КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ЗАПОМНИТЬ ЧАСТИ СУТОК И ИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ?
В средней группе детского сада в ходе занятия по формированию элементарных математических представлений ставится задача научить детей называть части суток и их последовательность. В методических указаниях предлагается с детьми поиграть в игры, которые отражают виды различной деятельности в определенное время частей суток и таким образом помочь детям запомнить последовательность смены частей суток. Конечно, такие игры дают определённый результат, но ребенку всё же трудно запомнить, что после утра наступает день, потом вечер и ночь.
Для того, чтобы этот процесс пошел быстрее, и дети смогли последовательно называть части суток, можно использовать цветные карточки. Утро – жёлтая карточка, день – красная карточка, вечер – синяя карточка и ночь – черная карточка. Показ каждой карточки можно сопровождать небольшим стихотворением с продолжением:
Петушок зарю встречает,
Мама деток умывает,
Иней на траве, как пудра,
Что за время суток?… «Утро!» – говорят дети, воспитатель показывает жёлтую карточку. Педагог говорит: «Карточкой какого цвета обозначим «Утро»? Дети отвечают «Жёлтой»
Солнце светит высоко
И до ночи далеко,
Коротка деревьев тень,
Что за время суток?… «День!» – отвечают дети, педагог показывает красную карточку. Педагог говорит: «Карточкой какого цвета обозначим «День»? Дети: «Красной»
День прошёл. Садится солнце.
Сумрак медленно крадётся.
Зажигайте лампы, свечи –
Наступает тёмный… «Вечер!» – отвечают дети, воспитатель показывает синюю карточку. Педагог говорит: «Карточкой какого цвета обозначим «Вечер» Дети: «Синим»
На дворе темным-темно,
Месяц смотрит к нам в окно.
Спят в кроватках сын и дочь –
Значит наступила… «Ночь!» – говорят дети, педагог показывает чёрную карточку. Педагог говорит: «Карточкой какого цвета обозначим «ночь» Дети: «Чёрного»
Затем последовательно показать карточки (Жёлтую, красную, синюю, чёрную) и вместе с детьми проговорить: «Утро, день, вечер, ночь» Затем спросить одного ребенка назвать части суток по порядку, показывая последовательно цветные карточки, а ребёнок отвечает: «Утро, день, вечер, ночь».
На последующих занятиях вспомнить какая карточка какую часть суток обозначает и, опираясь на карточки, называть последовательно части суток. К концу учебного года карточки уже не потребуются: дети свободно последовательно называют части суток!