Лебедева Светлана Жановна,

учитель географии

государственного бюджетного 

общеобразовательного учреждения

«Школа с углубленным изучением отдельных

предметов № 114 городского округа Донецк» ДНР

Кейс–технологии в преподавании географии как средство формирования географических знаний учащихся

С введением новых образовательных стандартов основного общего образования у учителя появились новые задачи проектирования учебно-познавательной деятельности обучающихся в связи с появлением нового подхода к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. В соответствии со стандартами учащиеся должны овладеть ключевыми общеучебными умениями и способами деятельности: выделять, описывать и объяснять; находить и анализировать; приводить примеры; составлять характеристику; определять; выявлять эмпирические зависимости. Это возможно при соответствующем построении процесса обучения и воспитания на уроке, а именно, за счет использования системно-деятельностного подхода. Особую значимость при этом приобретает проектная деятельность с элементами исследования. 

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. 

Кейс-метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XX в. В 1920 г. После издания сборника кейсов, вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику CASE STUDY в России кейс-технологии называют методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами. Кейсовая методика в последние годы становится одной из эффективных методик преподавания естественных наук. Использование ситуативной методики позволяет учащимся проявлять и совершенствовать навыки учебной работы, применять на практике теоретический материал. Данный метод позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.

Цели кейс-метода:

отработка умений работы с информацией;

активизация познавательной деятельности;

повышение мотивации к учебному процессу;

развитие умения делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;

развитие навыков чёткого и точного изложения собственной точки зрения;

выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществления самоанализа, самоконтроля и самооценки.

К методам кейс-технологии относят: метод инцидентов; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; ситуационно-ролевая игра; метод дискуссии; кейс-стади.

При использовании метода инцидентов в центре внимания находится процесс получения информации. Целью метода является поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.

Организационная деятельность учителя:

первая фаза

– творческая работа по поиску или созданию кейса и вопросов для его анализа; подготовка методического обеспечения для предстоящего урока;

вторая фаза

– работа учителя в классе, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в классе, оценивает вклад учеников в анализ ситуации.

Этапы работы с кейсом:

погружение в совместную деятельность (основная задача этого этапа – формирование мотивации к совместной деятельности);

организация совместной деятельности (основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы в малых группах или индивидуально);

анализ и рефлексия совместной деятельности (основная задача этого этапа -  выделить образовательные и учебные результаты работы с кейсом).

Рассмотрим использование кейс-технологий при изучении темы «Создание презентационных материалов об океанах  на основе различных источников информации» в 7-м классе.

Цель: создание проекта об океанах, используя различные источники информации.

Задачи: 

углубить и систематизировать знания учащихся о Мировом океане;

проверить уровень усвоения учебного материала по теме;

усовершенствовать практические умения  работать в группах, с источниками географических знаний;

воспитывать чувство ответственности за сохранение природы Мирового океана.

Оборудование: карты атласа, учебник, энциклопедии, презентация, раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент.                                           

2. Постановка цели урока.                                                

3. Актуализация знаний.                                                  

Географическая разминка

Задание: вписать в карточку краткие ответы - заглавные буквы океанов: Т, А, И. С-Л. 

1. Назовите самый большой океан Земли. /Тихий/

2. Назовите океан, большая часть которого находится в южном полушарии. /Индийский./

3. Назовите самый протяженный с севера на юг океан. /Атлантический/

4. Назовите самый малоизученный океан. /Северный Ледовитый/

5. Назовите самый глубокий океан. /Тихий/

6. Какой океан не имеет связи с Северным Ледовитым океаном? /Индийский/

7. Назовите океан с наименьшей соленостью вод. /Северный Ледовитый/

8. Назовите океан, омывающий все материки, кроме Австралии. /Атлантический/

9. Назовите самый мелководный океан. /Северный Ледовитый/

10. Назовите самый изученный океан. /Атлантический/

Проверьте свои ответы, выставьте полученный балл.

Карточка ответов географической разминки

ФИ

вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

балл




Критерии оценивания: “5” - 10 правильных ответов, «4» - от 9 до 8 правильных ответов, «3» - от 7 до 6  правильных ответов, «2» - менее 5 правильных ответов.

4. Работа в группах                                                          

Класс объединяется на четыре группы по числу океанов.

Порядок работы:

- выбор капитана;

- название команды;

- распределение обязанностей:

а) оформление проекта;

б) подбор интересных сведений («изюминка» океана);

в) проблема, связанная с данным океаном;

- представление проекта (по плану).

Требования к оформлению проекта:

разместить материки на листе бумаги А-3;

подписать свой океан, его моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения;

отобразить органический мир (растения и животные);

полезные ископаемые;

проблемы океана.

Для того, чтобы результаты обсуждения быстро фиксировались, целесообразно в группы раздать шаблоны:

Шаблон для работы

Проблема № 1: _______________________________________________________________

Проблема № 2: _______________________________________________________________

Проявления проблемы:

_________________          _____________________            _________________
_________________          _____________________            _________________

_________________          _____________________            _________________

_________________          _____________________            _________________

Идеальное состояние: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Пути решения, направленные на установление причин и следствий:

___________________________________________________________________________________________________________________________________

 5. Презентация проектов.                                                 

Каждый океан неповторим, имеет свои особенности, раскройте все тайны океанов, презентуя свои проекты.

 План презентации:

Название океана.

Наш океан самый….

Географическое положение (по отношению к экватору и 0 меридиану).

Границы океана (материки).

Моря,  заливы, проливы.

Острова, полуострова. 

Течения.

Органический мир.

Хозяйственное использование океана человеком. Экологические проблемы океана.

«Изюминка» океана.

 Таким образом, кейс-технология, с одной стороны, это

игра в миниатюре, сочетающая в себе учебную и игровую деятельность, с

другой – это метод конкретных ситуаций, т.е. имитационный и интерактивный метод обучения. 

Актуальность кейс-метода в настоящее время обусловлена общей направленностью образования не столько на получение предметных знаний, сколько на формирование компетенций, развитие способностей к самообразованию, саморазвитию, самореализации; к оптимальному поведению и деятельности в различных жизненных ситуациях. Опыт, полученный в процессе решения кейсов, многократно повышает результативность образовательного процесса, так как позволяет моделировать будущую деятельность участников кейса и формирует положительную мотивацию к освоению материала.

Список используемой литературы:

Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов. - В: вестник санкт-петербургского университета. Серия 8: менеджмент. 2005; № 2. - С. 169-194.

Макарова Е.Н. Кейс-стади как современная технология обучения географии в школе/ География в школе. – 2012. – № 4.

Махмутова А.С. Использование Case-study как эффективного метода в подготовке высококвалифицированного специалиста / А.С. Махмутова. – Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. — С. 186–188. 

Янова Е.П. Использование «кейс-метода» в школьном курсе географии // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2016. – № 49-1. – С. 170–177.