«СТАРИННАЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ МУЗЫКА»

Бал, бал, бал!!!

Бал – это всегда праздник. Яркий, красочный, искрящийся, весёлый. И этот праздник был в России всегда желанным и любимым.
Балы давались круглый год, но сезон начинался с поздней осени и продолжался весь зимний период.

Балы и балы-маскарады разделялись по сословным, профессиональным, возрастным категориям, приурочивались к особым торжествам, и бывали придворными, общественными, частными, купеческими, свадебными, детскими…
Популярны в своё время были балы Дворянского собрания, балы художников и балы, проводимые иностранными посольствами, купеческие балы.

Бал – это торжественное общественное или светское мероприятие, главной составляющей которого является танцевальная программа.

Поэтому с XVIII века во всех высших и средних учебных заведениях, школах и пансионах танец стал обязательным предметом.

Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах, в гимназии и в юнкерском училище.

Было принято приходить на бал одетыми парадно. Кавалеры - во фрачной паре, смокинге или костюме , белой рубашке и жилетке. Обязательным предметом туалета кавалеров были белые перчатки.

Военные приходили в парадных мундирах соответствующих их полкам.
Для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового и айвори, то есть, цвета "слоновой кости".

Девушкам рекомендовалась скромная причёска.
Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нём неизменным - открытые шея и плечи.
Важной составляющей дамского бального костюма являлся веер, служивший не столько для создания свежего дуновения, сколько в качестве языка общения, ныне почти утраченного.

Во время танца кавалер развлекал даму лёгким светским разговором, дама же отвечала скромно и немногословно.

По окончании танца кавалер осведомлялся у дамы, куда отвести её: в буфет или же к месту, откуда он её взял. Обменявшись взаимными поклонами, кавалер либо удалялся, либо мог остаться рядом с дамой и некоторое время продолжать разговор.

В начале века бал заканчивался греческим танцем, а со второй половины XIX века завершал программу бала, как правило, вальс.

1.ЧАКОНА - Первоначально чакона была народным танцем, известным в Испании с конца XVI века.

Танец был довольно подвижный. Танец исполнялся в сопровождении пения и игры на кастаньетах.

В эпоху барокко стал очень популярен при дворе.

Обычно чаконы проникнуты возвышенно-сосредоточенным настроением. 

Во Франции в XVII веке, в придворном балете чакону танцевали и Короли и Королевы

Чакону исполняли и на различных церемониях: на свадьбах, на коронациях.

Бал открывался Полонезом.

2.ПОЛОНЕЗ - польский торжественный танец-шествие в умеренном темпе. Галантный и немного надменный.

Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая возвышенный характер праздника.

Став танцем знати, полонез в XVIII веке исполняется и в других европейских странах.

Полонез особенно широко распространился после того, как вошёл в моду во Франции. Поэтому танец и называется французским словом "Полонез" ("Польский").
В России полонез известен с петровских времён. В быту его называли "ходячий разговор", так как во время несложного танца можно было вести беседу.

МЕНУЭТ

-

старинный французский, крестьянский танец.

В XVII веке король Людовик XIV открыл моду на этот танец, продержавшийся в музыке несколько столетий.

Существовали менуэт Короля, менуэт Королевы и менуэт двора.

Танцевальные движения были так замысловаты, что проходили не дни, а годы, прежде чем аристократы решались танцевать менуэт на придворном балу. Менуэт танцевали грациозно, с поклонами и приседаниями.

Умение танцевать считалось неотъемлемой частью хорошего воспитания дворянских детей. Во второй половине XVIII века менуэт в Европе становится не только танцевальной, но также инструментальной пьесой.

Он входит в состав таких жанров музыки как соната, симфония и конечно звучит в операх. В.А.Моцарт, еще будучи ребенком, научился танцевать менуэт в Париже.

А

ЛЛЕМАНДА

французский танец.

В аллеманде танцоры сформировали линию из пар, брали друг друга попарно за руки и маршировали назад и вперед по всей длине зала.

Для этого танца стали характерными изящные движения рук. Кроме того, некоторые из движений и поворотов оригинальной аллеманды были позаимствованы в сквэр-дансе и контрдансе.
(название произошло от французского слова allemande - "немецкий").

Является одной из самых популярных инструментальных танцевальных форм эпохи барокко, и стандартным элементом сюиты.

К

УРАНТА

— французский танец,

следы которого восходят к

середине 

XVI века

.

Танец носил игровой характер, исполнялся с прыжками.

