Муниципальное бюджетное образовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа №20

имени Героя Советского Союза Л.Н.Гуртьева

РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Классная затея!»

На тему «СИМВОЛЫ РОССИИ»

Автор:Коренева Л.Н.

Учитель начальных классов

г.Орёл 2023 г

Тема: «Символы России».

Цель: рассказать о современной государственной символике и краткой истории ее возникновения.

Задачи:

1.Формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране.

2.Создать эмоционально—положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

3.Познакомить с символикой Российской Федерации (гербом, флагом, гимном).

4.Развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас.

5. Научить конструировать модель российского флага.

Методы:

1.Объяснительно-иллюстративный.

2. Беседа, рассказ.

3.Практическая работа.

Обоснование темы занятия:

Сегодня гражданско-патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

Младший школьный возраст наиболее сенситивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы.

Патриотическое воспитание младших школьников, да и более юного возраста должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям и главным символам, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

Учет возрастных особенностей:

С младшего школьного возраста ведущее место в психическом развитии (и по значимости и по времени) занимает учебная деятельность.

В этой возрастной группе начинается важная и нелегкая работа по закреплению и развитию, а порой и коррекции сформированных в дошкольном возрасте чувств. Успех здесь в решающей мере зависит от позиции учителя, его умения вовремя определить уровень развития чувств каждого воспитанника и класса в целом и соответственно этому строить работу с учащимися. К сожалению, на начальном этапе обучения многие учителя недооценивают роль эмоционального мира ребенка и сосредоточивают внимание главным образом на вооружение учащихся знаниями и умениями. Но одно лишь знание понятий, определений, правил при всей важности не может гарантировать формирование поведения.

Если сила чувства зависит от темперамента человека, то содержание и направленность чувства определяются жизненной позицией человека, его отношение к процессам, протекающим в жизни.

Ребенок 6—8-летнего возраста мыслит образами, конкретными категориями, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Ему непонятны сложные абстракции, он не улавливает наличие глубоких причинно-следственных связей между явлениями, происходящими в обществе. Он не проникает в сущность общественных явлений и событий. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны должно строиться на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, с применением наглядных материалов к каждому вопросу, пояснению. Это ближе и понятнее ребенку.

Развивающий эффект всех форм гражданско-патриотического воспитания состоит в формировании знаний о защите Отечества, эмоционально- волевого отношения к Родине, деятельности по ее защите, организованных в виде игры.

Задача учителя в этих условиях заключается в том, чтобы опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость мл. школьников, познакомить их с героической историей нашей родины, её символами и развить чувство любви к ней.

Наглядность, используемые информационные технологии:

Сейчас каждый педагог не мыслит воспитательную работу без использования ИКТ — подбор информации для классных часов осуществляется через Интернет, используются различные презентации для проведения классных мероприятий.

Оборудование урока: политическая карта современной России, изображения герба, флага России, аудиозапись гимна России, портрет президента В.В. Путина, индивидуальные заготовки для конструирования (аппликации) флага, черно-белое изображение герба России для раскрашивания.

Подготовительная работа:

Предварительно, на уроке окружающего мира и во время внеурочной деятельности «Разговоры о важном», младшие школьники уже знакомились с основными символами России. Данный классный час подразумевает более детальное и подробное знакомство с их историей и значимостью для страны ,закрепление в памяти их наглядных образов( раскрашивание герба, аппликация флага).

Содержание:

1.Организационный момент:

-приветствие;

-проверка готовности

2.Подготовка к активной познавательной деятельности на основном этапе мероприятия. Вступительная беседа.

3. Информационный блок.

- Российский гимн.

- Герб России.

- Флаг России.

4. Практическая работа.

5. Подведение итогов.

Предполагаемый результат деятельности:

Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, государственной символике, к природе, убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное наследие .Проявление уважения (в действиях) к государственным символам России.

