МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КАДЕТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

«ПЕРВЫЙ РУЗСКИЙ КАЗАЧИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Л.М.ДОВАТОРА

РУЗСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Образ учителя в произведениях

русских писателей XX века»

Итоговый индивидуальный проект
обучающегося 9 класса
Коваленко Андрей

Руководитель проекта:
Григорьев Юрий Никандрович, учитель русского языка и литературы

п. Брикет, 2024

Паспорт проекта

Название проекта «Образ учителя в произведениях русских писателей XX века»

Исполнитель проекта Коваленко Андрей, обучающийся 9 класса.

Руководитель проекта Григорьев Юрий Никандрович, учитель русского языка и литературы.

Учебный год, в котором разрабатывался проект 2023-2024.

Цель: составление нравственного образа учителя на примере произведений русской литературы.

Задачи:

Изучить произведения русских писателей, раскрывших образ учителя.

Проанализировать образы учителей, представленных в русской литературе.

Соотнести качества учителя из художественных произведений и качества современного учителя.

Предмет литература.

Тип проекта исследовательский.

Сроки реализации 2023-2024.

Гипотеза: учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека. Высочайшая миссия учителя – влиять на умы и сердца своих воспитанников. Он должен научить маленького человечка увидеть мир прекрасного, научить состраданию и милосердию, доброте и любви. 

Продукт проектной деятельности статья с описанием исследования, презентация, данные анкетирования.

Этапы работы над проектом

Подготовка.

Определение темы и цели проекта.

Планирование.

Определение источников информации; определение способов её сбора и анализа. Определение способа представления результатов (формы отчета)

Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта.

Исследование.

Сбор информации. Решение промежуточных задач.

Анализ и обобщения.

Анализ информации, оформление результатов в виде текста и презентации, формулировка выводов.

Представление проекта.

Выступление перед одноклассниками, защита проекта

янва

рь

202

4

г.

Оценка результата и процесса.

Анализ выполнения проекта, причины успехов и неудач.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы проекта.

Каждый твой поступок, учитель,

отражается на других людях:

не забывай, что рядом с тобой

человек».

В.А.Сухомлинский

В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя и к 200-летию со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского 2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя.

Учитель – это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших профессий, она остаётся нужной и востребованной по сей день. Как и всё на свете, со временем она претерпевает изменения.

Какой он современный педагог? Современный педагог – это наставник, человек интересный, понимающий, любящий свой предмет, умеющий использовать новые технологии и находить подход к каждому ученику.

Зачем нужен наставник? Наставник – это помощник в учёбе. Обычно он: проводит с ребёнком встречи, направленные на развитие soft skills (навыков тайм-менеджмента, коммуникации, креативного мышления), следит за нагрузкой ребёнка, помогает ему распределять время, консультирует семью о процессе учебы, следит за успеваемостью и говорит об этом с родителями, решает организационные и технические вопросы, мотивирует и подбадривает ребёнка.

Учителя и наставники — это основа любого общества. Какие нравственные основы заложит, каким навыкам обучит учитель своего ученика, таким будет ученик.

«Именно педагог, учитель формирует в каждом из нас основы нашего мировоззрения, от этого в значительной степени зависит устойчивость, стабильность и будущее нашего государства», - сказал В.В. Путин.

Одна из самых главных профессий на земле это профессия учителя. Учитель ведет нас сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг – отдает нам свои знания, вкладывает в нас частицу своего сердца. Он помогает нам найти свой путь в жизни. Труд учителя благороден и прекрасен. Великое счастье встретить учителя, который учит доброте и справедливости, учит быть человеком. Хорошего учителя человек, как правило, не забывает. О таком учителе ученик будет вспоминать всю жизнь, рассказывать о нём друзьям и внукам, по нему будет сверять свою жизнь, считая его идеалом добра. Справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных скульптурах. А хороший учитель живет в мыслях и поступках людей. Вот почему каждый человек с чувством глубокой благодарности вспоминает свою родную школу, своих духовных наставников – учителей.

Например, о своём любимом наставнике, профессоре нравственных наук А.П.Куницыне Пушкин писал:

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал в нас пламень.

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена

Н.А.Некрасов о В.Г.Белинском, которого считал своим учителем, писал:

Учитель! Перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени…

Актуальность данной темы продиктована временем. Современное общество должно проникнуться уважением к учителю, признать его важную роль в формировании личности человека.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв говорил: «Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой… напрямую. Воспитывает Личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».

Весь накопленный опыт человечество привыкло фиксировать в литературе. Мне захотелось обратиться к произведениям русской литературы, раскрывающим нравственный облик учителя и его взаимоотношения с учениками.

2. Тема проекта: «Образ учителя в произведениях русских писателей 20 века»

3.Цель проекта: раскрыть нравственный образ Учителя на примере произведений русской литературы.

4. Задачи проекта:

Изучить произведения русских писа

телей, раскрывших образ учителя;

Проанализировать образы учителей, представ

ленных в русской литературе;

Выявить основные черты Учителя, представленные в произведениях русских писателей;

Соотнести качества учителя из художественных произведений и качества современного Учителя.

В своей работе я использовал материалы из произведений:

В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» (1968)

В.Г.Распутина «Уроки французского» (1973)

Ф.А.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» (1964)

А.П.Платонова «Песчаная учительница» (1927)

А.С.Макаренко «Педагогическая поэма» (1935)

свои собственные мысли и рассуждения.

ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Современная школа может развиваться и быть востребованной только при хорошем учителе. Учитель главная фигура в образовательном процессе. Именно от его деятельности во многом зависят результаты обучения и воспитания. Его работа не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами.

