Тема «Урок дружбы или учимся быть сплоченными»

Соломичева Елена Сергеевна

учитель географии

МОУ «СОШ №1» города Магнитогорска

Классный час. Форма проведения: игра

5 класс

Цели и задачи:

сплочение коллектива,

проведение игр на взаимодействие,

составление по группам «Кодекса дружбы»,

сбор «Кодексов» в единый и публикация его на классном уголке,

привитие уважения к коллективу, расширение кругозора.

Средства для проведения: 4 альбомных листа, фломастеры,

Подготовительная работа:

Заранее нужно сдвинуть парты так, чтобы места в кабинете хватало для того, чтобы проводить подвижные игры.

Ход классного часа:

Учитель не объявляет тему классного часа, учащиеся должны в конце сами назвать на какую тему проводился классный час.

Учащиеся становятся в один круг, учитель выходит на середину круга и объясняет правила игры:

«Поздороваться за руку»

Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: "Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?" Выявляются несколько лучших.

«Молекула – хаос»

Участники изображают броуновское движение молекул. Встречаясь, здороваются и знакомятся друг с другом. По команде ведущего: «Молекула по 2, по 3 и т. д.», игроки разбиваются на группы по 2, 3 и т. д. человек. Как только звучит команда: «Хаос», участники вновь начинают двигаться как молекулы. Таким образом, игра продолжается.

«Капуста – морковка»

Ведущий: Давайте вспомним, как растут морковка и капуста. Морковка вверх, капуста вниз.

Показывает: руки вытянуты вперед. Итак, вытягиваем руки, как я. Когда я говорю «морковка», руки вниз, а когда «капуста», руки вверх. Внимательно слушайте меня, потому что мои руки будут показывать, когда правильно, когда неправильно.

Ведущий в быстро говорит то «морковка», то «капуста».

«Ха-ха-ха»

Задача игроков состоит в том, чтобы не засмеяться. Играющие садятся или становятся в круг и один из участников произносит как можно серьезнее: «Ха!». Следующий говорит: «Ха-ха!». Третий: «Ха-ха-ха!» и так далее. Тот кто произнесет неправильное количество «Ха!» или засмеется – становится зрителем. Зрители могут смешить остальных участников игры. Игра заканчивается тогда, когда засмеется последний участник игры.

Упражнение 2 “Нить”

Все участники становятся в круг. Ведущий: вам необходимо назвать качества личности, помогающие жить в обществе и дружить, при этом вы передаете клубок ниток друг другу, разматывая его. В конце концов, все участники окажутся связанными между собой. (Получилась переплетенная, как паутина, нить).

После этого учащиеся должны назвать тему классного часа.

После всех игр выбираются добровольцы в лице четырех человек и каждый набирает себе команду по очереди, в итоге весь класс должен быть распределен на 4 группы. Каждая группа, вооружившись фломастерами и листом бумаги составляет кодекс дружбы в течении 7 минут.

По истечении времени представитель каждой группы выходит и зачитывает что получилось.

Обобщающее слово учителя.

Рефлексия: что понравилось? Что не понравилось?

В конце ред.коллегия класса собирает единый кодекс и вешает его в классный уголок.

О чём идёт речь в этом рассказе? (О настоящей и ложной дружбе.)

Тема нашего классного часа: “В дружбе-сила”.

II. Работа с пословицами.

Во все времена, у всех народов высоко ценились дружба, верность и преданность. “Кто не ищет дружбы с близким, тот себе заклятый враг”,- писал Шота Руставели в двенадцатом веке. Нет народа, у которого не было бы легенд и пословиц о дружбе. А вы, ребята, знаете пословицы о дружбе? (Друзья познаются в беде. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Хороший друг ближе брата.)

Обратите внимание на доску. Здесь написаны пословицы. Но, по-моему, в них что-то перепутано. Помогите разобраться.

Кто старых друзей забывает,

а товарища выручай.

Сам погибай,

тот новых не наживёт.

Дружба крепка не лестью,

лучше новых двух.

Старый друг

а правдой и честью.

Молодцы! Справились с заданием.

III. Беседа.

- Что же такое дружба? (Дружба-это когда люди интересуют другдруга, доверяют друг другу)

- А кто может быть другом, настоящим другом? (Тот, кто способен поддержать в трудную минуту, дать совет, может вместе с тобой порадоваться удачам)

Прочитайте 105-е наставление из “Книги о воспитании” Каюма Насыри и выделитете качества, необходимые для настоящего друга.

Сто пятое наставление.

“Один мудрец сказал сыну: “О, сын мой, дружи, общайся, развлекайся с кем хочешь, сторонись только пятерых. Прежде всего, не связывайся со лжецом-слово лжеца подобно записи на воде. Он ненадёжен, всегда может оттолкнуть тебя и приблизить другого. Избегай также дружбы глупца и невежды. Глупец вроде и хочет помочь тебе, но на деле от всех его стараний-один вред. Не сходись с алчным человеком, потому что он постоянно будет рассчитывать на твои деньги. Беги прочь от скряги, эта дружба ничего не даст, кроме разорения. А случится пойти к такому за помощью- испытаешь позор и унижение. Особенно опасно оказаться со скрягой в пути. Обходи стороной также разиню и труса,-с подобными приятелями ты никогда не познаешь покоя и благополучия”.

(Настоящий друг должен быть честным, справедливым, щедрым, внимательным, щедрым.)

