Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 им. Коновалова В.П. г. Клинцы

Брянской области

Направление работы: искусство

Тема работы: "Клинцы старообрядческие: звонница Спасо - Преображенского храма".

Выполнила: ученица 8 б класса Середа Вероника Андреевна

Научный руководитель: Сможевская Анжелика Владимировна, учитель искусства МБОУ-СОШ №6 им. Коновалова В.П. г. Клинцы, тел.: 8 919 290 50 24

Клинцы, 2024


Оглавление

Введение 3-4

Глава 1. История звонницы Спасо-Преображенского храма 5-7

Глава 2. История появления колоколов на Руси. 8-9

2.1 Виды колоколов как важный элемент богослужения. 10-11

Глава 3. Анкетирование. 12-13

Глава 4. Встреча и беседы с иереем Михаилом Смирновым. 14-15

Заключение 16

Список используемой литературы 17

Приложения

 

Введение

Колокольные звоны плывут над Россией, Разгоняя все беды, над раздольем летят. Колокольного звона не сыщеш красивей, Об истории русской звоны те говорят.

Первое упоминание о колоколах на Руси встречается в X веке. На протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан: возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби. Колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать. Нигде в мире не было так много звонниц, как на Руси, они стали неотъемлемой частью любого православного храма.

Для колоколов строились специальные помещения – звонницы. Звонница – щит под навесом, куда прикреплялись наборы колоколов разного размера. А ещё люди начали возводить колокольни, которые строились выше остальных домов

На Руси отлив колоколов сначала заказывали западным мастерам, но в конце 15 века русские мастера сами овладели секретами создания колоколов. Да так быстро продвинулись в своем мастерстве, что превзошли своих западных коллег и по красоте, и по качеству звона колоколов. А еще на огромных российских просторах, где селения находились далеко друг от друга, именно колокольный звон был слышен на большом расстоянии, оповещая людей о каких-либо важных событиях.

Тема моей работы: "Клинцы старообрядческие: звонница Спасо-Преображенского храма".

Цель работы: Подробно ознакомить учащихся со звонницей Спасо-Преображенского храма в Клинцах.

Область исследования: искусство

Объект исследования: звонница Спасо-Преображенского храма.

Предмет исследования: история возникновения звонницы Спасо-Преображенского храма.

Гипотеза исследования: не все учащиеся из нашей школы знают такую достопримечательность как: звонницу Спасо-Преображенского храма.

Те же, которые ознакомлены с ней не знают историю её возникновения, создателей и многих других факторов. Думаю, рассказав об этой теме по подробней можно проявить интерес к звоннице Спасо - Преображенского храма

3

Для достижения моей цели были поставлены задачи:

Найти и рассмотреть историю возникновения звонницы

Спасо-Преображенского

храма в интернете.

Выявить причину её возникновения.

Рассказать о

б

основателях звонницы.

Провести встречу и беседы с иереем Михаилом

Смирновым

Пробудить интерес школьников к русскому

колокольному наследию.

Проанализировать результаты и сделать выводы.

Методы исследования:

Анализ и синтез материала из различных источников информации;

Встреча,

интервью,

беседа

Обобщение полученных данных в ходе работы

Основные результаты научного исследования:

создание

буклета с

работами учащихся школы «Старообрядческая звонница Клинцов»

4

Глава 1. История звонницы Спасо-Преображенского храма.

Хочу начать с того что в Спасо-Преображенском храме начала строится звонница. 29 апреля в соборе Преображения Господня прошло освящение креста и купола строящейся звонницы. По словам отца-настоятеля, параллельно со строительством шла и другая не менее важная работа — отливка колоколов, которые должны будут занять свои места в новой звоннице. 4 декабря, была привезена первая партия колоколов - массой 70 кг., 38 кг., 20 кг., 8 кг., 5 кг, 4 кг.

