Методическая разработка сценария «Клубного часа» на тему:
«Правила дорожного движения»
Целевая аудитория: группы старшего дошкольного возраста
Автор-составитель:
Торопова Ольга Владимировна
2025 год
Структура методической разработки
Пояснительная записка.
краткое обоснование выбора темы методической разработки (актуальность);
целевая аудитория;
цель, задачи, планируемые результаты мероприятия;
форма проведения мероприятия и обоснование ее выбора;
методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов;
ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия;
рекомендации по использованию методической разработки в практике работы педагогического работника, популяризирующего безопасность дорожного движения.
Основная часть:
описание хода проведения мероприятия;
список использованной литературы;
Пояснительная записка.
Краткое обоснование выбора темы методической разработки (актуальность)
Актуальность и практическая значимость методической разработки обусловлена реальными потребностями современного общества в развитии у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге в целях снижения дорожно-транспортного травматизма, расширения и углубления у детей знаний ПДД, воспитания осознанного дисциплинированного поведения, умения предвидеть развитие различных ситуаций, возникающих на дороге и т.д. Зачастую причиной дорожно – транспортных происшествий бывают дети. Поэтому изучение Правил дорожного движения является одной из главных задач на сегодняшний день.
Методическая разработка представляет собой сценарий проведения «Клубного часа» на тему «Правила дорожного движения» посвященного изучению правил дорожного движения группами старшего дошкольного возраста. Данная разработка предлагает детям выполнить интересные задания, знакомящие с правилами и знаками дорожного движения для пешеходов и водителей. Любой ребёнок быстрее поймет и запомнит правила дорожного движения, участвуя в творческой или коллективной деятельности.
Целевая аудитория
Целевая аудитория (с указанием возрастных особенностей обучающихся) Основной целевой аудиторией методической разработки являются дети дошкольного возраста 5-7 лет.
Цель, задачи
Цель: расширение представлений дошкольников о правилах дорожного движения, о назначении дорог, о правилах поведения пешеходов в условиях улицы, ознакомление с дорожными знаками, которые необходимо знать пешеходам, воспитывание любознательности, стремление узнать нового, создание хорошего настроения.
Задачи:
Закрепить
основные понятия «дорога», «остановка», «улица», перекресток», «переход», «светофор», «колесо» по ПДД в игровой форме
Обозначить роль и значение «фликера» в обеспечении безопасности пешеходов в темное время суток
Воспитывать грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) в темное время суток.
Закреплять значение дорожных знаков «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Главная дорога», «Движение на велосипеде запрещено», «Дорога для автомобилей», «Остановка запрещена», знать, для чего они нужны и что обозначают и где они размещаются
Формировать представления детей о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства: аккуратно перевозить пассажира, перевозить ребенка в специальном кресле, знать цвета светофора, запрещается отвлекать водителя во время движения
Закрепить навыки безопасного поведения на дороге через коммуникативные игры
Форма проведения мероприятия и обоснование ее выбора
«Клубный час» проходит в тематической форме. Мероприятие включает в себя ребусы, конструкторское бюро, пластилинографию, изготовление светоотражающих знаков, эстафеты, коммуникативные игры, что создает условия для взаимодействия и взаимопонимания детей. Все площадки связаны одной темой «Правила дорожного движения».
Методы, приемы, используемые во время «Клубного часа»
Методы: наглядные, словесные, практические.
Приемы: эстафеты, ребусы, практическая деятельность: изготовление дорожных знаков, изготовление светоотражающих знаков, конструирование, беседа.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения «Клубного часа» (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)
Кадровые: воспитатели, владеющие знаниями ПДД, и умеющий пользоваться современными компьютерными технологиями для составления задания для тематического «Клубного часа».
Методические: брошюра «Технология Клубный час», сценарий, презентации PowerPoint Материально-технические: компьютер, мультимедийное оборудование, тарелочки (70 шт), вырезанные части ребуса (70 шт). цветные картинки дорога», «остановка», «улица», перекресток», «переход», «светофор» на доске, клей, вырезанные заготовки из картона (70 шт), заготовки из светоотражающей ленты (70 шт), кисточки, салфетки, разные виды конструктора: Лего, конструкторы с болтовым соединением, магнитный, дорожные знаки «Законы улиц и дорог», картон, пластилин, кегли, обручи, машинки с куклами, руль, кружки красного, желтого и зеленого цвета, жезл.
