Подготовка детей к школе через сюжетно-ролевую игру “Школа”
Содержание
1.Сюжетно-ролевая игра как основная деятельность по подготовке к школе................................................................................................................. 3
2. Конспект сюжетно-ролевой игры “Школа”................................................4
Список литературы..........................................................................................10
2. Конспект сюжетно-ролевой игры “Школа” Название: сюжетно-ролевая игра «Школа». Цель. Знакомство и приобщение детей 6 - 7 лет к режиму школьной жизни. Задачи игры: - формирование умения и навыков творчески развивать сюжет игры; -косвенным путем влиять на изменение игровой среды, осуществлять коррекцию игровых отношений на основе равноправного партнерства; - - формирование ролевых коммуникаций с введением новых ролевых персонажей. Используемый игровой материал. Строительный материал, тетради, ручки, карандаши, учебники, портфели, звонок, пеналы, картон. Методы, приемы, условия направленные на развитие игрового творчества: - беседа о школе; - рассматривание иллюстраций; - изучение фотографий, сделанных при посещении школы; - обсуждение деятельности людей, которые работают в школе; - процесс распределения ролей, смена ролей; -ведение воспитателем проблемных игровых ситуаций. Подготовка к данной игре. В качестве подготовки может быть проведена экскурсия в школу, беседа с работниками школы, наблюдения за их трудом. Совместное рассматривание и чтение детских книг по теме «Школа». Показ видео фильма о школьной жизни. Проведение беседы картине «На уроке». Изготовление детьми совместно с воспитателем необходимых игровых атрибутов: портфелей, маленьких тетрадей, пенал маленьких палочек, альбомов для рисования, картонных фигурок. Игровые роли. Учитель, ученики, директор, уборщица, вахтер.
1.Сюжетно-ролевая игра как основная деятельность по подготовке к школе
Принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выступает как неотьемлемое звено формирования нормативно-законодательной основы дошкольного образования. Данный стандарт способствует, во-первых, защитить и утвердить специфику дошкольного детства как особого психологического периода развития ребенка, а во-вторых, обеспечению целостности и преемственности системы российского образования.
Согласно ФГОС ДО' для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) рекомендован ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно- ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная, познавательно-исследовательская, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная, музыкальная и двигательная формы активности ребенка.
Согласно же комплексной программе воспитания, образования и развития дошкольников «Радуга»? игра считается основной деятельностью работы. Она позволяет зародиться чувству симпатии и интереса к партнеру по игре.
Ведущее содержание игры дошкольников подготовительной группы детского сада - это отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. При этом все сюжетно-ролевые игры для данного возраста носят исключительно совместный, коллективный характер.
Ход игры
Предварительный этап: Воспитатель проводит с детьми беседу о том, что они через год пойдут в школу и станут учениками.
О запланированной экскурсии в школу воспитатель предупреждает детей примерно за несколько дней, чтобы создать особое приподнятое торжественное настроение.
Воспитатель может сказать детям: «Пройдет четыре дня, и мы все пойдем на экскурсию в школу. При этом надо хорошо себя вести. В школе мы с вами должны посмотреть, какие классы у ребят, как они сидят на занятиях, как учатся, а также как отдыхают после занятий на перемене».
Воспитатель заранее договаривается в школе о времени экскурсии. Будет очень хорошо, если школьники также приготовят дошкольникам какие-нибудь поделки, например, из бумаги, картона. Прийти в школу необходимо во время урока, и пока все школьники в классах на занятиях, воспитатель проводит детей по коридорам, показывая им, как много в школе классов, рассказывает, что во всех классах сейчас учатся дети, а коридор пуст потому, что идет урок, ребята занимаются: они пишут, читают, считают. Когда прозвенит звонок и закончится урок, ученики выйдут из классов на перемену и смогут отдохнуть. Также воспитателю необходимо обратить внимание детей на то, что в школе очень чисто благодаря труду уборщиц, а также тому, что школьники не пачкают полы, стены, не сорят. Они вытирают ноги при входе в школу, дежурят в раздевалке, классе, коридоре. Необходимо показать детям буфет, актовый и спортивный зал, медицинский кабинет, мастерскую и рассказать об их назначении. Потом детей необходимо повести в класс и показать, как школьники сидят за партами, как аккуратно на парте сложены тетради и книги, показать, в каком порядке у детей тетради и учебники - чистые, обернуты в обложки. Дошкольники должны увидеть, как ученики встают, здороваясь и прощаясь, если в класс входят или из класса выходят взрослые, как поднимают руку, если хотят ответить, как встают, при ответе учителю. При этом в классе соблюдается тишина.
Если школьники подарят дошкольникам свои поделки, необходимо напомнить, чтобы те не забыли их поблагодарить. После звонка, воспитатель объясняет дошкольникам, что урок закончился и школьники сейчас пойдут отдыхать на перемену в коридор, а дежурный откроет форточку, вытрет доску и приготовит класс к новому уроку. После этого дошкольники должны поблагодарить учителя и школьников, попрощаться и пригласить их к себе в детский сад. После экскурсии воспитателю надо объяснить ребятам непонятное, задать вопросы, составить рассказы. Затем можно предложить детям нарисовать рисунки на тему «Школа».
