Старшая группа










Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе на тему: ?Хорошо – плохо?
Цель: формирование культуры на основе традиционных духовных и нравственных ценностей.

Задачи: 
Обучающие:
Умение воспринимать качества и свойства предметов;
Побуждать детей к рассматриванию окружающего мира с позиции красоты и добра; 
Умение отвечать на вопросы: ?почему? для чего? как? откуда??.

Развивающие: 
Развивать милосердие, сострадание, послушание родителям, доброе отношение к окружающему миру, дружелюбие, взаимопомощь, ответственность и забота. 
Развивать способность слышать и воспроизводить красоту звуковой картины мира воспитывать творческую самостоятельность, навыки дружелюбного общения.

Воспитательные:
Воспитывать наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.

Средства: наглядные иллюстрации к стихотворению ?Что такое хорошо и что такое плохо?, цветные круги синего и жёлтого цвета, наглядные иллюстрации неба и облаков, музыкальные композиции. 




Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Назовем мы его ?Что хорошо и что плохо?. Предлагаю вам послушать стихотворение ?Что такое хорошо и что такое плохо??
?Крошка сын к отцу пришел
И сказала кроха:
Что такое хорошо?
И что такое плохо?..?
Воспитатель: Подумайте и скажите, что узнал Кроха из этого стихотворения?
Ответы детей: что хорошо: мыть ботинки, помогать слабому, чистить зубы, не гулять в дождь, что плохо: гулять в дождь, ходить по лужам, обижать маленьких.
Воспитатель: Кто помог Крохе понять, что такое хорошо, что плохо?
Ответы детей: Отец. 
Воспитатель: Как вы думаете, как поступил мальчик, который обидел маленького, беззащитного? Хорошо или плохо? Конечно, плохо. А в дождик можно гулять или нет? 
Ответы детей: Нет. Можно простудиться, заболеть.
Воспитатель: А надо умываться, чистить зубы? 
Ответы детей: Обязательно, чтобы были чистыми руки и лицо, чтобы зубы не болели.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как должны вести себя добрые дети?
Главные правила жизни добрых детей.
Воспитатель: Ты должен относить к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. А как? 
Например: поступай так: не обижай, не мешай, желай здоровья, не ссорься, не осуждай, приноси добро другим.
Воспитатель: Ну а сейчас, давайте мы с вами послушаем и споем песню ?Если добрый ты?
Дождик босиком по земле прошел
Клены по плечам хлопал…
Если ясный день – это хорошо.
А когда наоборот – плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты – то всегда легко,
А когда наоборот – трудно…
Воспитатель: О чем поется в этой песне?
Ответы детей: О доброте.
Воспитатель: Послушайте, какая есть хорошая пословица: ?Жизнь дана на добрые дела?. Давайте с вами подумаем, какими должны быть дети?
Ответы детей: Добрыми, послушными, скромными, трудолюбивыми, чистыми, уступчивыми, щедрыми.
Воспитатель: А какими не должны быть дети? 
Ответы детей: Злыми, ленивыми, непослушными, жадными, лживыми, упрямыми.

