе его.  Как вы думаете, почему? (Дети отвечают, что Светлана  Александровна вспоминает, что ее папа всегда любил смотреть на небо в бинокль). Какую букву он напоминает?  Правильно, букву ?Н?, с которой начинается фамилия Новиков. 
Классный руководитель: А сейчас внимательно слушаем описание каждого элемента герба и ищем у себя.                                                                                              Работа в творческих группах: Описание герба Новикова:
Классный руководитель: Щит пересечен. В верхнем серебряном поле доходящая до середины щита клиновидная глава с костромским гербом  На серебряных волнах корма галеры с тремя фонарями и и опущенными лестницами. Справа и слева две золотые звезды. Что это за звезды?.(дети отвечают, что это  две звезды Героя Советского Союза).
Старший методист: в нижнем червонном поле - золотая авиационная эмблема. Найдите  в своих группах эту эмблему. Эмблема состоит из двух частей. Кто, может сказать из каких?: (крыльев и пропеллера)..  
Объяснение содержания эмблемы  дает Павлом  Рудольфовичем, летчик.
 ?Крылья олицетворяют мечту человека о полете, о покорении воздушной стихии, как это делают птицы. От древнегреческого мифа?об Икаре до авиации тех лет, символом которой стал пропеллер. Самолеты времен Великой Отечественной войны имели поршневые двигатели, которые с помощью пропеллера поднимали самолет в воздух. Эмблема объединяет мечту и ее воплощение в тот момент времени?.
Эмблема положена на скрещенные  серебряные маршальские жезлы. 
 Главный маршал авиации обязан иметь маршальский жезл. А два жезла —?для симметрии?
Старший методист: Сегодня на нашем мероприятии присутствует заместитель председателя школьной детско-ветеранской организации ?Победа.
Щит увенчан золотой  армейской  короной  и стальным  рыцарским  шлемом. Найдите их на гербе. Как вы думаете, что это за две золотые звезды на армейской короне?  (дети отвечают, что это ? две золотые звезды Героя Советского Союза). Я впервые узнала о том, чтобы стать маршалом, надо пройти три категории офицерского состава. На короне  три эмблемы эллипсоидной формы (овальной)—?это офицерские кокарды на головном уборе (фуражке). Почему три —? есть три категории офицерского состава:  младший, старший и высший офицерский состав. Нельзя стать Главным маршалом авиации не пройдя все категории офицерского состава. И, конечно, офицерский состав, особенно в авиации —?это элита вооруженных сил, что и символизирует корона?.
- О чем  нам рассказал герб АА Новикова?
-Что нового вы узнали?

Старший методист: Поднимите руки, кто хотел бы стать летчиком? 
А как вы думаете, что надо для того, чтобы стать летчиком?
А как вы думаете,  ради чего Александр  Александрович Новиков жил и 
постоянно совершенствовал авиацию?
 (Дети отвечают, что ради мира и счастливого будущего).                                     
Мастер – класс ?Самолет ?Мирный?
Классный руководитель: У вас на столах лежат заготовки  самолета
?Мирный?. Вы должны его собрать.
Дети работают под песню ?Орлята учатся летать? 
Дети дарят гостям самолетики.
Слайд 11: Старший  методист:  К 120-летию со дня рождения Александра Александровича Новикова в  ноябре 2020года мы по телефону связались с вдовой Александра  Александровича Новикова – Тамарой Потаповной Новиковой, проживавшей в Москве, рассказали о проведенных мероприятиях к юбилею Александра Александровича и попросили дать наказ учащимся школы.  Послушайте.
Дети слушают наказ Тамары Потаповны.
Классный руководитель: Дети, что является главным в наказе Тамары Потаповны?. А как мы будем преумножать богатства страны ? (дети говорят, что, больше будут делать добрых дел и отмечают каких).
Чтец:                                                                                                                                                     
     Александр Александрович Новиков 
    талантливым, целеустремленным решительным полководцем  был. 
Семью и народ беспредельно любил.                                                                                                       Всю свою жизнь Отечеству честно служил.
Долг наш память о нем сохранить,
Патриотами Родины достойными быть!