Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ и кейс-технологий в старшей группе
«Что было бы, если вырубить все деревья…»
Воспитатель: Чертыкова Н.А.
НОД: формирование целостной картины мира, экологической культуры (окружающий мир, экологическое воспитание).
Группа: старшая
Тема занятия НОД: «Что было бы, если вырубить все деревья…».
Тип занятия НОД: интегрированное занятие НОД с использованием ИКТ и кейс- технологий в старшей группе.
Цель: способствовать формированию у детей основы экологической культуры, умение прогнозировать результаты действий и поступков человека в природе через использование кейс- технологии.
Задачи:
Образовательные: расширять представления детей об охране природы, дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы
Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, творчество, связанную речь.
Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе.
Здоровье- сберегающие: используя здоровье- сберегающие технологии повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
Краткая аннотация (инновационная направленность):
Кейс - технология «Что было бы, если вырубить все деревья…»- это разбор данной ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Суть идеи данной технологии в экологическом воспитании дошкольников:
- развитие ребенка в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Нет леса- посади, мало леса- не руби, много- леса- сохрани»;
- использование метода дискуссий «Хорошо-плохо», «Правильно ли делают люди, что вырубают деревья?», «К чему приводить деятельность людей по отношению к природе (лесу)». Цель такого кейса — совместными усилиями группы детей и воспитателя проанализировать ситуацию, найти выход, правильное решение ситуации.
Эффективно применение словесной игры «Что было бы, если (вырубить все деревья и т.д.)» В результате дети самостоятельно приходят к выводу, что все составные части окружающего мира взаимосвязаны, человек обязан предвидеть результаты своей деятельности, ограничить, а во многих случаях и запретить охоту на животных, птиц, ограничить ловлю рыбы, вырубку леса и т.д.
Социализация: Развитие игровой деятельности (по словесной экологической игре «Что было бы, если вырубить все деревья…».
Актуальность:
Мы живем в экологически неблагоприятной обстановке, обусловленной действием вредных для организма веществ (промышленные и автомобильные газы, ядохимикаты, удобрения, пищевые добавки). Еще полвека назад академик В.И. Вернадский писал: «Человек становится геологической силой, способной изменить лик Земли». Именно поэтому сейчас очень остро стоит проблема «Окружающая среда и здоровье человека». Но прежде чем заботиться о своем здоровье, необходимо, прежде всего, позаботиться об окружающей среде.
Цель экологического воспитания — формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Решая подобные экологические задачи, дети знакомятся с одним из основных законов экологии – "Все связано со всем”, раскрывающим всеобщую связь процессов и явлений в природе.
Интеграция образовательных областей:
1. Познавательное развитие: стимулировать познавательный интерес через кейс- технологию;
2. Социально – коммуникативное развитие: развивать навыки общения, диалогическую речь.
3. Безопасность: не наносить вред природе, формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности.
4. Здоровье: повышать адаптивные возможности детского организма, используя здоровье- сберегающие технологии.
5. Художественно-эстетическое развитие (художественное творчество): вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку.
Оборудование и материалы: лиственные и хвойные деревья для создания леса, картинка солнышко, письмо- жалоба красного цвета, нарисованные на белом картоне деревья (без листвы), пластилин зеленого цвета (для создания листиков на дереве- «Посади дерево»)
Средства ИКТ:
- презентация, экран, музыкальная колонка, запись голосов птиц и песенки приветствия.
Методические приемы:
- игровой (использование сюрпризных моментов, словесная игра «Что было бы, если вырубить все деревья…»);
- словесный (вопросы, беседа, анализирование проблемы и ее решение, индивидуальные ответы детей);
- наглядный (презентация, использование иллюстраций на тему…);
- музыкальное сопровождение: песенка- приветствие, звуки птиц, спокойная музыка для релаксации;
- поощрение, анализ занятия.
Методы: игровые, практические, словесные, наглядные.
