Старшая группа Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе на тему: ?Хорошо – плохо? Цель: формирование культуры на основе традиционных духовных и нравственных ценностей. Задачи: Обучающие: Умение воспринимать качества и свойства предметов; Побуждать детей к рассматриванию окружающего мира с позиции красоты и добра; Умение отвечать на вопросы: ?почему? для чего? как? откуда??. Развивающие: Развивать милосердие, сострадание, послушание родителям, доброе отношение к окружающему миру, дружелюбие, взаимопомощь, ответственность и забота. Развивать способность слышать и воспроизводить красоту звуковой картины мира воспитывать творческую самостоятельность, навыки дружелюбного общения. Воспитательные: Воспитывать наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость. Средства: наглядные иллюстрации к стихотворению ?Что такое хорошо и что такое плохо?, цветные круги синего и жёлтого цвета, наглядные иллюстрации неба и облаков, музыкальные композиции. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Назовем мы его ?Что хорошо и что плохо?. Предлагаю вам послушать стихотворение ?Что такое хорошо и что такое плохо?? ?Крошка сын к отцу пришел И сказала кроха: Что такое хорошо? И что такое плохо?..? Воспитатель: Подумайте и скажите, что узнал Кроха из этого стихотворения? Ответы детей: что хорошо: мыть ботинки, помогать слабому, чистить зубы, не гулять в дождь, что плохо: гулять в дождь, ходить по лужам, обижать маленьких. Воспитатель: Кто помог Крохе понять, что такое хорошо, что плохо? Ответы детей: Отец. Воспитатель: Как вы думаете, как поступил мальчик, который обидел маленького, беззащитного? Хорошо или плохо? Конечно, плохо. А в дождик можно гулять или нет? Ответы детей: Нет. Можно простудиться, заболеть. Воспитатель: А надо умываться, чистить зубы? Ответы детей: Обязательно, чтобы были чистыми руки и лицо, чтобы зубы не болели. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как должны вести себя добрые дети? Главные правила жизни добрых детей. Воспитатель: Ты должен относить к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. А как? Например: поступай так: не обижай, не мешай, желай здоровья, не ссорься, не осуждай, приноси добро другим. Воспитатель: Ну а сейчас, давайте мы с вами послушаем и споем песню ?Если добрый ты? Дождик босиком по земле прошел Клены по плечам хлопал… Если ясный день – это хорошо. А когда наоборот – плохо. Слышно, как звенят в небе высоко Солнечных лучей струны. Если добрый ты – то всегда легко, А когда наоборот – трудно… Воспитатель: О чем поется в этой песне? Ответы детей: О доброте. Воспитатель: Послушайте, какая есть хорошая пословица: ?Жизнь дана на добрые дела?. Давайте с вами подумаем, какими должны быть дети? Ответы детей: Добрыми, послушными, скромными, трудолюбивыми, чистыми, уступчивыми, щедрыми. Воспитатель: А какими не должны быть дети? Ответы детей: Злыми, ленивыми, непослушными, жадными, лживыми, упрямыми. Дидактическая игра ?Выбираем хорошие поступки? 1. Мальчик помогает бабушке вдеть нитку в иголку. Какой хороший мальчик! Ведь бабушка старенькая, глаза у нее уже плохо видят и без посторонней помощи ей не справиться! 2. Девочка рвет на клумбе цветы и собирает их в букет. Это очень плохо! Цветы на клумбе растут, чтобы было красиво всем, клумбы украшают улицы, аллеи, парки, а сорванные цветы уже не порадуют никого своей красотой. 3. Мальчик читает книжку маленькому братишке. Это замечательно! Ведь братишка еще очень мал и сам читать не умеет. 4. Мальчик моет посуду. Очень хороший поступок! Мама придет уставшая с работы, а посуда уже чистая! 5. Девочка поливает грядки в огороде. Молодец! Она, наверное, помогает дедушке или бабушке. 6. Мальчик залез в лужу и топает ногами. Это очень плохо, ведь он весь испачкается и маме придется его отмывать и все стирать, а еще он может простудиться и заболеть! 