Учитель это друг по отношению к детям, их помощник, советчик, союзник. Не человек, дающий готовые истины, а искатель, странник, всегда находящийся в пути, способный изменить свою точку зрения, делающий добро и учащийся у своих учеников.

Каков же нравственный облик учителя? Какими качествами должен быть наделен настоящий учитель?

И чтобы найти ответы на вопросы, мы обратились к произведениям, раскрывающим образ учителя и отражающим разные периоды нашей жизни.

«Фотография, на которой меня нет» В. П. Астафьев

Виктор Петрович Астафьев в рассказе «Фотография, на которой меня нет», описывает образ учителя середины 20 века, его взаимоотношения с учениками, отношение педагога к своей профессии, всеобщее уважение и благоговейный трепет перед личностью учителя.

Писатель с раннего детства и до конца своих лет сохранил огромное уважение к учителям, понимание значения их благородного труда, понимание серьезной ответственности этого труда, так как они имеют дело с живыми человеческими душами.

В своем рассказе «Фотография, на которой меня нет», используя крайне лаконичные художественные детали, писатель рассказывает о своем герое, учителе начальной сельской школы, Евгении Николаевиче, и его жене, тоже учительнице. Он описывает условия, в которых проживает семья учителя. А они очень скромные: Евгений Николаевич с семьей занимает одну половину «дряхленького домишки», как пишет автор; часто нет дров, а в семье маленький ребенок, который болеет. Писатель не дает полного портрета учителя, подчеркивает только отдельные штрихи его внешности: «лицо малоприметное», но особенно запоминались глаза - «немного печальные и оттого необыкновенно добрые», приветливая улыбка, «да уши торчали, как у Саньки» - обыкновенный молодой человек - оказывается, и лет ему было совсем немного - двадцать пять.

Особенно, хотя и немногословно, писатель подчеркивает отношение учителя к сельчанам, уважительный стиль общения учителя и его жены-учительницы с людьми, и взрослыми, и маленькими детьми: «здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых»; «учитель прошел в середнюю, еще раз поздоровался и справился обо мне», уходя, «поклонился дому, бабушке».

И как вывод звучит фраза писателя: «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое».1

Почему же односельчане с таким уважением и любовью относились к Евгению Николаевичу и его семье? В.П. Астафьев подчеркивает искреннюю любовь учителя и учительницы к своим ученикам, стремление помочь им в тяжелейшие годы того времени, когда не хватало учебников, тетрадей, пишущих ручек; автор показывает жизнерадостность, оптимизм учителей, несмотря на нелегкие условия жизни («Учителя были заводилами в деревенском клубе...»), особенно подчеркивает их внимание к каждому ученику, заботу о своих подопечных, настоящее уважение к личности каждого ребенка.

Учитель же договорился с городским фотографом сделать фотографии школьникам на память.

В образе учителя Евгения Николаевича выразились все те чувства, которые испытывал писатель к учителю: «...фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»! И каждый человек, мечтающим стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька».

Из рассказа "Фотография, на которой меня нет" В. П. Астафьев можно выделить следующие черты учителя:

Любовь к своей профессии:

“Учитель наш ещё молод, но в деревне уважаем, так как у кого-то ещё не было своих ребятишек, и он их учил.”

Терпение и терпимость:

“А вот когда сели мы за парты, очень жалко мне стало учителя.”

Уважение к традициям и культуре:

“В тот год я не мог ходить в школу, так как заболел, и учитель принёс мне фотографию.”

Бескорыстие:

“И фотографию он принёс не мне одному, а всем деревенским ребятишкам.”

Чувство юмора:

“Он нам рассказывал разные истории, и мы все смеялись.”

Честность и справедливость:

“Он никогда не обманывал нас, и всегда говорил нам правду.”

Ответственность

:

“Он был очень ответственным человеком, и всегда заботился о своих учениках.”

Отзывчивость

:

“Когда я заболел, учитель пришёл ко мне домой, чтобы узнать, как я себя чувствую.”

Самоотверженность:

“Учитель всегда готов был помочь нам, даже если это требовало от него больших усилий.”

«УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО» В.

Г.

Р

аспутин

В повестях и рассказах Валентина Распутина главное внимание уделяется исследованию человеческих характеров, психологии героев, их нравственным поискам. Наибольшую известность получил рассказ «Уроки французского», в которой рассматриваются важные проблемы школы.

Валентин Распутин посвятил рассказ «Уроки французского» матери драматурга Александра Вампилова Анастасии Прокопьевне, которая напоминала ему его учительницу. Распутин рассказывал: «Глядя в лицо этой удивительной женщины, не старевшей, доброй, мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той, и с другой».

Валентин Григорьевич Распутин тепло вспоминал школьные годы, учителей и, конечно же, ту учительницу, что потом стала героиней теперь уже хрестоматийного рассказа "Уроки французского". Это та самая Лидия Михайловна Молокова. В газете «Труд» напечатана статья о Лидии Михайловне: «Правда, она не сразу согласилась на интервью: мол, память в 78-то лет не та стала, боюсь что-нибудь перепутать... Как выяснилось, память у моей собеседницы прекрасная, а опасения ее объясняются просто: она в обиде на прессу. В сюжете, показанном одной из местных телекомпаний, его авторы прямо заявили, что, мол, не будь Лидии Михайловны, не стал бы Валентин Распутин знаменитым писателем, а еще в детстве умер бы в своей Сибири голодной смертью». Лидия Михайловна вспоминала: « Все было не так! И макароны я ему не передавала, и в "чику" и "замеряшки " не играла. Он был лишь одним из многих моих учеников. Так случилось, что Валя стал знаменитым писателем, но я не хочу отблесков его славы. У меня и своя жизнь интересная, по всему свету помоталась. Работала и в Камбодже, и в Алжире, и во Франции... Только преподавала я там уже не французский, а русский язык - для тех, кто владел французским. Родилась и выросла в Москве, но папу направили работать в Забайкалье... Спустя годы три с половиной десятка лет в Саранске в университете преподавала…»

Лидия Михайловна, учительница французского, преподавала не только учебный предмет, но и не прописанные в расписании уроки доброты. Она всячески старалась помогать мальчику. Распутин пишет: "Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества. Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".

