Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
В гости к Бабе Яге
Цель: проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по обучению грамоте и звукопроизношению, учить применять их в практической деятельности – игре.
Задачи:
коррекционно – образовательные:
-закреплять умение составлять слова из букв; грамматически верно составлять предложения;
-закреплять начальные навыки чтения;
-совершенствовать навык звукового анализа слов, составления схемы предложения;
коррекционно – развивающие:
-развивать фонематическое восприятие;
-развивать память и внимание;
-развивать логическое мышление
коррекционно-воспитательные:
-воспитывать интерес к речевым играм,
-воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества
Оборудование: письмо, компьютер, презентация, карточки и фишки для звукового анализа, для составления схемы предложения, карточки для пальчиковой разминки, кроссворды, конверты с компьютерной игрой «Баба Яга учится читать».
Ход занятия
Логопед. Здравствуйте, ребята, я хочу рассказать вам о случае, который произошел сегодня утром. Когда я шла в детский сад, увидела на дереве ворону. У нее в клюве был мешочек. И только я подошла ближе к дереву, ворона громко каркнула, и мешочек упал прямо к моим ногам. Я подняла его и посмотрела, что в нем. Посмотрите, это письмо. Оно адресовано нам, детям группы «Сказка». И знаете от кого?
Догадайтесь, взглянув на конверт. Да, от самой Бабы Яги! Слушайте, я прочитаю.
Я знаю, что вы познакомились с буквами и учитесь читать. Очень прошу научить и меня всему, что вы умеете. С нетерпением жду в гости. Баба Яга.
Логопед. Ну, что дети, принимаем приглашение Бабы Яги? На чем мы можем отправиться к ней?
Ответы детей.
Логопед. Баба Яга прислал за нами ступу. (Звук). Летим. Прилетели.
Логопед. Смотрите, вот мы и возле избушки Бабы Яги.
Появляется Баба Яга. Здравствуйте, мои касатики! Рада вас видеть, совсем в своем лесу одичала, давным–давно никого не видывала и не слыхивала. Вот думаю, может мне читать научиться? Вы мне покажете, что умеете?
Дети. Да.
Логопед. Начнем с самого начала. Я сейчас загадаю загадку, а ты, Баба Яга, отгадай, если не получится, дети помогут.
Он бывает тихим, громким,
А ещё глухим и звонким.
Рот ему как дом родной,
Из него летит волной.
Любит с эхом подразниться,
В барабане схорониться.
Если где услышит стук,
значит к нам добрался… (звук)
Логопед. А знаешь, Яга, звуки бывают разные. Отгадайте загадки про звуки.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос поёт
Звук получается … (гласный).
Воздух встречает преграды,
Но звук прорывается.
Как называется звук такой?
Это……..(согласный).
Баба Яга. Ой, мои голубчики, а не сможете ли вы мне с буквами разобраться, а то я пыталась их запомнить, но никак не могла и так разнервничалась, что все буквы на кусочки разорвала?!
Логопед. Давайте попробуем, дети.
(дети восстанавливают разрезанные буквы)
Баба Яга. Смотрите, получилось, ох, какие умные!
Логопед. А знаешь, Баба Яга, что буквы соединяются в слоги, а слоги образуют слова.
Баба Яга. Ну-ка, касатики, научите меня дремучую.
Логопед. Дети, из слогов составьте свои имена и прочтите их, а Бабушка Яга запомнит как вас зовут.
Логопед. Ещё дети умеют читать зашифрованные слова и находить лишнее.
Баба Яга. А как это?
Логопед. Дети, надо расшифровать слова и сказать какое лишнее.
ЛОТС АГИНК
АЗОР АКЧУР
ФАКШ АЛКУК
ЛУТС ЛАНЕП
Логопед. Баба Яга, а из слов можно составлять предложения.
Баба Яга. Пробовала я, да чепуха какая-то получилась!
Логопед. А ну-ка, Бабушка, давай мы прочитаем, что ты составила, и попробуем исправить.
Дети читают и исправляют. Ворона лаяла на собаку. И т.д.
Баба Яга. Ой, как мне интересно с вами, прямо душа поёт.
Логопед. Бабушка Яга, может, ты и правда споёшь, а мы с детьми станцуем? Дети, давайте Бабу Ягу попросим, назовём её ласково Ягуся, Ягусенька, пожалуйста.
Баба Яга. А что, тряхну стариной, спою свою любимую. Эх, была не была!
Песня Бабы Яги. (Звучит фонограмма. Дети танцуют).
Логопед. Бабушка Яга, я думаю, что ты с детьми уже подружилась, а читать обязательно научишься. А, знаешь ли, Бабушка Яга, чтобы научиться читать и писать, наши дети делают звуко-буквенный анализ слова?
Баба Яга. Это что за чудо-юдо?
Логопед. Это никакое не чудо-юдо. Дети сейчас покажут. Ты внимательно смотри и запоминай. Дети делают звуко-буквенный анализ слова Яга.
Выкладывают схему предложения Яга учится читать.
Баба Яга. Спасибо, касатики, теперь я знаю, как моё имя пишется и из каких звуков состоит. И как предложения правильно составлять. Послушайте, может быть, вы догадаетесь, что это мне мой друг, кот учёный, прислал? Всё твердил: разгадаешь, узнаешь, какой сюрприз тебя ждёт.
Логопед. Ну-ка, ну-ка, Бабушка Яга, показывай послание от учёного кота.
Баба Яга подаёт кроссворд.
Логопед. Дети, как вы думаете, что это? Попробуем разгадать?
Но сначала надо сделать разминку для пальчиков. Буквы поиграют в прятки с пальчиками. Запоминай, Бабушка Яга.
Перед детьми карточка с буквами. Логопед говорит, под каким из пальчиков должна спрятаться та или иная буква.
Загадки к кроссворду:
Их не видно, в руки не взять,
Но зато слышно. Что это?
(Звуки)
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться. (
Книга)
Грамоты не знаю, А писать помогаю. (Ручка).
В чем мы будем рисовать? Как назвать мне ту тетрадь? (
Альбом
)
Дети разгадывают кроссворд. Читают по вертикали слово ИГРА.
Баба Яга. Теперь я поняла, о каком сюрпризе говорил кот учёный. Он придумал компьютерную игру специально для меня, которую так и назвал «Баба Яга учится читать». Я хочу подарить её вам, чтобы вы в неё тоже играли, учились дальше читать и меня, Бабу Ягу, вспоминали. Вот, держите. (Вручает детям диски с игрой). Я сегодня много узнала и многому научилась.
Логопед. Дети, поблагодарим Бабу Ягу. Подскажи нам Бабушка Яга, как назад в детский сад попасть?
Баба Яга. Вот вам волшебный клубочек, он вас приведёт прямо в детский сад.
Логопед. До свидания, Баба Яга. Нам пора возвращаться. Катит клубочек.
Ты катись, катись, клубочек, через лес волшебный и густой и приведи скорее нас домой.
Вот мы и в детском саду.
Итог занятия. Где мы побывали, дети? Какие задания выполняли? Какое из них было самым трудным? Какое задание не вызвало затруднений? Что запомнилось больше всего?