Через день или два во время прогулки воспитатель может подойти с ребятами к школе и рассказать им, что школа красивая, светлая, ее строили много рабочих, чтобы детям было удобно учиться, что школу надо беречь.
На занятиях воспитателю совместно с детьми необходимо изготовить ряд вещей, нужных для игры в «Школу»: склеить портфели, пеналы, сделать маленькие тетради, альбомы для рисования, покрасить маленькие палочки, превратив их в ручки, и положить вместе с маленькими карандашами в пеналы, а пеналы - в портфели и т. д. Воспитатель при этом объясняет ребятам назначение всех изготовленных школьных принадлежностей. Кроме этого, дети изготовляют кукольные фигурки, вырезая их из картона, рисуют одежду. Когда все основные приготовления к игре будут завершены, воспитатель с детьми изучают картинку, на которой показан какой-нибудь эпизод из школьной жизни. Можно также показать детям фильм о школьной жизни.
Основной этап игры:
В начале игры воспитатель предлагает ребятам построить школу. В качестве помощи рекомендуется дать детям рисунок с образцом. Когда школа будет детьми построена, надо обустроить в ней класс и коридор, после оборудовать класс, расставив при этом в нем парты и стол для учителя, которые были заранее сделаны из крупного строительного материала или склеенные из картона. Затем воспитатель раздает приготовленные также ребятам картонные фигурки и говорит: «Вы папы и мамы. Это ваши дети. Им настала пора учиться в школе. Необходимо купить в магазине портфели, тетради, альбомы, карандаши, пластилин, пенал; в парикмахерской подстричь дочку или сына; сходить к врачу. Он посмотрит, здоровы ли ваши дети. Если дочка или сын не здоровы, надо их вылечить, а потом вести в школу. Затем папы и мамы должны привести детей в школу, потому что дети еще не знают дороги».
После этого игра начинается.
Дети, руководимые дошкольниками, идут в магазин за необходимыми покупками, потом идут в парикмахерскую, в поликлинику. Когда папы и мамы приводят своих детей в школу, там их встречает учитель (первый раз эту роль берет на себя воспитатель). Учитель приветствует детьми, знакомится с ними. После этого учитель предлагает родителям попрощаться со своими детьми и уводит первоклассников в школу, где показывает им класс, объясняет, что они будут здесь учиться писать, считать, рисовать, лепить, потом ведет их в коридор, зал и т. д., по пути рассказывая, что и где они будут делать во время посещения школы. В классе учитель рассаживает детей за парты и начинает урок. Во время перемены дети выходят из класса, ходят по коридору, играют, посещают буфет и т. д.
Дошкольники участвуют в игре с картонными куклами, наблюдают за действиями воспитательницы, которая обыгрывает игрушки.
Игра в «Школу» завершается тем, что у детей заканчиваются занятия, их встречают родители, которые готовят с ними уроки.
В следующий раз воспитатель предлагает детям поиграть уже самостоятельно. Воспитатель пристально следит за игрой и в случае необходимости оказывает помощь советом или своим участием в развитии замысла, сюжета игры.
Далее воспитатель может предложить ребятам поиграть в «школу» уже без кукол. Дети сами распределяют игровые роли - учитель, ученики, директор, вахтер, уборщица; далее они договариваются о том, что все роли будут разыгрывать поочередно. После оговариваются, какие у них сегодня будут уроки. Игра начинается. Учитель ведет уроки, ставит оценки, ученики выполняют все его требования; директор присутствует на уроке, следит за ходом урока, а также за поведением учеников и делает записи в своем блокноте; уборщица убирает коридоры, вахтер следит как дети и входят и выходят из школы и дает звонок. После того, как все уроки закончатся роли играющих меняются.
Воспитатель также может посоветовать ребятам следующие сюжеты игры: одним детям взять с собой в школу завтрак, другим - воспользоваться школьным буфетом, напомнить детям не опаздывать на уроки, слушаться учителя, осторожно переходить дорогу по пути в школу, устроить в школе праздник - оформить класс и подготовить выступления, пригласить на праздник маленьких детей из детского сада (то есть детей из другой группы) и т. д.
После каждой игры воспитатель в обязательном порядке проводит обсуждение игры. Если в своих ролях дети допускают какие-либо ошибки или нарушают правила игры, то воспитатель подсказывает детям болеє правильное и интересное ролевое поведение. Если воспитатель возьмет н себя роль директора, то это позволит ему разнообразить содержание игры воображаемой ситуации.
Список литературы
1. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкол. учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Вераска. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 72 с.
2. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре / Д. В. Менджерицкая. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
3. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С. Якобсон, В. Соловьева, Т. Гризик, В. Гербова. - М.: Изд-во Просвещение, 2013. - 212 с. Смирнова, Е. О.
4. Межличностные отношения дошкольников и сюжетная игра / Е.О. Смирнова, У. Рахимова // Современное дошкольное образование. - 2011. - Nº 6. - С. 23 - 26.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // grazhdanskiy-kodeks-rf.com. - (Дата доступа - 20.12.2014 г.).