Картотека дидактических игр и упражнений с Блокам Дьенеша для сенсорного развития детей раннего возраста
1. «Чудесный мешочек»
Цель: закреплять знания детей раннего возраста о геометрических фигурах, развивать умение угадывать предметы на ощупь.
Оборудование: Мешочек, набор блоков Дьенеша.
Ход игры:
Вариант №1. Все блоки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые предметы.
Вариант №2. Предложить ребенку достать все квадратные блоки.
Вариант №3. Ребёнок достает все прямоугольные блоки.
Вариант №4. Предложить достать все треугольные блоки.
2. "Что лишнее"
Цель: упражнять детей раннего возраста в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине.
Оборудование: мешочек, набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Выложить на стол три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из фигур лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине). Обращаем ваше внимание на то, что в начале игр толщину мы никогда не берём, т. к. это достаточно сложно для малыша.
3.«Найди непохожую фигуру»
Цель: закреплять знания детей раннего возраста о геометрических фигурах. Развивать умение отличать фигуры по одному, двум, трем признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Оборудование набор блоков Дьенеша.
Ход игры:
Вариант №1. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету.
Вариант №2. Найти фигуру, которая не такого размера.
Вариант №3. Найти фигуру, которая не такой формы.
Вариант №4. Найти фигуру, которая не такая как эта по толщине.
4. "Бусы"
Цель: закреплять знания у детей раннего возраста о геометрических фигурах, цвете.
Оборудование: мешочек, набор блоков Дьенеша, цветная нить для бус.
Ход игры:
Вариант №1. Выложить перед ребёнком ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный. Сделать бусы как эти по образцу.
Вариант №2. Предложить собрать бусы из фигур выложенных перед ним, чередуя их по форме: треугольник, квадрат, прямоугольник.
Вариант №3. Выложить перед ребёнком ряд фигур, чередуя их по форме или толщине. Сделать бусы по словесной инструкции педагога.
5. «Продолжи ряд»
Цель: закреплять знания детей раннего возраста о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление.
Оборудование: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры:
Вариант №1. Выкладываем на столе фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, величиной, толщиной. Предложить ребенку составить свой ряд фигур, соблюдая правило.
Вариант №2. Выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т. д.). Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.
6. «Угощение для зайчат»
Цель: развить у детей раннего возраста умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам.
Оборудование: изображения с зайчатами, блоки Дьенеша.
Игровое правило: Печенье у зайчат в обеих лапах должны быть разные.
Ход игры:
Вариант №1. В гости к детям пришли зайчата. Чем же будем гостей угощать? Наши зайчата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Давайте угостим зайчат. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой (цветом, величиной, толщиной). Если в левой лапе у зайчика круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое). Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.
Вариант №2. Игры с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий (алгоритм) игры. Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх. Ребенок вынимает из стопки любую карточку. Находит «печенье» с таким же свойством и т. д.
7. «Что изменилось»
Цель: совершенствовать знания у детей раннего возраста о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине.
Оборудование: набор блоков Дьенеша.
Ход игры:
Вариант №1. На стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает. Ребенок должен заметить изменения. Вариант №2. Ребёнок запоминает фигуры, а потом одна или две фигуры меняются местами. Вариант №3. Одна или две фигуры заменяется на новую.
8. «Улитка»
Цель: упражнять детей раннего возраста в классификации блоков по двум признакам (цвет и форма).
Оборудование: игровое поле с изображением спирали или цветная тесьма, набор блоков.
Игровое правило: начинать с середины спирали, присоединять блок сходный по цвету или форме.
Ход игры:
Воспитатель предлагает построить детям домик для улитки из волшебных фигур. Домик получиться нарядным и красивым. Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока.
9.«Помоги Мишке и Зайке»
Цель: совершенствовать знания детей раннего возраста о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине.
Оборудование: игрушки (мишка, кукла, заяц, логические блоки Дьенеша.
Ход игры:
Вариант №1. Предложите детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Предложите им ответить на вопросы: Какие фигуры оказались у мишки, зайки?
Вариант №2. Попробуйте разделить фигуры по-другому: а) чтобы у мишки оказались все круглые; б) чтобы зайцу достались все большие; в) чтобы зайцу достались все желтые.
Вариант №3. Более сложный вариант этой игры: разделите фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные. Проверьте, какие фигуры достались только мишке? (Синие, не квадратные). Только зайке? (Квадратные, не синие). Какие фигуры подошли сразу и мишке и зайке? (Синие, квадратные). А какие фигуры никому не подошли? (Не синие, не квадратные).
10. "Поручения"
Цель: формировать у детей раннего возраста умение различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.