Р
екомендации по использованию методической разработки в практике работы педагогического работника, популяризирующего безопасность дорожного движения
Данная разработка может быть использована воспитателями дошкольной образовательной организации, при подготовке и проведению дальнейших «Клубных часов» на тему «Правила дорожного движения». Помощь в подготовке мероприятия могут оказать информационные ресурсы, перечисленные выше. При необходимости можно экспериментировать с изменением заданий, площадок.
Основная часть
2.1 Описание хода проведения «Клубного часа»
Сценарий клубного часа «Правила дорожного движения» для детей старшего возраста
«Всезнайки»
- 1 площадка «Разгадай ребусы» (10 минут)- 15 человек. Ведет воспитатель.
Задача: закрепить основные понятия «дорога», «остановка», «улица», перекресток», «переход», «светофор» по ПДД в игровой форме; развивать умение разгадывать и загадывать ребусы;
Оборудование: тарелочки (70 шт), вырезанные части ребуса (70 шт). цветные картинки дорога», «остановка», «улица», перекресток», «переход», «светофор» на доске, клей. Столы располагаются буквой «П».
Ребята, приветствую вас на площадке «Разгадай ребусы», на этой площадке мы будем разгадывать ребусы по теме «Правила дорожного движения» и создавать свои.
На доске висят ребусы.
Ребята,вы знаете, что такое ребусы? Расскажите мне про них. Вы умеете разгадывать ребусы? (да). Правда? А давайте мы это с вами и проверим. (Ребусы демонстрируются поочередно). Попробуем отгадать ребусы - что вы видите на картинке? Значит, получается слово….. Молодцы, вы отгадали ребусы. А теперь вам нужно каждому зашифровать свое слово. Для этого весь нужный материал лежит у вас на тарелочках. (картинки, буквы, клей, основа, на которую они приклеивают ребусы). После того как вы придумаете свои ребусы. Вы загадываете его друг другу. Вы готовы? (да). Можете начинать.
,,
,
,
ход
ПЕ
,,
ОК
, ,
ТО
Х=Ф
Светоотражающий знак
- 2 площадка
«Засветись - отразись» - 12 человек.
Задачи: Обозначить роль и значение «фликера» в обеспечении безопасности пешеходов в темное время суток; воспитывать грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) в темное время суток.
Оборудование: вырезанные заготовки из картона (70 шт), заготовки из светоотражающей ленты (70 шт), клей, кисточки, салфетки
Приветствую вас на площадке «Засветись-отразись», на этой площадке вы узнаете, как называются светоотражающие элементы и создадите свои собственные.
Ребята как вы думаете, опасно ли ходить по тёмным улицам? (опасно)
Почему? (ответы детей)
Что помогает водителям заметить человека в темное время суток?
Однако в темное время суток водители с трудом замечают пешехода. И люди задумались над тем как обезопасить пешеходов в темное время суток.
И было решено то, что на одежде каждого пешехода в тёмное время суток должны быть светоотражающие элементы-фликеры.
Присутствие светоотражающих элементов на детской одежде может значительно снизить детский травматизм на дорогах!
Светоотражающий элемент позволяет лучше заметить ребенка, если на улице темно, также в пасмурную или дождливую погоду.
Это уникальный способ обезопасить себя от неприятностей на темных улицах и дорогах. Необходимый и полезный для пешехода элемент. И поэтому, сегодня я предлагаю вам сделать этот светоотражающий значок. На столах в тарелочках у вас лежит нужный материал. Вам нужно из картона вырезать кружок, затем на этот кружок приклеить светоотражающую ленту. И наш фликер будет готов. Вы готовы? Можете начинать.
Конструкторское бюро
– 3 площадка "Безопасный город"(разные виды конструктора: болтовой, магнитный, конструктор Лего) (12 человек)
Задачи: закреплять значение дорожных знаков «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Главная дорога», «Движение на велосипеде запрещено», «Дорога для автомобилей», «Остановка запрещена», знать, для чего они нужны и что обозначают и где они размещаются. Уметь моделировать улицы города, располагая на них различные конструкции, транспорт и знаки. Учиться сооружать различные конструкции - дома, мосты, сооружения, тротуары из конструктора; Определять какие детали больше подходят для постройки; воспитывать умение распределять обязанности, не мешать друг другу
Оборудование: разные виды конструктора: Лего, конструкторы с болтовым соединением, магнитный. Столы стоят в одну линию
Приветствую вас на площадке «Безопасный город», на этой площадке мы будем конструировать безопасный город
Ребята, как называется наш город?
