Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности

по теме «Малые народности Красноярского края» на неделю

подготовительная группа

Цель: ознакомление детей с малочисленными народностями Красноярского края, условиями жизни, бытом, обычаями и традициями.

Задачи:

Формирование целостной картины о жизни малочисленных народностей нашего края; знакомство с природой и животными севера, бытом и традициями.

Создание условий для получения знаний о коренных народах края.

2. Развитие самостоятельности, коммуникативных качеств, умения добывать знания; расширение кругозора детей.

3. Воспитание уважительного отношения к малочисленным народностям нашего края, их традициям.

Итоговое мероприятие: Презентация макета «Жизнь коренных жителей нашего края».

Совместная деятельность взрослых и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодейст-вие с семьями детей по реализации образователь-ной программы ДО

Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

ПОНЕДЕЛЬНИК

1. Познавательное развитие.

Тема: «Кто такие коренные жители?».

Цель: формирование представления о жизни коренных жителей края, их быте.

Образовательная: формировать представление о том, как живут коренные жители края, чем отличается их быт от нашего, как выглядит их жилище и каким оно бывает.

Развивающая: развивать у детей умения использовать полученные знания в дальнейшей деятельности.

Воспитательная: воспитывать интерес к жизни других народностей.

Предметно-практическая среда:

презентация «Малые народности Красноярского края, иллюстрации с изображением чума снаружи и изнутри, жителей севера.

2. Художественная деятельность «Северное жилище».

Цель: Формировать умение передавать изображение жилища – чума.

Развивать самостоятельную творческую деятельность. Совершенствовать умения детей подбирать и использовать изобразительные техники, соответствующие выразительному образу. Закреплять способы и приемы рисования различными

изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель,

цветные мелки,, разнообразные кисти и т. п).

Предметно-практическая среда: листы для рисования, акварель, гуашь, восковые мелки, кисти разных размеров, стаканчики с чистой водой. Иллюстрации «Чум».

3. Физическое развитие.

Разучивание игры «Стрельба в цель с кружением».

Цель: знакомство с игрой северных народов; развитие умения попадать точно в цель, координации, меткости.

Предметно-практическая среда: картонный диск, мячи.

Первая половина дня

Утренняя гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

Индивидуальная работа. Проговаривание чистоговорок

Беседа «Кто такие коренные жители?». Цель: дать представление о том кто такие коренные жители, почему их называют «малыми народностями». Создание эмоционального настроя на предстоящую неделю.

Рассказ воспитателя о дереве лиственнице. Цель: знакомство со священным деревом северных народов-лиственницей.

Работа в календаре природы. Цель: Упражнять детей использовать умение с помощью графических изображений обозначать явления погоды, давать характеристику погоде, сравнивать по «записям» погоду за прошедшую неделю, месяц.

Дежурство в уголке природы.

(полив растений).

Задачи: Совершенствовать навыки ухода за комнатными растениями. Формировать умение оценивать результат своей работы. Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца.

Чтение сказки (кетская) «Альба и Хосядам».

Прогулка 1 «Наблюдение за небом».

Цель: Расширение представления об изменениях в природе с наступлением весны. Развитие способности наблюдать звесенние явления природы, замечать изменения весеннего неба.

П

1.«Ястреб и утки» Цель: Развитие у дошкольников ловкости, умения бегать, не наталкиваясь друг на друга.

Формирование навыков безопасного поведения в игре.

2.«Соколиный бой»

Цель: Овладение подвижными играми с правилами. Развитие координации движений.

Индивидуальная работа

«Спортсмены тренируются».

Задача: Упражнять в прыжках разными способами (одна нога вперед — другая назад).

«Кто дальше»

Цель: Развитие ловкости, совершенствование техники владения мячом. Формирование навыков безопасного поведения.

Трудовая деятельность : «Подметём дорожку».

Цель: Формирование интереса к совместной деятельности со сверстниками. (Предложить детям осмотреть участок, определить, какую работу необходимо выполнить и выбрать наиболее рациональный вариант работы).

Вторая половина дня

Оздоровительная гимнастика после сна.

Чтение сказки (долганская) «Откуда пошли разные народы».

Д/И «Не ошибись». Задача: Развивать быстроту мышления, закрепить представления детей о том, что они делают в разное время суток.

