Сообщение из опыта работа на тему: «Развитие связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, в том числе и с детьми ОВЗ, через театрализованные игры»

Актуальность. ФГОС младшего школьного образования рассматривает овладения детьми речью как средством общения и культуры как одно из основных направлений воспитания и обучения школьников, но в настоящее время очень много детей с тяжелыми нарушениями речи, что вызывает множество трудностей в практическом овладении учащихся нормами речи, формировании коммуникативных умений детей.

Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации работы по преодолению недоразвития речи, в настоящее время отсутствует целостное представление о закономерностях становления навыков общения у данной категории детей и возможностях их целенаправленного развития.

Речевое развитие происходит в процессе предметной, познавательной, коммуникативной деятельности, игры. Дети сами пробуют сочинять, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.

Новизна данной работы - это включение в театрализованные игры элементов нейройоги. Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития связной речи в целом, за счет включения ученика в творческую деятельность.

Эту методику разработала нейропсихолог Кузнеченкова Светлана Олеговна, в которой описываются комплексы, включающие в себя нейропсихокоррекционные методики и упражнения йоги, которые, при правильном и регулярном применении способны оказать большое влияние на улучшение работы мозга ребенка, а, следовательно, и на развитие речи, и на другие психических процессы развития ребенка. Нельзя не отметить связь между физическим развитием детей и развитием их интеллекта, что давно подтверждено исследованиями ученых в различных странах мира. Поэтому Нейройога так же полезна детям с ЗПР (задержкой психического развития), ЗРР (задержкой речевого развития), а также детям и с более серьезными проблемами (умственная отсталость, ДЦП, аутизм).

Занятия по методу «Нейройога» необходимы:

детям с обычными способностями, так как, улучшая работу мозга ребенка, способствуют развитию интеллектуальных, психических возможностей в сторону выше стандартных возрастных нормативов по многим параметрам. За счет активизации работы мозга улучшаются память, внимание, восприятие, речь, моторика, мышление, творческие способности.

Комплексы Нейройоги предназначены для проведения как групповых занятий, так и индивидуальных занятий. В начале каждого комплекса приведены небольшие истории, которые можно использовать для того, чтобы в каждом вашем занятии с ребенком (или детьми) был какой-то сюжет, смысл. Детям интереснее заниматься, когда есть какой-то сюжет, а еще то, что каждое упражнение – это маленькое представление, изображение какого-то животного или предмета. Это – не просто зарядка на счет раз-два.

В каждый Комплекс обязательно включены следующие группы упражнений: простые растяжки-разминки с элементами суставной гимнастики, массажи, глазодвигательные и артикуляционные упражнения, упражнения на развитие мелкой и общей моторики, сложные растяжки, функциональные упражнения, скороговорка, дыхательные упражнения и релаксация. Примерно в таком порядке группы упражнений и включены в содержание Комплексов.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие, активизируют процесс обучения. Артикуляционные упражнения необходимы.

Упражнения на развитие мелкой и общей моторики обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий (непроизвольных дополнительных движений), обеспечивают развитие высших психических функций и способствуют активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга, отвечающих, в первую очередь, за поведение, умение контролировать свои действия. Мелкая моторика способствует развитию интеллекта. Помним слова о том, что «наш ум находится на кончиках наших пальцев». Кроме того, развитие мелкой моторики является серьезным тонизирующим фактором.

Функциональные упражнения предназначены, в первую очередь, для развития коммуникативных навыков. Кроме того, они необходимы для развития внимания, снижения импульсивности, агрессивности и гиперактивности.

Скороговорки предназначены для отработки правильного произношения, ведь хорошая речь – важное условие развития гармоничной, уверенной в себе, харизматичной личности.

Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль над поведением и произвольность, снижают гиперактивность и импульсивность. Также упражнения успокаивают и способствуют концентрации внимания. Релаксация в конце каждого Комплекса предназначена для отдыха, расслабления, успокоения возбужденных мышц. Релаксации достаточно просты и не преследуют более серьезных медитативных или психологических целей. Ведь она проводится и для детей, причем, достаточно маленьких.

Особенности детей. Дети с ТНР имеют особенности в своем развитии: неустойчивость внимания, недостаточная скоординированность движений, недоразвитие речи, особенно лексико-грамматической ее стороны, недостаточность фонетико-фонематического восприятия, недостаточная сформированность целенаправленной деятельности, – все перечисленное можно отнести к детям с ТНР, все это существенно тормозит развитие учебно-игровой деятельности, которая имеет ведущее значение в формировании личности ребенка, а трудности, имеющиеся у таких детей, сказываются на всех формах общения, в том числе в развитии связной речи.

Театральная деятельность детей способна не только обогатить эмоциональный опыт, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные некоторые проблемы, а именно: гипервозбудимость, пассивность, враждебность, агрессивность, тревожность. Театрализованная деятельность, в частности театрализованные игры помогут обогатить внутренний мир детей.

Именно поэтому я выбрала тему «Развитие связной речи у детей с тяжелым нарушением речи через театрализованные игры с использованием элементов нейройоги».

Поскольку, очень важно дать ребенку выступить наравне с другими, хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта. Диалог персонажей ставит ребёнка перед необходимостью  чётко и понятно проговаривать слова, внимательно слушать и слышать партнёра, вовремя ему отвечать. Процесс работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно пополняет словарь ребёнка, совершенствует речевой аппарат, интонационный и грамматический строй речи.

Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию связной речи, ведь дети чувствуют себя во время игры раскованно и свободно. Только при правильном постоянном педагогическом воздействии школьники будут владеть правильной, чистой, красивой речью и позитивно взаимодействовать в коллективе, а для этого необходимо продолжать начатую работу. Имея основу, есть от чего оттолкнуться в своих творческих планах, надо совершенствоваться. Для этого у нас есть хорошая ресурсная база, учителя–логопеды, учителя - дефектологи, родители, которые заинтересованы в гармоничном развитии ребенка.

Автор учитель - логопед, дефектолог:

Раменская Татьяна Юрьевна.