А чем вам нравится наш город?
Какие есть улицы?
Ребята, давайте построим новую улицу для нашего города по схемам (на столах лежат схемы улиц, дети делятся на подгруппы и выбирают понравившиеся схемы)
Начинают конструировать, проговаривают, для чего нужен тот или иной знак, проговариваю ,из чего состоят улицы. В конце деятельности придумывают название для своей улицы.
4. Пластилинография – 4 площадка "Дорожные знаки"(8 человек)
Задачи: закреплять знания о дорожных знаках, знать для чего они нужны, что обозначают. Учиться основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание) Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином
Оборудование: картон, пластилин, салфетки. Столы стоят буквой П.
Приветствую вас на площадке «Дорожные знаки». Как вы думаете, что мы с вами будем делать на этой площадке?
На этой площадке мы с вами будем изготавливать дорожные знаки в технике пластилинография.
Дети, мы живём с вами в большом, красивом городе Кирове, с широкими улицами, большими домами, где много дорог, перекрестков, дорожных знаков.
Ребята, какие бывают дорожные знаки?
Запрещающие, предупреждающие, предписывающие, информационные, указательные. У меня на доске висят знаки. Вам нужно назвать знак, сказать, что он обозначает и сказать какой это знак.
Мы вспомнили с вами знаки и сейчас я предлагаю вам их создать, но не просто, а из пластилина. На столах лежат знаки, вам нужно взять знак и размазать на нем пластилин такого цвета, какого он выглядит на доске. Затем вам нужно рассказать про свой знак.
(Дети делают знаки, после говорят какой знак сделали, и к какому типу он относится)
5. Эстафеты – 5 площадка «Веселый светофор»
Задачи: формировать представления детей о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства: аккуратно перевозить пассажира, перевозить ребенка в специальном кресле, знать цвета светофора, запрещается отвлекать водителя во время движения
Оборудование: колонка (музыка)-звуки улицы, сигналы транспорта, кегли, обручи, машинки с куклами, руль, кружки красного, желтого и зеленого цвета, жезл
Приветствую вас на площадке «Веселый светофор», на этой площадке мы будем выполнять интересные эстафеты, связанные с правилами дорожного движения.
Ребята нам нужно разделиться на две команды. Давайте рассчитаемся на первый, второй.
Первые номера встают в одну колонну за этой линией, вторые номера встают в одну колонну за другой линией.
Ребята, а как вы думаете, что такое автодром?
Автодром-это место, где проходят обучение через препятствия будущие водители. Вот и мы с вами сегодня будем водителями и будем проходить препятствия.
Первая Игра-эстафета «Автодром»
Вы по очереди с рулем в руках бежите змейкой между кеглями. Когда первый пробежал, он прибегает на место, отдает руль второму и уходит в конец. Побеждает та команда, которая первой справится с заданием. Начинаем по свистку. Готовы? (да).
После этой эстафеты объявляется победитель.
На данный момент вы являетесь пассажирами. И очень важно перевозить пассажира аккуратно. Сегодня мы с вами будем учиться перевозить аккуратно пассажиров.
Вторая игра-эстафета «Перевоз пассажиров»
Ребята, нам нужен один водитель от каждой команды. Он держит обруч. Остальные пассажиры. Водитель перевозит по одному пассажиру с одной остановки на другую. Победит та команда, которая быстрее и аккуратнее перевезет пассажиров. Начинаем по свистку. Готовы? (да).
После этой эстафеты объявляется победитель.
Ребята, а какие машины бывают?
А кого перевозят машины? Какие машины перевозят людей? Сейчас мы будем водителями и перевозить пассажира через препятствия.
Третья игра-эстафета «Ловкий водитель»
Каждой команде я даю машинку, в которой сидит кукла. Вам нужно по очереди провести машинку с куклой так, чтоб не сбить кегли и не уронить куклу. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.
Начинаем по свистку. Готовы? (да).
После этой эстафеты объявляется победитель.
Ребята, а для чего нужен нам общественный транспорт? Какие общественные транспорты вы знаете?
Четвертая игра-эстафета «Автобус»
Нам нужны «водители», они держат руль и по команде начинают бежать до ориентира оббегают его и бегут обратно берут «пассажира». «Пассажир» берется за пояс «водителя» и бегут до ориентира и так далее пока вся команда не соберется у «водителя» за спиной. Помните, отвлекать водитела во время движения нельзя. Побеждает та команда, которая первая придет на финиш и не расцепится.