Темп был довольно подвижный.

В XV веке на итальянских княжеских праздниках куранта подверглась большим изменениям: сменилась манера исполнения, усложнились движения, стали менее резкими прыжки.

В середине XVI века в Париже появилась французская разновидность куранты. Она имела умеренный темп, которому соответствовали размеренные шаги, исполнявшиеся плавно и практически без прыжков.

КОНТРДАНС

-

старинный английский танец.

Контрданс – это танец благодаря которому появилась изящная французская кадриль, задорная русская кадриль, сквер денс, который популярен и сейчас.

Контрданс появился в Англии в конце 17 века.

Контрданс возник в конце XVI века на основе хороводов и шествий в честь праздника весны (так называемые, танцы вокруг майского дерева и т. п.).

Первоначально, будучи сельским танцем, имел веселый, жизнерадостный и непосредственный характер; в дальнейшем, проникнув в салоны и бальные залы, приобретает некоторую чинность и сдержанность. Но демократический характер контрданса остается даже при английском дворе королевы Елизаветы, где гости танцуют его вместе со слугами.

В 19 веке контрданс стал бальным танцем и, распространившись по всей Европе, слился с кадрилью.

САРАБАНДА

 –

это старинный испанский танец

в

характере медленного торжественного шествия.

Сарабанда впервые в истории был представлен при французском дворе Кардиналом Ришелье (1585-1642 ), который хотел понравиться Королеве Франции "Анне Австрийской".

Сарабанда имела мавританское происхождение и происходила из Испании, где была известна с 12-ого столетия.

Сарабанду назвали в честь крючковатого музыкального инструмента в виде флейты.,

Хотя согласно легенде, считается, что танец получил свое название благодаря красивой испанской девочке, которая танцевала этот танец, напевая мелодию очень серьезного характера, и сопровождала свой танец только звуком кастаньет.

Наивысшими достижениями в этом жанре являются сарабанды из инструментальных сюит Генделя и Баха.

8.БУРРЕ  старинный французский народный танец.

Возник в середине XVI века во Франции.

Изначально был танцем дровосеков, которые, как бы уминая связку дров, периодически резко ударяли подбитыми гвоздями башмаками («сабо»).

Движения танца были тяжеловесные. Танцевали парами и хороводом.

Аккомпанементом к бурре часто было пение самих исполнителей, игра на волынке, удары каблуками, выкрики. 

Во 2-й половине XVI века проник в Париж и, постепенно преобразившись в соответствии с запросами высшего света, стал придворным танцем. Ввела его при французском дворе Маргарита Валуа.

К 1-й половине XVIII века бурре — один из популярных европейских танцев. Танцевали бурре с подпрыгиванием.

ГАВОТ

 

старинный французский танец

.

Первоначально народный, хороводный, известен еще с XVI века.

Немного жеманный и манерный. Очень изящный.

Он состоял из легких, маленьких шагов на полупальцах и очень изысканных реверансов.

Все это сочеталось с изящными, но вычурными позами и мягкими движениями рук.

Благодаря сочетанию превосходной музыки с оригинальным танцевальным содержанием гавот по праву считается историческим танцем.

Живопись, поэзия, скульптура, стремясь передать дух галантного XVIII века, часто обращались к изображению именно этого танца.

РИГОДОН

-

французский танец

Старинный парный танец провансальских крестьян, весьма распространённый в XVII–XVIII веках как бальный и сценический танец.
Ригодон – танец весёлого жизнерадостного характера, проходящий в скором и очень бодром движении.

Чаще всего деревенский ригодон танцевали под самый простейший аккомпанемент игры на скрипке, а также пения танцующих и наблюдающих. Нередко исполнители вместе со зрителями отбивали такт ударными инструментами в виде сабо, деревянных башмаков.
В XVIII веке Ригодон оставался наиболее демократичным из всех популярных салонных танцев. Многие танцмейстеры охотно включали его в "бальное меню", чтобы освежить несколько наскучивший ряд обычных церемониальных танцев.

ЖИГА

 –

старинный народный танец кельтского происхождения

, который до сих пор сохранился в Ирландии.

Изначально жигу танцевали ирландские крестьяне.

Они обували деревянные туфли, и в качестве развлечения парни и девушки танцевали жигу.

На Британских островах появился еще в XV веке. Особенно широко он был распространен в Англии, Ирландии, Шотландии.