Из текста произведения можно выделить следующие черты учителя:

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ

«

Директор задыха

лся, ему не хватало воздуха. – Я

теряюсь сразу назвать ваш поступок. Это преступление. Растление. Совращение. Через три дня Лидия Михайловна уехала

ДОВЕРИЕ

«

Больше всего я боялся, что Лидия Михайловна потащит меня к директору.»;

УЧАСТИЕ, ЗАБОТА

«Прикрывая глаз рукой, я юркнул в класс, сел за свою парту и опустил голову. Первым уроком, как назло, был французский. Лидия Михайловна, по праву классного руководителя, интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от неё что-либо было трудно»;

«После уроков, замирая от страха, я ждал Лидию Михайловну в коридоре. Она вышла из учительской и, кивнув, завела меня в класс. Как всегда, она села за стол, а я хотел устроиться за третьей партой, подальше от неё, Лидия Михайловна показала мне на первую, прямо перед собой.»;

«И опять у меня появились деньги. Опять я бегал на базар и покупал молоко- теперь уже в мороженых кружках.»;

-«Не спорь, пожалуйста, со мной, я знаю. Я говорила с твоей хозяйкой. Что такого, если ты возьмешь сейчас эти макароны и сваришь себе сегодня горячий обед. Почему я не могу тебе помочь- единственный раз в жизни? Обещаю больше никаких посылок не подсовывать.»;

«Среди

зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл её, достав опять топор из- под

лестницы, -

аккуратными плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой, ватной обертке я нашел три красных яблока.»

ХИТРОСТЬ, ВЫДУМКА, НАХОДЧИВОСТЬ

«Горох…редька… а у нас на Кубани яблоки бывают. Ох, сколько сейчас там яблок. Я хотела поехать на Кубань, а приехала почему- то сюда. Лидия Михайловна вздохнула и покосилась на меня. – не злись. Я же хотела,

как лучше

. Кто знал, что можно попасться на макаронах?»;

«Вот это да! Учительница, называется! Я своими собственными глазами на расстоянии двадцати сантиметров видел, что она трогала монету, а она уверяет меня, что не трогала, да ещё и смеётся надо мной. За

слепого,

что

ли ,

она меня принимает? За

маленького?

«И тут я неожиданно заметил, что Лидия Михайловна и не старается вовсе у меня выигрывать. При замерах её пальцы горбились, не выстилаясь во всю длину.»;

«Хватит, ой,

хватит! -

испугалась Лидия Михайловна и замахала на меня, как на нечистую силу руками. -Да что же это такое?! Нет, придется с тобою заниматься отдельно. Другого выхода нет.»

ЧЕСТНОСТЬ, ОТКРОВЕННОСТЬ

«Ну а на деньги ты больше не играешь? Или где-нибудь

собираетесь да

поигрываете? – как же сейчас играть?!-

удивился я

, показывая взглядом за окно, где шел снег.»;

«

Но при всём этом не было видно в её лице жесткости, которая, как я позже заметил, становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких по натуре, а было какое- то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой.»;

«Не знаю, как в математике, а в жизни самое лучшее доказательство

от

противного.»

«Я

заметил, что Лидия Михайловна покраснела и смутилась. Это был тот единственный, очевидно, случай, когда я не боялся смотреть ей прямо в глаза. Мне было наплевать, учительница она мне или троюродная тетка. Тут спрашивал я, а не она, и спрашивал не на французском, а на русском языке, без всяких артиклей».

НАСТОЙЧИВОСТЬ

«Лидия Михайловна, учительница французского, слушая меня, бессильно морщилась и закрывала глаза. Ничего подобного она, конечно, не слыхивала. Снова и снова она показывала, как произносятся носовые, сочетания гласных, просила

повторить, -

я терялся, язык у меня во рту деревенел и не двигался».

ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ

«Тебя, Тишкин, я хотела спросить совсем

другое, -

не удивляясь и не меняя спокойного, чуть безразличного тона, остановила его Лидия

Михайловна. -

Иди к доске, раз уж ты разговорился, и приготовься отвечать.»

8. СТИЛЬ

«Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания».

«Она помолчала, рассматривая меня, и я кожей почувствовал, как при взгляде её косящих внимательных глаз, все мои

беды и

несуразности прямо- таки взбухают и наливаются своей дурной силой.

9. ОБЫКНОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

«И Лидия Михайловна тоже, как все мы, питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной- настолько она представлялась мне человеком необыкновенным, не похожим на всех остальных»;

«Иногда

надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца. Постоянно одергивать себя: то нельзя, это нельзя- Лидия Михайловна больше обычного прищурила глаза и задумчиво, отстраненно смотрела в окно. – Иной раз полезно забыть, что ты

учительница, -

не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное- не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому».

«ТРИНАДЦАТЫЙ ПОДВИГ ГЕРАКЛА» Ф.

А.

И

скандер

Темой небольшого рассказа Фазиля Искандера является обычная история, которая могла произойти в любой школе и в любом классе. Начинается эта история с появления в школе учителя математики, который сильно отличался от прежних педагогов, преподававших математику. Само имя как нельзя более подходило математику. Грек Харлампий Диогенович походил на Пифагора внешне и производил впечатление особенного человека, при появлении которого в классе ученики «замирают».