Строение получилось высотой 7,5 метров в виде шестерика, который завершен другим шестигранным шатром и маковкой в виде стандартной главки-луковки. В планах у общины была отделка уже возведенной звонницы материалами, которые использовались в архитектурных сооружениях в XVIII веке. (Приложение №1)

Колокола были отлиты на пожертвование Михаила Моисеевича — на сумму более одного миллиона рублей

«У нас будет 12 колоколов, причем главный покрупнее — это благовест, и остальные меньшего размера», — говорит священник. — Скоро в наших Клинцах совершится чудо, поскольку до сих пор молчаливая звонница, наконец, обретет свой глас, который будут слышать не только прихожане-старообрядцы, но и жители окрестных домов!

Колокола отливались на Московском колокольном заводе «ЛИТЭКС» (Приложение №2)

Звонница построена по благословению митрополита Московского и всея Руси Корнилия, предстоятеля Русской православной старообрядческой церкви. Московский колокольный завод «ЛИТЭКС» является единственным колокололитейным производственным предприятием в московском регионе. Он является одним из первых шпредприятий, которое в конце 80-х — начале 90-х годов начало возрождать традиции колокольного литья в России. Завод «ЛИТЭКС» специализируется на производстве колоколов для православных храмов и монастырей.

Предприятие следует старинным русским традициям отливки и украшения колоколов, используя при этом современные технологии литья металлов.

Для отливки колоколов традиционно используется оловянистая колокольная бронза.

5

Все колокола украшены орнаментами и узорами.

За годы работы колокольного завода «ЛИТЭКС» было отлито огромное количество колоколов, которые звучат в православных храмах России и за рубежом:

— копия единственного сохранившегося старинного колокола Храма Христа Спасителя весом 51 пуд;

— колокола в храме-памятнике в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне на Поклонной горе в Москве;

— уникальный набор колоколов для храма «Святой Живоначальной Троицы» в Антарктиде;

— колокол Вознесенского женском монастыря на горе Елеон (знаменитая колокольня в Иерусалиме под названием «Русская свеча»);

— колокола во многих храмах Украины, Приднестровья, Белоруссии, Молдовы, Грузии, Армении, Осетии, Абхазии, Казахстана, Узбекистана, Греции, Франции, Германии, Черногории, Сирии, Польше, США, Израиле и Китае.

Проект звонницы составил художник Димитрий Пауков. (Приложение №3)

Дмитрий Васильевич Пауков родился в 1986, г. Клинцы Брянской области. Окончил Брянский Государственный Университет, специальность «Изобразительное искусство», художественно-педагогическое отделение, диплом с отличием (2008); Российскую Академию Живописи, Ваяния и Зодчества, факультет реставрации живописи, специальность: художник-реставратор (2010); Российскую Академию Живописи, Ваяния и Зодчества, факультет живописи, специальность: художник-живописец (2016). В детстве занимался в художественной школе. Ещё во время учёбы в Брянске был направлен на пленэр в Польшу в г. Конин. С тех пор активно участвует в различных пленэрных проектах по России и за границей, в том числе с проектом «Русская Атлантида».

Дмитрий настоящий клинчанин и патриот малой Родины.

Дмитрий организовал и провёл на средства Президентского гранта передвижную выставку «Клинцы старообрядческие». Она побывала в Брянске, Новозыбкове, Дятьково, в самих Клинцах, далее в Белоруссии в музеях Ветки и Гомеля. Так же представлял Клинцы своими выставками в столице России.

У храма во имя Преображения Господня в городе Клинцы на средства прихожан и местных бизнесменов возведена звонница, которую решено было освятить во имя святого благоверного князя Михаила Черниговского. Имя, конечно, было выбрано не случайно: звонница — то есть стоящее отдельно от храма сооружение — возводится по инициативе

6

настоятеля храма сего, отца Михаила Смирнова, а средства на колокола пожертвовал -благотворитель Михаил Овчинников - основатель и директор 1-го Русского Музея в Австралии (Приложение №4)

Михаил Моисеевич – успешный предприниматель и меценат, человек отзывчивый и великодушный. Когда в 2016 году в России, в Саратовской области, нависла угроза уничтожения здания Успенского собора бывшего Черемшанского старообрядческого монастыря, Овчинников обратился с открытым письмом на имя Президента России, в котором призывал сохранить старинную святыню.