Английская жига – матросский танец, несколько грубоватый и очень веселый. Название "жига" появилось благодаря тому, что танец исполнялся под аккомпанемент старинной скрипки, которую за выпуклую форму прозвали "жига" (окорок).

Во время плавания на корабле, когда матросы выходили на палубу размяться, они пристукивали и шаркали ногами об пол, отбивая при этом ритм.

ПАССАКАЛЬЯ

 –

танец испанского происхождения

,

первоначально исполнявшийся на улице в сопровождении гитары при отъезде гостей с празднества)

.

В XVII веке получила распространение во многих Европейских странах и, исчезнув из хореографической практики, стала одним из ведущих жанров инструментальной музыки.

Её определяющие черты: торжественной характер, медленный темп.

МАЗУРКА 

-

польский танец.

Название его исходит от названия жителей Мазовиимазуры, у которых и появился этот танец.

В XVII веке мазурки вошли в цикл польских крестьянских танцев (сельские балы).
В XIX веке мазурка получила распространение как бальный танец и в других странах Европы.

Удаль, блеск и грация отличают мазурку.

С начала XIX века польские композиторы пишут мазурки для фортепиано, вводя их в оперы. Ф.Шопену – великому польскому композитору, принадлежит около 60 пьес с таким названием; некоторые из них представляют собой картины народной жизни, другие – тончайшие лирические или скорбно-трагические поэмы, овеянные любовью к Родине.
Фортепианные мазурки писали и русские композиторы М.И.Глинка, А.К.Лядов, А.Н.Скрябин, П.И.Чайковский, С.Прокофьев и другие.

ПОЛЬКА

 -

чешский танец.

Название этого танца происходит от основного движения "полька" (половина) - это полшага, то есть маленький шаг на полупальцах.
В Чехии, где полька является самым любимым народным танцем, бытует по сей день множество её вариантов.
Польку исполняли на семейных праздниках и на общественных балах, в различных слоях городского населения.

Полька – очень живой, весёлый танец, построенный на мелких подпрыгивающих движениях.

Определённых фигур полька не имеет. Танцующие двигались парами по кругу по своему усмотрению.
Во второй половине XIX века увлечение полькой прошло, но композиторы и до сего дня обращаются в своих сочинениях к жанру польки.

ВАЛЬС

О ВАЛЬСЕ сказано немало
   За три столетия подряд.
   На вечерах и карнавалах
   Не потускнел его наряд!
Этот народный немецкий танец стал популярен в Австрии, Германии, Чехии во второй половине XVIII века.

Постепенно этот сдержанный народный танец превратился в городском быту в одно из любимых бальных развлечений – плавное поступательное кружение парами. Конечно, за свою долгую жизнь вальс не раз менял свой характер.

И сегодня, когда настолько популярны современные танцы, ни школьный бал, ни семейное торжество, ни парадный дипломатический приём не обходятся без тура вальса.
В начале XIX века на смену легкому, изящному танцевальному вальсу, пришли концертные вальсы Брамса, Шопена, Глинки, Чайковского.

Великий польский музыкант, композитор Фредерик Шопен написал 14 вальсов. Это поистине бесценные жемчужины шопеновского гения, отличающиеся изяществом, прозрачностью фактуры, гармоническим своеобразием. В эту, казалось бы, салонную сферу, Шопен внес очарование большого искусства.
Особенно популярен стал вальс в Австрии. И, несомненно, австрийский вальс неотделим от имени Иоганна Штрауса.

Музыке известны два Штрауса – отец и сын. Оба Иоганны, оба композиторы. Но титула "короля вальса" был удостоен младший. Вальсы Штрауса темпераментны, полны увлекательной мелодии. Вся Европа сходила с ума от этих вальсов.
Россия познакомилась с вальсом в последней четверти XVIII века. Однако же спустя уже несколько лет император Павел особым полицейским предписанием положил запрет на "употребление пляски, вальсом именуемой".

И все же, несмотря ни на какие запреты, русские композиторы и поэты не переставали обращаться к вальсу. Русский вальс отличался от европейского вальса незатейливой мелодией, мягкой, проникновенной поэзией. Постепенно он стал своеобразным символом юности и светлых мечтаний, весны и любви. В ритме вальса зазвучали и романсы-воспоминания, романсы-объяснения, романсы-размышления и, конечно же, романсы о самом вальсе.

БАЛ! БАЛ! БАЛ!

Как прекрасна танцевальная музыка прошлого! Она и сейчас вдохновляет слушателей! Она и сейчас заставляет биться чаще сердца!