Календарно-тематический план по предмету «ЛЕПКА»
1 «Б» класс (со сроком обучения 3 года)
Преподаватель Тихонова Ю.Н.
№
Дата
Наименование темы
Материалы для урока
Вид учебного занятия
Кол-во аудиторных часов
I полугодие
I. «РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ»
1 раздел «Плоскостная лепка»
1.1
Инструменты и материалы. Физические свойства материалов. Предмет «Лепка». Оборудование и пластические материалы. Порядок работы в мастерской лепки. Знакомство с пластилином, его физическими и химическими свойствами. Знакомство с инструментами. Организация рабочего места. Выполнение предварительных упражнений на изготовление простых элементов: жгут, шарик, пластина, колбаска, сплющенный шарик и др.
Пластилин, стеки, доска для лепки
урок
2
1.2
Выполнение композиции из сплющенных шариков. Закрепление изученной техники. Формирование умения перерабатывать природные формы, развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления. Творческое задание: «Бабочки», «Рыбка».
Пластилин, картона, стеки, доска для лепки
урок
2
Выполнение композиции из сплющенных шариков. Закрепление изученной техники. Формирование умения перерабатывать природные формы, развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления. Творческое задание: «Бабочки», «Рыбка».
Пластилин, картона, стеки, доска для лепки
урок
2
1.3
Выполнение плоской композиции из жгутиков. Закрепление изученной техники. Творческое задание: «Барашек», «Дерево», «Букет цветов».
Пластилин, картона, стеки, доска для лепки
урок
2
Выполнение плоской композиции из жгутиков. Закрепление изученной техники. Творческое задание: «Барашек», «Дерево», «Букет цветов».
Пластилин, картона, стеки, доска для лепки
урок
2
1.4
Применение в композиции нескольких элементов."Пластилиновый алфавит". Выполнение силуэтов букв с декорированием приплюснутыми кружочками, жгутами и т.д. Развитие наблюдательности, образного мышления, мелкой моторики.
Пластилин, стеки, доска для лепки
урок
2
Применение в композиции нескольких элементов."Пластилиновый алфавит". Выполнение силуэтов букв с декорированием приплюснутыми кружочками, жгутами и т.д. Развитие наблюдательности, образного мышления, мелкой моторики.
Пластилин, стеки, доска для лепки
урок
2
2. Раздел «Пластические фактуры»
2.1
Выполнение композиции «Лоскутное одеяло» в рамках тем: «Бабушкин сундучок», «Швейная фантазия», «Канцелярский мир» и др. Формирование навыков поэтапной работы (выполнение оттисков, комбинирование, составление композиции). Разработка эскиза работы «лоскутное одеяло» и работа в материале.
Пластилин, стеки, доска для лепки
урок
2
2.2
Использование пластилиновой аппликации и процарапывания в творческой работе «Снежинка». Формирование умения перерабатывать природные формы, развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления. Выполнение эскиза снежинки и работа в материале.
Пластилин, стеки, доска для лепки, цветной картон
урок
2
2.3
Соединение пластилиновых фактур и природных форм. Применение знаний в творческой композиции «Зоопарк», «Домашние животные». Упражнения: выполнение фактуры перьев, меха, кожи животных и птиц. Развитие наблюдательности, фантазии, мелкой моторики.
Пластилин, картона, стеки, доска для лепки, природные формы (семечки,
крупы, макаронные изделия и др.)
урок
2
Соединение пластилиновых фактур и природных форм. Применение знаний в творческой композиции «Зоопарк», «Домашние животные». Упражнения: выполнение фактуры перьев, меха, кожи животных и птиц. Развитие наблюдательности, фантазии, мелкой моторики.
Пластилин, картона, стеки, доска для лепки, природные формы (семечки,
крупы, макаронные изделия и др.)
урок
2
3. Раздел « Рельефная лепка»
3.1
Знакомство с выполнением невысокого рельефного изображения. Формирование умения набирать массу изображения, способом отщипывания пластилина от целого куска и наклеивания на изображение – шаблон. Композиция «Репка», «Свекла», «Морковь» «Яблоко», «Ягоды», «Виноград» и др.
Пластилин, картона, стеки, доска для лепки
урок
2
3.2
Закрепление умения набирать полуобъемную массу изображения. Дальнейшее формирование умения работать с полуобъемным изображением, дополнение композиции мелкими деталями. Композиция «Божья коровка», «Жуки», «Кит».
Пластилин, картона, стеки, доска для лепки
урок
2
3.3
Создание сложной формы предмета с последующим
декорированием. Формирование способности добиваться выразительности образа, развитие фантазии, воображения. «Печатный пряник», «Жаворонки» и др. Выполнение эскиза тульского или орловского пряника, печенья «жаворонок».
Пластилин, картона, стеки, доска для лепки, природные формы (семечки,
крупы, макаронные изделия и др.)
урок
2
Создание сложной формы предмета с последующим
декорированием. Формирование способности добиваться выразительности образа, развитие фантазии, воображения. «Печатный пряник», «Жаворонки» и др. Работа в материале.
Пластилин, картона, стеки, доска для лепки, природные формы (семечки,
крупы, макаронные изделия и др.)
