КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ЗАПОМНИТЬ ЧАСТИ СУТОК И ИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ?

В средней группе детского сада в ходе занятия по формированию элементарных математических представлений ставится задача научить детей называть части суток и их последовательность. В методических указаниях предлагается с детьми поиграть в игры, которые отражают виды различной деятельности в определенное время частей суток и таким образом помочь детям запомнить последовательность смены частей суток. Конечно, такие игры дают определённый результат, но ребенку всё же трудно запомнить, что после утра наступает день, потом вечер и ночь.

Для того, чтобы этот процесс пошел быстрее, и дети смогли последовательно называть части суток, можно использовать цветные карточки. Утро жёлтая карточка, день – красная карточка, вечер – синяя карточка и ночь – черная карточка. Показ каждой карточки можно сопровождать небольшим стихотворением с продолжением:

Петушок зарю встречает,

Мама деток умывает,

Иней на траве, как пудра,

Что за время суток? «Утро!» говорят дети, воспитатель показывает жёлтую карточку. Педагог говорит: «Карточкой какого цвета обозначим «Утро»? Дети отвечают «Жёлтой»

Солнце светит высоко

И до ночи далеко,

Коротка деревьев тень,

Что за время суток?… «День!» отвечают дети, педагог показывает красную карточку. Педагог говорит: «Карточкой какого цвета обозначим «День»? Дети: «Красной»

День прошёл. Садится солнце.

Сумрак медленно крадётся.

Зажигайте лампы, свечи –

Наступает тёмный… «Вечер!» отвечают дети, воспитатель показывает синюю карточку. Педагог говорит: «Карточкой какого цвета обозначим «Вечер» Дети: «Синим»

На дворе темным-темно,

Месяц смотрит к нам в окно.

Спят в кроватках сын и дочь –

Значит наступила… «Ночь!» говорят дети, педагог показывает чёрную карточку. Педагог говорит: «Карточкой какого цвета обозначим «ночь» Дети: «Чёрного»

Затем последовательно показать карточки (Жёлтую, красную, синюю, чёрную) и вместе с детьми проговорить: «Утро, день, вечер, ночь» Затем спросить одного ребенка назвать части суток по порядку, показывая последовательно цветные карточки, а ребёнок отвечает: «Утро, день, вечер, ночь».

На последующих занятиях вспомнить какая карточка какую часть суток обозначает и, опираясь на карточки, называть последовательно части суток. К концу учебного года карточки уже не потребуются: дети свободно последовательно называют части суток!