Казачья песня в истории русской народной культуры
Казачьи песни – явление в своем роде уникальное. Появлялись они только на южных русских равнинах, где веками шли пограничные войны, сталкивались различные народы и культуры. Здесь русская песенная традиция обогатилась и развивалась, приобретая особое звучание и неповторимые черты.
Песни казаков имеют большое историческое и культурное значение. Они, как летопись, хранят память о сражениях и походах, создавались людьми, горячо любившими свою землю, готовыми служить родине и защищать ее от любых врагов, поэтому в них так силен дух, так тверда воля. Немало казачьих песен посвящены любви к Родине, родной земле, которую казаки всегда бережно хранили, как и свой быт и традиции. Поэтому поют они о родных местах с удивительным чувством единения, не оставляющим сомнения в том, что казаку близко и дорого.
Казачьи песни, о чем бы в них ни пелось, всегда насыщенны образами и эмоциональны. Они оказывают на слушателя сильное впечатление, заставляют задуматься и запоминаются надолго. Обращение к общим для всех людей чувствам позволило этому культурному феномену просуществовать многие века и сохранить свою популярность по сей день. Песни казаков – это рассказ о славных походах, о громких победах, о горечи неминуемых утрат, о раздолье и великолепие донской степи, а доме, о Великой реке Дон, которую в своих песнях казаки величают: «Кормилец, наш батюшка православный Тихий Дон – Иванович».
Казачьи песни создавались при особых исторических условиях. Составители казачьих песен – это «воровские люди», вольница казацкая, одним словом, люди, которая не мирились с холопством, рабством, крепостным правом. В сравнении с русскими песнями северных областей, которые, отражая тяжелейшие жизненные условия, часто воплощаю чувства отчаяния, тоски, безысходности, песня казака никогда не носит печати «тоски близкой к отчаянью». Удивительный оптимизм казачьих песен был подмечен В. Г. Белинским, который с большой похвалой отозвался об исторических казачьих песнях: «Донские казачьи песни можно причислить к циклу исторических, и они, в самом деле, более заслуживают названия исторических, чем так называемые собственно исторически русские народные песни. В них весь быт и вся история этой военной общины, где русская удаль, отвага, молодечество и разгулье нашли себе гнездо широкое, раздольное и привольное. Их и числом несравненно больше, чем в последних, в них и поэзия размашистее и удалее»
Казачество воплотило в себе те качества человеческой натуры и характера, которые так важны для воина: осознанной патриотизм, гордость военным мундиром и любовь к военной службе. Эти черты нашли отражение и в образном строе многочисленных песен. Кроме этого, казачьи песни имеют огромное значение как документ эпохи, в котором в художественной форме отразились и сохранились факты истории русской земли. Корни казачьих песен необходимо искать в исторических песнях, первые образцы которых появились в V-VII вв. и представляли собой тризны по павшим воинам, слагавшиеся певцами-баянами. Первые сохранившиеся сведения об исторических песнях относятся к XVII в. – в этот период были записаны некоторые образцы песен с историческим содержанием: «Песня о весновой службе», «Песня о последовавшем за смертью воеводы князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского», первый и второй «Плачи царевны Ксении Борисовны Годуновой», «Песня о въезде в Москву возвращавшегося из литовского плена патриарха Филарета Никитича», «Песня о нашествии крымских татар на Русь в 1572 году». Яркой страницей в истории становления исторических песен стали песни, посвященные походам Ермака в Сибирь, в которых воплощен образ бесстрашного и авторитетного военачальника.
Собственно начало истории казачьих песен можно отнести к ХV—ХVI вв., когда стала формироваться так называемая вольница, а позже – казачество. В песнях уже этого периода отражаются такие специфические черты казацкого быта, как постоянное участие в военных действиях и связанный с таким образом жизни образ казака – смелого, свободолюбивого. Соответственно, и тематика казацких песен преимущественно военная, а основная ценность заключается не только в музыкальных особенностях напевов, а в том, что казацкие песни стали своеобразной летописью, фиксацией исторических, военных, политических событий.
