Автор: Макарова Валерия Олеговна

Статья на тему: «Изобразительная деятельность как средство формирования представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, так как резко повысился рост детей, имеющих задержку психологического развития. Данную проблему изучали такие ученые, как Л.Н.  Блинова, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, В.Д. Никулина, К.С.  Лебединская, Г.Е. Сухарева.

Стоит отметить, что понятие «задержка психического развития» было представлено Г.Е. Сухаревой и применялось к таким детям, которые имели функциональную недостаточность ЦНС или находились в ситуации социальной запущенности.

Дети с задержкой психического развития имеют ряд особенностей, которые влияют на формирование у них представлений об окружающем мире, временах года, пространственном ориентировании, характеризующиеся бедностью, однообразием, недостаточным разнообразием представлений. Дети с задержкой психического развития часто путают похожие по характеристикам времена года, они испытывают трудности в рассказе о их признаках.

Формирование представлений о временах года у дошкольников относится к особой группе представлений - о цикличности событий в природе и играет большую роль в построении у детей адекватной картины мира, которая позволит ему понять повторяемость изменений в окружающем мире, установить взаимосвязь между этими изменениями, прослеживать последовательность. Процесс развития представлений о временах года способствует развитию у ребенка важнейших операций мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают их строение), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и животных к сезонам и к среде обитания), обобщение (дети учатся объединять объекты природы в группы на основе выделения существенных признаков).

В детском саду детей знакомят не только с природой, но и с происходящими в ней в определенное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Сезонные изменения в природе - это природные факторы, оказывающие влияние на жизнедеятельность живых организмов. Сезонными явлениями в природе называют периодические явления, повторяющиеся ежегодно в одной и той же последовательности.

Дети с задержкой психического развития смешивают понятия время года и месяц, не умеют полно рассказать об отличительных признаках. Рассматривая картинки с изображением времен года дети с ЗПР определяют зиму и лето, как наиболее отличительные времена года, при этом они опираются лишь на 2-3 признака. Часто путают осень и весну, потому что они имеют сходные явления. Им легче отличать явления противоположного характера: холод и жару и т.д.; часто забывают названия времен года. При этом они могут указать времена года по названию. Осень и весну указывают неустойчиво.

Дети старшего дошкольного возраста умеют частично разбираться во времени события, обладающие отличительными качественными признаками, эмоциональной привлекательностью, хорошо им знакомые: «Елка - когда зима, поедем на дачу - когда лето» и др.

Без специальной помощи со стороны учителей-дефектологов формирование временных представлений будет затруднено.

Стоит выделить основные направления работы для формирования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития:

научить детей узнавать и правильно называть времена года по их отличительным

признакам в природе и на картинках;

учить детей наблюдать и правильно называть состояние погоды; учить различать состояние снега

т.д.

;

Определять направления деятельности человека в разные времена года (сезонные работы, виды спорта и т. п..);

Информировать детей о соблюдении определенных требований к одежде, технике безопасности

поведения в разное время года.

На основании этого занятия проводит воспитатель и дефектолог, который знакомит детей с сезонными изменениями в природе, трудом людей в каждое время года, последовательности времен года.

Стоит отметить, что формировать у детей 6-7 лет представления о временах года, их отличительных особенностях нужно посредством наблюдения и продуктивных видов деятельности.

Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных) сезонных явлений. Таким образом, каждое эпизодическое наблюдение проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно ярко. Рассмотрим это на примере формирования представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Осенью воспитатель ежедневно организует наблюдение за состоянием погоды. Для того чтобы дети научились обращать внимание на температуру воздуха, он предлагает им одеть куклу на прогулку. С детьми необходимо советоваться, что лучше надеть на куклу. По мере похолодания воспитатель обращает внимание на то, как одеты сами дети. Предлагает потрогать остывшие предметы: скамейку, стену дома, камешки и т.д. В дни, когда солнце то ярко светит, то прячется за тучи, необходимо «поискать» солнышко, спросить ребят, почему потемнело или стало светлее. Следует обращать внимание детей на ветер, а для этого полезно выносить на прогулку вертушки, бумажные ленточки, вместе с детьми надувать воздушный шарик. Осенью организуют наблюдение за дождем: слушают, как он стучит по крыше, в стекла окон; смотрят, как на улице появляются лужи.