7. Большая девочка толкнула маленькую с качели и та упала, ударилась. Как не стыдно обижать маленьких? 8. Девочка в парке насыпает семечки в кормушку. Какая хорошая девочка! Она понимает, что птицам зимой холодно и голодно! Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно стихотворение ?Как себя вести в течение дня??. Воспитатель: Давайте с вами перечислим добрые дела дня. Ответы детей: Не хвастаться, стараться порадовать своих близких добрыми делами, говорить ?Спасибо?, не хныкать, потерпеть неприятное, смело бороться со злом, просить прощения, если кого обидел. Воспитатель: Ребята, а сейчас приготовьте цветные круги, которые лежат у вас на столах. Я буду читать отрывки из знакомых вам литературных произведений, а вы определять, хорошо или плохо поступают герои. Если вы считаете, что хорошо, то покажите желтый кружок, если плохо – синий. ?Колобок, Колобок я тебя съем!? (синий) ?Шла, шла Маша по лесу – деревце за деревцем, кустик за кустиком и заблудилась!? (синий) ?Построили звери теремок лучше прежнего и стали в нем все вместе дружно жить? (желтый) ?Битый не битого везет, битый не битого везет!? (синий) ?Посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая!? (желтый) ?Повадилась лиса в курятник кур таскать...? (синий) ?Золушка была добрая, трудолюбивая девочка? (желтый) ?Всю зиму ухаживала Дюймовочка за больной ласточкой? (желтый) Воспитатель: Ребята, а какие поступки вы больше хотите совершать? Давайте вы, сейчас придумаете рассказ, о том, как совершили хороший поступок. Сейчас мы послушаем только два рассказа тех детей, которые первыми поднимут руку. А остальные расскажут дома своим родителям. Звучит музыка ?Дорога добра?. Воспитатель: А сейчас ребята, мы с вами нарисуем волшебное дерево ?Дерево добра?. Спелые яблоки – это добрые качества души, а черные (гнилые) яблоки – это плохие качества. Воспитатель: Молодцы! Замечательные получились деревья, а сейчас мы с вами продолжим наше путешествие на прогулке. Понаблюдаем за облаками. Прогулка. Воспитатель: Ребята, давайте понаблюдаем за облаками. На что похожи облака? Ответы детей: На слона, на собаку, на рыбку, цветы, лошадку, сердечко, на овечку пушистую, на Деда Мороза с длинной бородой. Воспитатель: А еще оно какое? Ответы детей: Голубое, серое, синее. Воспитатель: что мы еще видим на небе? Ответы детей: Солнце. Воспитатель: Конечно, солнце. Ребята, а как вы думаете, во что может превратиться облако? Ответы детей: В тучу. Воспитатель: А туча какая? (Хмурая, сердитая, черная). Когда проплывает большая туча, что происходит? Что идет? (Дождик). Давайте послушаем с вами стихотворение, которое называется ?Небо? Небо чистое, голубое, Небо доброе, родное. А еще оно какое? Подвижная игра ?Ветерок и облака? По сигналу ?Ветер!? дети-?облака? - бегают по площадке в разных направлениях (?облака летят по небу?). По сигналу ?Нет ветра!? - останавливаются и занимают какую-либо позу, а воспитатель выбирает наиболее интересные фигуры и говорит, на что похоже ?то или иное облако? (на дерево, птицу и т.д.). В группе: По возвращению с прогулки обсуждаем – размышляем над нашими наблюдениями. Что мы видели, какое оно небо? Воспитатель: А сейчас отгадайте загадки: Между гор, средь быстрых речек, Ветерок пасет овечек. Дунет он – летят овечки Воду пить от речки к речке. Пьют без удержу, пока. Не нальются их бока! (Облака) Белые овечки по небу гуляли, Вниз упали – в речку попали. (Облака) Звучит знакомая песня ?Облака? и воспитатель предлагает детям нарисовать небо с облаками, увиденными на прогулке. Итог занятия. Воспитатель: На этом наше с вами путешествие заканчивается, что интересного и полезного для себя вы вынесли из него? Ответы детей.
Что такое хорошо и что такое плохо