Оборудование: большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка.
Ход игры:
Вариант №1. Показать ребёнку игрушки, предметы и предлагает назвать их, отмечая их размер. Затем дать малышу следующие задание: Большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую – из маленькой. Если ребенок ошибается, собачка или матрешка показывают свое неудовольствие (рычит или отворачивается).
Вариант №2. Покатать матрешку в большой машине.
Вариант №3. Поставить маленькую собаку возле матрешки.
Вариант №4. Построить для большой собачки домик из больших кубиков, а для маленькой – из маленьких.
Вариант №5. Взять маленькую собачку и посадить её на ковер.
Вариант №6. Взять большую собаку и посадить её в большую коробку.
Вариант №7. Собрать маленькие кубики в маленькую коробку, а большие – в большую.
11. «Угости зайчика»
Цель: формировать умение у детей раннего возраста группировать предметы по величине.
Оборудование: игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе.
Ход игры:
Вариант №1. Показатьзайца, предложить ребёнку его рассмотреть, погладить. Зайчик просит помочь ему собрать морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и маленькая. Большую морковку нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко.
Вариант №2. Сгруппировать предметы по цвету
12. «Заштопай штанишки»
Цель: формировать у детей раннего возраста умение соотносить предметы по форме, цвету, величине.
Оборудование: картонное изображение волка (матрешки, куклы) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки.
Ход игры:
Вариант №1. Воспитатель показывает детям волка и обращает их внимание на то, что у волка дырявые штанишки. Показать детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь волку заштопать штанишки только треугольными заплатками.
Вариант №2. Заштопать заплатки только красными и синими заплатками.
Вариант №3. Заштопать только зелёными прямоугольными.
Вариант №4. Заштопать только жёлтыми круглыми и синими прямоугольными.
Вариант №5. «Заштопать» у матрёшек сарафаны разного цвета различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.
13. «Весёлые человечки»
Цель: совершенствовать у детей раннего возраста умения группировать предметы по форме, закрепить название геометрических фигур.
Оборудование: вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник, прямоугольник – домики и эти же геометрические формы маленького размера – человечки.
Ход игры:
Вариант №1. Предложить рассмотреть произвольно лежащие на столе маленькие геометрические фигуры (веселые человечки). Затем показываем, например, круг и говорим: «Этого человечка зовут круг. Как зовут человечка? (Круг). Покажи, каких еще человечков зовут круг? (Ребёнок показывают круги)». Так же малыш показывают и другие геометрические фигуры.
Вариант №2. Предложить человечкам найти свои домики.
Объяснить, что человечки-круги живут в круглом доме (кладет человечка на большой круг, человечки-квадраты живут в квадратном доме (кладет человечка на большой квадрат).
Эту игру проводят сначала с использованием двух геометрических форм, затем – трех и далее четырех. На первых этапах фигуры-человечки одинакового размера и цвета, усложняя игру можно использовать «человечков» разного размера, а затем и цвета.
14. «Помоги матрёшке найти свои игрушки»
Цель: закрепить у детей раннего возраста умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.
Оборудование: рисунок с матрешками, бусины и палочки разных цветов.
Ход игры:
Вариант №1. Поочередно показать матрешки, одетые в платья четырех основных цветов и рассказать, что у каждой матрешке есть свои игрушки: мячики и палочки, но они все перепутались. Помочь матрешкам найти свои игрушки. Показывает одну из матрешек и предложить выбрать бусины такого же цвета, как у неё платье.
Вариант №2. Усложнение. После того как ребёнок выберет все бусины и положит их рядом с матрешкой, ему предлагается так же выбрать палочки.
15. «Вкладыши»
Цель: формировать разлить и называть геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, развивать память, мышление внимание.
Оборудование: вкладыши «Зайчики» (большие и маленькие, «Собачки» (по возрастанию).
Ход игры:
Вариант №1. Ребёнок рассматривает геометрические фигуры, называет их и показывает. Соотносит вкладыши «Зайчики» по высоте, вкладыши «Собачки» по возрастанию показу взрослого.
Вариант №2. Выполняет задание по образцу (картинке или схеме). Вариант 3. Самостоятельно по словесной инструкции педагога.
16. «Разноцветные клубочки и прищепки»
Цель: продолжать у детей раннего возраста развивать мелкую моторику кисти рук, закреплять знание основных цветов, развивать внимание, воображение.
Оборудование: клубочки и прищепки основных цветов и соответствующих цветов коробочки.
Ход игры:
Вариант №1. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все клубочки. Предложить смотать клубочку.
Вариант №2. Усложнение. Развесить прищепки на ручку корзинки.