Зимой используют различные способы, чтобы помочь детям осознать изменения температуры воздуха: воспитатель вместе с ребенком одевает куклу, готовясь к прогулке, напоминая при э) том, что на улице холодно, сильный мороз и поэтому куклу нужно тепло одеть. На прогулке предлагает детям на короткое время снять варежки и ощутить холод. Обращает внимание на то, как тепло одеты дети и взрослые. В начале зимы после снегопада рекомендуется провести целевую прогулку по участку и показать детям, как много вокруг снега, который лежит на земле, на деревьях, на скамейках, на заборе, на крышах домов.

Весна. В начале весны следует обращать внимание детей на то, что солнце стало ослепительно ярким. Полезно понаблюдать за солнечным лучом (солнечным зайчиком). Весной организуются игры с водой. Воспитатель обращает внимание на ее свойства (течет, в ней отражаются предметы), пускает в ручеек пластмассовые, бумажные, деревянные лодочки и дети наблюдают, как они плывут. Большой интерес вызывает у них игра-календарь «Какая сегодня погода?». Каждый день, вращаясь с прогулки, ребята переводят стрелку так, чтобы указывала на картинку, соответствующую данной погоде.

Лето. Продолжается наблюдение за состоянием погоды. По некоторым признакам дошкольники начинают определять теплое и жаркое время дня. Воспитатель помогает им осознать это с помощью вопросов: почему ты сегодня снял теплую одежду? А вчера, почему не снимал курточку (рубашку)? Почему сегодня такие горячие камни (песок)? Продолжается наблюдение за ветром. Воспитатель выносит на прогулку вертушки, бумажные ленточки. Обращает внимание, как раскачиваются деревья, шумят и трепещут на ветру листья.

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).

Осуществление наблюдений за погодой и природными явлениями осуществляется ежедневно воспитателями во время прогулок. Детей обучают, за какими объектами следует наблюдать, чтобы судить о природе на улице; обучать сравнивать результаты наблюдений. Систематические наблюдения позволяют создать у ребенка отчетливые разносторонние представления об изменениях в природе в разное время года и отмечать все изменения на «Календаре природы» в кабинете дефектолога, где данная картина представлена в виде участка для прогулок. В процессе данной работы можно использовать загадки, заучивание стихов по теме.

Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируется система знаний, умений и навыков детей. Разрабатывая конкретное занятие, педагог должен обратиться к программе детского сада и определить тот объем знаний, навыков познавательной или практической деятельности, который должен быть усвоен детьми. Если непосредственное наблюдение за объектами по каким-либо причинам невозможно или затруднено, накопление конкретных представлений может быть осуществлено на занятиях с использованием дидактических картин (рассматривание картин природоведческого содержания).

Возможности использования продуктивных видов деятельности в формировании представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР мы рассмотрим в следующем параграфе.

Таким образом, у детей дошкольного возраста с ЗПР, представления о временах года поверхностны, картина окружающего мира является неполной, поверхностной. Фрагментарность картины окружающего мира у детей с ЗПР можно определить как «осколки», которые могут быть не связаны между собой. Недостаточный опыт познавательной деятельности, задержка в развитии познавательных процессов затрудняет построение собственной картины мира с опорой на имеющиеся знания. Стихийное освоение окружающего мира детьми с ЗПР затруднено, а иногда и невозможно, поэтому им нужна планомерная, систематическая и целенаправленная помощь специалистов.

Возможности использования изобразительной деятельности в формировании представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Творческая деятельность детей влияет на их развитие и воспитание в целом. Продукты изобразительной деятельности (рисунки, поделки) отражают: внутренний мир ребенка, его отношение к окружающему миру, взаимоотношение с людьми, состояние интеллектуальных способностей, уровень работоспособности, душевные переживания, настроение.

У детей с задержкой психического развития наблюдается эмоциональная незрелость, проблемы с коммуникабельностью, замедленный темп развития, сниженный объем памяти, незрелость мышления.

