* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;}

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 86 «Ладушки»



КОНСПЕКТ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

С РЕБЕНКОМ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

НА ТЕМУ: «ФРУКТЫ»




Автор: Федулова Лидия Алексеевна

Должность: учитель-логопед

МБДОУ д/с №86 «Ладушки»

2023 год

Вологда

Пояснительная записка:

Индивидуальное логопедическое занятие предназначено для детей в возрасте 3-4 лет, имеющих задержку психического развития в более старшем возрасте с ОНР 2 уровня. С помощью занятий с использованием метода сенсорной интеграции дети с нарушениями в развитии легче познают новое, появляется потребность подражать сначала действию, а затем слову взрослого, они учатся фиксировать взгляд на лице взрослого, внимательно слушать чужую речь, в пассиве соотносить предметы и действия с их словесным обозначением.

Чтобы помочь ребенку получить новый и необходимый ему сенсорный опыт, а также активизировать его речевое развитие, активно используются на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях различные виды сенсорных игр и упражнений.







Ф.И.О.

учителя-логопеда

Федулова Лидия Алексеевна

Возрастная группа

Группа компенсирующей направленности среднего возраста (4-5 лет) с задержкой психического развития

Форма организации,

количество обучающихся

Индивидуальное занятие, 1 ребенок.

Тема занятия

Фрукты.

Используемые технологии и методики

Игровая технология

Здоровье сберегающая технология

Технологии коррекции звукопроизношения

Технологии развития лексико-грамматической стороны речи

Метод составления высказывания по восприятию,

Цель занятия

Формирование коммуникативной, планирующей и регулирующей функций речи.

Задачи

Коррекционно-образовательные

Коррекционно-развивающие

Коррекционно-воспитательные

1. Учить фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнера по общению, выполнять предметно-игровые действия, пользоваться жестом, понимать и выполнять простые инструкции понимать и использовать предлоги «на», «в».

2. Уточнить и расширить знания ребенка о фруктах.

3. Автоматизация звука [ш] в слогах и словах.

1.Развивать подражательную способность ребенка действию, звуку.

2.Развивать общую и мелкую, артикуляционную моторику ребенка.

3.Развивать слуховое внимание ребенка.

4.Развивать понимание к речи.

5.Развивать сенсорное восприятие, память и мышление.

6.Развитие графомоторных функций

1.Воспитывать у ребенка потребность в речевом высказывании с целью общения.

2. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование

Игрушка «Ёжик»; поднос с яблоком, грушей, бананом, лимоном, апельсином; тарелка, корзинка, иллюстрации: лимон-лимоны, яблоко-яблок, груша-груши, банан-бананы; разрезная картинка «Фрукты»; лист бумаги с напечатанными на дорожками от ежика к яблоку, от ежика к груше, от ежика к банану, фламастеры, шарик Су-джок.


Ход занятия

Этап

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Планируемый результат

I.Вводный (организационный момент)

Приветствие.

Упражнение «Что это?».

—В гости к детям пришел Ежик. Мы по садику гуляли, Фрукты с дерева срывали, Поскорее посмотри, что сорвали –назови .

Показать по очереди яблоко, грушу, лимон, банан.

- Что это? (Это яблоко (груша, лимон, банан).)

- Как называется это одним словом? (Это фрукты.)

Ребенок показывает по очереди яблоко, грушу, лимон, банан.

Называет по очереди яблоко, грушу, лимон, банан.

- Фрукты

Положительный эмоциональный настрой.

Актуализация знаний.

Дифференциация единственного и множественного числа существительных.

Активизация слов, доступных по слоговой структуре.

Упражнение «Покажи и скажи».

Попросить ребенка рассмотреть предметные картинки, показать и дать полные ответы:

- Где яблоко? Где яблоки?

- Где груша? Где груши?

- Где лимон? Где лимоны?

- Где банан? Где бананы?

- Как называется все это одним словом?

Ребенок подражает действиям педагога.

Ребенок отвечает: Вот яблоко. Вот яблоки.

Ребенок отвечает: Вот груша. Вот груши

Ребенок отвечает: Вот лимон. Вот лимоны.

Ребенок отвечает: Вот банан. Вот бананы

- Фрукты

Самостоятельное обобщение.

II Основной этап.

Открытие детьми нового знания.

Знакомство с предлогами «на», «под».

Работа с предлогами «на», «под».

Будем складывать фрукты на тарелку. Вот банан. Вот лимон. Положи банан и лимон НА (выделяем голосом) тарелку. Положи груши и банан в корзинку. Проговаривает действие.

Ты молодец! Справился!

А где растут фрукты? В саду или в лесу?

Отлично!

Ребенок совместно с педагогом складывает банан и лимон НА (выделяем голосом) тарелку. Я положил НА тарелку банан и лимон.

Потом складывает груши и банан В корзинку. Проговаривает действие

Ребенок отвечает:

- фрукты растут в саду

Совместная деятельность.

Самостоятельное проговаривание предложно – падежных конструкций в предложеии

Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика.

