Тема недели:

Деревья осенью

Ввести в активный словарь ребенка:

существительные: осень, листопад, листья, ствол, ветки, плоды, семена, крона, верхушка, кора, шишки, корни, кустарник, названия деревьев (береза, рябина, дуб, клен, ель, осина, сосна);

глаголы: желтеть, краснеть, опадать, дуть, вянуть, облетать, качается, падает, растут, колышется, качается, сорвать, летят, осыпается;

прилагательные: желтый, разноцветный, лиственное, хвойное, красный, белоствольная, высокое, низкое, ветвистое, развесистая, шершавая;

Назови 5 деревьев

Объясните ребенку значение слова «листопад». Попросите ребенка произнести это слово по слогам.

Назови дерево ласково, а потом со словами «один». «много», «два».

Дуб – дубок, один дуб, два дуба, много дубов.

Береза - ………………………………………..

Рябина - ………………………………………

Осина - ………………………………………

Сосна - ………………………………………

Ель - …………………………………………

Клен - ……………………………………….

Пень - ………………………………………..

Помогите ребёнку найти на прогулке листья клёна, дуба, берёзы, тополя, осины, рябины; рассмотрите их.

«Собери гербарий (добавь нужное слово)

   Сорву с дуба….(дубовый лист.

   Сорву с клена….(кленовый лист)

   Сорву с березы…(березовый лист)

Игра «Есть – нет» Ребенок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет…..».)

Взрослый: «У меня есть дубовый лист (осиновый лист, кленовый лист, еловая шишка.)».

Ребенок: «У меня нет дубового листа (осинового листа, кленового листа, еловой шишки.)».

Игра «один – много»

Дерево - ……..

Куст - ………..

Пень - ……….

Лес - …………

Измени предложения по образцу:

Он сидит на пне. – Они сидят на пне.

Он бежит по дорожке…..

Он поёт песню…………..

Он идет домой ………….

Он колет дрова………….

Он собирает листья………

Скажи наоборот. (Закончи предложение, а затем повторить его полностью.)

Дерево высокое, а куст…(низкий)

Дорога широкая, а тропинка ……….

Дуб большой, а рябина……………..

Орехи крупные, а семечки………….

Поиграйте с ребенком в игру «С какого дерева лист, веточка?»:

Лист березы – березовый;

Ветка березы – березовая и т.д.

Сосчитай листочки

Один дубовый листочек, два дубовых листочка…, пять дубовых листочков. Точно так же ребенок считает кленовые, березовые, липовые, осиновые и другие листочки. Обязательно обращайте внимание на согласование числительных с прилагательными и существительными.

Исправь предложение

На клёне желтеют берёзовые листья.

Когда идёт дождь, на улице сухо.

Продолжи предложение

Осенью сбрасывают листья дубы,…(клёны, ивы, тополя…)

Ветер кружит листья берёзы,…(осины, липы, дуба…)

Скажи наоборот:

Старый дуб – ….

Тонкая осинка – ….

Высокая ель – ….

Под дубом было много … (желудей)

Учите вместе с нами

Пальчиковая гимнастика

Всем в лесу на удивленье

(трут ладони друг о друга)

Разные растут деревья:

(открывают ладони и растопыривают пальцы)

Вот уперлась в небеса

Вся смолистая сосна.

(соединяют локти – «ствол», раскрывают ладони – «крона»)

Распустила ветви-косы

Белоствольная береза.

(«фонарики» с движением сверху вниз)

Как во полюшке былинка,

Тонкая растет осинка.

(показывают указательный палец, остальные – сжаты в кулак)

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер.

(вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы)

Липа цветом зацвела,

(собирают пальцы в щепотку – «бутон»)

Пчелок в гости позвала.

(делают круговые вращения указательным пальцем – пчелы летят)

Ель иголки распушила

(опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)

И грибочки все закрыла.

(показывают гриб: указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка)

Шелестят листвой деревья,

(трут ладони друг о друга – «шуршат»)

Словно разговор ведут,

(стряхивают ладони)

Руки-ветви распустили,

Птичек в гости к себе ждут.

(сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны – показывают птиц)