С появлением нового учителя математики ученики узнали, что такое «веселье, организованное сверху самим же учителем». И это «веселье» не мешало ведению урока, наоборот, в классе устанавливалась «мертвая» тишина.

Рассказчик, от лица которого ведется повествование, и его одноклассники вскоре прониклись уважением к этому спокойному человеку, невольно заставившему учеников серьезно относиться к учебе. Ироничный Харлампий Диогенович со временем дал понять изворотливому подрастающему поколению, что уход от ответственности наказуем. И приучать себя к этому нужно с ранних лет, помня о том, что все возможные подвиги на благо человечества Геракл уже совершил. Харлампий Диогенович – Учитель с большой буквы.

Поступки, манера поведения, реплики Харлампия Диогеновича позволяют выявить следующие отличительные черты:

ПУНКТУАЛЬНОСТЬ

«

Иной

учитель на такой пустяк не обратит внимания, другой сгоряча выругает, но только не Харлампий

Диогенович

. В таких случаях он останавливался в дверях, перекладывал журнал из руки в руку и жестом, исполненным уважения к личности ученика, указывает на проход. Ученик мнется, его растерянная физиономия выражает желание как-нибудь незаметнее проскользнуть в дверь после учителя. Зато лицо Харлампия

Диогеновича

выражает радостное гостеприимство …»;

ОБУЧЕНИЕ САМОАНАЛИЗУ

«Я, понятно, об этом

нисколько не

жалею, но мне хочется благодарно возвысить метод Харлампия

Диогеновича

, смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора.»

АВТОРИТЕТ, УВАЖЕНИЕ

«

Все же директор наш напрасно боялся, что мы можем сбежать с урока математики. Это было просто немыслимо.»;

«Бывало только входит Харлампий

Диогенович

в класс, сразу все затихают, и так до самого конца урока. Правда иногда он

заставлял нас

смеяться…»

СТИЛЬ

«

Г

лавное оружие Харлампия

Диогеновича

— это

делать человека смешным. Ученик, отступающий от школьных правил

- не

лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек. Вернее, не просто смешной, на это, пожалуй, многие согласились бы, но какой-то обидно смешной.»;

«Я не помню, чтобы он на кого-нибудь кричал, или уговаривал заниматься, или грозил вызвать родителей в школу. Все эти штучки были ему ни по чём.

 

«ПЕСЧАНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА»

А.П.П

латонов

Главная героиня – молодая выпускница учительских курсов, Мария Никифоровна Нарышкина, едет в отдалённое селение Хошутово, которое находится на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней. Крестьяне ведут здесь повседневную борьбу с песками. Их работа казалась бессмысленной, ибо песок немедленно захватывал опять с таким трудом отвоёванное пространство. Тщетность усилий и безверие сломило мужество людей. И Мария Никифоровна решает научит детей и взрослых «искусству превращать пустыню в живую землю». И это её удаётся – пески начинают отступать. Но вот эту землю приходят кочевники, и через трое суток их стада вытаптывают ожившую землю, истребляют все посадки.

Прототипом главной героини стала жена А.П.Платонова, сельская учительница Мария Александровна Кашинцева.

Молодая учительница принадлежала к поколению честных, целеустремлённых, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов дела, стремящихся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации безграмотности.

Мною были выделены следующие черты учителя:

ПРЕДПРЕИМЧИВОСТЬ

«Крестьяне не имели никакого побочного заработка и страдали от вечного безденежья. Та же шелюга дала жителям прут, из которого они научились делать корзины, ящики, а особо искусные- даже стулья, столы и прочую мебель. Это дало деревне в первую зиму две тысячи рублей приработка».

СМЕЛОСТЬ

«Мария Никифоровна заметалась от первой, настоящей в её жизни печали и с молодой злобой пошла к вождю кочевников».

НАСТОЙЧИВОСТЬ

«С большим трудом, к концу первого лета, удалось Марии Никифоровне убедить крестьян устраивать каждый год добровольные общественные работы- месяц весной и месяц осенью.»

«Тогда она созвала крестьян в школу и рассказала им про своё намерение. Крестьяне ей не поверили, но сказали, что дело это славное. Мария Никифоровна написала большое заявление в окружной отдел народного образования, собрала подписи крестьян и поехала в округ.»

НАХОДЧИВОСТЬ

«Крестьяне на школу глядели равнодушно, она им была не нужна в их положении. Крестьяне пойдут куда угодно за тем, кто им поможет одолеть пески, а школа стояла в стороне от этого местного крестьянского дела. И Мария Никифоровна догадалась: в школе надо сделать главным предметом обучение борьбе с песками, обучение искусству превращать пустыню в живую землю».

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ

«Послушайте меня, Мария Никифоровна, - сказал заведующий и встал перед

ней.-

Если бы вы, Мария Никифоровна, поехали в

Сафуту

и обучили бы осевших там кочевников культуре песков, тогда

Сафута

привлекла бы к себе и остальных кочевников, а те, кто уже поселился там, не разбежались бы. Вы понимаете меня теперь, Мария Никифоровна?.. посадки же русских поселенцев истреблялись бы всё реже и реже…кстати, мы давно не можем найти кандидатуру в

Сафуту

: глушь, даль - все отказываются. Как вы на это смотрите, Мария Никифоровна?»

«Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой. Я очень рад, мне жалко как- то вас и почему – то стыдно… Но пустыня- будущий мир, бояться вам нечего, а люди будут благодарны, когда в пустыне вырастет дерево… Желаю вам всякого благополучия.

