муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад «Ласточка» с. Жуково муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан

 

 

Конспект итогового занятия по познавательно – исследовательской деятельности для старших дошкольников.

«Страна Чудес»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила воспитатель:

Хохлова О.Ю.

Жуково 2024год.

Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.

Задачи: 

Обучающие:

- Совершенствовать навыки счета в пределах десяти;

- Научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов.

- Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения.

Развивающие:

-Развивать познавательную активность, любознательность, воображение, мышление.

-Развивать умение слушать воспитателя и сверстников.

Воспитывающие:

-Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Интеграция образовательных областей:

-Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская.

Оборудование: экран, ноутбук, емкости и сосуды разной формы и размера, кисточки, ложки, соль, пластиковые тарелки, тарелки, яйца, конфеты «Скитлс», ватные палочки, лимон, листы белой бумаги, йод, поднос, манная крупа, магниты, монеты, 4 конверта с подсказками, медали, монеты, игрушка медвежонок.

Предварительная работа: создание презентации, конвертов с подсказками

Методические приемы:

Игровые-сюрпризный момент, действия с предметами; элементарные опыты

Наглядные-интерактивная доска, карточки подсказки

Словесные-беседы, вопросы, индивидуальные ответы детей.

Поощрение, и анализ занятия.

Организация детей на образовательной деятельности: 4стола с оборудованием стоят в форме буквы «П», стол воспитателя.

Ход занятия

1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

3. Заключительная часть (рефлективный этап)

Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла к вам в гости не с пустыми руками.

Посмотрите у меня есть колокольчики и я предлагаю вам с ними поиграть, чтобы узнать чем вы любите заниматься. Возьмите по одному колокольчику.

Сейчас зазвонит колокольчик у того, кто любит рисовать.

Пусть зазвонит колокольчик у того, кто любит играть.

Сейчас у того, кто хочет узнать что-то интересное. (дети кладут колокольчики).

Сейчас зазвонит мой колокольчик и мы займемся чем то интересным.

1. Воспитатель: Ребята, я к вам пришла не с пустыми руками, а принесла для вас целый сундучок с подарками и поставила его на столе, подойдем ребята к столу, и я вам все покажу.

 (Подходим к столу, сундучка нет.)

Воспитатель: а где же сундучок? Исчез! Чудеса! Как же мне подарить вам мои подарки?

(звучит мелодия телефона)

Воспитатель: Ребята, подождите, мне пришло голосовое сообщение. Прослушаем его?

Воспитатель: Ребята что же нам нужно сделать, чтобы найти мой сундучок с подарками (нужно выполнить все 4 волшебных задания, за каждое выполненное волшебное задание нам будет даваться подсказка)

Воспитатель: Как вы думаете вы справитесь с этими заданиями? (Да)

 Воспитатель: прямо сейчас мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только для начала вспомним правила безопасности:

Дети можно думать, слушать, смотреть, с осторожностью трогать и нюхать, нельзя: разговаривать во время эксперимента, кричать, нужно осторожно обращаться с приборами их можно не только разбить, но и пораниться.

2.Воспитатель: Подходим к первому столу и слушаем внимательно задание от нашего волшебника.

1.  «Умеет ли яйцо плавать?»

Как вы думаете ребята, может ли яйцо плавать? (Да, нет) Сейчас мы с вами и проверим.

Опыт: Для этого опыта нам нужны два стакана с чистой водой, 2 яйца и поваренная соль. Опускаем яйцо в стакан с чистой водой, оно медленно опустится на дно банки. Во второй стакан добавляем 3-4 ст.л. соли, размешиваем и опускаем яйцо. В соляном растворе яйцо будет плавать на поверхности.

Вывод: Когда мы растворяем соль в воде, плотность воды становится больше плотности яйца и яйцо не тонет.

Воспитатель: Вы доказали, что яйцо умеет плавать, держите подсказку. (из конверта часть пазла).

Воспитатель: переходим к следующему столу и ждем второе задание от нашего волшебника

Воспитатель: Ребята из чего мы можем сделать для нашего волшебникаволшебную радугу? Делать радугу ребята мы будем из конфет.

Опыт «Радуга»

Опыт: Из конфет «Скитлс» выкладываем по краю тарелки круг, в центр круга наливаем теплую воду чтоб скрыла конфеты на половину и смотрим, как появляется необычная радуга.

Вывод: в конфетах очень много красителя (краски). Вода является растворителем, поэтому краситель из конфет растворяется в воде и получается у нас вот такая волшебная радуга.

Воспитатель: Ребята, вы справились с заданием? (Да) Получаем следующую подсказку!

(Дается подсказка 2)

Воспитатель: Ребята мы справились со вторым заданием и получили уже вторую подсказку, идем дальше и слушаем следующее задание нашего волшебника.

Воспитатель: Ребята вы любите рисовать? А чем вы любите рисовать? Молодцы. А сейчас вы будете рисовать необычной (исчезающей) краской, а рисовать вы будете ватными палочками.

Опыт «Невидимые чернила»

Опыт: Берем ватные палочки обмакиваем их в сок лимона и рисуем на листке рисунок (цветок, бабочка, солнышко, снежинка, дерево).