Одной из главных особенностей казачества является его широкое территориальное распространение, в связи с чем выделяются донские, уральские, кубанские и т. д. казачьи песни. Каждая из разновидностей имеет свои отличительные жанровые и стилистические особенности, что будет рассмотрено ниже. Территориальное разделение также повлекло за собой значительные отличия в терминологии, также отчетливо проявляются различные взаимодействия с соседними певческими культурами. Так, например, в казацких песнях, появившихся в районе Северского Донца и Дона отчетливо наблюдаются заимствования не только репертуаром, но и терминологией.
Исторические формы казачьих песен можно проследить по достаточно многочисленным публикациям. Так, одна из первых публикаций о казачьем песенном творчестве появилась в 1824 году – это была статья Сухорукова и Корниловича «Общежитие донских казаков в XVII-XVIII столетии». Данный исторический очерк, посвященный жизни казаков содержал не только описание обрядов, культурных традиций, особенностей быта, но также образцы пяти казачьих песен, гармонизованных Кольбе.
В 1936 году Сталинградским книжным издательством был выпущен сборник «Песни донских казаков» (составитель И. Кравченко, под редакцией А.В. Швера). 1937 году Московским книжным издательством выпускается сборник «Песни Донских и Кубанских казаков» (составители С. Богуславский и Н. Шилов). В этом сборнике был представлен разножанровый материал: эпические, исторические, военно – бытовые, свадебные, лирические, плясовые, шуточные, частушки. В том же году Сталинградским книжным издательством выпускаются второй сборник «Песни Донских казаков», где на ряду с уже традиционно публикуемыми жанрами сделаны описания народных обрядов, даны этнографические и метрические справки, особенности исполнительской манеры.
В 60-е годы вышел коллективный сборник статей «Народная устная поэзия Дона», также посвященные изучению донского казачьего фольклора. Среди фольклористов, изучающих песенной традиции Дона, непосредственно анализом и описанием местных стилей занимается А. Кабанов, Т. Рудиченко.
В 80-е годы ХХ в. возникло мощное движение по изучению и возрождению донской песенной традиции. Силами любителей и энтузиастов казачьей культуры, а также профессионалами – исследователями, фольклористами в музыкально-этнографических экспедициях ведется сбор, фиксация и изучения народно-песенного наследия донских казаков Волгоградской и Ростовской областей. В таких городах как Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону стали образовываться молодежные фольклорные ансамбли, исполняющие традиционный казачий фольклор.
Наиболее фундаментальным и подробным является пятитомник А. Листопадова «Песни донских казаков», который включает более 1800 напевов и текстов различных жанров, записанных в различных областях России и Украины. После таких фольклористов, как А. Пивоваров, П. Киреевский, П. Шейн, А. Соболевский, которые издавали сборники казацких песен, собранных ими и их предшественниками, А. Листопадов создает настоящую энциклопедию казацкого фольклора, стремясь зафиксировать не только основную форму напева, или текст песни, но и мельчайшие подробности варьирования интонационной или ритмической структуры мелодии, лексические, синтаксические, морфологические и фонетические особенности текста. Именно эта особенность труда позволяет современным исследователям и исполнителем придерживаться сложившихся народных норм.
Песни, собранные исследователем, охватывают огромный исторический период – с середины XVI по конец XIX в. и включают описание таких событий, как Семилетняя война, Русско-турецкая война, Отечественная война 1812 г. и т. д., а их героями являются такие исторические персонажи, как Ермак, Степан Разин, Петр I, Суворов и другие.
Таким образом, можно утверждать, что казачья песня является огромной частью культурного наследия России. Она обладает огромным жанровым разнообразием, которое охватывает самые различные стороны казацкой жизни.
Несомненно, наиболее интересной как с музыкальной, так и с исторической точек зрения, является группа песен, в которых отражены исторические события: былины и исторические песни. С точки зрения музыкального воплощения эта группа песен отличается богатством, разнообразием и пластичностью мелодических линий.