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА»

А.С.М

акаренко

Воспитанник А.С. Макаренко Колос И.Г. вспоминал: «Для нас Антон Семенович Макаренко был всем, что может дать семья своим детям, учителем, другом, наставником, отцом». Это отзывы о великом учителе, авторе «Педагогической поэмы. Антон Семенович воспитывал трудных подростков. Он просто жил рядом со своими воспитанниками, работал вместе с ними. К каждому он старался найти «свой ключик». Жизненное кредо Макаренко: «Видеть хорошее в человеке всегда очень трудно…. Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать».

Макаренко в своем произведении раскрыл образ педагога - новатора. Деятельность Учителя представлена как борьба за детскую душу. Максим Горький писал: «Поздравляю Вас с хорошей книгой, горячо поздравляю!»

Еще в молодые годы А.С.Макаренко показал себя искренне преданным своему делу, талантливым, ищущим новых путей в воспитательной работе. Пророческими оказались слова совета института, в котором получил образование будущий педагог: «Будет весьма хорошим преподавателем по всем предметам, в особенности по русскому языку».

В шести километрах от Полтавы на песчаных холмах гектаров двести соснового леса. В лесу поляна. В одном из ее углов находилась новая колония для правонарушителей. Именно в этой колонии и трудился небольшой, но целеустремленный коллектив, которому предстояло дать путевку в жизнь малолетним преступникам. Кто же были учителя, на чью долю выпал такой жребий?

«Лидия Петровна была очень молода - девочка. Она недавно окончила гимназию и еще не остыла от материнской заботы». О ней А.С. Макаренко писал: «…Лидочка - чистейшее существо, я рассчитываю на нее вроде как на прививку». Второй учитель колонии Екатерина Григорьевна «была матерый педагогический волк». Первые их воспитанники имели «богатое прошлое»- вооруженный квартирный грабеж, которые помоложе обвинялись в кражах. Но никакие трудности не способны были сбить этих влюбленных в свое дело педагогов.

Первая реакция воспитанников на воспитателей была следующая: «Впервые дни они нас даже не оскорбляли, просто не замечали нас». Через неделю один из них был арестован за убийство и ограбление. Воспитатели были потрясены этим известием. Кроме того, в колонию приходили ограбленные селяне и «трагическими голосами просили помощи». Такое положение подтолкнуло Макаренко к прочтению множества педагогической литературы. «Я сначала даже не понял, а просто увидел, что мне нужны не книжные формулы, которые я все равно не мог применить к делу, а немедленный анализ и немедленное действие».

В это время колония все больше напоминала «воровскую малину». Антон Семенович совершил поступок, которого потом он стыдился всю жизнь, но который изменил отношение к нему воспитанников и стал переломным в их отношениях.. В первый раз он ударил своего ученика за неуважительное отношение к учителю. «…ни одной минуты не считал, что нашел в насилии какое-то всесильное педагогическое средство». Но в глазах воспитанников авторитет Антона Семеновича возрос. Размышляя над этим фактом, педагог пришел к выводу: «Задоров сильнее меня, он мог бы меня искалечить одним ударом. Во всей этой истории они не видят побоев, они видят только гнев, человеческий взрыв. Я пошел на опасный для себя, но человеческий, а не формальный поступок». Такое же мужество требовалось от Макаренко, когда он читал доклад о дисциплине, в котором «позволил себе усомниться в правильности общепринятых в то время положений, утверждавших, что необходимо дать полный простор творчеству ребенка, нужно больше полагаться на самоорганизацию и самодисциплину».

Каждый день терпеливо, шаг за шагом Макаренко и его сподвижники приближались к заветной цели. Скоро ребятам поручили охрану государственного леса. Что «очень подняло нас в собственных глазах».

В поисках новых форм воспитания Антон Семенович сделал вывод: «Не столько моральные убеждения и гнев, сколько вот эта интересная и настоящая деловая борьба дала первые ростки хорошего коллективного тона». Он старался занять воспитанников всякого рода работой: купил свиней, приобрел лошадей, организовал борьбу с самогонщиками в среде деревенских жителей, учил военной зарядке и азам военной науки и выработал коммунарскую систему работы в отрядах т.д.

«Многое прошло и многое забывается…. Каждую весну коммунарский рабфак выпускает в вузы десятки студентов, много десятков их уже подходят к окончанию вуза». Не это ли показатель результативности работы педагога. Труд Макаренко не пропал даром, он сумел воспитать человека, полноправного гражданина, который будет трудиться на благо свое Родины.

«Педагогическая поэма» изобилует поступками, решениями, диалогами, размышлениями великого Учителя. Мною из поэмы были выделены следующие черты педагога:

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ

«Соловьев

– разбойников, брат, сколько хочешь… прибыли в колонию две воспитательницы: Екатерина Григорьевна и Лидия Петровна. В поисках

педагогических работников я дошел было до полного отчаяния: никто не хотел посвятить себя воспитанию нового человека в нашем лесу- все боялись «босяков», и никто не верил, что наша затея окончится добром. И только на конференции работников сельской школы, на которой и мне пришлось выступать, нашлось два живых человека. Я был рад…»;

ТЕРПЕНИЕ, САМООБЛАДАНИЕ

«Я вышел из спальни, обратив свой гнев в какой- то тяжелый камень в груди. Но дорожки нужно было чистить, а окаменевший гнев требовал движения. Я зашел к Калине Ивановичу: - Пойдем снег чистить.»;

«Я никогда не разнимал дерущихся, не старался их перекричать.»;

«Но я стою молча в дверях и наблюдаю. Постепенно ребята замечают моё присутствие и замолкают. Быстро наступающая тишина приводит в себя и самых разъяренных.»

ДОВЕРИЕ

«

Никто не узнает

.

- Узнают…

-Нет. Я буду знать и ты. И больше никто.

Вера развязно засмеялась:

- Да… Рассказывайте!»;

«Перед тем как открыть собрание, Жорка Волков спросил у меня шепотом:

— Значит, действовать прямо?

