Ануфриев Сергей Валентинович,

учитель русского языка и литературы

МАОУ гимназия № 9,

г. Екатеринбург

К 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина.

«Каменноостровский цикл».

Урок литературы в 9 классе

Лето 1836 г. Пушкин провел на даче на Каменном острове под Петербургом. Это место он обозначил под двумя стихотворениями: «Подражание итальянскому» и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Написанные здесь 6 стихотворений условно объединили в «Каменноостровский цикл».

4 из них Пушкин пометил римскими цифрами:

II. «Отцы пустынники и жены непорочны…»

III. «Подражание итальянскому»

IV. «Мирская власть»

VI. «Из Пиндемонти».

Стихотворения под номерами I и V неизвестны.

Поскольку 3 стихотворения связаны с религиозно-христианской символикой, то вполне вероятно, что цикл имеет смысловую связь. Исследователи считают, что он посвящен воспоминанию Страстной недели 1836 г. и каждое стихотворение соответствует определенному дню Седмицы. На оставшиеся пустыми номера поместили, хотя и небесспорно, еще 2 стихотворения:

I. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

V. «Когда за городом, задумчив, я брожу…».

Со стихотворением «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» нам еще впереди предстоит знакомство. Мы рассмотрим из этого цикла 3 стихотворения под номерами II, IV и VI.

Постановка цели: на примере 3 стихотворений получить представление о своеобразии последнего поэтического цикла Пушкина.

1. «Отцы пустынники и жены непорочны…»

Мы имеем дело с духовной лирикой – поэтическими произведениями религиозно-христианского содержания. Данное стихотворение является поэтическим переложением молитвы Ефрема Сирина, христианского богослова и поэта IV в., которая читается в великопостном служении:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Последний раз покаянная молитва Ефрема Сирина исполняется с Страстную Среду, чему соответствует нумерация стихотворения Пушкина.

Чтение стихотворения.

«Отцы пустынники» - название христианских отшельников в период возникновения монашества в IVV в. в. К ним относился и Ефрем Сирин. «Жены непорочны» - женщины, посвятившие себя христианскому подвижничеству.

Молитва – обращение к Богу за духовной поддержкой. Обычно молящийся называет пороки, от которых просит Господа избавить его, а также то, в чем просит его укрепить.

- Чем молитва поэта «падшего крепит неведомою силой»?

Он просит избавить его от «праздности унылой», соединяя два греха – праздность и уныние – в один, от «любоначалия» - проявления гордости, которая часто бывает тайной, сокрытой, подобно змее («змеи сокрытой сей») и наконец от «празднословия» - поэт знает силу Слова.

Укрепить просит в братской любви к ближнему. «Дух смирения, терпения» позволит справиться с трудностями на жизненном пути поэта. «Целомудрие» - прежде всего нравственная чистота, стремление оставаться чистым в мыслях и поступках.

2. «Мирская власть»

Стихотворение обращено к центральному образу Страстной Пятницы – Распятию Христа. По словам друга Пушкина, поэта П. А. Вяземского, оно «вероятно написано потому, что в Страстную Пятницу в Казанском соборе стоят солдаты на часах у Плащаницы».

Плащаница – плат большого размера, символизирующий погребальную пелену, в которую было завернуто после Распятия тело Христа.

Чтение стихотворения.

Мария-грешница – Мария Магдалина (родом из города Магдалы), раскаявшаяся грешница, которая стала верной последовательницей Христа. Пресвятая Дева – Мать Иисуса, Богородица. «Животворяще древо» - Животворящий Крест, на котором был распят Христос. Теперь у его подножия вместо двух великих жен стражники с явными современными атрибутами – «в ружье и кивере».

- В чем видит поэт святотатство мирской власти?

Распятие для нее – «казенная поклажа». Своей охраной «царю царей» она старается придать важности, как нынешнему царю, и этим унижает Того, кто добровольно предал свое тело Распятию.

- К чему в итоге приводит посягательство мирской власти на духовную?

Оно разобщает ее с народом, истинно тянущимся к вере, охраняя от него господ, для которых богослужение – очередная прогулка.

3. «Из Пиндемонти»

На первый взгляд это стихотворение, лишенное религиозно-христианской тематики, вроде бы не соотносится с событиями Страстной недели.

Итальянский поэт Ипполито Пиндемонте (1753 – 1828) был свидетелем Французской революции. Он был близким другом французского поэта Андре Шенье, казненного по приговору революционного трибунала.

Текст же стихотворения полностью принадлежит Пушкину. Ссылка на другого поэта часто использовалась для защиты от цензуры. Автор ставит вопрос о правах человека.

Чтение стихотворения.

- Какие «громкие» права не ценит поэт?

Вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику («оспоривать налоги», «мешать царям друг с другом воевать»), свобода печати – все это «слова, слова, слова» (Пушкин цитирует Гамлета).

«Зависеть от царя, зависеть от народа – не всё ли нам равно?». Любой тип социального устройства стесняет личность, ограничивает свободу.

- Какие же настоящие, естественные права утверждает Пушкин?

«Никому отчета не давать, себе лишь самому служить и угождать». Это честность торца перед самим собой. Недаром в другом каменноостровском стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» поэт призывает Музу быть послушной только «веленью Божию».

«По прихоти своей скитаться здесь и там» - свобода передвижения. Власти ограничивали Пушкина даже в передвижении по родной стране, за границу его так и не пустили.

Восторг же испытывать только перед «созданьями искусств и вдохновенья».

Свобода, потребная поэту, возникает из внутреннего мира самого поэта, а не из завоеванных в борьбе с властью политических прав человека.

Стихотворение соотнесено с шестым днем Страстной недели – Великой Субботой, временем, отделяющем смерть Христа и его Воскресение. «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ», - говорится в главном торжественном песнопении праздника (Тропарь Пасхи).

Крестный путь Христа может соотноситься с нелегким путем самого поэта, и залог бессмертия – его творчество. Если опять обратиться к теме памятника: «душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит».

Итог

В цикле, повествующем о событиях Страстной недели, постоянно звучит голос самого Пушкина, голос его современника.

В стихотворениях «Каменноостровского цикла» поэт выразил самые важные начала человеческой жизни.