Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Арский детский сад №5»

Арского муниципального района РТ

Картотека бесед для детей 5-7 лет

Вопрос о применении разнообразных методов и форм в обучении дошкольников является одним из существенных. Словесные методы при правильном их сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью играют большую роль в воспитательно – образовательной работе с детьми. Эффективным словесным методом является беседа – целенаправленное обсуждение с детьми каких – либо явлений. Беседу целесообразно использовать в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Как показывает практика, такой активный метод сравнительно мало применяется в детских садах. Это связано главным образом с тем, что воспитателей затрудняет ряд вопросов, а именно: - какой программный материал необходимо давать методом беседы; - как удержать внимание детей до конца беседы, не дать им уклониться от обсуждаемых вопросов; - как привлечь всех к активному участию. Во многих случаях беседы проводятся эпизодически, носят формальный характер и протекают при недостаточной активности детей.

И так, с ребенком надо, прежде всего, говорить о знакомом и близком ему. Чувственный опыт детей и сопровождающее этот опыт поясняющее слово взрослого формируют конкретное познание ими действительности. Но не надо забывать, что современные дети живут не в условиях замкнутого семейного уклада, а в информационно насыщенном, компьютеризированном мире. Телевидение, радио, компьютер, познавательная детская литература, газеты, журналы, богатая общественная жизнь, которую современный ребенок наблюдает непосредственно на улицах, - все это рано расширяет круг представлений и понятий нынешнего дошкольника, будит в нем новые интересы. В связи с этим в наших условиях с детьми старшего дошкольного возраста становится возможным беседовать о таком содержании, с которым он в своем непосредственном окружении не сталкивался. Конечно, знания, полученные в этих беседах, будут самыми элементарными, но они расширят кругозор детей.

Сюда включены и этические беседы. Они помогают обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли, переживания), мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках. В дошкольном возрасте все эти нравственные категории предстают перед ребенком в виде образов, представлений о плохом и хорошем.

В беседе воспитатель учит ребенка ясно выражать свои мысли в слове, развивает умение слушать собеседника. Она имеет важное значение не только для сообщения детям знаний, но и для развития связной речи, выработки навыков речи в коллективе.

«Что я видел по дороге в детский сад?»

Цель: Развивать у детей диалогическую форму речи, учить отвечать в соответствии с вопросом. Развивать любознательность, наблюдательность

«Моя любимая игрушка»

Цель: Учить детей рассказывать о своей любимой игрушке по описанию, описывать ее внешние характеристики, рассказывать, во что с ней можно играть.

»Я и моя семья»

Цель: Расширять представления детей о своей семье. Формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т. д.). Закреплять знание детьми своего имени, фамилии и возраста; имен родителей. Знакомить детей с профессиями родителей. Воспитывать уважение к труду близких взрослых.

«Как я помогаю дома»

Цель: предложить детям рассказать о взаимоотношениях в их семьях, о своих обязанностях по дому, почему важно помогать взрослым (у родителей появиться больше свободного времени для игр с детьми, помогая, дети учатся быть самостоятельными. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, формирование уважительного, заботливого отношения к пожилым родственницам.

«Над чужой бедой - не смейся, голубок»

Цель: обсудить с детьми смысл пословиц «Не бывает чужого горя», «На свете нет чужой беды», рассмотреть различные ситуации, выяснить, как в них можно помочь словом и делом. Продолжать работу по формированию доброжелательных отношений между детьми группы.

«Кого называют «Вежливый человек»?»

Цель: Объяснить, кто такой истинно вежливый человек – это тот, кто не только знает “волшебные” слова, но и всегда делает приятное другим людям. Упражнять в употреблении вежливых слов, воспитывать у детей вежливость. Показать, как вежливо обращаться с просьбой к своему другу, к окружающим. Приучать детей выполнять правила речевого поведения. Формировать доброе, уважительное отношение друг к другу.

«В мире вежливых слов»

Цель: прививать детям навыки культурного поведения, воспитывать желание употреблять вежливые слова при общении друг с другом.

«Худой мир - лучше всякой ссоры»

Цель: обсудить с детьми смысл данной поговорки, учить уступать друг другу, искать компромиссы. Рассмотреть различные ситуации с установкой на их решении мирным путем.