Воспитатель: Пока ваши рисунки сохнут, мы немножко отдохнем

Физкультминутка:

В понедельник я купался, (изображаем плавание)

А во вторник - рисовал. (изображаем рисование)

В среду долго умывался («Умываемся»)

А в четверг в футбол играл. (бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал (прыгаем)

Очень долго танцевал. (кружимся на месте).

А в субботу, в воскресенье (хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал. (руки под – щеку – засыпают).

Воспитатель: Давайте рассмотрим ваши рисунки. Но на них ничего не видно! Что мы покажем волшебнику?

Воспитатель: не расстраивайтесь. Я ведь тоже немножко волшебница. Мы сейчас приготовим волшебную жидкость, которая невидимое делает видимым.

Предлагаю детям в воду добавить йод и закрасить весь лист водным раствором. Дети выполняют задание, рисунок появляется.

Вывод: Йод вступает в реакцию с крахмалом, находящимся в бумаге и окрашивает ее в светло – фиолетовый цвет. А те места, на которых был сок, остаются белыми.

Получаем нашу третью подсказку

Воспитатель: ну что ребята переходим с вами к последнему заданию от нашего волшебника, и слушаем задание внимательно.

«Однажды в пустыне потерял я 10 монет. Помогите мне их найти»

На столе стоит поднос с манкой (пустыня). В манке спрятаны монеты.

Воспитатель: Ребята, как можно найти монеты в нашей пустыне?

Дети: Просеять, на ощупь.

Воспитатель: Но у нас нет сита, чтобы просеять, да и руки вымазывать не хочется. Ребята в составе монет находится металл. Что же нам помогает притягивать металлические предметы?

Дети: Магнит.

Воспитатель: Конечно ребята, это магнит. Он нам поможет достать наши монеты в пустыне.

Опыт «Магнит»

Опыт: Дети проводят магнитами над манкой и собирают монеты.

Вывод: Магнит может примагничивать железо на расстоянии.

Воспитатель: Ребята, вы все монеты волшебника нашли? Давайте проверим и посчитаем их. (Дети считают)

Воспитатель: Ребята, вы справились с заданием!

(Дается последняя подсказка)

Воспитатель: Задания все закончились. Попробуйте вместе собрать картинку.

Дети собирают пазлы в картинку. Полученное изображение дети видят на интерактивной доске. Это изображение игрушки медвежонок.

Воспитатель: Что же у нас получилось? (Медведь) (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это тот, кто спрятал ваши подарки. Посмотрите, в группе есть медвежонок?

Подходим к игрушке и находим сундучок. Но что внутри, мы узнаем чуть позже. А сейчас подойдите все ко мне.

3. Рефлексия:

Сегодня мы с вами были исследователями.

Ребята, вам понравилось выполнять задание? (звонят в колокольчики)

Какие задания вам показались сложными? (звонят колокольчики)

А какое задание вам понравилось больше всего? (звонят в колокольчики)

А сейчас пусть зазвонит колокольчик у того, кто сегодня узнал много нового и интересного.

(Мотивация на учение)

А сейчас зазвонит мой колокольчик. Послушайте , что я хочу вам сказать.

Вы все молодцы! Я очень довольна вашими знаниями, вы все были внимательными, активными и старательными. А теперь посмотрим, что же я принесла вам в сундучке. Сюрпризный момент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ

Мною поставлена цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.

Задачи: 

Обучающие:

Совершенствовать навыки счета в пределах десяти;

Научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов.

Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения.

Развивающие:

Развивать познавательную активность, любознательность, воображение, мышление.

Развивать умение слушать воспитателя и сверстников.

Воспитывающие:

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская.

Для реализации каждой задачи были подобраны методы и приемы, позволяющие провести занятие в интересной и занимательной форме.

Игровые-сюрпризный момент, действия с предметами; элементарные опыты

Наглядные-интерактивная доска, карточки подсказки.

Словесные-беседы, вопросы, индивидуальные ответы детей.

Поощрение, и анализ занятия.

Использовалась групповая и индивидуальная формы организации детей.

Образовательная деятельность состояла из трех этапов: организационного, основного и заключительного. Этапы взаимосвязаны между собой, подчинены одной теме, цели и задачам.

Организационный этап образовательной деятельности был направлен на создание благоприятной эмоциональной обстановки и настроя (приветствие), переключения внимания воспитанников на предстоящую деятельность и стимуляцию интереса к ней. Эта цель была достигнута с помощью сюрпризного момента. Данный прием способствовал переходу к основному этапу образовательной деятельности.

Основной этап был направлен на решение образовательных задач.

На протяжении всей образовательной деятельности дети охотно выполняли предложенные мною задания, наблюдалась доверительная атмосфера.

Все этапы занятия были взаимосвязаны : дети динамично переключались с одного вида деятельности к другому. Разнообразное и оптимальное сочетание методических приемов способствовало снижению утомляемости и сохранению познавательной и речевой активности у детей.

В заключительной частиитог занятия был организован в виде рефлексии, чтобы дети смогли провести самоанализ выполненных задач.

На протяжении всего занятия я старалась поддерживать детский познавательный интерес эмоциональной и интонационно выразительной речью. Обращаясь к детям, использовала доступные вопросы. Учитывала индивидуальные возможности каждого ребенка. Я считаю, что поставленная мною цель достигнута, задачи реализованы полностью.