Сценарий классного часа.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очень важное занятие, мы с вами отправимся в авиапутешествие ,т.е. полетим на самолёте. Но прежде давайте проверим, у всех ли готовы чемоданы для полета( дети проверяют наличие заготовок для практической части)?Отлично, пристегните ремни безопасности и внимательно смотрите в свои иллюминаторы.

2.Подготовка к активной познавательной деятельности на основном этапе мероприятия. Вступительная беседа.

Звучит песня «Моя страна, моя Россия»(Сестры Нужины)

Ну ,что, догадались, в путешествие по какой стране мы сегодня с вами отправимся?

Конечно, мы летим над Россией. Я-ваш пилот, а вы-любознательные пассажиры. Температура за бортом-замечательная, небо-ясное, настроение-отличное. Сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие, в ходе которого узнаем о символах нашего государства. Но прежде чем мы взлетим, давайте подумаем и скажем: что такое символ. (ответы детей)

В переводе с греческого это слово означает «знак», «опознавательная примета».

- Символ – это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Свои собственные символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества и каждое государство.

Взлетаем!

3. Информационный блок.

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть.

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы.

- Россия - это страна, в которой мы живём. Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира. Посмотрите на карту, какая она огромная! Чтобы её пересечь с востока на запад, надо ехать на скором поезде целую неделю, а самолётом 15 часов. Россияне гордятся просторами и красотой своей Родины. Есть на российской земле горы, леса и степи, моря, реки и озёра. Богата наша земля нефтью, природным газом, углём и другими полезными ископаемыми. Но самое большое богатство страны - это её народ. На территории России живут вместе около 150 миллионов россиян более ста национальностей. Это русские, татары, башкиры, чуваши, якуты, украинцы, белорусы и многие другие.

- Дети, а что для нас – Россия? Как мы называем страну, где мы родились? (Родина, Отечество)

Родина – могучее слово. Она дала нам жизнь, ради неё мы живём. Мы любим Родину. Наша Родина – Россия.

- Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы. Давайте вспомним, какие именно. Послушайте и ответьте, о чем мы сначала будем говорить:

Есть главная песня у нашей страны.

Услышав её, мы вставать все должны.

Единству народа поётся в ней слава,

И восхваляется наша держава. ( О ГИМНЕ)

Итак, мы приземляемся, наша первая остановка-«Гимновая».

Гимн России - торжественная песня о стране. Музыку написал А.В. Александров, а слова - поэт С.В. Михалков. Государственный гимн исполняется в особо торжественных случаях. Его слушают стоя. Этим люди выражают уважение и почтение к стране. Гимн России исполняется в других государствах при встрече нашего президента или в честь наших спортсменов - победителей международных соревнований.

Чтобы продолжить наше путешествие, нам нужно вспомнить слова гимна России и показать ,как его правильно петь.(включается запись гимна ,дети встают и поют)

Молодцы! Полетели дальше. Подумайте, о чем будет идти речь в следующем стихотворении.

Золотой орел двуглавый —

Символ силы, символ славы

И могущества державы.

Храбрый воин на щите —

Он копьем врага разит,

Он Отчизну защитит

И поможет ей в беде! (О ГЕРБЕ)

Молодцы! Наша вторая остановка-«Гербовая».

- Дети, кто знает значение слова “герб”?

- Герб - это официальная эмблема государства.

- Рассмотрите герб нашей Родины - России. Что на нем изображено?

Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизирует единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещён красный щит с изображение всадника. Это – Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, а в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Ужасный чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Всадник, поражающий копьем змея, олицетворяет победу добра над злом.

Ребята, подумайте, где мы с вами можем видеть герб Российской Федерации?( Герб изображается на флагах, монетах, печатях, на государственных документах, на пограничных столбах, символизируя, что тут начинается территория нашего государства.)

Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет!

Представьте себе, что археологи нашли герб нашей страны, которому около пяти веков! От времени все цвета на нем исчезли, краски стерлись. А чтобы у нас была возможность продолжить наше путешествие, вы должны помочь восстановить все цвета на гербе. Карандаши каких цветов нам для этого понадобятся?(Красный ,желтый, голубой, черный. Детям предлагаются распечатки с черно-белым изображением герба.)

