Тема недели:
Деревья осенью
Ввести в активный словарь ребенка:
существительные: осень, листопад, листья, ствол, ветки, плоды, семена, крона, верхушка, кора, шишки, корни, кустарник, названия деревьев (береза, рябина, дуб, клен, ель, осина, сосна);
глаголы: желтеть, краснеть, опадать, дуть, вянуть, облетать, качается, падает, растут, колышется, качается, сорвать, летят, осыпается;
прилагательные: желтый, разноцветный, лиственное, хвойное, красный, белоствольная, высокое, низкое, ветвистое, развесистая, шершавая;
Назови 5 деревьев
Объясните ребенку значение слова «листопад». Попросите ребенка произнести это слово по слогам.
Назови дерево ласково, а потом со словами «один». «много», «два».
Дуб – дубок, один дуб, два дуба, много дубов.
Береза - ………………………………………..
Рябина - ………………………………………
Осина - ………………………………………
Сосна - ………………………………………
Ель - …………………………………………
Клен - ……………………………………….
Пень - ………………………………………..
Помогите ребёнку найти на прогулке листья клёна, дуба, берёзы, тополя, осины, рябины; рассмотрите их.
«Собери гербарий (добавь нужное слово)
Сорву с дуба….(дубовый лист.
Сорву с клена….(кленовый лист)
Сорву с березы…(березовый лист)
Игра «Есть – нет» Ребенок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет…..».)
Взрослый: «У меня есть дубовый лист (осиновый лист, кленовый лист, еловая шишка.)».
Ребенок: «У меня нет дубового листа (осинового листа, кленового листа, еловой шишки.)».
Игра «один – много»
Дерево - ……..
Куст - ………..
Пень - ……….
Лес - …………
Измени предложения по образцу:
Он сидит на пне. – Они сидят на пне.
Он бежит по дорожке…..
Он поёт песню…………..
Он идет домой ………….
Он колет дрова………….
Он собирает листья………
Скажи наоборот. (Закончи предложение, а затем повторить его полностью.)
Дерево высокое, а куст…(низкий)
Дорога широкая, а тропинка ……….
Дуб большой, а рябина……………..
Орехи крупные, а семечки………….
Поиграйте с ребенком в игру «С какого дерева лист, веточка?»:
Лист березы – березовый;
Ветка березы – березовая и т.д.
Сосчитай листочки
Один дубовый листочек, два дубовых листочка…, пять дубовых листочков. Точно так же ребенок считает кленовые, березовые, липовые, осиновые и другие листочки. Обязательно обращайте внимание на согласование числительных с прилагательными и существительными.
Исправь предложение
На клёне желтеют берёзовые листья.
Когда идёт дождь, на улице сухо.
Продолжи предложение
Осенью сбрасывают листья дубы,…(клёны, ивы, тополя…)
Ветер кружит листья берёзы,…(осины, липы, дуба…)
Скажи наоборот:
Старый дуб – ….
Тонкая осинка – ….
Высокая ель – ….
Под дубом было много … (желудей)
Учите вместе с нами
Пальчиковая гимнастика
Всем в лесу на удивленье
(трут ладони друг о друга)
Разные растут деревья:
(открывают ладони и растопыривают пальцы)
Вот уперлась в небеса
Вся смолистая сосна.
(соединяют локти – «ствол», раскрывают ладони – «крона»)
Распустила ветви-косы
Белоствольная береза.
(«фонарики» с движением сверху вниз)
Как во полюшке былинка,
Тонкая растет осинка.
(показывают указательный палец, остальные – сжаты в кулак)
Дуб раскинул свои ветви,
И не страшен ему ветер.
(вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы)
Липа цветом зацвела,
(собирают пальцы в щепотку – «бутон»)
Пчелок в гости позвала.
(делают круговые вращения указательным пальцем – пчелы летят)
Ель иголки распушила
(опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)
И грибочки все закрыла.
(показывают гриб: указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка)
Шелестят листвой деревья,
(трут ладони друг о друга – «шуршат»)
Словно разговор ведут,
(стряхивают ладони)
Руки-ветви распустили,
Птичек в гости к себе ждут.
(сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны – показывают птиц)