МБДОУ детский сад «Солнышко»
Моршанского муниципального округа, Тамбовской области
Конспект интегрированного занятия по формированию основ функциональной грамотности у дошкольников
« Приключение в поисках клада»
Подготовила:
Воспитатель:
Лопаткина Галина Александровна
2023 год
Интегрированное занятие по формированию основ функциональной грамотности у дошкольников
« Приключение в поисках клада»
Цель: Формировать основы функциональной грамотности у дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение пользоваться в свободной речи распространенными предложениями;
-упражнять в согласовании прилагательного с существительным;
-учить стихотворение используя мнемотехнику;
- закрепить умение составлять звуко-слоговой анализ слова (листопад) ;
- учить детей правильному отношению к деньгам, способом их заработать и разумно их использовать;
- развивать математические способности с использованием ИКТ;
- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
- развивать связную речь;
Развивающие:
-развивать ВПФ(слуховое и зрительное внимание и восприятие, память, мышление, связную речь);
-развивать общую моторику, мелкую моторику ,тактильные ощущения;
- создавать положительный эмоциональный настрой;
-снятие эмоционального и мышечного напряжения .
Воспитательные:
- воспитывать навык сотрудничества, умения работать в коллективе, желания помогать товарищам.
Оборудование: письмо, робототехнический набор, картинка мнематехники; наборы логико-малыш, кубики Зайцева, песочница, пластмассовые буквы для песка, осенние листья, монетки, схема строительства дома, банка с подсолнечным маслом, гуашь.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята проходите в класс, поздороваемся с гостями.
Ребята, сегодня когда я пришла на работу, обнаружила вот это письмо. Давайте прочитаем его и узнаем , кто же нам прислал его. « Я обращаюсь ко всем храбрым искателем приключений. Мое имя Джон Сильвер , и за свою жизнь я прославился как гроза морей. Сколько судёнышков я потопил, сколько награбил сокровищ. Сундук я спрятал в надежном месте и единственный способ найти сокровище – следовать по карте. Если вы хотите найти мой сокровище постарайтесь, выполните все задания. Ведь удача- любит храбрецов»
Воспитатель: Ну, что, ребята вы храбрые, вы умные.
Дети: ДА
Логопед: Тогда, давайте отправляться в путь, но помните, дорога будет непростой и опасной!
А дороги мы не знаем…Робот будет навигатором, покажет нам путь к сокровищем. Выложите задание для Робота. ( дети выкладывают задание для робота, робот рисует путь)
Логопед: Вот карта нашего пути! В добрый путь!
Воспитатель: Смотрите, какой сундучок. Давайте его откроем и посмотрим, что же там. Здесь задание от пирата, педагог зачитывает содержание )
Выучить стихотворение используя мнемотехнику.
Прошу присесть на ковер.
Стихотворение Алексея Плещеева «Скучная картина»
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется.
Лужа у крыльца.
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.
Логопед: О каком времени года это стихотворение?
Дети: Стихотворение о осени.
Логопед: Осень какая?
Дети: Осень поздняя, золотая ,веселая, ветреная, грустная, грибная ,долгая, листопадная.
Логопед: Бывает осень грустная?
Дети: Да, когда идут дожди.
Логопед: Расскажем по цепочке. Лиза проговаривай первую строчку… Саша продолжай.. Молодцы ребята!
Повторим стихотворение вместе.
Воспитатель: И с этой задачей вы тоже справились. Идем по карте дальше.
Воспитатель: Давайте заглянем в сундучок и посмотрим, что же там…
Золотые листья. ( дети листья выбрасывают из сундучка)
«Осенние листья»
Раз ,два, три, четыре. пять.
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя.
Листья осины,
Листики дуба мы соберем.
Маме осенний букет принесем.
Логопед: Как называется явление, когда опадают листья?
Дети: Листопад
Логопед: Присядьте на пол. Используя кубики Зайцева составьте слово «листопад»
-Сколько слогов в слове?
- Назови 1 букву
- Дайте характеристику звуку ЛЬ (согласный,звонкий, мягкий, зеленым цветом)
- Назови 2 звук. Дайте характеристику звуку И (гласный ,обозначаем красным цветом)
-Назови 3 звук. Дайте характеристику звуку С ( согласный, глухой, твердый обозначаем синим цветом)
-Называем 4 звук. Дайте характеристику звуку Т ( согласный, глухой. твердый, обозначаем синим цветом)
- Называем 5 звук. Дайте характеристику звуку О(гласный ,обозначаем красным цветом)
-Называем 6 звук. Дайте характеристику звуку П ( согласный, глухой. твердый, обозначаем синим цветом)
- Называем 7 звуку. Дайте характеристику звуку А (гласный, обозначаем красным цветом)
- Называем 8 звук Дайте характеристику звуку Д (согласный,звонкий, твердый, обозначаем синим цветом)
Логопед: Молодцы.
Воспитатель: И с этой задачей вы тоже справились. Идем по карте дальше.
А вот и следующее задание. Работа с планшетам «Логико-Малыш»
Предлагаю присесть за столы.