Предварительная работа: Изучение методической литературы, подбор музыкальных произведений. Украшение группы: «бумажный лес», солнышко, елки. Рассматривание иллюстраций на тему «Деревья», «Лес», «Чей домик?», «Правила поведения в природе», «Животные и птицы леса»; рисование «Дерево на нашей площадке».
Ход занятия НОД:
1. организационный момент:
Воспитатель: ребята, у меня прекрасное настроение и я хочу подарить вам его. Давайте друг друга поприветствуем, чтобы было веселей (под музыку):
- здравствуй, солнце золотое, (правая рука вверх)
- здравствуй, небо голубое, (левая рука вверх)
- здравствуй, свежий ветерок, (покачивание руками из стороны в сторону)
- здравствуй, бабочка в вышине, (махи ладонями, как крылышками)
- здравствуй, маленький дубок, (ладони вместе- лодочкой)
- здравствуй, ласковый зверек, (поглаживание руками плеч)
- здравствуй, милый дружок, (протянуть руки друг к другу)
2. основная часть (мотивация деятельности воспитанников):
Воспитатель: ребята, наше приветствие волшебное. Посмотрите, куда мы попали? (стоят макеты деревьев). Слайд 1. «Лес».
Дети: в лес!
Воспитатель: молодцы! Смотрите, что я нашла? (письмо лежит на ветках елки).
Дети: письмо.
Воспитатель: Письмо не простое – красного цвета. О чем нам говорит красный цвет?
Дети: красный цвет- цвет опасности, тревоги!
Воспитатель: правильно. Кому- то из лесных жителей нужна помощь.
Воспитатель: Прочитаем?
Дети: да!
Читаем
Письмо – жалоба от жителей леса. (С последующим обсуждением и решением ситуации).
«В лесу, где мы живем, пищи становится мало, погибает все живое, совсем мало кислорода стало, того гляди, задохнемся. Одна надежда на вас, ребята. Только все вместе, дружно сможете нам помочь».
Воспитатель: ребята, мы обязательно должны помоч. Нам всем и животным угрожает опасность. Какая?
Дети: (ответ из письма). Становится мало пищи, кислорода.
Воспитатель: давайте по рассуждаем: а что такое лес? (беседа по картинке презентации)
Дети: это дом для растений, животных, насекомых.
Воспитатель: Вы уже знаете, что в лесу растёт много разных деревьев. Что в лесу растет? Кто живет? (смотрят и называют деревья нашего макета леса и с картинки презентации)
Дети: перечисляют деревья леса, животных и т.д. (все что видят на картинке).
Воспитатель: молодцы!
Воспитатель: (беседа). Ребята, Дерево – это дом множества живых существ. В ветвях деревьев вьют гнезда птицы.
- кто еще может поселиться на ветвях?
Дети: дикие пчелы в улье (рассматривание макета дерева с ульем).
Воспитатель: кто может жить в дупле? Слайд 2. «Сова, птичка, белка».
Слайд 3. «Дикие пчелы». (рассматривание макета дерева с дуплом).
Дети: в дупле дерева живут белки, совы,
Воспитатель: молодцы! А еще могут поселиться дикие пчелы, осы. Среди корней устраивают себе норы змеи, ежи, под корой живут различные насекомые. (Слайд 4). Деревья- большие друзья человеку, и всем живым существам. И мы должны быть благодарны деревьям.
Воспитатель: я предлагаю вам немного расслабиться и сыграть со мной в игру «Я дерево». Ребята, представьте, что вы дерево. Повторяйте:
Игра – медитация «Я дерево»
Я дерево. Я высокое, мои корни прочно сидят в земле. Мои ветки тянутся высоко к солнцу. Подул легкий ветер, мои ветви слегка покачиваются. Но вот подул сильный ветер и мои ветви сильно качаются. Листья, которые сидят на моих ветвях срываются и падают на землю. (имитация движений руками по тексту игры).