- А вот как сказал об этом В. Шекспир:

Настоящий друг везде
Верен: в дружбе и в беде;
Грусть твоя тревожит.
Ты не спишь-он спать не может,
И во всём, без дальних слов,
Он помочь тебе готов.

Как вы, ребята, понимаете такое выражение: “До дружбы надо вырасти”?

Как вы считаете, почему знаменитый философ Вольтер считал, что “глаза дружбы редко ошибаются”? (Друзья видят друг в друге не только хорошее, но и замечают недостатки.)

Видите, какой большой смысл вкладывается великими людьми в понятие “дружба”. Давайте и мы с вами будем подходить к этому слову с высокой меркой.

IV. Правила дружбы.

Ребята, как вы думаете. А есть ли какие-то правила, законы дружбы? (Дети дают свои ответы, затем открывается плакат “Законы дружбы”:

Один за всех и все за одного.

С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.

Не спорь с другом по пустякам и не ссорься.

Не ябедничай, лучше помоги.

Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается. Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось.

Помоги другу в беде.

В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.)

Конечно, существует много законов дружбы, но это-основные.

V. Ученик читает стихотворение “Друзья”.

Друзья.

Мы с соседом Петькой -
Верные друзья.
Он получит двойку -
Получаю я.

Вместе мяч гоняем,
Вместе лёд сосём,
На уроке пения
Громче всех поём.

Он залез в малину -
Я малину рву.
Он порвёт штанину-
Я свою порву.

Мы всегда весёлые,
Мы навек друзья.
Потеряй он голову-
Потеряю я.

Правильно ли мальчики понимают, что такое дружба?

А девочки покажут вам небольшую сценку. Посмотрите внимательно и попробуйте ответить на вопрос: “Какой закон дружбы нарушила Муся?”

Навестила.

Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.

- Пойди и узнай, что с ней. Может, она больна? Может, ей что-нибудь нужно?

Муся застала Валю в постели, она лежала с завязанной щекой.

- Ох, Валечка!-сказала Муся, присаживаясь на стул.-У тебя, наверное, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв, и знаешь, бабушка как раз уехала, мама на работе...

Моя мама тоже на работе,-сказала Валя. - А мне надо полоскание...

Ох, Валечка, мне тоже давали полоскание, и мне стало лучше, как пополощу, так и лучше! А ещё мне помогала грелка горячая-горячая...

Валя оживилась и закивала головой.

Да, да, грелка... Муся, на кухне стоит чайник...

Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик!-Муся вскочила и побежала к окну.

Так и есть, дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!

Она побежала в передню,долго стучала ногами,надевая галоши. Потом,просунув в дверь голову,крикнула:

Выздоравливай,Валечка! Я ещё приду к тебе,обязательно приду! Не беспокойся!

Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.[2]

(Муся нарушила закон “Помоги другу в беде”.)

Будем мы так поступать, навещая больного товарища?

VI. Беседа о дружбе в классе.

На прошлом классном часе мы с вами начали сочинять рассказ о классе. Я проанализировала ваши записи, и вот что получилось.

Рассказ о нашем классе.

В классе проходило собрание, посвящённое коллективу. “Ребята,-спросила учительница,-о чём в отношении друг к другу вы хотели бы поговорить сегодня?”

О дружбе, об отношениях друг с другом, можно ли разрешать споры при помощи кулаков,-ответили ребята.

Я считаю,-сказала одна девочка,-что нам в первую очередь надо говорить о внимательности друг к другу. Ведь это самое главное.

А что такое внимательность?-спросил учитель.

Это когда один человек помогает другому, когда замечают, плохо тебе или хорошо, проявляют чуткость.

А всегда ли мы заботливы к другим или только заботимся о своём благополучии?-снова задал вопрос учитель и попросил вспомнить какой-нибудь пример, когда в классе по отношению к нему проявили заботу и чуткое отношение.

Когда я получил двойку, меня поддержали одноклассники,-сказал один ученик.

Когда меня обозвали, за меня вступились,-сказал другой.

Кто-то вовсе не нуждается в поддержке одноклассников.

- Как видите, примеров внимательного отношения друг к другу вы привели немного. Значит, в нашем классе не хватает самого главного-заботы, доброты, чуткости по отношению друг к другу.

Почему же это происходит? Вы ответили, что причина в неумении считаться с другими, в том, что каждый их вас думает в первую очередь о себе. А если вы смогли это увидеть, значит, вас не совсем устраивают отношения в нашем коллективе.

Вот что вы предложили:

Мы должны поддерживать друг друга в беде.

Мы не должны обижать друг друга, а тем более бить.

Мы должны понимать друг друга и уважать.

Мы должны уметь слушать и слышать друг друга.

Мы не должны смеяться над ошибками своих одноклассников, нужно помогать товарищам.

Мы не должны предавать друг друга.

Если мы будем следовать эти правилам, мы будем сильными, непобедимыми. И все, глядя на вас, сделают вывод, что в дружбе-сила.

VII. Заключительное слово.

Давайте,ребята,вместе и каждый подумаем над всем сказанным и те предложения,которые вы внесли в конце нашего творческого рассказа, будем стараться воплощать в жизнь. И начнём мы с того,что улыбнёмся друг другу и скажем стоящему рядом с вами товарищу комплимент.

А подарки вы получать любите? Давайте подарим друг другу “Песню о дружбе”

(сл. В. Потоцкого, муз. В. Иванова.)