М. М. Овчинников, находясь далеко от России, старается поддерживать перспективные и патриотические силы в российском обществе: старообрядцев и казаков. И именно благодаря этому человеку наша старообрядческая церковь и получила звонницу. «Только благодаря помощи Михаила Овчинникова в Клинцах будут звонить колокола», — подчеркивает пастырь и добавляет, что работы проводятся по благословению предстоятеля Старообрядческой Церкви,.

Так же недавно «Старообрядцы» рассказывали о том, что здесь же в Клинцах Михаил Овчинников планирует финансировать организацию музея старообрядчества, аналогичного тому, который его попечением строится в эти дни в австралийском городе Сиднее.

7

Глава 2. История появления колоколов на Руси.

Что ж, для полноты своего исследования я захотела углубится в тему появления колоколов и звонниц на Руси, зачем они нужны? Какое значение они имеют? И как их используют?

Как и говорилось ранее в ведении моей работы первое упоминание о колоколах на Руси встречается в X веке. А на самом деле первый колокол появился в Китае ещё в XXIII веке до нашей эры. Он был весьма небольшого размера, и клепался из железа. Чуть позже, в Китае решили создать инструмент, где находилось бы несколько десятков различных по величине и диаметру колокольчиков, это можно сказать был предок наших современных звонниц.

Считается, что в христианских богослужениях колокола начали использовать уже во времена поздней Римской империи — на рубеже IV-V веков в итальянской провинции Кампании. А родоначальником колокольного звона называют местного епископа — святителя Павлина.

Во время первых гонений на христиан (I–III) не могло быть и речи об использовании громогласных инструментов, поэтому призыв к богослужению производился через особых лиц ̶ народособирателей. После прекращения гонений в 311 году император Константин Великий пытался внедрить для призыва к богослужению духовные инструменты по примеру Моисеевых труб, но они после его смерти использовались недолго. На смену им пришло деревянное било (позднее металлическое), которое всегда было одно и изогнутой формы.

История колоколов на Руси начинается с принятием православия в 988 году. Именно тогда по всей стране возводят первые храмы, а вместе с ними и звонницы. Первое по времени известие о колоколах встречается в 1-ой Новгородской летописи 1066 года.

Имея в виду тесные торговые отношения Новгорода и Пскова с западной Европой — родиной колоколов — можно предположить, что их привозили оттуда. И Новгород, и Псков не скупились на церковное благолепие и не особенно считались с обычаями Киева, о чём говорит архитектура их первых христианских храмов. Они выполняли различные функции: отстукивали время, созывали на вече, звали на службу в церкви, с помощью них били набат, оповещали о пожаре. Большие колокола на Руси начали делать позже в 14-15 веке, при появлении металлургических заводов. Литейщики в те времена создали множество удивительных больших подобных инструментов.

8

Самый древний вид колокольни – «звонница». Первые звонницы делали из брусьев в форме буквы «Г» или «П». Более поздние звонницы представляли собой врытый в землю ряд столбов с перекладиной для колоколов крытый двухскатной крышей. К горизонтальной перекладине-брусу крепились колокола. Их суммарный вес зависел от прочности перекладины. Нередко встречались звонницы, у которых один край размещали на деревянном столбе, а второй был встроен в стену храма. Раскачивали колокола звонари, стоящие на земле.

Звонарь – это церковная должность в Православии: мастер звонарского дела; занимающее её лицо обязано при богослужениях звонить в храмах в колокола или в била.