- Действуй прямо, - ответил я.…»;

«И я, и хлопцы так были рады, что всё кончилось благополучно, что обошлось без педагогики на этот раз. Я

их не

наказывал; они мне слово дали на Пироговку без моего разрешения не ходить и наладить отношения с пироговскими парубками.»;

«Он дернулся нерешительно и придвинулся ко мне. –

Знаете,

что, Антон

Семёнович, -

вдруг выстрелил он, - а что, если я останусь в колонии? А? Семен быстро глянул на меня и опустил голову к самым коленям, я сказал ему просто и весело: - Да в чем дело? Конечно, оставайся. Будем все рады.»;

«— Вот

доверенность. Получишь в финотделе пятьсот рублей. Семен открыл рот и глаза, побледнел и посерел, неловко сказал: - Пятьсот рублей? И что?

- И больше ничего, - ответил я, заглядывая в ящик стола, привезёшь их мне.»;

«-Вы надо мной издеваетесь! Не может быть, чтобы вы мне так доверяли. Не может быть? Чуете? Не может быть! Вы нарочно рискуете, я знаю, нарочно.»;

«Иногда и я входил в состав отряда, так как у меня был наган. Я не мог его доверять всякому колонисту, а без револьвера наш отряд казался слабым. Только Задоров получал от меня иногда револьвер и с гордостью нацеплял его поверх своих лохмотьев.»

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ

«Я утверждал также, что нельзя основывать всё воспитание на интересе, что воспитание чувства долга часто становится в противоречие с интересом ребёнка, в особенности так, как он это понимает»;

«Мы развили настолько напряженную деятельность, что уже начинали ощущать недостаток в рабочей силе. Пришлось наскоро отремонтировать ещё одну спальню- казарму, и скоро к нам прибыло подкрепление.»;

Между тем наша колония понемногу начала развивать свою материальную историю. Бедность, доведенная до последних пределов, вши о отмороженные ноги не мешали нам мечтать о лучшем будущем. Хотя наш тридцатилетний Малыш и старая сеялка мало давали надежд на развитие сельского хозяйства, наши мечты получили именно сельскохозяйственное направление.»;

«Я еще не терял надежды, что придумаю способ договориться с воспитанниками;

«Были у нас только две вещи, которые не вызывали сомнений: наша твердая решимость не бросать дела, довести его до какого-то конца, пусть даже и печального. И было еще вот это самое «бытие2- у нас в колонии и вокруг нас.;

ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ, СТРОГОСТЬ

«Я требовал воспитания закаленного, крепкого человека, могущего проделывать и неприятную работу, и скучную работу, если она вызывается интересами коллектива»;

«Я сурово заваливал колонию всё новой и новой работой и требовал от всего колонистского общества прежней точности и честности в работе;

«Я усилил нажим в голосе и уже прибавил к нему оттенок иронии: -… дорогой

Опришко

… И вдруг заорал на него: «Ну, собирайся, какого черта развалился! Вставай, тебе говорят!»

«Я сказал ему с презрением:

«

Или прыгай немедленно в окно, или отправляйся на воз

- мне с тобой волынить некогда.»;

«После обеда

Метягин

приволок ко мне в кабинет огромный арбуз: «Вот попробуйте, Антон Семёнович». Где ты достал? Убирайся со своим арбузом! И вообще я за вас возьмусь серьёзно.

ИСКРЕННОСТЬ

«Вечером я рассказал об этом ребятам и просил воз

в

ратить деньги.»;

«Я дружески сжимаю плечи Олега, и делаю это потому, что мне непростительно хочется его расцеловать и расцеловать Федоренко и все остальных моих замечательных, моих прелестных пацанов.»

НАСТОЙЧИВОСТЬ

«Я

разглагольствовал с ними об агитации и на самом деле рассчитывал: вот в обществе

куряжан

завтра появятся шестеро культурных, серьёзных, хороших людей»;

«В итоге я отстаивал линию создания сильного, если нужно и сурового, воодушевленного коллектива и только на коллектив возлагал все надежды;

мои противники тыкали мне в нос аксиомами

педологиии

танцевали только от ребёнка.»;

«Не столько моральные убеждения и гнев, сколько вот эта настоящая деловая борьба дала первые ростки хорошего коллективного тона. По вечерам мы и спорили, и смеялись, и фантазировали на темы о наших похождениях, роднились в отдельных ухватистых случаях, сбивались в единое целое, чему имя- колония Горького;

«Остаток дня мы посвятили планированию нашей дальнейшей жизни.»;

«Я держался крепко, сеялки не отдавать и требовал составления акта. К счастью, у селян не было никаких следов драки, колонисты же козыряли синяками и царапинами.»;

МИЛОСЕРДИЕ

«Через месяц он пришел, исхудавший и бледный

-Я вот пришел, как вы сказали.

- Не нашел такого места?

Он улыбнулся:

-Отчего и не нашел? Есть такие места… Я буду в колонии. Я не буду брать ножа в руки. Колонисты любовно встретили нас в спальне

- Все- таки простили! Мы же говорили!

«Я не ухожу из спальни, пока все не укладываются. На другой день ребята стараются не вспоминать вчерашнего скандала. Я тоже ничем не напоминаю о нём.»

ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

«В персонале я почувствовал непривычную для меня основательность и плотность: Тихон Нестерович, Шире и Петр Иванович, как и наши старые ветераны, по – настоящему служили делу.»;

«У колонистов к

Шире появилось

отношение сдержанного восторга. Разумеется, они были уверены, что «наш Шире» только потому так хорош, что он наш, что во всяком другом месте он был бы менее великолепен. Этот восторг выражался в молчаливом признании его авторитета и в бесконечных разговорах о его словах, ухватках, недоступности для всяких чувств.»;

«Я не удивлялся этой симпатии. Я уже знал, что ребята не оправдывают интеллигентского убеждения, будто дети могут любить и ценить только такого человека, который к ним относится любовно, который их ласкает»;

«Я

убедился давно, что наибольшее уважение и наибольшая любовь со стороны ребят, по крайней мере таких ребят, какие были в колонии, проявляются к другим типам людей. То, что мы называем высокой квалификацией, уверенное

и четкое

знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие и полное отсутствие фразы, постоянная готовность к работе

— вот

что увлекает ребят в наибольшей степени.

«Вы

можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их, если они торчат у вас под рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатии,

но

, если

вы блещете

работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они все на вашей стороне, и они не выдадут.»

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

«Чобот после завтрака подошел ко мне и сказал:

-Прощайте, Антон Семенович, спасибо за науку…

- До свидания, не поминай лихом. Если будет трудно, приходи, но не раньше, как через две недели»;

«Бурун молча стоял у дверей. Я сидел за столом и еле сдерживался, чтобы не пустить в Буруна чем-

нибудь

тяжелым и на этом покончить беседу. Наконец Бурун медленно поднял голову, пристально глянул в мои глаза и сказал медленно, подчеркивая каждое слово, еле- еле сдерживая рыдания:

- Я… больше…никогда… красть не буду.

- Врешь! Ты это уже обещал комиссии.

- То комиссии, а то - вам! Накажите, как хотите, только не выгоняйте из колонии.»

«Я обернулся к ним и постучал кочергой по спинке кровати:

- Или всем немедленно отправляться в лес, на работу, или убирайтесь из колонии к чертовой матери!»

В произведении А.С. Макаренко прекрасно показано, что учитель — это не небожитель, это обыкновенный человек, который может радоваться как ребёнок, может раздражаться, гневаться, расстраиваться, ошибаться, сомневаться.

«Каждый день моей тогдашней жизни обязательно вмещал в себя и

веру, и радость, и отчаяние»

«Мне

стало стыдно

: зачем я допытываю уставшего, грустного мальчика. Я постарался ласковее ему улыбнуться…»;

«Но зато я всегда видел, как они радостно расцветали и особенно близко и душевно приближались ко мне, если

случалось повеселиться

с ними, поиграть или повалять дурака, просто, обнявшись, походить по коридору.»;

«- Убирайтесь от меня с вашими душевными разговорами! Вы что вообразили?

Уже и душа в вашем

распоряжении?

«

В состоянии гнева и обиды, доведенный до отчаяния и остервенения

всеми предшествующими месяцами, я размахнулся и ударил

Задорова

по щеке. Ударил сильно, он не удержался на ногах и повалился на печку.»;

«В перерыве мы смущенно закурили из моего запаса махорки, и, пуская дым к верхушке сосен, Задоров вдруг разразился смехом:

- А здорово! Ха- ха- ха- ха!...

Приятно было видеть его смеющуюся, румяную рожу, и не мог не ответить ему улыбкой:

- Что- здорово? Работа?

- работа само собой. Нет, а вот как вы меня съездили!»

«

Люди мы были самые обычные

, и у нас находилась пропасть разнообразных недостатков. И дела своего мы, собственно говоря, не знали: наш рабочий

день полон был ошибок, неуверенных движений, путаной мысли. А впереди стоял бесконечный туман, в котором с большим трудом мы различали обрывки контуров будущей педагогической жизни.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ УЧИТЕЛЯ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Проанализировав произведения В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» (1968), В.Г. Распутина «Уроки французского» (1973), Ф.А.Искандера  «Тринадцатый подвиг Геракла» (1964), А.П. Платонова «Песчаная учительница» (1927), А.С. Макаренко «Педагогическая поэма» (1935), мною были выделены 153 примера, иллюстрирующие качества учителя. Учитель – это та профессия, на которую, конечно же, влияют исторические, политические, религиозные изменения в обществе. Но я уверен, что на основополагающие качества настоящего учителя не влияют никакие обстоятельства. Профессия учитель вне времени. Это доказывают и произведения художественной литературы. Сопоставив качества учителей в представленных выше произведениях, я выделил 16 самых основных:

Самопожертвование

Доверие

Участие, забота

Хитрость, выдумка, находчивость

Честность,

откровенность

Предусмотрительность

Собственный стиль

Обыкновенный человек

Авторитет, искренность

Смелость

Настойчивость, целеустремленность

Терпение, самообладание

Справедливость

Милосердие

Профессионализм

Компетентность

 

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЯ ИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И КАЧЕСТВ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

На основе опроса участников образовательного процесса и в соответствии с требованиями Профессионального стандарта педагога и ФГОС 3 поколения, я «нарисовал» образ Учителя XXI века.

Учитель это друг по отношению к детям, их помощник, советчик, союзник. Не человек, дающий готовые истины, а искатель, странник, всегда находящийся в пути, способный изменить свою точку зрения, делающий добро и учащийся у своих учеников.

Это основные требования Профстандарта, которые предъявляет XXI век к учителю:

Любовь к своей профессии

.

Учителю должен нравиться сам процесс обучения кого-либо.

Активная гражданская позиция

.

Учитель должен быть готов к активной деятельности в современном мире, должен отстаивать свои позиции.

Мобильность.

Учитель должен быть способен быстро и успешно переключаться с одного вида деятельности на другой.

Ответственность.

Учитель должен быть ответственным, ведь от него зависит будущее детей, которых он обучает.

Компетентность.

Учитель должен серьёзно и тщательно готовиться к урокам, ибо одной из главных задач учителя является знание своего предмета. Он должен хорошо знать материал, уметь его правильно преподнести и объяснить ученику.