урок
2
4 раздел «Объемные формы»
4.1
Лепка геометрических форм. Знакомство с объемом, первоначальные навыки передачи объема. Выполнение изделий самых простых объемных форм: исходная форма – шар (изделие "Неваляшка),исходная форма – цилиндр(дерево), исходная форма – конус (детская пирамидка), куб- (кубик для настольных игр), конуса -(мороженое).
Пластилин, стеки, доска для лепки
урок
2
Лепка геометрических форм. Знакомство с объемом, первоначальные навыки передачи объема. Выполнение изделий самых простых объемных форм: исходная форма – шар (изделие "Неваляшка),исходная форма – цилиндр(дерево), исходная форма – конус (детская пирамидка), куб- (кубик для настольных игр), конуса -(мороженое).
Пластилин, стеки, доска для лепки
урок
2
4.2
Закрепление навыков работы с объемными формами. Закрепление предыдущего материала, развитие фантазии, воображения. Выполнение задания «Робот», «Ракета», «Трансформер».
Выполнение эскиза.
Пластилин, стеки, доска для лепки
урок
2
Закрепление навыков работы с объемными формами. Закрепление предыдущего материала, развитие фантазии, воображения. Выполнение задания «Робот», «Ракета», «Трансформер». Работа в материале.
Пластилин, стеки, доска для лепки
урок
2
II. «СОЛЕНОЕ ТЕСТО»
1 раздел «Плоскостная лепка»
1.1
Вводный урок. Знакомство с техникой «Соленое тесто».Физические и химические свойства материалов. Инструменты и материалы. Знакомство с технологией изготовления соленого теста, его физическими и химическими свойствами. Знакомство с инструментами и материалами. Использование муки, воды, соли. Выполнение несложных элементов: шарик, «колбаска», жгут, и др.
урок
2
1.2
Знакомство с фактурами. Способы выполнения различных фактур. Развитие наблюдательности, формирование умения работать с природными формами. Упражнение на оттиски различных поверхностей (природные материалы, мелкие предметы, ткани). Упражнение на выполнение фактур с помощью различных инструментов (стеки, гребни, зубные щетки и др.). Выполнение разного характера линий. Использование
Самостоятельная работа: подбор различных приспособлений и материалов.
картон, соленое тесто, мелкие предметы, ткани разных фактур, природные материалы и др.
урок
2
1.3
«Изразец». Знакомство с русскими изразцами.Формированиенавыка стилизации природных форм в орнамент.Изготовление плакетки для изразца, нанесение орнамента. Разработка эскиза.
Использование картона, соленое тесто, гуашь, клей ПВА.
урок
2
1.4
«Изразец». Знакомство с русскими изразцами.Формированиенавыка стилизации природных форм в орнамент.Изготовление плакетки для изразца, нанесение орнамента. Работа в материале.
Использование картона, соленое тесто, гуашь, клей ПВА.
урок
2
2 раздел «Пластические фактуры»
2.1
«Муравейник», «Паутинка с паучком». Выполнение композиции с использованием ниток, пластиковых трубочек, декоративных булавок, лент, кружева и др. материалов для рукоделия. Развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления, умение передавать пластику природных форм средствами лепки. Разработка эскиза.
картон, соленое тесто, нитки, бусины, пуговицы, ленты и др.
урок
2
«Муравейник», «Паутинка с паучком». Выполнение композиции с использованием ниток, пластиковых трубочек, декоративных булавок, лент, кружева и др. материалов для рукоделия. Развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления, умение передавать пластику природных форм средствами лепки. Разработка эскиза.
картон, соленое тесто, нитки, бусины, пуговицы, ленты и др.
урок
2
2.2
Творческая работа «Корзина с цветами». Развитие наблюдательности, фантазии, мелкой моторики. Выполнение эскиза.
Использование картона, соленое тесто, гуашь, клей ПВА.
урок
2
Творческая работа «Корзина с цветами». Развитие наблюдательности, фантазии, мелкой моторики..Работа в материале..
Использование картона, соленое тесто, гуашь, клей ПВА.
урок
2
2.3
Творческая работа «Сова на дереве». Формирование навыков моделирования, развитие воображения, фантазии. Выполнение эскиза.
Использование картона, соленое тесто, гуашь, клей ПВА.
урок
2
Творческая работа «Сова на дереве». Формирование навыков моделирования, развитие воображения, фантазии. Работа в материале.
Использование картона, соленое тесто, гуашь, клей ПВА.
урок
2
Раздел
«
Рельефнаялепка
»
3.3
Изделие «Волшебное зеркало», «Рамочка для фотографий» с применением декоративных материалов, фольги. Формирование способности добиваться выразительности образа, развитие фантазии, воображения. Разработка эскиза.
Использование картона, соленое тесто, гуашь, клей ПВА.
урок
2
Изделие «Волшебное зеркало», «Рамочка для фотографий» с применением декоративных материалов, фольги. Формирование способности добиваться выразительности образа, развитие фантазии, воображения. Выполнение плоскостной композиции с применением объемных деталей.
Использование картона, соленое тесто, гуашь, клей ПВА.
урок
2
Изделие «Волшебное зеркало», «Рамочка для фотографий» с применением декоративных материалов, фольги. Формирование способности добиваться выразительности образа, развитие фантазии, воображения. Выполнение плоскостной композиции с применением объемных деталей.
Использование картона, соленое тесто, гуашь, клей ПВА.
урок
2
Подготовка экспозиции.
просмотр
2