Современная специальная психология и педагогика внедряет новые эффективные средства коррекции, ориентируясь на изодеятельность в процессе воспитания и обучения.

В педагогической работе на важную роль изодеятельности указывали такие деятели педагогики Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные ученые Л. С. Выготский, А. И. Граборов, Е. А. Екжанова, Т. С. Комарова. Они считали, что изобразительная деятельность, способствует сенсорному развитию, развитию мелкой моторики, воображения, речи, внимания, коммуникации, формирует мотивационную сторону продуктивной деятельности.

Изобразительная деятельность помогает отражать дошкольнику окружающий мир и понять его, при помощи линий, цвета, красок, форм. Тем временем, дети знакомятся с различными жанрами и видами искусства.

Изобразительная деятельность - это художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету.

Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста с ЗПР теснейшим образом связана с эмоциональным развитием ребенка, с формированием предметной и игровой деятельности и зависит от уровня развития восприятия, внимания, мышления, речи, мотивационно-волевой сферы личности. На занятиях у детей формируются навыки учебной деятельности – умение принимать задачу, удерживать ее в ходе выполнения задания, произвести первоначальную самооценку. Все занятия по изобразительной деятельности способствуют компенсации первичных нарушений в структуре имеющихся у ребенка отклонений и в коррекции вторичных недостатков.

Но стоит отметить, что развитие навыков изобразительной деятельности у детей с ЗПР включает в себя несколько этапов:

Первый этап – подготовительный, направлен на формирование у детей предпосылок к изодеятельности.

Второй этап – формирование предметных изображений на основе предметно-практической деятельности детей и их знакомство со свойствами и качествами предметов.

Третий этап – это становление сюжетных изображений в ходе формирования образов-представлений, овладение ребенком пространством двухмерного листа бумаги и композиционными навыками.

Четвертый этап – создание творческих изображений, основанных на осмыслении и отражении ребенком предметных и социальных представлений об окружающем мире в изодеятельности.

Также говоря о характеристике деятельности воспитателя, то в старшем дошкольном возрасте с ЗПР воспитатель ставит перед собой задачу развивать ориентировочные, исполнительские и контрольные звенья изодеятельности. На этом этапе дети с ЗПР действуют по показу, образцу воспитателя. Постепенно вводятся задания, выполнение которых связано с применением разных способов выполнения рисунка. В этом случае действия педагога и детей сопровождаются речью воспитателя. Особое значение на данном этапе обучения приобретает показ в замедленном темпе, расчленение действий на отдельные операции, повторная демонстрация способов выполнения задания, которые сопровождаются словесной инструкцией и указаниями.

В дошкольном возрасте изодеятельность включает в себя следующие виды: рисование; лепка; аппликация.

Каждый из этих видов дает ребенку возможность изучать окружающий мир. В детском саду занятия рисованием, лепкой, аппликацией могут заинтересовывать ребенка, имеющего задержку психического развития. Свой рисунок или поделку, ребенок может подарить членам семьи, использовать его, как игрушку.

Рисование — вид изодеятельности, дающий простор для проявления творческих способностей и активного формирования представлений об окружающем мире.

Наибольшие трудности возникают при создании сюжетного рисунка, детям сложно сформулировать правильно свой замысел и реализовать его. Рисунки бедны по содержанию и стереотипны. Дошкольники старшего возраста с ЗПР не переживают по поводу своего творения, они не стремятся передать своему рисунку характер и показать личностное отношение в рисунке, а образы не эмоционально насыщены.

В работе с детьми с ЗПР изодеятельность способствует:

• формированию навыков наблюдения;

• совершенствованию навыков обследования изображаемого предмета;

• формированию более точных и полных представлений об окружающих его предметах и явлениях;

• формированию представлений о временах года, а именно о погодных условиях и основных особенностях и характеристиках;

• формированию чувства бережного отношения к природе, к ее красоте в разное время года;

• развитию воображения;

• развитию зрительной и двигательной памяти, так как в процессе необходимо согласовывать то, что было увидено глазами и воспроизведено руками;

• совершенствованию мыслительных операций.

