Каплетерапия или игры с волшебной капелькой
Что такое каплетерапия?
Каплетерапия – это нетрадиционная техника рисования с помощью обыкновенной пипетки. Основной принцип работы заключается в следующем: ребенок набирает пипеткой цветную воду и «рисует» капельками на пластиковой доске или бумаге.
Задания постепенно усложняются, и ребенок учиться рисовать из капелек более замысловатые фигуры. На задании ребенок активно экспериментирует с водой, бумагой, цветом, губкой.
Главный герой игр с пипеткой – Клякса. Сначала ребенок знакомится с Кляксой, учится рисовать кляксы и капли. На последующих занятиях составляет дорожки, по которым будет гулять Клякса (ее т тоже рисует), домик, в котором живет Клякса, прорисовывает траву, цветы, погоду (солнце с лучами, тучи, дождик, грозу).
Далее сюжет развивается. Ребенок рисует семью Кляксы, обсуждая взаимоотношения в семье самого ребенка. Прорисовывая друзей Кляксы, экспериментирует со свойствами цветов при их совмещении.
Чем полезна каплетерапия?
1. Дети учатся концентрации внимания и их движения становятся скоординированными, потому что рисовать нужно точно и аккуратно.
2. Техника развивает мелкую моторику, готовит руки к письму. Развитые пальчики смогут правильно держать ручку, рисовать прямые линии и печатные буквы, вырезать ножницами.
3. Занятие каплетерапией используют в качестве арт-терапевтической техники. Это хороший способ самовыражения и поднятия самооценки ребенка.
4. Каплетерапия развивает творческое воображение.
Игры с пипеткой и капельками успешно применяются в работе с детьми синдромом дефицита внимания, гиперактивностью, с низким уровнем развития познавательных процессов, низким уровнем готовности к обучению в школе, слабой моторикой руки. Используют методикуи в работе с одаренными детьми.
Материалы для творчества
Для занятий каплетерапией нужны:
1. Стаканчики с цветной водой. В воде разведены акварельные краски или гуашь разных цветов – желтый, зеленый, синий, красный, коричневый, черный и белый.
2. Обычные стеклянные пипетки с резиновыми наконечниками.
3. Доска для лепки из пластилина белого цвета.
4. Губка из поролона для удаления лишних капель (шапка-невидимка).
5. Листы плотной бумаги.
6. Салфетки для рук.
Игры-упражнения с пипеткой
Взрослый берет пипетку себе и еще одну дает ребенку. Показывает, как получается капелька. Просит ребенка сделать капельку.
Взрослый показывает, что пипеткой можно делать «кляксы» (неаккуратная капелька) и простые капельки.
И просит сделать кляксу, а потом аккуратную капельку.
Взрослый просит ребенка сделать 10 капелек, а потом говорит: «Покажи из них самую неаккуратную, неровную. А теперь, покажи самую ровненькую, аккуратненькую. А как у тебя получилось сделать такую красивую капельку? Что нужно сделать, чтобы получилось так аккуратно?». Подводит ребенка к выводу, что нужно стараться и быть сосредоточенным и тогда получается ровненькие красивые капельки.
Взрослый предлагает задания:
- Попробуй проложить дорожку из капелек;
- Проложи дорожку из цветных капелек (выбирая цвета по желанию);
- А теперь продолжи мою дорожку в такой последовательности: красная, синяя, желтая, зеленая, синяя…
Взрослый показывает, что можно сделать большую капельку, если капать на одно место несколько раз. Просит: «Сделай большую капельку, а теперь маленькую. Сделай семейку капелек. Расскажите про эту семейку».
Взрослый предлагает задания:
- Сделай хоровод из капелек.
– Сделай цветочек из капелек.
– Придумай свой узор из капелек.
Взрослый ставит на стол прозрачную банку с водой и дает задание: «Набери в пипетку любой, какой хочешь, краски и капни капельку в банку, понаблюдай, как красиво она будет растворяться в воде». Следующую капельку можно капать после того, как первая капелька полностью растворится.
Взрослый дает задания (ребенок воспринимает на слух):
- капни 1 зеленую, 1 красную капельки;
-капни 2 красные, 1 желтую капельки;
- капни 3 черные, 2 желтые капельки;
- капни 1 синюю, 3 белые, 1 красную капельки;
- капни 2 красные, 4 белые, 2 синие, 1 черную капельки.
Взрослый кладет перед ребенком мокрый лист бумаги и дает задание: «Набери в пипетку любую краску и капни капельку на этот мокрый лист. Посмотри, как красиво растекается капелька. А теперь капай на листочек какие хочешь цветные капельки, чтобы получилась цветная картинка». Это же упражнение можно проделать и с сухой белой бумажной салфеткой.
Взрослый дает задание: «Капли рядышком 5 цветных больших капелек. Кончиком пипетки соедини их. Посмотри, как красиво они переливаются друг в друга».
Взрослый дает задание: «Капни на листочек цветные капельки. Прикрой их другим листочком. Погладь ладошкой верхний листочек. Убери верхний листочек. Что получилось? На что это похоже? Придумай название своей картине».
Взрослый дает задание: «Капни капельки и поднеси к ним тряпочку или губку. Что произошло?»
Взрослый дает задание:
«Пронеси капельку в пипетке через всю комнату и не урони!»
Взрослый дает задание: «Капни капельку на тыльную сторону ладошки. Почувствуй капельку, какая она: холодная или горячая? А еще какая?»
Взрослый дает задание: «Капни капельку на пальчик и походи, но капельку не урони!»
Взрослый дает задание: «Капай разноцветные капельки друг на дружку. Понаблюдай, как меняется цвет».
Сколько нужно капнуть капелек на одно место, чтобы капелька скатилась с горки? *это задание на наклонной поверхности
Список литературы:
Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть1,2». –М.: изд. Центр Владос, 2008г.
Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники рисований, планирование, конспекты занятий». –М.: ТЦ Сфера, 2009г.
Д.Н. Колдина «Рисование с детьми дошкольниками» -М., Мозайка-Синтез, 2008г.
И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». –М.: «Карапуз», 2009г.
А.В. Никитана «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
«От рождения до школы инновационная программа дошкольного образования» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой, изд. Мозайка-Синтез, М., 2021г.