Воспитатель: давайте вернемся к нашему лесу. Как могло произойти так, что жители леса погибают?
Дети: вырубают деревья.
Воспитатель: правильно! А кто вырубает деревья в лесу?
Дети: лесорубы.
Воспитатель: молодцы!
Слайд 5. «лесоруб». В лес пришли лесорубы и срубили березу, ель, скоро вырубят весь лес.
- Что произойдет, если вырубить весь лес? Чем это грозит нам, людям, и животным?
Дети: предполагаемые ответы. У животных, птиц, насекомых не будет дома и пищи.
Дети делают выводы: Когда дерево срубают оно погибает, засыхает: нечего есть гусенице, потом синичке и т.д. ”
Воспитатель: почему животные, птицы могут задохнуться? Что выделяют деревья?
Дети: мало кислорода (воздуха).
Воспитатель: молодцы! Почему становится мало кислорода?
Дети: деревья вырубают.
Воспитатель: вы правы. А какой воздух в лесу?
Дети: чистый, свежий.
Воспитатель: Давайте сравним чем пахнет лес, а чем город.
- чем пахнет воздух в лесу?
Дети: (если необходимо воспитатель помогает ответить). медом, цветами, малиной, черникой (ягодами), смолой.
Воспитатель: правильно! Не даром говорят «Лес- легкие планеты».
Слайд 6. «Лес- легкие планеты».
Воспитатель: теперь выясним, чем пахнет воздух в городе?
Дети: дымом от фабрик, газами от машин (помощь воспитателя при ответе).
Воспитатель: как вы думаете, воздух леса отличается от воздуха, которым мы дышим в городе? Почему?
Дети: в лесу воздух чище, потому что там много деревьев.
Воспитатель: правильно, деревья защищают нас от пыли и грязи. Деревья выделяют кислород, без которого нам тяжело дышать.
Воспитатель: а теперь давайте вдохнем глоток свежего воздуха:
Дыхательная гимнастика:
Воздух свежий мы вдыхаем
Руки к солнцу поднимаем. (Выдохнули, опустили. И ещё раз повторили).
Воспитатель: Молодцы! А что нужно сделать, чтобы сохранить лес и чтобы воздух стал чище?
Слайд 7. «нет леса- посади, мало леса- не руби, много- леса- сохрани».
Решение ситуации:
Дети: посадить много разных деревьев.
Воспитатель: для чего необходимо посадить (сажать) деревья?
Дети: чтобы у нас было больше кислорода, воздух был чище, любоваться красотой деревьев, чтоб к нам чаще прилетали птицы и насекомые.
3. Практическая часть:
Воспитатель: давайте и мы посадим свой лес- пластилиновый.
Садимся за столы. На каждого ребенка раздается по одному дереву (нарисовано на белом картоне) без листвы: береза, дуб. Объяснить, что чтобы наши деревья ожили, зазеленели необходимо после посадки их полить из лейки. А в качестве листьев прилепить зеленые листья (скатанные маленькие шарики прилепить на ветки дерева).
Дети самостоятельно выполняют.
Воспитатель: ребята, вы такие молодцы! Посадили прекрасные деревья, даже в группе воздух стал чище и свежий.
4. Рефлексия:
Воспитатель: как вы думаете, человек может прожить без леса?
Дети: нет, деревья очищают воздух от пыли и грязи, лес – это «легкие планеты»
Воспитатель: что же дает человеку и животным лес?
Дети: свежий воздух, лекарственные травы, грибы, ягоды.
5. Подведение итогов:
Воспитатель:
- ребята, вам понравилось наше занятие?
- что вам больше всего понравилось в занятии?
- Что нового вы узнали?
- Важно ли сохранить лес?
Сюрпризный момент: Вы были самыми умными и смекалистыми! Всем спасибо. Молодцы! И в знак благодарности лес угощает вас соком. (пьют яблочный сок).