Картотека дидактических игр по экологии
в подготовительной группе
Сентябрь
«Отгадай и нарисуй»
Цель: Развивать мелкую моторику и произвольное мышление.
Дидактический материал: Палочки для рисования на песке.
Методика проведения: Воспитатель читает стихотворный текст, дети рисуют ответы палочками на песке. Кто проговорился, тот выбывает из игры.
«Чьи семена?»
Цель: Упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян. Развивать память, сосредоточенность, наблюдательность.
Дидактический материал: карточки овощей, фруктов, плодовых деревьев; тарелочка с разными семенами.
Методика проведения: Дети берут набор семян и выкладывают их на карточку соответствующего фрукта или овоща.
«Детки с какой ветки?»
Цель: Дифференцировать отличительные признаки деревьев.
Дидактический материал: карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы и т. д.; карточки деревьев.
Методика проведения: На веранде выставляются стулья на некотором расстоянии друг от друга. На них кладутся карточки с изображением дерева. Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги» дети разбегаются по своим местам, затем карточки меняются.
«Какое насекомое, назови?»
Цель: Формировать у детей понятие «насекомое». Узнавать и называть представителей насекомых: муха, бабочка, стрекоза, божья коровка, пчела, жучок, кузнечик…
Дидактический материал: Разрезанные картинки насекомых.
Методика проведения: Дети должны на скорость собрать картинку, назвать насекомое. Если кто-то затрудняется, можно использовать загадки.
Октябрь
«Найди такой же цветок»
Цель: Упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.
Дидактический материал: настоящие комнатные цветы, к ним соответствующие карточки.
Методика проведения: Детям раздаются карточки с изображением комнатных цветов, они должны найти такой же в группе, показать и по возможности назвать.
«Кто как поет?»
Цель: Формировать артикуляцию речи. Отрабатывать правильные звукоподражания птицам. Закреплять знания детей об особенностях птиц.
Дидактический материал: Аудиозапись пения птиц. Карточки с изображением птицы
Методика проведения: Звучит аудиозапись пения птиц. Дети должны угадать и найти карточку с изображением птицы.
«Угадай весенний цветок»
Цель: Слушать загадки до конца, воспитывать внимательность. Действовать по сигналу воспитателя. Развивать речь и логическое мышление.
Дидактический материал: Стихи загадки о весенних цветах. Предметные картинки с изображением цветов.
Методика проведения: Воспитатель читает загадки, а дети по ответам находят соответствующий цветок и называют его.
«Что в корзинку мы берем?»
Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей сохранения природы.
Дидактический материал: Медальоны с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а также корзинок.
Методика проведения: У одних детей - медальоны, изображающие разные дары природы. У других – медальоны в виде корзинок. Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т. д. Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т. д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.
Ноябрь
«Вершки – корешки»
Цель: Учить детей составлять целое из частей.
Дидактический материал: два обруча, картинки овощей.
Методика проведения:
Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.
Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т. д.
«Воздух, земля, вода»
Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Дидактический материал: Мяч.
Методика проведения:
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.
Открыть мини-сайт на портале Pandia для ведения проекта. PR, контент-маркетинг, блог компании, образовательный, персональный мини-сайт. Регистрация бесплатна
«Угадай, что в мешочке?»
Цель: Учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.
Дидактический материал: Овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и др.
Методика проведения: Играть нужно по типу игры «Чудесный мешочек». Дети нащупывают предмет в мешочке, прежде чем его вынуть, необходимо назвать его характерные признаки.
«Природа и человек»
Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.
Дидактический материал: Мяч.
Методика проведения: Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; «Что сделано человеком»? «Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч. Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
Декабрь
«Выбери нужное»
Цель: Закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.
Дидактический материал: Предметные картинки.
Методика проведения: На столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.
Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т. д.
«Где снежинки?»
Цель: Закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.
Дидактический материал: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Методика проведения:
Вариант 1.Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Во время движения по кругу произносятся слова:
Вот и лето наступило.
Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать,
Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима:
Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять.
Где снежинку нам искать?
Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор и т. д.
«Прилетели птицы»
Цель: Уточнить представление о птицах.