Научить детей красиво рисовать, не является целью воспитателя. Важно чтобы рисунок сюжета каждого времени года мог правильно отразить погодные условия, характерные природные явления, соответствующие для каждого времени года, одежду людей, основные виды деятельности людей.

Лепка — это творческий процесс, который заключается в создании объемных предметов руками, с использованием пластилина, глины. Данный вид изодеятельности хорошо развивает мелкую моторику детей, а также способствует развитию навыков моделирования, воображения. Способствует наглядному формированию у детей представлений о времени года.

Занятия лепкой положительно влияют на нервную систему ребенка с задержкой психического развития дошкольного возраста, его психического и эмоционального состояния, способствуют уменьшению возбудимости и раздражительности.

В процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития используются такие приемы лепки:

• разминание - надавливание пальчиками на небольшие кусочки пластилина, а далее и целой рукой, для подготовки мышц рук к работе;

• отщипывание - от большого кусочка пластилина отщипываются небольшие кусочки кончиками пальцев;

• сплющивание - такая манипуляция проводится с помощью пальчиков или других подручных средств, из одного куска материала делается лепешка;

• «шлепанье» - необходимо энергично хлопать по материалу, ладонь при этом должна быть напряжена, а пальцы прямые.

Занятия по лепке помогают ребенку:

• моделировать окружающий мир и свое представление о нем;

• формировать более точные представления об окружающих его предметах;

• формировать представления о соответствии погодных условий и временах года;

• пополнять представления о временах года и окружающей действительности.

Аппликация – это вид изодеятельности, который основывается на вырезании, наложении разных форм и закреплении их на каком-либо другом материале, принятом за фон. Аппликация очень актуальна и эффективна при работе с детьми, имеющих ЗПР.

Это наиболее простой и доступный способ художественно- эстетического развития, при выполнении которого сохраняется реалистическая основа изображения.

Аппликация для детей выступает как специфическая форма художественного познания, которая способствует постепенному усвоению своеобразия выразительно-изобразительных средств, при этом формируются познавательные интересы, любопытство.

Первые представления о величине и форме предметов, их расположении в пространстве у ребенка появляются при тактильно- двигательном восприятии, поэтому при создании аппликационный сюжетов, происходит совершенствование приемов их создания и побуждается работа пальчиков рук.

Данный вид изодеятельности помогает развивать зрительное восприятие, воображение, память, представления о временах года. А также формируются свойства личности, такие как аккуратность, трудолюбие, целенаправленность, хорошо развивается мелкая моторика пальцев рук. Развивает чувство цвета, гармонии, творческие способности и образное мышление.

Аппликация имеет ряд особенностей:

– стилизованность, т.е. упрощенное изображение, основанное на передаче существенных признаков;

– декоративность образа, т.е. декоративность колорита, конструктивность композиции.

В аппликации используются самые разнообразные элементы: разные виды бумаги, мех, соломка, природный материал, ткань, песок.

Существует несколько видов аппликации:

1. Предметная, которая состоит из отдельных изображений (листочек, цветок, животное);

2. Сюжетная, которая отображает те или иные события;

3. Декоративная, включает узоры, которыми можно украсить предметы.

Педагогическая работа при помощи аппликации должна учитывать особенности детей с ЗПР, связанные с недоразвитием их познавательной деятельности. Следовательно, одной из задач обучения детей с задержкой психического развития посредством аппликации будет являться – насыщение их работ смыслом. У детей с таким нарушением большую роль играет их эмоциональное включение в работу.

Занятия аппликацией помогают детям в:

1) Формировании навыков наблюдения;

2) Укреплению навыка обследования объекта;

3) Умении видеть предмет целостно, в единстве его свойств;

4) Формировании более точных представлений о предметах и явлениях окружающего мира;

5) Дети не только воспроизводят увиденное, но на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира создают в аппликации новые оригинальные произведения;

6) Развивается зрительная и двигательная память, так как в процессе важно уметь правильно работать с предметами, например, ножницами, карандашом, и воспроизводить рукой то, что было увидено глазами;

7) Запечатлеются представления о предмете, в процессе продуктивной деятельности;

8) Совершенствование всех мыслительных операций на занятиях в наглядно-практической деятельности.