«Мы в гостях»

Цель: Формировать правила поведения в гостях. Вырабатывать навык вежливости, познакомить с вариантами приветствия. Объяснить, кто такой истинно вежливый человек – это тот, кто не только знает “волшебные” слова, но и всегда делает приятное другим людям. Упражнять в употреблении вежливых слов, воспитывать у детей вежливость. Показать, как вежливо обращаться с просьбой к своему другу, к окружающим. Приучать детей выполнять правила речевого поведения. Формировать доброе, уважительное отношение друг к другу.

"Какие мы".

Цель: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым; расширять представление о дружбе; развивать эмоциональную отзывчивость.

«Не перебивай»

Цель: учить детей быть приятными собеседниками (внимательно слушать, не перебивать говорящих людей, правильно формулировать вопросы)

«Мои друзья».

Цель: Формировать понятие »друг», »дружба». Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побуждать к добрым поступкам; учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу

«Что такое улица»

Цель: Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание детей на дома, здания разного назначения, тротуар, проезжую часть. Закреплять знания о названии улицы, на которой находится детский сад, поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут. Объяснить, как важно каждому ребенку знать свой адрес.

«Я шагаю по улице»

Цель: выяснить, какие правила поведения знают дети на улице, обсудить смысл и важность этих и других правил, предложить детям представить, что произойдет, если люди будут постоянно нарушать правила поведения на улице

«Правила дорожного движения»

Цель: повторить с детьми правила перехода улицы, учить детей останавливаться на краю тротуара, переходить улицу по пешеходному переходу, различать и пояснять значение сигналов светофора.

«Мы едем, едем…»

Цель: закрепить понятия, связанные с общественным транспортом, познакомить с правилами поведения в транспорте, воспитывать вежливость, формировать доброжелательное отношение к людям.

»Новый год - самый светлый праздник»

Цель: Рассказать детям, чему посвящен этот праздник, почему множество людей во всем мире его празднуют.

«Праздник настоящих мужчин»

Цель: Знакомить детей с «военными" профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); с военной техникой (танк, самолет, военный крейсер); с флагом России, Воспитывать любовь к Родине, уважение к защитникам нашей Родины , воинам Российской Армии. Формировать желание мальчиков расти смелыми, сильными, отважными.

«Правда красит человека»

Цель: Обсудить с детьми, почему нужно всегда говорить правду, рассмотреть на примерах любимых детьми персонажей к чему приводит ложь, формировать умение высказывать свое мнение о том, как нужно поступать в различных ситуациях.

«Зимние изменения»

Цель: Расширять представления детей о зиме. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы. Формировать умение высказывать свое мнение. Формировать представления о безопасном поведении людей зимой

«Вода – живительная влага!»

Цель: формировать у детей представления о значении воды в природе, для живых существ, в быту. Обсудить, как каждый из нас может беречь воду.

"Дружат в нашей группе девочки и мальчики".

Цель: продолжать работу по формированию у детей представления о понятии "настоящая дружба", способствовать становлению товарищеских взаимоотношений в группе, акцентировать внимание детей на случаях взаимопомощи, взаимовыручки в группе.

«Быть здоровыми хотим!»

Цели: обогащать знания о закаливании, расширять представление о возможностях организма, развивать мышление, воспитать желание вести здоровый образ жизни, постепенно закалять свой организм.

«Какие виды спорта ты знаешь?»

Цель: Дать детям представление о различных видах спорта.

Учить детей различать и называть летние и зимние виды спорта; соотносить спортивные снаряды с определенным видом спорта, уметь обосновывать свой ответ. Развивать логическое мышление; обогащать речь спортивной терминологией; воспитывать положительное отношение ко всем видам спорта.

« Кто живет в море»

Цель: рассматривание открыток с видами морских рыб, формировать представление детей об обитателях морей и океанов, развивать любознательность, познавательный интерес.

«Масленница»

Цель: Продолжать приобщать детей к праздничной культуре русского народа. Развивать эстетическое восприятие, воображение, эстетические чувства.

»Профессия - художник».

Цель: Закреплять знания детей о профессии «художник». Формировать у детей положительный эмоциональный отклик к произведениям изобразительного искусства. Воспитывать уважение к труду художника, обогащать словарь (пейзажи, портреты).

«Не шути с огнем».

Цель: Обобщить и углубить представления детей о пожарной безопасности, расширить представления детей о труде пожарных; обогатить и активизировать словарь (пожарный рукав, струя, насос, пожарная машина, инспектор пожарной службы).