Дидактический материал:
Методика проведения: Воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.
Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.
«Когда это бывает?»
Цель: Учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.
Дидактический материал: На каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы, стихотворения о временах года.
Методика проведения: Воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.
Весна.
На полянке, у тропинки пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.
Лето.
И светла, и широка
Наша тихая река.
Побежим купаться, с рыбками плескаться…
Осень.
Вянет и желтеет, травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зима.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блести
Январь
«Звери, птицы, рыбы»
Цель: Закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.
Дидактический материал: Мяч.
Методика проведения:
Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
«Угадай, что где растет»
Цель: Уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.
Дидактический материал: Мяч.
Методика проведения: Дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.
«Сложи животное»
Цель: Закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичным признакам.
Дидактический материал: картинки с изображением разных животных (каждое в двух экземплярах).
Методика проведения: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.
«Что из чего сделано?»
Цель: Учить детей определять материал из которого сделан предмет.
Дидактический материал: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т. д.
Методика проведения: Дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.
Февраль
«Угадай – ка»
Цель: Развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.
Дидактический материал: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.
Методика проведения: На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.
«Съедобное – несъедобное»
Цель: Закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
Дидактический материал: Корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.
Методика проведения: На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку
«Найди свой камешек»
Цель: Развивать тактильные ощущения, внимание, память.
Дидактический материал: Коллекция камней.
Методика проведения: Каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции (если эта игра поводится на улице, то находит его), внимательно рассматривает, запоминает цвет, трогает поверхность. Затем все камни складываются в одну кучку и примешивают. Задание – найти свой камень.
«Цветочный магазин»
Цель: Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.
Дидактический материал: лепестки, цветные картинки.
Методика проведения:
Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.
Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.
Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.
Март
«Четвертый лишний»
Цель: Закреплять знания детей о насекомых.
Дидактический материал: Нет.
Методика проведения: Воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:
1) заяц, еж, лиса, шмель;
2) трясогузка, паук, скворец, сорока;
3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
5) пчела, стрекоза, енот, пчела;
6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
7) таракан, муха, пчела, майский жук;
8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
9) лягушка, комар, жук, бабочка;
10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.
«Живое – неживое»
Цель: Закреплять знания о живой и неживой природе.
Дидактический материал: Можно использовать картинки «Живая и неживая природа».
Методика проведения: Воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети - машут руками, если предмет неживой природы - приседают.
«Кто чем питается?»
Цель: Закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.
Дидактический материал: Мешочек.
Методика проведения: В мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д.
Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, кто чем питается.
«Полезное– неполезное»
Цель: Закрепить понятия полезные и вредные продукты.
Дидактический материал: Карточки с изображением продуктов.
Методика проведения: На один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.
Апрель
«Лекарственные растения»
Цель: Закрепить знания лекарственных растений.
Дидактический материал: Карточки с растениями.
Методика проведения: Воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг).
Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей).
«Узнай птицу по силуэту»
Цель: Закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.
Дидактический материал: Картинки с силуэтами птиц.
Методика проведения: Детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.
«Назовите растение»
Цель: Уточнять знания о комнатных растениях.
Дидактический материал: Комнатные растения.
Методика проведения: Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т. д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т. д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т. д.?
«Кто где живёт»
Цель: Закреплять знания о животных и местах их обитания.
Дидактический материал: Карточки «Животные», «Места обитания».
Методика проведения: У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
Май
«Летает, плавает, бегает, прыгает»
Цель: Закреплять знания об объектах живой природы.
Дидактический материал: Картинки с изображением разных животных.
Методика проведения:
Дети классифицируют картинки – летающие, бегающие, прыгающие, плавающие.
«Береги природу»
Цель: Закреплять знания об охране объектов природы.
Дидактический материал: Карточки с объектами живой и неживой природы.
Методика проведения: На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.
«Ходят капельки по кругу»
Цель: Закреплять знания о круговороте воды в природе.
Дидактический материал: Сопроводительный текст для игры.
Методика проведения: Для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.
Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.
Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.
«Я знаю»
Цель: Закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес.
Дидактический материал: Нет.
Методика проведения: Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.