Игра «Помоги себе и другу». Задача: Формировать умение оказывать элементарную медицинскую помощь.

СР/И «Экспедиция на север». Цель: Развитие умения согласовывать тему игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры.

Познавательная беседа: «Мы все такие разные».

Задача: Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации.

Хозяйственно – бытовой труд: Цель: Уточнить роль порядка в помещении для безопасности, вспомнить правила: «Порядок нужен не только для красоты, но и для безопасности», «Каждой вещи - свое место».

Рассматривание фотоколлажа «Северные «люди».

Пополнение центра книги картотекой с пословицами и поговорками коренных жителей края.

Просмотр мультфильма: «Северная сказка».

Задача : Познакомить с условиями жизни северных народов; воспитывать уважение, бережное отношение к родному человеку.

Рассматривание фотографий «Животные северного края», «Птицы северного края».

Цель: создание альбома «Животные и птицы севера».

Лото «Ягоды, деревья севера».

Работа с родителями: Введение родителей в тему проекта. Плакат с иллюстрацией и вопросами детей.

Предложение найти и посмотреть с ребенком фотографии о быте коренных жителей.

ВТОРНИК

1. Речевое развитие.

«Коренные жители нашего края»

Цель: составление описательного рассказа по иллюстрации о жизни малых народностей; обогащение словаря новыми словами (нарты, яранга, чум, унты, оленевод, рыболов, охотник)

Предметно-практическая среда:

Иллюстрации «Жизнь севера», схема описательного рассказа.

2. Физическое развитие.

Игра северных народов «Перетягивание палки». Цель: знакомство с играми малых народностей, развитие умения перетягивать палку, не нарушая правил игры, сотрудничать с командой.

Предметно-практическая среда: гимнастическая палка.

Первая половина дня

Утренняя гимнастика

Беседа на тему: «Национальная одежда коренных жителей края». Рассматривание картинок с изображением одежды.

Чтение сказки «Жадная старуха» с рассматриванием иллюстраций.

Цель: Развитие интереса к художественной литературе как средству познания, нравственных качеств.

Д/и «Назови одежду». Задачи: познакомить детей со одеждой коренных жителей края, из чего она шьется.

Д/и «Двенадцать месяцев».

Задача: способствовать развитию ориентировки во

времени (названиях месяцев, временах года).

Индивидуальная работа по ФЭМП Цель: Упражнять детей в ориентировке на листе бумаги; упражнять понимать смысл пространственных отношений: вверху, внизу, слева, справа.

Прогулка 1

Наблюдение за солнцем.

Цель: расширение представлений о солнце весной; влиянии солнца на жизнь растений, животных и человека.

П/И «Игра в мяч».

Цель: Знакомство с играми малых народностей. Развивать у детей ловкость, внимание.

П/И «Ловкий оленевод».

Развивать у детей ловкость, умение бегать, не наталкиваясь друг на друга.

Индивидуальная работа

Игровое упражнение «Бегуны». Задача: Упражнять в беге мелким и широким шагом.

Вторая половина дня

Оздоровительная гимнастика после сна.

Музыкальная игра «У оленя дом большой».

С/И " ПОДБЕРИ ПРИЗНАКИ" Цель : Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества весенних признаков.

Разгадывание загадок на северную тему.

СР/И «Экспедиция на север». Цель: Развитие умения согласовывать тему игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры.

Сказка (долганская) «Почему лиса красная». Цель: знакомство с произведениями малых народностей; нравственное воспитание.

Трудовая деятельность

«Поможем навести порядок в группе»

Вырезание животных, одежды по контуру.

Трафареты для рисования, книжки-раскраски, обводки, штриховка, разные картинки, рисование.

Образцы для рисования деревьев, кустарников в разных техниках Задача: Формировать навыки детей рисовать дерево и куст акварелью, применять разнообразные техники для изображения ствола, ветвей.

Рисование на выбор «Узоры севера», «Животные тундры».

Работа с родителями: Предложить родителям изготовить с ребенком куклу в костюме малых народностей края.

СРЕДА

1. Музыкальная деятельность.

Слушание музыки коренных жителей края.

Музыкальная игра «У оленя дом большой».

Обучение грамоте.

Первая половина дня

Утренняя гимнастика.

Просмотр презентации «Растительный и животный мир северного народа».

