Конспект фонетического занятия для детей с общим недоразвитием речи. Дифференциация звуков С-Ш.

Цель: дифференциация звуков С-Ш по акустическим и артикуляционным признакам.

Задачи:

Учить различать звуки С-Ш изолированно и в слогах.

Закреплять умение делить слова на слоги.

Учить различать звуки С-Ш в словах.

Учить различать звуки С-Ш на основе выполнения звукового анализа слов-паронимов.

Развивать мыслительные операции исключения на основе упражнения на дифференциацию звуков С-Ш.

Учить детей преобразовывать слова с помощью звуков С-Ш с помощью рифмы.

Учить дифференцировать буквы С-Ш на основе упражнений, развивающих тактильные ощущения.

Воспитывать интерес к занятиям, желание получать знания на занятиях.

Ход занятия

Организационный момент

(повторение знаний о времени года, месяце, дне недели, части суток).

Л.: Дети, представьте, что мы сейчас в лесу. Покажите какие там большие деревья. (встаньте на носочки и поднимите руки вверх).

Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья (дети быстро-быстро шевелят пальчиками).

Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны (дети покачивают и машут руками).

Ветер затих – не шевелятся ни листочки, ни ветки (дети расслабляются).

Снова подул ветер (дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются).

Л.: А сейчас закройте глаза и скажите по звуку, что я делаю (мну, режу бумагу, переливаю воду, шуршу пакетом и так далее).

2. Сообщение темы занятия.

Л.: Как шумела листва от теплого ветерка? (ш-ш-ш)

Как подул холодный ветер? (с-с-с).

Ребята, назовите тему нашего занятия сегодня? (ответы детей).

Правильно! Сегодня мы будем учиться различать на слух и в произношении звуки С-Ш.

3.Сравнение звуков с-ш по артикуляционным и акустическим признакам.

Л.: Ребята, чтобы к нам в гости пришли звуковички нужно сделать им путь легким. (Дети берут зеркала и вместе с логопедом выполняют артикуляционную гимнастику).

Вот эти звуковички. Скажите, как их зовут?

Правильно, их зовут «Звуковичок С» и «Звуковичок Ш».

Ребята, как произносим эти звуки? (дети берут зеркала, произносят эти звуки). Повторяем знания. Что общего между этими звуками и чем они различаются? ( Оба звука согласные, так как есть преграда. Глухие, потому что голосок спит. Отличаются тем, что у звука с есть младший брат сь, а звук Ш всегда твердый. При произношении звука С язык внизу и губки в улыбке, воздух выходит холодный, а при произношении Ш язычок вверху, губки округлены и воздух теплый).

Л.: А сейчас поиграем в игру «Хлопок вверху над головой, если услышим звук Ш в словах, хлопок внизу, если услышим звук С».

Слова: шалащ, солнце, соболь, фокус, фикус, скамейка, сосна, ландыш, машинист, солнышко…

4. Произношение звуков С и Ш в словах.

Л.: Звуковички отправились в путешествие в страну чудес. Ой, да здесь все предметы с нашими звуками.

Игра «Кто внимательнее?»

Л.: Положите столько крышечек, сколько я произнесу слов со звуком С. (шуба, самовар, шинель, сумка, весы, кошка, жук, сова…)

Найдите слова, где звук Ш слышится в начале слова.

5. Деление слов на слоги.

Л.: В стране чудес очень много красивых домов. Если в доме один этаж, то дом какой? (одноэтажный!). А если два? Три? Вот сейчас мы будем делить слова на слоги и «расселять» их в соответствующий домик. О каком правиле мы должны помнить? (Сколько гласных, столько и слогов).

Дети подходят к столу, на котором разложены картинки. Каждый ребенок берет, называет слово, определяет количество слогов и обосновывает выбор домика для картинки.

6. Звуковой анализ слов.

Л.: Ребята, нам необходимо сделать звуковой анализ слов крыша, крыса.

Дети на столах выкладывают схему слова с помощью кружков-символов.

Л.: Дети, чем похожи эти схемы? (одинаковое количество звуков).

А чем отличаются? (ответы детей).

7. Физминутка.

У детей в руках слоги ша, шо, ши, су, сы и т.д. В разных углах группы обручи с символом звука Ш и звука С. Под звук бубна дети перемещаются по группе. Как только бубен стих, дети должны свой слог положить в соответствующий обруч. Потом слоги меняются и игра продолжается до два-три раза.

8.Развитие мелкой моторики.

Л. Звуковички устали и проголодались. На столах фасоль и пшеница. Ребята, как вы думаете, кому выбрать фасоль, а кому оставить пшеницу из звуковичков? (С нужно выбрать фасоль, а пшеницу оставить для Ш).

9. Призношение звуков Ш, С в рифмованных фразах.

Л.: В стране чудес живет пугало Страшила. Отправимся к нему. Появляется Страшила. Покажите, как вы его испугались (дети мимикой показывают испуг). Ребята, а почему мы отправились к Страшиле? (потому что в слове Страшила есть звуки с и ш).

Страшила совсем не страшный, а очень грустный, потому что не может распутать рифмовки-путаницы.

Кошка ловит миску.

Мама моет мышку.

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

Пожарный носит кашку.

Саша ела каску.

Танцует Миша в Машке,

Конфету дали маске.

Л.: Ребята, какие слова перепутал Страшила? (Дети вместе с логопедом хором повторяют правильно рифмовки).

Молодцы, ребята, а давайте оставим Страшиле портреты букв С и Ш, чтобы он никогда их больше не путал. (Дети рисуют буквы на ладошке, на спине товарища, на песке). Повторяем чем отличаются буква от звука.

11. Игра «Третий лишний».

Страшила предлагает определить лишнее слово (на слух):

Косынка, рубашка, шляпа. Шуба, шаль, свитер.

Сарафан, шарф, шапка. Кошка, мышка, свинья.

Сапоги, шапка, костюм. Машина, троллейбус, автобус.

12. Развитие графомоторных навыков.

Дети дарят Страшиле подарки ( заштрихованные цветными карандашами шщары).

13. Творческое задание.

Ребята, Страшила попросил, чтобы вы сделали ему «напоминалку» - картину, куда после сна наклеите картинки со звуками С И Ш.

14. Итог

Ребята, как вы думаете, мы помогли Страшиле? Что было трудно? Что понравилось?