Мастер – класс
«Использование пиктограмм для обучения детей рисованию пейзажа»
Цель: Познакомить педагогов с методикой «пиктограмма», используемой для обучения рисованию пейзажа с детьми старшего дошкольного возраста.
Материал и оборудование: Пиктограммы «Виды пейзажа», репродукция картины И.Э. Грабарь «Зимний вечер», альбомные листы, краски, кисти, салфетки, вода.
Вступительное слово:
Добрый день, уважаемые коллеги! Рада Вас приветствовать на нашем мастер-классе «Использование пиктограмм для обучения детей рисованию пейзажа». Тема выбрана неслучайно, так как пиктограммы играют важную роль в начальном этапе развития художественных навыков у детей.
Теоретическая часть:
В детский сад дети приходят с разным потенциалом, и часто бывает так, что ребёнок хочет нарисовать что-то, но не знает, как.
Поэтому, чтобы помочь ребёнку в вопросе «как…», большое значение имеет организация занятий, используемые методы и приёмы. Один из интересных методов - это использование пиктограмм.
Пиктограммы – это стилизованные и упрощенные изображения предметов и явлений, которые используются для облегчения визуального восприятия и обучения детей основам рисования.
Пиктограммы способствуют формированию базовых представлений о форме и цвете – т.е. дети учатся различать и воспроизводить основные геометрические формы.
Также пиктограммы способствуют развитию мелкой моторики, воображения и творческих способностей детей.
Пиктограммы для рисования пейзажей рекомендуют использовать со старшего дошкольного возраста.
Виды пиктограмм могут варьироваться в зависимости от целей занятия и от уровня подготовки детей.
Различают следующие пиктограммы:
Пиктограммы с изображением элементов
природы
: деревья, скалы, цветы, растения.
Пиктограммы с изображением композиционных элементов: линия горизонта, перспектива и масштабирование объектов.
Пиктограммы с изображением техники рисования: штриховка, размытые линии, контурные линии и нанесение краски (кистью, губкой, пальцами).
В своей работе пока я использую первых два вида.
Использование пиктограмм в обучении рисованию пейзажей у детей имеет свою специфику. Вот как это происходит:
Знакомство с элементами пейзажа.
Пейзаж включает множество разных элементов: небо, земля, вода, горы, деревья, облака и другие природные объекты. Пиктограммы позволяют детям познакомиться с этими элементами и понять, как они выглядят в упрощенной форме.
Простота изображения природных объектов.
Детям бывает сложно представить, как нарисовать дерево или гору. Пиктограммы предлагают простой способ изображения этих объектов: дерево как ствол с ветками, трава как треугольник.
Создание композиционных схем.
Пиктограммы помогают детям понять принципы построения композиции. Например, горизонтальная линия делит лист бумаги на две части: верхнюю (небо) и нижнюю (земля). Затем добавляются элементы, такие как солнце, облака, деревья и пр.
Фантазия и творчество.
Даже в рамках ограниченного набора пиктограмм дети могут проявлять своё воображение. Например, вместо простого треугольника – горы можно нарисовать с вершиной, покрытой снегом.
Этапность
выполнения работ.
Обучение рисованию пейзажа с помощью пиктограмм проходит поэтапно. Сначала мы рассматриваем и рисуем пейзажи по месту нахождения (лес, деревня, горы, город, море), затем рассматриваем и рисуем пейзажи по временам года, в зимний период знакомимся с пейзажем по времени суток.
В результате использование пиктограмм в обучении рисованию пейзажа помогает детям лучше понять структуру природного окружения, развивает их способность видеть и передавать красоту природы через искусство. Этот метод позволяет постепенно усложнять задачи, начиная с самых простых элементов и заканчивая созданием полноценных пейзажных композиций.
Практическая часть:
А сейчас предлагаю посмотреть практическую часть нашего мастер-класса. Вы увидите на практике использование пиктограмм при рисовании зимнего пейзажа.
Оргмомент
:
–Здравствуйте ребята! Рада вас приветствовать в нашей мастерской.
Заинтересовывающий момент
«Если видишь на картине» (Александр Кушнер):
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
— Обязательно картина
Называется пейзаж
Беседа:
Ребята, что такое пейзаж? Каким бывает пейзаж?
Давайте вспомним какие виды пейзажа мы знаем, а помогут нам в этом картинки – пиктограммы.
(Показываю картинки-пиктограммы, а дети отвечают).
Вместе с детьми разбираем пиктограммы. Показ пиктограмм - дети отвечают. Например, снежинка – значит зимний пейзаж, дерево – значит лесной пейзаж и солнце – значит дневной пейзаж.
Делаем вывод: Пейзаж делится на три вида: по времени года, по месту нахождения и по времени суток.
Далее подбираем пиктограммы к репродукции картины известного художника И.Э. Грабарь «Зимний вечер».
Сначала подбираем пиктограммы по месту нахождения времени года и суток.
Далее находим линию горизонта на нашей репродукции. Что такое линия горизонта? Это линия, которая делит нашу будущую картину на небо и землю.
Ребята, а что значит передний и дальний план? На переднем плане деревья большие и высокие, а на дальнем плане деревья маленькие и низкие.
Самостоятельная работа детей
.
Ребята, какое время года сейчас? Хотели бы вы нарисовать красоту зимней природы? Предлагаю написать зимний лесной пейзаж. Подбор пиктограмм.
Превращаемся в художников – пейзажистов, для этого оденем фартуки, чтоб не замараться. Ну вот мы готовы. Незабываем о линии горизонта, затем раскрашиваем небо, пока небо сохнет, рисуем нижнюю часть рисунка – передний план, далее переходим к дальнему плану.
Заключительная часть.
Предлагаю детям разложить готовые работы на столах (выставка детских работ)
Анализ работ: - Что изображено на рисунке? Какие цвета использовал? Какое настроение было у «художника»? Какие элементы природы показаны на переднем плане, а какие на заднем? Чем твой пейзаж отличается от других? Хотелось бы вам оказаться в этом месте? Почему? А что нам помогло нарисовать красивые зимние пейзажи? (пиктограммы)
Рефлексия: «Лучики солнца».
Вам понравилось сегодня в нашей мастерской? У меня на доске изображены 2 солнышка без лучиков с разными эмоциями (радостное и грустное). Если вам все понравилось, у вас в конце нашего занятия хорошее настроение, прикрепите свой лучик к радостному солнышку, а если нет – то к грустному.
Мне понравилось, как вы сегодня работали. Вы были настоящими художниками-пейзажистами.