С/О «Я дарю тебе улыбку». Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Слушание музыки коренных жителей края.

Чтение сказок северных народов «Старик рыбак и ворон», «Девушка луна». Беседа по содержанию. Цель: Формирование умения внимательно слушать рассказ, развитие навыка высказывать и аргументировать свое мнение, правильно строить развернутые предложения.

Рассматривание картин с зимней пейзажной живописью. Цель: Упражнять детей понимать сюжет, развивать умение слушать пояснения воспитателя, высказываться по поводу изображенного. Формировать умение рассказывать о своих чувствах и настроении, вызванных картинами зимней природы.

Индивидуальная работа. Выкладывание предметов из счетных палочек. Цель: Развитие логического мышления, мелкой моторики рук. (Лиза, Поля, Вова)

Чтение сказки (эвенкийская) «Медведь и бурундук». Цель: знакомство с творчеством северных народов. Беседа по сказке.

Трудовая деятельность

Дежурство по столовой. Цель: Упражнять дежурных точно, своевременно и самостоятельно выполнять свои обязанности, организовывать работу по обслуживанию других детей. Упражнять благодарить дежурных, обязательно указывать, за что именно выражается благодарность.

Прогулка 1

Наблюдение за водой. Цель: формировать представления об агрегатном состоянии воды. Экспериментирование с водой. Замораживание в формочках воды разного цвета.

П/и «Каюр и собаки».

Цель: Знакомство с играми коренных жителей края. Развивать быстроту и ловкость.

П/и «Хитрая лиса».

Цель: развитие у воспитанников выдержки, наблюдательности. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.

Трудовая деятельность.

Чистка веранды от песка

Цель: формирование умения доводить начатое дело до конца; воспитание аккуратности и ответственности.

Ситуативные разговоры:

Как узнатьВесну? Почему весной говорят «природа просыпается»?.

Цель: развитие любознательности, познавательного интереса к весенним явлениям в природе.

Вторая половина дня

Оздоровительная гимнастика после сна.

Беседа: «Как бы ты поступил в данной ситуации». Цель: Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, к кому можно обратиться за помощью.

«Этикет наоборот» обыгрывание ситуаций.

Д/и «Кому что нужно?». Цель: упражнять в классификации предметов; вырабатывать умение называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

Просмотр презентации «Праздники коренных жителей нашего края».

Цель: познакомить детей с традицией празднования народных праздников коренных жителей края.

Д/И «Найди охотника, рыболова, оленевода».

Конструирование бубна по образцу.

Выполнение работы «Северное сияние» (аппликация, рисование, пластелинография-на выбор)

Игровая деятельность по инициативе детей в центрах активности.

Работа с родителями: Консультирование родителей на тему изготовления макета детьми «Необходимый материал».

ЧЕТВЕРГ

1. Математическое развитие. Тема «Геометрические фигуры». Цель: активизировать знания о геометрических фигурах и телах».

Предметно-практическая среда: карточки с цифрами, магнитная доска, фигуры геометрические, картинки, пазлы магнитные.

2. Физическое развитие.

Подвижная игра «Сбей кеглю».

«Перетягивание на палках».

Предметно-практическая среда: кегли, мячи, гимнастические палки.

3. Развитие речи.

Тема: «Едем в гости к северным жителям». Цель: развивать умение составлять небольшой рассказ – сочинение. Обогащение словаря.

Предметно-практическая среда: картинка с изображением чума изнутри, мяч, схема для составления рассказа.

Первая половина дня

Пальчиковая гимнастика.

Утренняя гимнастика.

КГН: Совершенствовать умения правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

Ситуативный разговор «Где добрые люди- там беды не будет»

Цель: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Чтение сказок северных народов с рассматриванием к ним иллюстраций. «Птичка-невеличка», «Хозяйка огня».

Беседа по профилактике травматизма.

Дежурство в природном уголке: Цель: Продолжать формировать умение детей договариваться между собой о распределении обязанностей, не конфликтовать; правильно и безопасно выполнять действия по уходу за растениями.

Прогулка 1

Наблюдение за ветром. Задачи: Расширять представления детей о явлениях природы, познакомить с характеристиками ветра, способами наблюдения за ним.

Формировать умение детей по результатам наблюдения подбирать слова, характеризующие ветер (сильный, слабый, порывистый, холодный, пронизывающий).