Отлично! Летим дальше.

Физкульминутка:

Мы садимся в самолет, (Дети приседают)

Отправляемся в полет! («Заводят» самолет, встают, говорят: «ж-жу»)

Мы летим над облаками. (Руки в стороны)

Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками)

Видим, как течет река, (Показывают руками волны)

Видим в лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)

Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо, говорят : «ж-жу»)

Приземляться нам пора! (Приседают)

У него названий много:

Триколор, трехцветный стяг –

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный …(ФЛАГ)

Догадались, какая будет наша третья остановка? Правильно-«Флаговая». Здесь нас встречают разные флаги. Давайте найдем флаг нашей страны. (На доске – изображения флагов разных стран.)

Правильно, молодцы!

Что за радуга на небе?

Красный, синий, белый цвет.

Это флаг моей России.

Красивее флага нет!

Снизу красный – цвет Побед.

В середине – синий.

Это цвет великих рек,

Что текут в России.

Ну а сверху – белый цвет.

Это всякий знает,

Что душевной чистотой

Русь гостей встречает.

Флаги появились в глубокой древности. Старинное русское название флага, знамени – стяг. В праздничные дни на наших улицах и домах развеваются российские флаги. Флаг состоит из полос трех цветов: белого, синего, красного, расположенных в этом порядке сверху вниз. Такой порядок расположения цветов ввел Петр Первый.

Посмотрите, из Каких цветов он состоит? (Белый, синий, красный.)

- Почему же флаг России состоит именно из этих цветов?

Красная полоса на флаге - символ земли, мужества, силы.

Белая - символ справедливости, веры и духа народа.

Синяя - символ воды и неба, символ мира.

Красная полоса на флаге - символ земли, мужества, силы.

- Ребята, а где можно увидеть флаг? (На форме защитника, на российском корабле, у космонавтов)

-Наш трехцветный флаг существует уже 350 лет. Однако государственным символом он стал не сразу. Сначала флаг с полосами таких цветов использовался только на кораблях российского флота. Это было еще при императоре Петре I. Гораздо позже наш триколор стал официальным символом Российского государства по указу императора Александра III. Вскоре после революции 1917 г. официальный флаг нашей страны заменили на красный, и только с 1991 г. государственным символом России снова стал бело-сине-красный флаг.

4.Практическая работа.

А теперь, чтобы самолет смог лететь дальше, мы должны поместить на его крылья наш флаг. Для этого откройте свои чемоданы и достаньте все необходимое для этого. Будьте внимательны, не забывайте о том каком порядке расположены цвета на этом государственном символе.(Дети выполняют аппликацию с помощью заранее заготовленных шаблонов и цветных полос.)

Замечательно, пришло время заканчивать наше путешествие. Наша последняя остановка-главный город России. Кто знает, какой это город?

Правильно. Москва – крупнейший город России и Европы, важнейший транспортный узел, а также политический, экономический, культурный и научный центр страны. Москва - столица России. Столица - это город, в котором работает правительство страны. Глава Российского государства - Президент. Как зовут нашего президента (В.В. Путин).

5.Подведение итогов.

Наше путешествие по России подошло к концу. Самолет приземлился. А мы с вами за время полета узнали новые интересные факты о нашей стране и о ее государственных символах. Давайте подведем итог.

1. Какие государственные символы вы знаете?

2. Какого цвета Российский флаг?

3. Назовите основные элементы герба России.

4. В каких случаях звучит государственный гимн?

5.Как называется столица России?

Молодцы, все сегодня совершили отличное путешествие. Всё что вы услышали и запомнили, расскажите дома в семье.

Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к её культурным ценностям и символам, гордиться достижениями своего народа.

Берегите Россию – нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе…

Берегите Россию, без неё нам не жить.

Берегите её, чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию – нет России другой!