Колокольный церковный звон — это искусство, и создает его не один колокол, а целый ансамбль. Чтобы подчеркнуть удивительный звон колокола или ансамбля колоколов говорят, что у них “малиновый звон”. Оказывается, это определение никакого отношения к ягоде не имеет. Происходит оно от названия города Мехелен, что находится в той части Бельгии, что в старину называлась Фландрией. Французское название города – Malines (Мали́н), именно там в Средневековье разработали оптимальный сплав для литья колоколов. Потому и у нас приятный по тембру, мягкий, переливающийся звон стали звать по звону из города Малина

9

2.1 Виды колоколов как важный элемент богослужения.

Что ж, после того как я разобрала историю звонниц, теперь хочу изучить сами колокола.

Вначале хотелось бы провести небольшую классификацию колоколов и колокольчиков. Колокола по построению профиля и предназначению можно разделить на 3 большие группы – это поддужные колокольчики, корабельные рынды и церковные колокола.

Поддужный колокольчик берет свое название от места размещения – он размещался под дугой у лошадей, запряженный в повозки и сани. В церковном звоне такие колокольчики не используются.

Рында корабельная – судовой колокол. В рынду бьют каждые полчаса для обозначения времени, также для извещения о пожарной тревоге и для подачи сигналов при тумане.

Церковные колокола имеют сложный разнотолщинный профиль и их обычно делят на несколько групп по принципу звукоизвлечения на восточную, западноевропейскую и русскую традицию, а также особняком стоит карильонная традиция.

Колокола в русской звоннице, обычно, делят на три группы – зазвонные (маленькие), подзвонные (средние) и благовестники (большие) по размеру и высоте основного тона, при этом звонарь может управлять всеми колоколами при помощи системы управления звоном.

Зазвонных колоколов в звоннице может быть 2,3 или 4. Золотой серединой для количества малых колоколов является «тройка» зазвонных, самая распространенная в современной и дореволюционной России. Само название «зазвонные колокола» говорит о названии, о том, что именно на этих колоколах звонарь исполняет самые интересные рисунки, как бы «зазывает» и привлекает внимание слушателя.

Подзвонные колокола обычно прикрепляются при помощи струн к столбику по левую руку звонаря и, соответственно, ей же и управляются. Количество подзвонных колоколов может быть различным, обычно, это 4–6 колоколов.

Благовестники управляются правой ногой звонаря при помощи педали (педалей), что традиционно для классической схемы развески колоколов. Известны случаи, когда в большой благовестник звонят, вручную раскачивая его язык. Благовестники задают ритм

10

звону.

Так же хочется поговорить о самих колокольных звонах. Православный колокольный звон – важный элемент богослужения, он созывает верующих и оповещает об особо важных моментах службы, поэтому к исполнению обязанности звонаря необходимо относиться с должной ответственностью.

В богослужебной практике используются следующие звоны:

Благовест – мерные одиночные удары в большой колокол (благовестник).

Трезвон – несколько одновременно звонящих колоколов.

Перебор – погребальный звон. Совершается поочередными ударами в каждый колокол от малого к большому с последующим ударом «во вся».

Перезвон –печально-торжественный звон. Совершается поочередными ударами в каждый колокол от большого к малому.

Водосвятный перезвон – поочередные удары от большого к малому по 7 ударов в каждый. Совершается только на Богоявление во время Великого освящения воды.

Звон в двои – в два колокола – постовой и меньший, следующий от него с последующим ударом в оба колокола. Совершается в будние дни Великого поста.

В ежедневной практике при богослужениях используется только благовест и трезвон. При этом характер и торжественность звона зависит от звонаря, его опыта и определенного набора колоколов храма.

11

Глава 3. Анкетирование.

Для своего исследования и выведения статистики, я подготовила и провела опрос среди двух возрастных групп: учеников 5-8 классов (75 человек) и учащихся 9-11 классов (50 человек). Этот опрос я провела с целью оценить знания учеников о старообрядческой церкви в нашем городе.