«Наша Родина - Россия»

Цель: Расширять представления детей о Государственной символике РФ, ее происхождении, назначении, символическом значении цвета и образов в ней. Формировать представления о России, как родной стране, продолжать знакомство с понятиями Родина, Отчизна, познакомить с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием России. Уточнять, расширять, активизировать словарь по теме «Наша Родина – Россия». Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине, гордость за свою страну, свой народ, вызывать чувство восхищения и восторга красотой своей страны.

«Детский сад наш так хорош - лучше сада не найдешь».

Цель: Уточнить знания о детском саде. (Большое красивое здание, в котором много уютных групп, есть два зала, кухня. Воспитывать уважение к труду работников детского сада. Развивать речь детей.

«Мы – охраняем и бережем природу»

Цель: Дать детям понятие «охрана природы»; воспитывать бережное отношение к природе. Расширить и уточнить сведения о птицах нашего леса, воспитывать интерес к его обитателям. Воспитывать гуманное отношение к птицам на основе понимания связи каждого живого организма с окружающей средой.

«Подарок своими руками!»

Цель: предложить детям ответить на вопрос «Кто любит получать подарки?», рассказать, что бы ребята хотели получить в подарок. Обсудить с детьми, является ли, по их мнению, подарком помощь в делах, забота о близких, какие подарки могут преподнести ребята своим родным.

«Красавица осень»

Цель: Знакомить детей с предметами ближайшего окружения, с природными явлениями. Закреплять знания детей признаках осени, учить составлять небольшой рассказ на заданную тему, продолжать учить высказывать свои впечатления об увиденном.

«Листопад»

Цель: учить детей видеть красоту осени и беречь окружающую природу, воспитывать у детей культуру поведения при выходе на отдых в лес. Способствовать формированию личностного отношения к соблюдению чистоты в лесу.

«Солнце осенью»

Цель: Рассказать детям о том, что в октябре солнце восходит позднее, чем в летние месяцы, а заходит раньше, день стал короче, солнце хуже греет. Учить детей поддерживать беседу, умеет слушать взрослого и друг друга, высказывает свою точку зрения, выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение).

«Здоровые зубы»

Цель: учить детей осознанно относиться к своему здоровью, понимать необходимость заботы о зубах, помочь детям понять и запомнить важнейшие правила, соблюдение которых помогает сохранить здоровье зубов (не есть много сладкого, есть много овощей и фруктов, чистить зубы.)

«Грибы»

Цель: познакомить детей с грибами, произрастающими в наших лесах, помочь детям запомнить их названия, научить узнавать по внешнему виду, рассказать о пользе съедобных грибов и опасностях, которые подстерегают неопытного грибника.

«Домашние питомцы».

Цель: учить рассказывать о «братьях меньших», формировать положительное личное отношение к животным, учить видеть их беззащитность перед человеком, воспитывать стремление заботиться о них, сострадание. Понятие : «Ты в ответе за тех, кого приручил

«Что такое хорошо?»

Цель: побуждать детей совершать хорошие поступки и отрицать плохие, быть добрыми и отзывчивыми. Учить видеть плохие поступки, выражать свое отношение к плохим действиям.

«У меня зазвонил телефон»

Цель: знакомить детей с правилами и этикетом общения по телефону, базовыми речевыми конструкциями приветствия, обращения к взрослым и детям, формулировки просьб и вопросов, передачи информации.

«У папы и у мамы тоже есть мамы!»

Цель: учить детей уважительно рассказывать о своих бабушках, побуждать ребят помогать им, быть к ним внимательными, вежливыми. Воспитывать любовь к людям старшего поколения, отзывчивость.

«Береги лес»

Цель: рассказать детям о том, что надо беречь природу, о значимости деревьев на Земле. Воспитывать у детей любовь ко всему живому, желание беречь и защищать природу.

«Осторожным будь всегда»

Цель: объяснить детям, какие опасные ситуации могут возникнуть на игровой площадке при нарушении правил поведения, закрепить знания детей о том, что играть на проезжей части улицы нельзя.

«Я и мое тело»

Цель: познакомить детей с названиями частей тела, органов, учить прислушиваться к своему организму, рассказать о важности соблюдения режима дня для сохранения здоровья