Донские былины, по всей видимости, были заимствованы казаками в фольклоре северных областей. Несмотря на то, что южные былины более простые с точки зрения мелодической структуры, в них использованы те же персонажи и сюжеты, например, Илья Муромец, также появляются и герои «прадедовских песен»: старый, казак, Добрыня-Дончак, Дюк Степанович и т. д. Донские исторические песни создавались самими казаками, непосредственно участвовавшими в исторических событиях, что нашло отражение в таких песнях, как «Сватовство Алексея Михайловича», «Петр I строит флот», «Разгон Соловецкого монастыря». Их героями становились как крупные деятели различных эпох (Степан Разин, Петр I, Ермак и т. д.), так, в более поздних песнях.
Близкими по тематике и образности к историческим песням являются военно-бытовые и походные песни, в которых ярко отразились особенности военного быта казаков, в том числе и особенности военного быта советского времени. В отличие от исторических песен, в которых основное внимание сосредоточено на харизматичных личностях и знаковых событиях, в военно-бытовых песнях более широкая тематика. Это и любовная, семейная лирика, и «разбойные», «охотницкие» песни, отражающие социальные противоречия в казацкой среде.
Отдельную разновидность бытовых песен составляют «песни раздумья», «песни печали», в которых воплощены мысли народа о жизни, тяжелой судьбе, которые, по словам С. Кондратьева, «русский народ привык выражать развитыми, распевными, плавно льющимися мелодиями, которым, как и шири степной, будто и конца-краю нет» . К той же группе можно отнести и песни с любовно-лирическим и семейным содержанием. Эти песни глубокие по поэтическому и музыкальному содержанию, богаты метафорами, образными сравнениями, поэтичными описаниями образов главных героев, параллелизмами. Многообразие мирной жизни, по большей части – с трудным, социально обостренным бытом воплощается красивым, богатейшим языком, народный быт опоэтизирован и большое место занимают образы природы.
К группе бытовых песен относятся также песни «вольного люда», посвященное изображению жизни свободолюбивых казаков, среди которых можно назвать, например, песню «Ой да, что ты, батюшка быстрой Терек» – «разбойная» песня, в которой предмет охоты не куницы и соболя, а «арбы турецкие». В большинстве подобных песен образы охоты носят аллегорический характер и отражают воинственные намерения героя.
Большое место в казацком фольклоре занимают обрядовые песни: хороводные («карагодные»), гулебно-плясовые, тут и солнечно-радостные «вешние» песни, свидетельствующие об умении донского казачества сочетать трудовую жизнь и военные походы с мирным отдыхом. Как правило, такие песни сочетались с танцевальными движениями.
Отдельно необходимо отметить песни свадебного цикла, которые входили в достаточно сложный и многосоставный свадебный обряд.
Свадебный обряд в своем сложившемся виде представляет собой сложную структуру, в который входили песни различных жанров и с различной функциональной нагрузкой: «Казачья донская свадьба представляет собою одно стройное, состоящее из нескольких отдельных частей целое. Основной образ, проходящий через все действо и придающий ему этот цельный и стройный вид, образ двух торгующихся сторон, характерный для русской свадьбы,— у казаков, под влиянием исторически-боевого, старо-охотницкого уклада их жизни, часто переходит, с одной стороны, в борьбу двух воюющих сторон, из которых одна, нападающая (сторона жениха), стремится завладеть предметом распри— невестою, а другая, защищающаяся, старается как можно дороже отдать свою свободу, свою «волю девичью» перед тем, как попасть в полон,— с другой, в охоту молодца на «красного зверя»— девицу, на кунушку, которую хочет охотник «уловити» .
Таким образом, казачья песня – большая и неотъемлемая часть русской культуры, в которой содержится фиксация многочисленных аспектов жизни русского народа и военного быта, значимых исторических событий. Широкое распространение казачества повлекло за собой и возникновение жанрово разветвленной системы народных песен, охватывающих разнообразные стороны жизни.