Работа с аппликацией «Времена года» позволяет выполнить ряд задач по уточнению представлений детей о временах года, а также по формированию их в игровой занимательной форме. Порядок усвоения темы «Времена года» делится на несколько этапов.

1. Рассматривание образца картины и картинок аппликации изучаемого времени года.

2. Беседа о времени года и называние картинок аппликации.

3. Непосредственно работа с аппликацией. Составление по образцу картины.

4. Работа над формированием словосочетаний, предложений и рассказа по созданной картине аппликации.

5. Итог работы по созданию картины, отражающей представления детей о различных временах года. Оценка деятельности ребенка.

Для создания эмоционального настроя используются звуковые (шум дождя, ветра; пение птиц и т.д.) записи, обонятельные (запах весенних цветов, осенних листьев, снега), осязательные (ощупывание листьев, цветов, снега, сосулек и т.д.) навыки детей. Рассматривая аппликации, называя предметы и действия, изображенные на них, у ребенка возникают (или с помощью педагога создаются) ассоциативные связи с уже имеющимся опытом наблюдения за временами года.

В ходе беседы о времени года и называния картинок устанавливаются имеющиеся у ребенка знания по теме, формируются новые, уточняется, активизируется и пополняется словарный запас. Непосредственно составление картинки по изучаемому времени года дает возможность для коррекции и развития мелкой моторики, пространственной ориентации, развития воображения. Сравнение образца и аппликации, составленной ребенком, делает возможным, с помощью установления причинно-следственных зависимостей, развитие воображения и элементов абстрактного мышления.

С помощью вовлечения ребенка в активный процесс обучения, создания картины текущего сезона формируются более устойчивые представления об окружающей действительности. В ходе создания картины изучаемого времени года, при неоднократном назывании используемых шаблонов с изображением предметов и действий, ребенку легче перейти к составлению словосочетаний, предложений и мини рассказа. На этом этапе работы по формированию временных представлений у ребенка с ОВЗ важно также корригировать и развивать коммуникативные навыки ребенка.

Изодеятельность хорошо подходит для формирования представлений о временах года детям старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Она наглядно помогает детям дошкольного возраста закреплять и совершенствовать свои знания об окружающем его мире.

В процессе изодеятельности ребенок усваивает определенные свойства объектов, например, его форму, цвет, особенности листьев, тех или иных деревьев. Дошкольник хорошо усваивает, что зима – это снежинки, снег, сосульки, летом – солнышко, травка и тепло, весной снег растаял, потому что стало тепло, это помогает ребенку быстрее запомнить особенности времен года и представления о них.

В процессе рисования или аппликации, например, виды деятельности человека в разные времена года, дошкольник наглядно видит разницу в том, что только зимой можно кататься на коньках, а летом на велосипеде. Тоже самое происходит и с деревьями в разных временах года, дошкольник с задержкой психического развития, понимает, что для рисования листьев осенью можно использовать теплые цвета (желтый, коричневый, красный, оранжевый), так как уже становится холодно и листочки скоро будут опадать.

Во время лепки, какой-либо новогодней игрушки, дошкольнику легче воспринять то, из каких частей состоит снеговик, и что эти предметы являются неотъемлемыми «показателями» зимы.

При рисовании животных в разные времена года, ребенок усваивает, как выглядят эти животные, и каким цветом шубка у них. Дошкольник понимает, что заяц летом серый, а зимой белый.

Продукт изодеятельности, сделанный из природного материала, активно способствует формированию представлений о временах года. Изучаются детали частей дерева в разные времена года (лист, веточка, орешек липы, шишка у ели и т.п.). Например, собрав и расположить осенние листочки клена, березы, дуба, в каком - либо порядке, дети смогут познакомить с понятием листопад, а также познакомиться с особенностями каждого листа и понять почему осенью листья приобретают оранжевый окрас, а летом остаются зеленого цвета.

Таким образом, изодеятельность является средством, которое предоставляет много разных техник, способствующих развитию детей и наглядному формированию у них представлений о временах года