П/И «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»

П/И «Полярная сова и лемминги». Цель: Знакомство с играми коренных жителей. Развивать чувство равновесия, концентрированности.

Трудовая деятельность :

Кормление птиц в кормушках.

Цель: формирование интереса трудится в коллективе.

Вторая половина дня

Оздоровительная гимнастика после сна.

Культура поведения: Цель: Формировать привычку вести себя в соответствии с нормами поведения (в помещении не шуметь, не сорить, не мешать другим, вежливо обращаться друг к другу).

Рассматривание фотографий «Северное сияние», «Полярная ночь и день» с комментированием.

Хозяйственно-бытовой труд: уборка в групповой комнате. Цель: Совершенствовать умение самостоятельно выявлять и устранять непорядок в группе. Формировать бережное отношение к результатам своего труда.

«Мои хорошие поступки». Цель: уточнить с детьми понятия «хороший», «добрый», «милосердный»; привлечь личный опыт детей к пониманию данных категорий; развить монологическую речь детей.

Подвижная игра «Эхо». Цель: учить детей быть открытыми для взаимодействия, подчиняться общему ритму движений.

Карточки с различными видами штриховки. Цель: Координация движений пальцев рук, развитие глазомера.

Лепка «Лепка фигурок северного оленя» .

Цель: Предоставить возможность детям лепить животное, используя разные способы лепки. Развивать мелкую моторику рук.

Д/игра: «Собери картинку». Цель: Закрепить умение собирать целое из частей. Развивать зрительное внимание, умение сосредотачиваться.

Д/игра: «Сложи узор» цель: Формировать умение составлять узоры путем комбинирования цвета и формы. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Работа с родителями: Предложение изготовить с ребенком недостающих элементов к макету (нарты, олень, собаки)

ПЯТНИЦА

1. Познавательная деятельность

«Где-то на белом свете…». Цель: обобщение полученных знаний о жизни малых народностей нашего края. Квест-игра.

Предметно-практическая среда: карточки с заданием, рюкзак с вещами для игры «Что возьму с собой», круги картонные, цветные мелки, гимнастические палки, ткань, ватман, гуашь, кусочки поролона.

2. Художественная деятельность (конструирование). Тема: «Жизнь коренных жителей нашего края». Изготовление чума для макета.

Цель: обобщение полученных знаний о быте коренных жителей края через создание макета.

Предметно-практическая среда: Иллюстрация чума, деревянные палочки, материал для чума, кусочки меха, вата, нитки, атрибуты для макета.

3. Музыкальная деятельность.

Музыкальные игры коренных жителей края «Солнце», «Каюр и собаки».

Цель: учить воспринимать и передавать в движении характер музыки.

Первая половина дня

Пальчиковая гимнастика.

Утренняя гимнастика.

Заполнение и «чтение» календаря погоды.

Цель: Формировать умение «читать» символичные изображения, с опорой на знакомые знаки рассказывать об изменении погоды за последние недели. Помочь детям выявить характерные для весны погодные явления.

Восприятие художественной литературы.

«Лисица, птичка и ворон», «Как медведь хвост потерял».

Дежурство по занятиям: Цель: Упражнять детей подготавливать материалы к работе, удобно их раскладывать.

Прогулка1

Наблюдение за птицами.

Цель: закрепить знания о видах птиц, уметь назвать птицу по внешним признакам.

Д/И «Летает-не летает».

П/И «Ловкий оленевод».

Цель: Упражнять детей в метании мяча в горизонтальную цель (учить принимать правильное исходное положение, прицеливаться, точно выполнять замах и бросок, развивать меткость, воспитывать уверенность в себе.

Вторая половина дня

Оздоровительная гимнастика после сна.

Участие детей в ремонте игрушек. Цель: Объяснить детям, чем может быть опасна сломанная игрушка, воспитывать стремление заботиться об игрушках, беречь их.

Чтение кетской сказки «Лиса».

Итоговое мероприятие. Презентация макета.

Подведение итогов по теме.

Раскраски. Цель: Упражнять использовать в работе разные средства выразительности.

Игровая деятельность по инициативе детей в центрах активности.

Оформление макета.

Работа с родителями: Рекомендации «Увлекательные наблюдения на прогулке».