Конспект коррекционного-развивающего занятия по формированию сенсорных эталонов для детей старшего дошкольного возраста с РАС
Цель: становление мыслительных процессов, коммуникативных навыков, речевых элементов.
Задачи:
1. Формирование психологического контакта с ребенком, переживание им положительных эмоций в ходе совместной деятельности.
2. Побуждение к визуальному контакту с педагогом –психологом через выполнение инструкции: «Посмотри на меня».
3. Формирование умения слышать педагога-психолога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию
4. Развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику, жесты, интонацию взрослого.
5. Вызывание у ребенка совместного эмоционального переживания (радости, восхищения, восторга) при выполнении пальчиковых, речедвигательных игр.
6. Формирование навыков конструктивного мышления, и зрительно-пространственной ориентировки, зрительного слежения.
7. Активизация звукокомплексов.
8. Формирование элементарных математических представлений, в области порядкового счета и знания цифр.
Оборудование: массажный шарик (Су-джок, картинки и карточки для соотнесения цвета и формы, набор цветных геометрических фигур, набор карточек для развития речи, цифры от 1 до 10, мыльные пузыри.
Ход занятия:
1) Организационный момент Приветствие. Положительный настрой.
2) Массаж пальцев, рук, предплечья.
Массажным шариком Су-джок произвожу вращательные движения по пальчикам левой руки ребенка, затем перемещаюсь на ладонь, и провожу массажные движения до предплечья (те же действия провожу с правой рукой). Свои действия сопровождаю словами: «Покатился колобок», «Где покатился колобок?», «По левой руке катится колобок». В процессе массажа я слежу за состоянием и мимикой ребенка. Добиваюсь проявления положительных эмоций.
3) Речедвигательное упражнение «Пароход».
Читаю стихотворение:
Пароход плывет по речке.
И пыхтит он, словно печка.
(У ребенка ладошки сложены вместе, выполняем волнообразные движения).
4)Упражнение на установление глазного контакта «Очки»
Читаю стихотворение, (с помощью больших и указательных пальцев изображаем очки). Добиваюсь, чтобы ребенок смотрел мне в глаза через воображаемые очки.
Бабушка очки надела,
И внучонка разглядела!
5)Пальчиковая гимнастика «Замок».
Читаю стихотворение и выполняю упражнение в соответствии с текстом:
На двери весит замок (Руки скреплены «замком»)
Кто его открыть бы смог?
Постучали, (Стучим «замочком» по столу)
Покрутили, (Делаем круговые движения «замком»)
Потянули (Вытягиваем вперед рук, пальцы сплетены)
И открыли! (Разводим ладони в разные стороны)
6) Игра «Цветные окошечки».
Раскладываю перед ребенком разноцветные карточки, в центре каждой карточки квадрат. Ребенку предлагаю закрыть «окошечко» в соответствии с цветом карточки с помощью цветных квадратов. Затем даю инструкцию по дальнейшему действию. Например: «Дай, пожалуйста, красный квадрат». Добиваюсь от ребенка правильного выполнения задания.
7) Упражнение «Геометрические фигуры».
Использую геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник) четырех цветов для выполнения задания, связанного с формированием навыков конструктивного мышления.
Раскладываю на столе перед ребенком ряд одинаковых фигур, но разных по цвету. Затем предлагаю ребенку фигуры разные по цвету и форме и спрашиваю: «Куда мы положим эту фигуру?». Задача ребенка – соотнести цвет и форму. Если ребенок не справляется, предлагаю помощь).
8) Дидактическое упражнение на развитие речевых навыков.
Предлагаю ребёнку картинки с изображением животного. Под картинкой надпись, передающая звуковой сигнал (Цыпленок – «Пи-пи-пи» и т. д.). Задаю вопрос: «Кто так кричит?» и побуждаю ребенка повторить за мной.
9) Дидактическое упражнение «Разложи цифры по порядку».
Предлагаю ребенку разложить цифры от 1 до 10 по порядку. Если ребенок допускает ошибки, предлагаю свою помощь. (При необходимости провожу упражнение повторно).
10) Релаксация «Пузырьки».
В начале педагог выдувает мыльные пузыри, а ребенок смотрит, ловит, дует на них.
Затем мыльные пузыри выдувает ребенок (баночку с мыльными пузырями держит педагог). Пусть сначала ребенок выдувает пузыри с помощью коротких и быстрых выдохов. Наблюдайте, как в результате появляются пузыри, которые почти сразу лопаются. Теперь пусть ребенок попробует выдувать пузыри с помощь медленного и глубокого дыхания. Чем медленнее ребенок дышит, тем крупнее будут мыльные пузыри.
11) Итог. Хвалю ребенка, за то, что он хорошо работал на занятии. (Хлопаем ладонь о ладонь и говорю: «Ты – молодец, ты – умница». Предлагаю ребенку встретится встретиться в следующий раз).