Самосовершенствование

.

Каждый учитель должен постоянно самосовершенствоваться, ведь именно от этого зависит его профессиональный рост. Он должен не только отлично знать свой предмет, но и быть эрудированным в других областях.

Толерантность (терпимость).

Учитель работает с детьми (подростками), поэтому он должен находить подход к каждому

ученику, относиться

ко всем одинаково, а

также должен

позволять им высказывать своё мнение.

Организованность

.

Современный учитель должен уметь организовывать свою деятельность, своё время.

Ориентирование в реалиях современного времени

.

Современный мир не стоит на месте, он развивается. В нем огромное значение имеет технический прогресс. Так учитель должен уметь пользоваться технологиями, различными методиками, получать знания из разных источников, использовать современную терминологию. То есть идти в ногу со временем.

Умение работать с информацией

.

Учитель должен уметь выбирать, обрабатывать, систематизировать информацию, правильно использовать.

Патриотизм

.

Очень важно для учителя

знать историю России, уважать и любить свою Родину и воспитывать патриотизм в детях.

Итак, XXI век предъявляет к педагогам определённые требования. Я обратился к учителям нашего корпуса с вопросом:

«Готовы ли Вы измениться в соответствии с новыми требованиями Госстандарта и ФГОС 3 поколения?».

 

(100% процентов опрошенных учителей, ответили, что они не только готовы измениться в соответствии с новыми требованиями, но уже давно работают в данном направлении.)

Смена парадигмы от знаниецентристской к компетентностному образованию предъявляет серьезные требования к учителю. Основная функция - управление процессом обучения, воспитания, развития и формирования школьников. Концепция непрерывного образования педагога новой формации, разработанная Министерством Просвещения РФ, предполагает, что в современной школе должен работать учитель нового типа – профессионал, наставник, исследователь, творец.


С целью выявления мнения учеников о том, каким должен быть учитель, было проведено анкетирование учащихся по выявлению качеств личности педагога, которые больше всего ценят обучающие. По результатам опроса:

 

Анкетирование среди учителей показало, что современный учитель должен обладать следующими качествами. Качества располагаются по частоте указаний.

 

Таким образом, выявив основные качества учителя из художественных произведений, сравнив результаты опроса обучающихся, учителей и учитывая рекомендации профессионального стандарта и ФГОС 3 поколения, очевидно, что набор основных качеств учителя не меняется. А значит, действительно, фундаментальные качества учителя вне времени. Они не могут меняться, как не меняются те, с кем дышит одним воздухом учитель - дети.

ВЫВОДЫ, ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

В соответствии с целью и задачами, поставленными в работе, я постарался раскрыть образ Учителя на примере конкретных произведений русской литературы, написанных в разное время.

Учитель всегда должен соответствовать требованиям, которые ему предъявляет время, оставаясь при этом человеком высоконравственным, творческим, с неординарным мышлением, способным принимать быстрые решения и не пугающимся трудностей. А это означает, что изменения в образовании и в отношении к учителю, к педагогической деятельности просто необходимы!

Одной из задач литературы является передача накопленного опыта следующим поколениям для того, чтобы они могли учесть его и избежать допущенных ошибок.

Проблема взаимодействия педагога и среды до сих пор актуальна, и, чтобы решить её, нам нужно чаще обращаться к нашему литературному, духовному достоянию, ведь от того, каким будет учитель и его отношение с учениками, зависит наше будущее.

Проанализировав эти произведения, мы пришли к выводу, что учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека. Высочайшая миссия учителя – влиять на умы и сердца своих воспитанников. Он должен научить маленького человечка увидеть мир прекрасного, научить состраданию и милосердию, доброте и любви. 

Считаю, что этот проект имеет большую практическую значимость. Материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы, а также на дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях.

 

Учителями славится Россия

Учителями славится Россия,
Ученики приносят славу ей,
И заглянёте если в страны вы иные,
То не найдёте там таких учителей.

Учителя России - это гордость наша,
Гордиться вами будем мы всегда
От первых классов и до классов старших
Ученики вас не забудут никогда.

Ученики, которых вы учили,
Приносят славу по сей день стране
Учителями славиться Россия!
Плоды ученья вечны на земле!

Мы будем помнить все ваши старанья
Мы будем помнить каждый ваш урок
Пятёрки за домашние заданья
Останутся в сердцах на долгий срок.

Пока на карте есть страна Россия,
Пока не вышла из-под ног земля,
Мы все произнесём слова святые:
"Да здравствуйте же вы, Учителя!"

Илья Шишлов

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

«Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности», Педагогика. № 4,1997 г.

Кораблёва Татьяна, Президент международной макаренковской ассоциации (IMS), Доцент, кандидат философских наук. «Педагогическая поэма»: чему нас продолжает учить А.С. Макаренко?

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Собрание сочинений «Последний поклон», Пермь, 1968г.

Ф.А.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла», Избранные произведения. Москва, «Детская литература», 1995г.

А.С.Макаренко «Педагогическая поэма». Москва, 2017г.

А.П.Платонов «Песчаная учительница». Рассказы. Москва. Современник 1990г.

В.Г.Распутин. «Уроки французского». Повести и рассказы. Новосибирск, 1996г.

Трояновский В.А. Учитель в художественной литературе. Красноярск, 1984г.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://www.coolreferat.com/Образ_учителя_в современной литературе.

http://modernlib.ru/books/lihanov_albert/blagie_namereniya/read/

http://e-libra.ru/read/164407-pervyj-uchitel.html

http://modernlib.ru/

https://bookz.ru/

https://www.allsoch.ru/sochineniya/27915

http://megapredmet.ru/1-81936.html