После эстафеты объявляется победитель.
Ребята, каждый из вас ездит с родителями на машине. И вы должны ездить в автокресле. Что такое автокресло?
Автокресло-это специальное сидение для перевозки детей. Сейчас мы поиграем в следующую игру –эстафету «Автокресло»
Пятая игра-эстафета «Автокресло»
Вы беретесь за руки: правая рука обхватывает левое запястье, левое-правое запястье партнера. На получившееся из скрещенных рук «кресло» сажается кукла. Вы в паре пробегаете дистанцию, следя, чтобы кукла не упала, затем передаете куклу следующей паре. Побеждает та команда, которая первая быстрее справится с заданием.
А теперь мы с вами поиграем в игру «Светофор». Вы будете автомобилями.Вы двигаетесь по залу. Я показываю вам кружок определенного цвета: красного, желтого или зеленого. Если красный свет-автомобили стоят. Если зеленый свет автомобили ездят по залу. Если желтый свет-то приседаете. В конце игры мы узнаем кто был самым внимательным водителем.
Следующая игра «Постовой»
Встаем в кругу, ведущий – регулировщик с жезлом – в центре. Идем по кругу в одну сторону, регулировщик – в противоположную. Произносим слова:
— Вот стоит на мостовой
Как волшебник, постовой
Все машины одному
Подчиняются ему.
По окончании слов все останавливаемся, поворачиваемся лицом в круг, ведущий разделяет жезлом двух игроков. Игроки становятся спиной друг к другу и по команде – Раз, два, три – беги! – бегут в противоположные стороны, по внешней стороне круга, стараясь первыми взять жезл из рук ведущего. У кого получилось – тот становится новым регулировщиком.
Вы готовы? Тогда начинаем играть.
ЗВУЧИТ ЗВОНОК, И ВСЕ ДЕТИ ИДУТ В МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗАЛ
6. Музыкальный зал – 6 площадка «Музыкальная остановка»
Задача: закрепить навыки безопасного поведения на дороге через коммуникативные игры;
«Колесики», «Шапочка»
Оборудование: колонка с музыкой
Приветствую вас на площадке «Музыкальная остановка», на этой площадке вы будете выполнять движения под музыку
«Колесики»
Припев: Колесики, колесики и красивый руль (круговые движения рук вперед-назад, вправо, влево)
Дворники работают, водичка льет «буль-буль» (руки движутся сверху вниз с вращением кистями)
Включаем зажигание и левый поворот (одна рука вперед, включает зажигание, другая делает вращение с поднятой кистью)
На карте расстояние, поехали вперед! (кистями рук показываем петляющую дорогу, затем-сгибаем локти и разгибаем показываем путь прямо)
1 куплет (шагаем на месте с вращением руля и поворотом вокруг себя)
Настроение в порядке, в радио музыка.
На руках моих перчатки, а в руках Бибика!
На дороге не зеваю, мчусь на встречу сказкам.
Скорость я не превышаю, еду безопасно.
Припев (все те же движения)
2 куплет (шагаем вперед и назад с вращением руля)
Я в движенье неустанно, солнце село ниже.
Только стало вдруг туманно, эй, Бибика, тише!
Припев (все те же движения)
3 куплет (моталочка с раскачиванием корпуса вправо, влево)
Вот такое приключение выпало шоферу
У Бибики замедление — она едет в гору.
Припев (все те же движения)
4 куплет (прыжки на месте с ритмичным выпрямлением рук вверх, кисти в кулаке)
Посмотри ночные звезды в небе закружились
И бибикины колеса с горки покатились.
Коммуникативная игра «Шапочка»(дети передают шапочку по кругу, когда музыка перестает петь, тот ребенок, у которого оказалась шапочка, надевает ее и выходит в центр круга. Показывает движение и дети повторяют)
Ну, ребята, не зевайте!
Шапочку передавайте!
Только перестанут петь
Надо шапочку надеть!
И любуется народ
Как же шапочка идет!
«Бибика»
Едем, едем, "Би-Би"!
Правая рука согнута в локте, на слова «едем, едем» два раза руку вытянуть вверх, возвращая обратно.
На сигнал «би-би», показать нажатие на «кнопку» правой рукой.
1. Июньскими теплыми днями: и в мае, и в сентябре.
Встречаюсь я снова
с друзьями
в песочнице – во дворе.
«Моталочка» вправо-влево.