Наш пират любит пряники. У него было семь больших пряников, но шесть сломались. Помоги их собрать. Переверните карточку и проверти себя.
Воспитатель: Молодцы, задание выполнили отлично. У нас получились пряники вкусные, медовые.
Идем по карте дальше. Что спрятано в песочнице? Поищем.
Дети: Я нашла букву.
Логопед: Назови букву и придумай слово, чтобы эта буква была в начале слова. (А, И, У, П,Т,О,К)
Я нашла монетки.
Воспитатель: Начинаем разговор. Предлагаю отгадать загадку:
Бывают они медные,
Блестящие, бумажные,
Но для любого из людей,
Поверьте, очень важные!
Дети: Деньги.
Воспитатель: Вы правы, ребята, это деньги!
Ребята, а вы знаете, что такое деньги? Для чего они нужны человеку? (ответы детей)
Воспитатель: Итак, деньги – это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.
Деньги – это металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости товаров и услуг.
- давайте рассмотрим деньги.
Рассматриваем сначала монеты.
- это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?
Дети- круглая, металлическая, звенит.
Воспитатель: монеты какого достоинства вы знаете?
Воспитатель: а что еще мы видим на столе?
- бумажные деньги
- как можно назвать эти деньги?
- банкноты. А какие они?
- бумажные, прямоугольные, шуршат
Воспитатель:
- Ребята, а предлагаю сравнить монеты и банкноты и поиграть в игру «Подскажи словечко». Я буду говорить словосочетание, а вы противоположное значение:
Монета круглая, а банкнота…
Купюра бумажная, а монета…
Монета звенит, а купюра… Монеты и купюры изготавливают в специальных местах.
В настоящее время многие люди используют вместо купюр и монет пластиковую карту. У всех людей, кто трудится, на пластиковую карту поступает заработная плата. Пластиковая карта позволяет рассчитываться безналичными электронными деньгами. Но при этом с карты можно снять наличные деньги в банкомате. А вы знаете, как это сделать? (Ответы детей) Можно ли прожить человеку в современном мире без денег? Почему вы так считаете? (предположения детей)
Действительно, прожить в современном мире без денег не предоставляется возможным, ведь на них мы приобретаем себе продукты питания, одежду, развлечения. Но самое главное правило обращения с деньгами – это их разумная трата.
Ребята, но не все можно купить. Нельзя купить здоровье, счастье, воздух.
- Но возникает вопрос: откуда люди берут деньги? Чтобы получать деньги, нужна работа и профессия. После школы дети выбирают, чем хотят заниматься в будущем, и продолжают учиться, например, в университете. Образование помогает получить навыки и знания для
будущей работы. Чем лучше человек разбирается в своей профессии и чем больше у него опыта, тем выше его зарплата – деньги, которые он получает за выполненную работу. А вы знаете, кем хотите стать в будущем? Ответьте на вопросы:
Я хочу стать___________, потому что_________.
А я хочу быть строителем, чтобы люди жили в красивых домах и чтобы работали в красивых зданиях.
Воспитатель: а сейчас, я вам предлагаю построить дом. Надо разложить картинки в том порядке, в каком строится дом.
(Тимур расставляет картинки)
Воспитатель: ребята, дом построили, теперь его нужно заселить.
(выполняют задание на интерактивной доске)
Задание № 14
Воспитатель: Дом заселили. Посмотрите, какое дерево растет рядом с домом.
Задание № 17
- скажите, где на дереве больше птиц, слева или справа?
-а на сколько птиц справа больше, чем слева?
- а сколько всего птиц на дереве?
- птиц посчитали, предлагаю вам, отправится в парк, посмотреть на листопад. А отправимся мы туда на поезде.
Задание№ 2
Воспитатель: вот на этом поезде мы и поедем в парк. Но сначала нужно выполнить задание. На каждой платформе не хватает кубика с цифрой, надо найти нужный кубик и поставить.
-на первой платформе видим кубики с цифрами 3и 5, не хватает кубика с цифрой 4 и т. д.
- задание выполнили и можно отправляться в парк.
- ну, вот, мы в парке. А сейчас мы с вами подойдем к дереву и посмотрим на листопад.
- Ребята, мы сейчас с вами проведем опыт. В этой ёмкости находится растительное масло. С помощью пипеток мы будем капать гуашевые краски, разведённые водой. и наблюдать за процессом, напоминающим листопад. Вода имеет большую плотность, чем масло. Соответственно, она тяжелее и красители опускаются вниз. Взрослый объясняет детям, то, что они наблюдают.
Пират: Молодцы ребята! Все мои задания выполнили.
Будем сундук мы открывать? (ДА)
А клад нам нужно раздавать? (ДА)
Итог занятия. Что понравилось на занятие? ( Ответы детей)
Все ко мне бегом, народ!
Угощайтесь, не стесняйтесь.
И почаще улыбайтесь! ( раздаю шоколадные монетки)
Ну а теперь пора расстаться, мне на море надо возвращаться! Будьте счастливы, пока.