Давай расскажем сказку про Ежика, как он в саду фрукты собирал.

Вот бежит колючий еж, он на елочку похож, фрукты все в саду собрал и домой он пошушршал (логопед катает Су – джок шарик по ладошке и по пальчикам, рассказывая сказку)

Какие фрукты? (надевает пружинку на каждый пальчик при названии фрукта)

Так же повторяет на другой руке ребенка.

А теперь давай поделаем гимнастику для язычка :

«Толстое яблоко» - надувание щек.

«Кислый лимон» - наморщивание лба, затем облизывание губ по кругу.

«Сладкий апельсин» - улыбка губами, не обнажая зубы, затем облизывание губ по кругу.

«Превращение банана» - улыбка губами, обнажая зубы, затем положении языка меняется вверх-вниз, удерживание улыбки.

«Чашечка для фруктов»

Язычок поднимается чашечкой за верхние зубки.

Сказку ежика мы рассказали

С язычком мы поиграли

А теперь малыш давай – цвет у фруктов называй!

Назови какого цвета фрукты?

-Какого цвета яблоко?

- Какого цвета груша?

- Какого цвета банан? и тд

Давай покажем как ежик фыркает и шипит

Ш-Ш-Ш

Давай проговорим чистоговорки вместе с ежиком:

ШУ-ШУ-ШУ – ПО ЛИСТОЧКАМ Я ШУРШУ

УШИ-УШИ-УШИ –ВОТ ПОСПЕЛИ ГРУШИ

ША-ША-ША –НАША ГРУША ХОРОША

ШИ-ШИ-ШИ – ФРУКТЫ ЕШЬТЕ МАЛЫШИ

ШИ-ШИ-ШИ – ЯБЛОКИ ТАК ХОРОШИ

ШО-ШО-ШО – ГОВОРИМ МЫ ХОРОШО

МОЛОДЕЦ! Отлично получается.

Вместе со взрослым рассказывает сказку про ежика.

Ребенок называет фрукты:

-яблоко, груша, банан, апельсин, лимон.

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики.

Ребенок называет цвета фруктов:

- это красное яблоко

- это желтая груша

- это зеленый банан и тд

Ребенок повторяет:

Ш-Ш-Ш-Ш

Ребенок повторяет за логопедом

ШУ-ШУ-ШУ – ПО ЛИСТОЧКАМ Я ШУРШУ

УШИ-УШИ-УШИ –ВОТ ПОСПЕЛИ ГРУШИ

ША-ША-ША –НАША ГРУША ХОРОША

ШИ-ШИ-ШИ – ФРУКТЫ ЕШЬТЕ МАЛЫШИ

ШИ-ШИ-ШИ – ЯБЛОКИ ТАК ХОРОШИ

ШО-ШО-ШО – ГОВОРИМ МЫ ХОРОШО

Самостоятельное применение полученных знаний на практике.

Физ. минутка.

Мы по садику гуляем,

Водят пальчики по столу

Фрукты с дерева срываем.

Сжимаем и разжимаем пальчики.

К дереву мы подойдем,

Фрукты с дерева сорвем.

Поднимаемся руки вверх, сжимаем и разжимаем кулачки

Фрукты с дерева сорвем

Сжимаем пальчики.

И в корзинку отнесем.

Складываем ладошки вместе.

Все домой мы отвезем.

Топаем пальчиками.

Ребенок выполняет движения в соответствии с текстом.

Положительный эмоциональный настрой, физическая активность.

Самостоятельное применение нового знания на практике.

Игра «Угости ежика» (разрезная картинка фрукты).

Предложить ребенку поздороваться с ежиком и угостить его фруктами.

— На, ежик, яблоко.

— На, ежик, грушу. И т.д.

Рисование «Яблоки».

Предложить провести линии – дорожки от ежика к яблоку, от ежика к груше, от ежика к банану. При необходимости логопед помогает ребенку.

Отлично! Ты справился!

Ребенок собирает разрезную картинку.

Ребенок проговаривает

— На, ежик, яблоко.

— На, ежик, грушу. И т.д

Проводит фломастером линии – дорожки от ежика к яблоку, от ежика к груше, от ежика к банану.

Самостоятельное применение полученных знаний на практике.

III. Заключителный этап.

Рефлексия.

Подведение итогов деятельности. Положительная оценка деятельности ребенка, что тебе понравилось?

- мне понравилось..

Подарки от Ежика.

Ребенок делится своими впечатлениями, проговаривает чем занимался на занятии:

- мне понравилось рисовать дорожки,

-мне понравилось играть в пальчики,

- мне понравилось рассказывать про груши и тд.

Эмоциональная отзывчивость на совместную деятельность, самостоятельная речевая активность.


Используемая литература:

М.Лынская. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. Конспекты занятий. М, издательство «ЛОГОМАГ», 2015

Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

М.Лынская. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. Комплексы упражнений для преодоления артикуляционной апраксии у детей. М, ПАРАДИГМА, 2016.