Развести руки вправо, поставить на пояс.
Развести руки влево, поставить на пояс.
Показываем указательным пальцем правой руки «на зрителя» на 3 счета, затем левой рукой.
Кто с куклой,
а кто с пистолетом,
а кто-то приносит слона.
А я вам скажу по секрету:
Бибика – игрушка моя!
Руки соединить внизу дугой – «качаем куклу»
Сложить ладони, выставив указательные пальцы – «пистолет».
Ладони приложить к голове – шевелим «ушами».
Правую ногу выставить в сторону, ладони приложить ко рту – «секрет», повторить в левую сторону.
«Крутим руль», шагаем на месте.
Едем, едем, "Би-Би"!
Повтор движений.
Припев:
Би-биби-бибибика! Поехали кататься!
Би-биби-бибибика! За нами не угнаться!
Покрашу я бибику в любимый красный цвет!
Би-биби-бибибика! Машины лучше нет!
Выполняют в правую сторону движение «поезд едет», в конце фразы - прыжок с хлопком.
Выполняют в левую сторону движение «поезд едет», в конце фразы - прыжок с хлопком.
Кисти рук вытянуть вперед, поочередно поднимаем-опускаем кисти рук – «красим».
Руки на поясе, подскоки вокруг себя.
Едем, едем, "Би-Би"!
Повтор движений.
2. В солдатики я не играю, не нужен мне велосипед
Бибику свою я катаю, бибика моя – лучше всех!
«Моталочка» вправо-влево.
«Крутят руль»
Выставить большие пальцы из кулака – «класс».
А ночью – когда засыпаю,
пускай мне приснится хайвэй.
И мама бибику поставит
в гараж, под кроватью моей.
Ладони сложить к левому уху.
Развести руки через верх в стороны.
«Крутят руль».
Руки сложить над головой – «крыша».
Едем, едем, "Би-Би"!
Повтор движений.
Припев:
Повторить движения припева.
Припев:
Повторить движения припева.
Проигрыш: (короткий)
«Крутят руль»
Едем, едем, "Би-Би"!
Повтор движений.
Припев:
Повторить движения припева.
Припев:
Повторить движения припева.
Едем, едем, "Би-Би"!
Повтор движений.
Звенит колокольчик все дети идут в музыкальный зал.
-физкультурный зал: флэшмоб «Мы знаем правила дорожного движения» (2 минуты) (все дети)
Дети повторяют движения за воспитателем под музыку
Подведение итогов клубного часа
- А теперь, ребята, дадим торжественное обещание пешехода:
Переходи по пешеходному переходу - 0бещаю!
Переходить дорогу только на зелёный сигнал светофора — Обещаю!
Переходить улицу в группе людей! - Обещаю!
Ходить только по тротуару и никогда не ходить по проезжей части — Обещаю!
Не ходить по краю тротуара — Обещаю!
Не играть возле проезжей части — Обещаю!
Не разговаривать по телефону при переходе улицы, на проезжей части — Обещаю!
Неукоснительно выполнять эти правила — Обещаю!
Что мы сегодня с вами делали? Какие площадки были? Что было сложное, а что лёгкое? Какие задания были? Что вам больше всего понравилось? вы все большие молодцы. давайте нам похлопаем
Рефлексия: в группе нарисовать те площадки, на которые не успели сходить.
2.2 Список использованной литературы
Интернет ресурсы
Сценарий спортивной эстафеты по правилам дорожного движения-
https://www.maam.ru/detskijsad/sportivnaja-yestafeta-po-pravilam-dorozhnogo-dvizhenija.html
Спортивная эстафета по ПДД для старшего дошкольного возраста-
https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2019/10/01/sportivnaya-estafeta-po-pdd-dlya-starshego-doshkolnogo-vozrasta
Правила дорожного движения " Ребусы по ПДД" -
https://infourok.ru/pravila-dorozhnogo-dvizheniya-rebusy-po-pdd-7015167.html
Конспект НОД по пластилинографии в старшей группе «Дорожные знаки»-
https://www.maam.ru/detskijsad/nod-po-hudozhestvenomu-tvorchestvu-v-starshei-grupe-dorozhnye-znaki.html
Парциальная программа «Светофор» -
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2022/12/12/partsialnaya-programma-svetofor
Парциальная программа «Светофор» (Т.И. Данилова)-
https://nsportal.ru/detskiy-sad/vospitatelnaya-rabota/2023/08/22/partsialnaya-programma-svetofor