Конспект внеурочного занятия
Направление внеурочной деятельности, в рамках которого проводится данное занятие: духовно-нравственное.
Тема: «Как жили казаки. Хата казака. Красный угол в казачьей хате».
Задачи: - познакомить учащихся с красным углом в казачьей хате;
- формирование умения логического и последовательного излагать свою мысль.
- воспитание духовно-нравственного отношения к казачьим традициям.
Оборудование и дидактические средства, используемые на занятии: м/м презентация, конспект внеурочного занятия.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня внеурочное занятие проведу у вас я, зовут меня Елена Сергеевна
-Посмотрите на нас, подарите нам и своим одноклассникам улыбку. Мв желаем вам хорошей и плодотворной работы.
II. Сообщение темы и цели.
-У каждого есть своё жилище, у кого-то квартира, а у кого-то частный дом.
-Как называется жилище казака? (Хата)
-Что такое хата? (Ответы детей)
-Хата-это название жилища казака.
-Из каких частей состояла хата? (Ответы детей)
- Посмотрите на слайд и покажите переднюю часть дома.
-Как ты определил(а), что это передняя часть хаты?
-Покажите заднюю часть дома.
-Как ты определил(а), что это задняя часть хаты?
III.Основная часть.
-В какой части хаты находится красный угол? (В передней)
-Какие другие названия у красного угла? (Святой.)
-Как вы думайте какая тема нашего занятия? (Ответы детей)
-Сегодня мы подробно изучим красный угол в казачьей хате.
-Что такое красный угол? (Ответ детей)
1) Работа с учебником.
Красный угол всегда был самым почитаемым местом в доме. Его соблюдали в особенной чистоте, иконы украшали рушниками.
-А что такое рушники, мы прочитаем в учебнике на странице 48-ой
-. В хате каждой казачки был ткацкий станок и именно с помощью этого станка они сами ткали рушники. На это уходило очень много времени, упорства и старания. Но этим не заканчивался труд девушки, потом они брали иголку с нитками и вышивала узоры.
- Рушники клали так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывать лики, в Церкви так называют лицо. Кроме икон, в красном углу хранились освященные в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо.
-Поднимите руку те, у кого есть своя именная икона?
2)Работа с текстом
-Кто хочет рассказать об иконах, которые есть в вашем доме?
4.Физминутка
-А теперь я вам предлагаю немого отдохнуть.
Сначала буду маленьким,
(присесть)
К коленочкам прижмусь.
(обнять колени руками)
Потом я вырасту большим,
(встать)
До неба дотянусь.
(поднять руки вверх, встать на носочки)
-А теперь Ирина Сергеевна расскажет вам об убранствах казацкой хаты
5. Сообщение темы и цели занятия
-Сегодня мы с вами поговорим о быте казачьей семьи.
6. Основное содержание внеурочного занятия.
-Ребята мы узнали о красном угле. Теперь, давайте ещё раз рассмотрим внутреннее убранство хаты, т.е. какие предметы там находятся.
На сегодняшний день тоже встречаются хаты, их оставляют как память о старине, а старые люди привыкли к хатам и поэтому также остаются в них жить.
-Сейчас мы с вами рассмотрим, что находилось в казачьей хате:
1. Печь. Её топили кезяком или кочерыжками от кукурузы, саму кукурузу пускали на корм скоту а кочерыжками растапливали печь ( Кезяк-это высушенный коровий навоз с соломой). Летняя печь стояла во дворе,на которой они и готовили.
2.Ухват-надетая на палку металлическая рогатка для подхватывания горшков, чугунов, которые ставятся в русскую печь.
3.Глэчик-глиняный горшок, в котором готовилась еда.
4.Крынка-расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.
5.Керосиновая лампа-бытовой источник освещения на основе сгорания керосина в воздухе. Казаки старались выполнить все свои дела в светлое время, чтоб экономить в лампе керосин так, как он был дорогой и его нелегко было достать.
6.Прялка-предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.
7.Перина-подстилка на кровать в виде длинного мешка, набитого пухом или перьями. Кровати были железные, и их основой была металлическая сетка.
8.Часы- они присутствовали не у всех в хатах, но их присутствие говорило о богатстве.
9.Сырно-круглый стол-стол, за которым кушали хозяева хаты, а также гости, которые к ним приходили.
10. Настольник-скатерть, застилаемая ежедневно на стол, она делалась из дешёвой материи .
11.Рушник-это полотенце, которое широко использовалось в разнообразных обрядовых ситуациях: на похоронах, свадьбе и крестинах.
12.Каравай- главный свадебный хлеб , большой, чаще всего круглый, который делят на для угощения всех её участников. Также с караваем встречали гостей, как говорится с «Хлебом, да солью»
Также каждая хата изнутри была украшена занавесками, они висели на окнах и на боковой стороне кровати и в междверных пространствах, отделяя одну комнату от другой.
IV. Подведение итогов, рефлексия.
1) Игра «Вопрос-ответ»
-Что такое красный угол?
-Что такое рушник?
-Что такое печь?
-Что такое ухват?
-Что такое глэчик?
-Ребята что вам запомнилось на нашем занятии?
-Какие предметы вам понравились больше? Почему?
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперёд.
Но преданье старины
Забывать мы не должны,
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!