Для проведения опроса я посетила 5-11 классы МБОУ-СОШ №6 им. Коновалова В.П. г. Клинцы.

Сначала ребятам из 5-8 классов было предложено ответить на вопросы:

«Вы знаете о Храм Преображения Господня» Да – ответили 60 человек (80%) , Нет – ответило 15 человек (20%). Результаты этого вопроса были ожидаемы. Что ж перейдём к более сложным вопросам. Немногие из опрошенных с ним справились. Знаете ли вы о недавно построенной звоннице при храме? Да – ответили 30 человек (40%), нет – ответили 45 человек (60%). Результаты третьего вопроса: «знаете ли вы главного настоятеля храма?», да – ответили 10 человек (13%), нет – ответили 65 человек (87%). (Приложение № )

И самым последним я решила спросить какие же у ребят «Что вы знаете о старообрядческой вере?»

Вот такие результаты показало анкетирование 5-8 классов, теперь о результатах 9-11 классов. Первый вопрос. Да – ответили 50 человек (100%). Нет – ответили 0 человек (0%). Второй вопрос. Да – ответили 30 человек (60%). Нет – ответили 20 человек (40%). Третий вопрос. Да – ответили 15 человек (30%). Нет – ответили 35 человек (70%) (Приложение №)

На вопрос о любимых памятниках ученики упомянули всё памятники из первого списка.

Проанализировав ответы учеников моей школы, я пришла к выводу, что о самой старообрядческой церкви знаю практически все, но результаты ответов на такие вопросы как, знают ли они о звоннице или знают ли они настоятеля храма, в большинстве своём оказались отрицательными. Может кто-то краем уха и слышал, что именно в нашей школе учился Михаил Смирнов, настоятель старообрядческой церкви, но таких людей очень мало. Даже если анализировать, то как дети отвечали на общий вопрос о

12

старообрядческой вере, можно понять, что их знания в этой области очень узки. На самом деле подобные ответы были не удивительны. В большинстве своём люди в нашей школе, да и в целом в нашем городе являются православными христианами или же вовсе не верят, этим и можно объяснить такие узкие знания в данной области.

Но всё же, если подумать с чем же ассоциируются Клинцы? Чем они особенны и выделяются среди других городов? Если бы дали пару слов описать наш город какими бы словами его можно было описать? Мне в голову сразу приходят краны, которые производит наш город и старообрядцы. Да казалось так просто, но на самом деле это глубже чем кажется.

Как многим известно основателем Клинцов является Василий Клинцов. И основатель нашего города как раз и является старообрядцем, из-за гонений они были вынуждены скрываться и так и был создан наш город. Можно сказать, благодаря вере старообрядцев сейчас и существует наш город. Это наша история и её ни в коем случае нельзя забывать.

 

13

Глава 4. Встреча и беседы с иереем Михаилом Смирновым.

В нашей школе прошли встречи с настоятелем Спасо - Преображенского храма иереем Михаилом Смирновым, который в своей беседе с учащимися подчеркнул, что: «Пока звонят колокола - жива наша СВЯТАЯ РУСЬ!!!» (Приложение№)

Так же настоятель храма рассказал ребятам о том, что доказано, что акустическая волна при звоне распространяется в форме креста. Это математически вычислили в научной лаборатории московского ЗИЛа при восстановлении колоколов для храма Христа Спасителя. Доктор технических наук Б.Н.Нюнин создал точную диаграмму направленности излучения колокола. Звук, спускается с небес на землю, словно крестит округу.

Ученые установили, что волна, распространяемая колоколом, убивает болезнетворные бактерии в радиусе нескольких километров! Оказалось, что колокола в ультразвуковом диапазоне действуют как генераторы энергии.