                Дидактическая игра ?Выбираем хорошие поступки?
1. Мальчик помогает бабушке вдеть нитку в иголку. Какой хороший мальчик! Ведь бабушка старенькая, глаза у нее уже плохо видят и без посторонней помощи ей не справиться!
2. Девочка рвет на клумбе цветы и собирает их в букет. Это очень плохо! Цветы на клумбе растут, чтобы было красиво всем, клумбы украшают улицы, аллеи, парки, а сорванные цветы уже не порадуют никого своей красотой.
3. Мальчик читает книжку маленькому братишке. Это замечательно! Ведь братишка еще очень мал и сам читать не умеет.
4. Мальчик моет посуду. Очень хороший поступок! Мама придет уставшая с работы, а посуда уже чистая!
5. Девочка поливает грядки в огороде. Молодец! Она, наверное, помогает дедушке или бабушке.
6. Мальчик залез в лужу и топает ногами. Это очень плохо, ведь он весь испачкается и маме придется его отмывать и все стирать, а еще он может простудиться и заболеть!
7. Большая девочка толкнула маленькую с качели и та упала, ударилась. Как не стыдно обижать маленьких?
8. Девочка в парке насыпает семечки в кормушку. Какая хорошая девочка! Она понимает, что птицам зимой холодно и голодно! 
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно стихотворение ?Как себя вести в течение дня??.
Воспитатель: Давайте с вами перечислим добрые дела дня.
Ответы детей: Не хвастаться, стараться порадовать своих близких добрыми делами, говорить ?Спасибо?, не хныкать, потерпеть неприятное, смело бороться со злом, просить прощения, если кого обидел.
Воспитатель: Ребята, а сейчас приготовьте цветные круги, которые лежат у вас на столах. Я буду читать отрывки из знакомых вам литературных произведений, а вы определять, хорошо или плохо поступают герои. Если вы считаете, что хорошо, то покажите желтый кружок, если плохо – синий.
?Колобок, Колобок я тебя съем!? (синий)
?Шла, шла Маша по лесу – деревце за деревцем, кустик за кустиком и заблудилась!? (синий)                                                                                             
?Построили звери теремок лучше прежнего и стали в нем все вместе дружно жить? (желтый)
?Битый не битого везет, битый не битого везет!? (синий)                
?Посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая!? (желтый)
?Повадилась лиса в курятник кур таскать...? (синий)
?Золушка была добрая, трудолюбивая девочка? (желтый)
?Всю зиму ухаживала Дюймовочка за больной ласточкой? (желтый)
Воспитатель: Ребята, а какие поступки вы больше хотите совершать? Давайте вы, сейчас придумаете рассказ, о том, как совершили хороший поступок. Сейчас мы послушаем только два рассказа тех детей, которые первыми поднимут руку. А остальные расскажут дома своим родителям. Звучит музыка ?Дорога добра?.
Воспитатель: А сейчас ребята, мы с вами нарисуем волшебное дерево ?Дерево добра?.
Спелые яблоки – это добрые качества души, а черные (гнилые) яблоки – это плохие качества.
Воспитатель: Молодцы! Замечательные получились деревья, а сейчас мы с вами продолжим наше путешествие на прогулке. Понаблюдаем за облаками.

Прогулка.
Воспитатель: Ребята, давайте понаблюдаем за облаками. На что похожи облака? 
Ответы детей: На слона, на собаку, на рыбку, цветы, лошадку, сердечко, на овечку пушистую, на Деда Мороза с длинной бородой.
Воспитатель: А еще оно какое? 
Ответы детей: Голубое, серое, синее.
Воспитатель: что мы еще видим на небе?
Ответы детей: Солнце.
Воспитатель: Конечно, солнце. Ребята, а как вы думаете, во что может превратиться облако?
Ответы детей: В тучу.
Воспитатель: А туча какая? (Хмурая, сердитая, черная). Когда проплывает большая туча, что происходит? Что идет? (Дождик).
Давайте послушаем с вами стихотворение, которое называется ?Небо?
Небо чистое, голубое,
Небо доброе, родное.
А еще оно какое?                                                                

Подвижная игра ?Ветерок и облака?
По сигналу ?Ветер!? дети-?облака? - бегают по площадке в разных направлениях (?облака летят по небу?). 
По сигналу ?Нет ветра!? - останавливаются и занимают какую-либо позу, а воспитатель выбирает наиболее интересные фигуры и говорит, на что похоже ?то или иное облако? (на дерево, птицу и т.д.).

В группе:
По возвращению с прогулки обсуждаем – размышляем над нашими наблюдениями. Что мы видели, какое оно небо?
Воспитатель: А сейчас отгадайте загадки:
Между гор, средь быстрых речек,
Ветерок пасет овечек.
Дунет он – летят овечки
Воду пить от речки к речке.
Пьют без удержу, пока.  
Не нальются их бока! (Облака)

Белые овечки по небу гуляли,
Вниз упали – в речку попали. (Облака)
Звучит знакомая песня ?Облака? и воспитатель предлагает детям нарисовать небо с облаками, увиденными на прогулке.

Итог занятия. 
Воспитатель: На этом наше с вами путешествие заканчивается, что интересного и полезного для себя вы вынесли из него?
Ответы детей.