Лебедева Светлана Жановна,
учитель географии
государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Школа с углубленным изучением отдельных
предметов № 114 городского округа Донецк» ДНР
Кейс–технологии в преподавании географии как средство формирования географических знаний учащихся
С введением новых образовательных стандартов основного общего образования у учителя появились новые задачи проектирования учебно-познавательной деятельности обучающихся в связи с появлением нового подхода к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. В соответствии со стандартами учащиеся должны овладеть ключевыми общеучебными умениями и способами деятельности: выделять, описывать и объяснять; находить и анализировать; приводить примеры; составлять характеристику; определять; выявлять эмпирические зависимости. Это возможно при соответствующем построении процесса обучения и воспитания на уроке, а именно, за счет использования системно-деятельностного подхода. Особую значимость при этом приобретает проектная деятельность с элементами исследования.
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.
Кейс-метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XX в. В 1920 г. После издания сборника кейсов, вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику CASE STUDY в России кейс-технологии называют методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами. Кейсовая методика в последние годы становится одной из эффективных методик преподавания естественных наук. Использование ситуативной методики позволяет учащимся проявлять и совершенствовать навыки учебной работы, применять на практике теоретический материал. Данный метод позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.
Цели кейс-метода:
отработка умений работы с информацией;
активизация познавательной деятельности;
повышение мотивации к учебному процессу;
развитие умения делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;
развитие навыков чёткого и точного изложения собственной точки зрения;
выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществления самоанализа, самоконтроля и самооценки.
К методам кейс-технологии относят: метод инцидентов; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; ситуационно-ролевая игра; метод дискуссии; кейс-стади.
При использовании метода инцидентов в центре внимания находится процесс получения информации. Целью метода является поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.
Организационная деятельность учителя:
первая фаза
– творческая работа по поиску или созданию кейса и вопросов для его анализа; подготовка методического обеспечения для предстоящего урока;
вторая фаза
– работа учителя в классе, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в классе, оценивает вклад учеников в анализ ситуации.
Этапы работы с кейсом:
погружение в совместную деятельность (основная задача этого этапа – формирование мотивации к совместной деятельности);
организация совместной деятельности (основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы в малых группах или индивидуально);
анализ и рефлексия совместной деятельности (основная задача этого этапа - выделить образовательные и учебные результаты работы с кейсом).
Рассмотрим использование кейс-технологий при изучении темы «Создание презентационных материалов об океанах на основе различных источников информации» в 7-м классе.
Цель: создание проекта об океанах, используя различные источники информации.
Задачи:
углубить и систематизировать знания учащихся о Мировом океане;
проверить уровень усвоения учебного материала по теме;
усовершенствовать практические умения работать в группах, с источниками географических знаний;
воспитывать чувство ответственности за сохранение природы Мирового океана.
Оборудование: карты атласа, учебник, энциклопедии, презентация, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка цели урока.
3. Актуализация знаний.
Географическая разминка
Задание: вписать в карточку краткие ответы - заглавные буквы океанов: Т, А, И. С-Л.
1. Назовите самый большой океан Земли. /Тихий/
2. Назовите океан, большая часть которого находится в южном полушарии. /Индийский./
3. Назовите самый протяженный с севера на юг океан. /Атлантический/
4. Назовите самый малоизученный океан. /Северный Ледовитый/
5. Назовите самый глубокий океан. /Тихий/
6. Какой океан не имеет связи с Северным Ледовитым океаном? /Индийский/
7. Назовите океан с наименьшей соленостью вод. /Северный Ледовитый/
8. Назовите океан, омывающий все материки, кроме Австралии. /Атлантический/
9. Назовите самый мелководный океан. /Северный Ледовитый/
10. Назовите самый изученный океан. /Атлантический/
Проверьте свои ответы, выставьте полученный балл.
Карточка ответов географической разминки
ФИ
вопрос
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ответ
балл
Критерии оценивания: “5” - 10 правильных ответов, «4» - от 9 до 8 правильных ответов, «3» - от 7 до 6 правильных ответов, «2» - менее 5 правильных ответов.
4. Работа в группах
Класс объединяется на четыре группы по числу океанов.
Порядок работы:
- выбор капитана;
- название команды;
- распределение обязанностей:
а) оформление проекта;
б) подбор интересных сведений («изюминка» океана);
в) проблема, связанная с данным океаном;
- представление проекта (по плану).
Требования к оформлению проекта:
разместить материки на листе бумаги А-3;
подписать свой океан, его моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения;
отобразить органический мир (растения и животные);
полезные ископаемые;
проблемы океана.
Для того, чтобы результаты обсуждения быстро фиксировались, целесообразно в группы раздать шаблоны:
Шаблон для работы
Проблема № 1: _______________________________________________________________
Проблема № 2: _______________________________________________________________
Проявления проблемы:
_________________ _____________________ _________________
_________________ _____________________ _________________
_________________ _____________________ _________________
_________________ _____________________ _________________
Идеальное состояние: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Пути решения, направленные на установление причин и следствий:
___________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Презентация проектов.
Каждый океан неповторим, имеет свои особенности, раскройте все тайны океанов, презентуя свои проекты.
План презентации:
Название океана.
Наш океан самый….
Географическое положение (по отношению к экватору и 0 меридиану).
Границы океана (материки).
Моря, заливы, проливы.
Острова, полуострова.
Течения.
Органический мир.
Хозяйственное использование океана человеком. Экологические проблемы океана.
«Изюминка» океана.
Таким образом, кейс-технология, с одной стороны, это
игра в миниатюре, сочетающая в себе учебную и игровую деятельность, с
другой – это метод конкретных ситуаций, т.е. имитационный и интерактивный метод обучения.
Актуальность кейс-метода в настоящее время обусловлена общей направленностью образования не столько на получение предметных знаний, сколько на формирование компетенций, развитие способностей к самообразованию, саморазвитию, самореализации; к оптимальному поведению и деятельности в различных жизненных ситуациях. Опыт, полученный в процессе решения кейсов, многократно повышает результативность образовательного процесса, так как позволяет моделировать будущую деятельность участников кейса и формирует положительную мотивацию к освоению материала.
Список используемой литературы:
Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов. - В: вестник санкт-петербургского университета. Серия 8: менеджмент. 2005; № 2. - С. 169-194.
Макарова Е.Н. Кейс-стади как современная технология обучения географии в школе/ География в школе. – 2012. – № 4.
Махмутова А.С. Использование Case-study как эффективного метода в подготовке высококвалифицированного специалиста / А.С. Махмутова. – Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. — С. 186–188.
Янова Е.П. Использование «кейс-метода» в школьном курсе географии // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2016. – № 49-1. – С. 170–177.