Колокольный звон обезвреживает вирусы гриппа, желтухи, буквально за несколько секунд уничтожает тифозную палочку,- утверждают российские исследователи во главе с академиком Ф.Я Шипуновым.

Наши предки, догадывались об этом, во время эпидемии звонили в колокола круглосуточно. Каждой конкретной хвори – специальным звоном.

Беседы с настоятелем храма заинтересовало ребят. Иерей Михаил предложил учащимся встретиться в храме, что бы ребята увидели и смогли сами позвонить в колокола.

Звони, звонарь, звони!!!

После встречи иереем Михаилом, узнав новые исторические события возникновения звонницы старообрядческой церкви я решила провести беседу по данной теме с учащимися 5-7 классов, для того что бы привлечь их внимание к истории старообрядчества малой родины. (Приложение №)

Мною было предложено учащимся нарисовать Клинцовскую старообрядческую звонницу. Учащиеся школы на мою просьбу активно откликнулись. Каждая работа была уникальной, она показывала индивидуальное виденье каждого ученика. Собрав рисунки звонницы, я решила создать буклет из лучших работ учащихся нашей школы. (Приложение №) Мой буклет помогает достаточно быстро объяснить суть моей исследовательской. Помогает привлечь внимание к истории старообрядческой звонницы, создать и поддерживать имидж города, привлечь новых партнёров из родного города в помощь в развитии старообрядческого наследия, собирать участников на мероприятия по данной теме.

14

 

Заключение

В заключение данной исследовательской работы можно отметить важность и значимость этого архитектурного сооружения, которое является не только религиозным символом, но и свидетельством исторического и культурного наследия.

Изучение истории звонницы позволило нам лучше понять и оценить вклад различных людей в ее создание и сохранение. Внимание уделялось роли старообрядческой веры в жизни Клинцов, а также значимости постройки звонницы для местного сообщества.

Благодаря сотрудничеству разнообразнейших людей, звонница приобрела свое уникальное оформление и могучие колокола, которые до сих пор разносят звуки старообрядческой веры по окрестностям города.

Исследование истории звонницы также позволило нам узнать о значении церковных колоколов в обрядах и ритуалах старообрядческой веры, а также их роль в формировании атмосферы и духовности местного населения.

Нельзя не отметить важность рассмотрения основателей Клинцов, которые были старообрядцами и внесли значительный вклад в развитие города и его религиозную культуру.

Так же благодаря проделанной работе была проведена встреча с иереем Михаилом Смирновым, благодаря этой встречи мы смогли рассказать о звоннице учащимся и пробудить их интерес посредством творчества, что и являлось главной целью моей работы. Ведь как известно пока это есть в людских головах, это наследие является вечным.

В целом, данное исследование позволяет более глубоко окунуться в историю веры, понять ее влияние на культурное и религиозное разнообразие региона, а также оценить ценность и уникальность звонницы Спасо-Преображенского храма в Клинцах. Эта звонница является неотъемлемой частью истории и наследия местного населения и продолжает служить живым свидетелем веры и культуры старообрядцев.

15

Практическая значимость

При выполнении своего творческого проекта я познакомилась с историей возникновения старообрядческой звонницы Спасо-Преображенского храма. Полученные знания мне пригодятся в дальнейшей жизни. Практическая ценность моей работы заключается в том, что результаты работы над исследовательской работой могут быть использованы как методическое пособие для уроков искусства, истории, изобразительного искусства, на классных часах, во внеурочной деятельности учащихся, а так же для всех интересующихся историей старообрядческой церкви. Так же буклеты, созданные в процессе работы можно считать рекламой старообрядческого храма и самой звонницы. Работа помогает сохранить культурное наследие Клинцовской земли, для будущих поколений.

16

Список используемой литературы.

17

Приложения

Приложение №1

Звонница

Приложение №2

Московский колокольной завод «ЛИТЭКС»

Приложение №3

Дмитрий Пауков

Приложение №4

Михаил Овчинников

Приложение № 5