Культура Древнего Египта
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1151»
124617 Москва, Зеленоград, корпус 1469
Художественная культура древнего Египта
конспект лекции по мировой художественной культуре
Учитель музыки:
Грибанова Юлия Андреевна
Зеленоград – 2024 г.
Тема. Художественная культура Древнего Египта.
Цель. Сформировать знания у студентов об особенности художественной культуры Древнего Египта.
Задачи:
– дидактическая – сформировать знания у студентов об особенностях архитектуры и скульптуры, живописи, театра и музыки, литературы в Древнем Египте в период Древнего царства, Среднего царства, Нового царства;
– развивающая – развивать художественное мышление студентов, творческие способности;
– воспитательная – воспитывать художественный вкус, ценностное отношение к произведениям искусства.
Организация лекции
Тип лекции: введение в тему.
Форма организации лекции: традиционная.
Методы учебно-воспитательного процесса: репродуктивный (показ, рассказ), сравнения, повышения информационной ёмкости знаний, художественного взаимодействия, метод интеграции искусств, метод сравнения и сопоставления, метод погружения в эпоху.
Средства обучения
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация со слайдами, ручки, тетради.
Структура лекции
Организация лекции – 5 мин.
Религиозные верования древних египтян
– 1
5
мин.
Древнее царство. Среднее
царство. Новое царство –
40
мин.
Религиозная реформа Эхнатона.
–
1
5
мин.
Итог лекции
– 5 мин.
Литература
1. Дмитриев Н. А., Виноградова Н.А. Искусство древнего мира / Н. А. Дмитриев – М.,1989.
2. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Академия,1999.
3. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток, Античность / Под ред. М.В.Доброклонского, А.П.Чубовой. – М.: Изобразительное искусство, 1981.
4. Матье М.Э. Искусство древнего Египта: Очерк истории и теории изобразительного искусства. – М.: Искусство, 1970.
5. Рубинштейн Р.И. Мифы древнего Египта. – М., 1959.
6. Шейко В.Н., Гаврюшенко А.А., Кравченко А.В. История художественной культуры: Первобытность; Древний Мир. –Х.: ХГАК,1998.
7. Черняк В.З. Семь чудес и другие. - 2-е изд. -М.: Знание, 1990. - 224 с.
8. Фурсенко Т. Ф. Базовые основы преподования художесвенной культуры в общеобразовательных учебных заведениях / Т. Ф. Фурсенко – Ялта, Крымский гуманитарный университет, 2010. – 45 с.
ХОД ЛЕКЦИИ
Содержание лекции
Методы организации учебно-воспитательного процесса на лекции
1.Организация лекции - 5 мин.
Преподаватель. Сегодня тема нашей лекции „Художественная культура Др. Египта” (Демонстрация слайда).
Что вы знаете про Египет? Какие особенности культуры Вам известны?
Сегодня мы узнаем более подробно о художественной культуре древнего Египта.
2. Религиозные верования древних египтян
Преподаватель.
Египет расположен на северо-востоке Африки, в долине Нила
Нил – самая длинная река в мире (6671 км)
Ширина долины – от 3 до 22 км
Верхний Египет – узкая и длинная долина, Нижний Египет – широкая дельта Нила. (Демонстрация слайда).
Рабовладельческий строй, пришедший на смену общинно-родовому, был исторически закономерен. Он способствовал зарождению мировой художественной культуры. В религии совершается переход от поклонения зверю к представлению о богах, подобных человеку. Одновременно и в искусстве утверждается образ человека, прославляются его деятельная сила, его способность к героическому подвигу.
Одной из наиболее ранних в истории является культура Древнего Египта – высокоразвитая египетская цивилизация сложилась в долине Нила в 3 тыс. до н.э.
Наличие своеобразной фауны было ведущим фактором возникновения тотемизма (веры в родство людей и тех животных, растений, явлений природы, которые служили объектом религиозного поклонения) и его последующего превращения в культ животных. (Демонстрация слайда)
Пантеон Богов Древнего Египта
Религия Древнего Египта никогда не являлась константой. Она держалась на основных культах: культ загробного мира и культ животных. „Рейтинг” богов Древнего Египта, зависел от определённого промежутка времени в истории государства и местонахождения столицы.
Осирис – основополагающее божество древнеегипетской религии. Осирис олицетворял природу и загробный мир. С Осирисом связано огромное количество легенд и мифов Древнего Египта. Египтяне считали, что именно этот бог обучил людей ремеслу и земледелию. Осирис имел семейство в лице сыновей Геба и Нута, брата Сета и жён Исиды и Нефтиды. (Демонстрация слайда)
После своей смерти посредством убийства и воскресения, Осирис передаёт свои „полномочия” Гору, оставшись только царём мёртвых.
Гор – самый почитаемый бог древних египтян после Осириса. В письменах его изображали в виде сокола или человека с соколиной головой. Именно Гору, совместно с Исидой, было суждено воскресить отца богов Осириса после его гибели.
Гор получил власть над миром от Осириса после его воскресения, став символом силы и мудрости природы и плодородности земли. Именно Гора считали покровителем фараонов, а его имя входит в титул фараона. (Демонстрация слайда)
Исида приходилась сестрой и одновременно женой Осириса (такое в Египте было в порядке вещей, а фараоны часто вступали родственные браки), и дочерью Геба и Нута. Кроме того, Исида являлась матерью Гора, второго по значимости бога Египта.
Сферой влияния и покровительства Исиды были вода и ветер. (Демонстрация слайда)
Тот – разум, мудрость и судья Египетских богов. Тот являлся покровителем писцов и учёных. Именно Тот дал людям письмо и грамоту. Применительно к природе, Тот „курировал” Луну.
Изображался Тот в виде человека с головой Ибиса. В царстве мёртвых, Тот являлся не последним человеком. Именно он определял, кто и когда должен умереть, вел учет умерших, доставлял их Осирису и выполнял все необходимые „формальности”. Понятно, что у египтян Тот вызывал благоговейный трепет. (Демонстрация слайда)
Маат – богиня порядка, истины и закона. Изображалась в египетских письменах в виде сидящей женщины, голову которой украшает страусиное перо. Считается, что Маат приходится дочерью бога солнца Ра. (Демонстрация слайда)
Амон – бог-творец. Этот бог является покровителем Фив. И когда столица Египта была перенесена в Фивы, его почитали даже больше,чем Осириса. Несколько позже Амона стали отождествлять с Ра, и его имя произносилось как Амон-Ра. Амон-Ра считался отцом правящего фараона. В целом, Амон-Ра был самым известным богом, соответственно и почитали его очень многие. (Демонстрация слайда)
Анубис почитался египтянами как покровитель ушедших в загробный мир и бог-защитник. Анубиса считали сыном Осириса и Нефтиды. Кстати, именно Анубиса считают первым бальзамировщиком и богом этого ремесла, ведь именно он бальзамировал тело умершего Осириса.
В письменах Анубис представлял собой человека с головой шакала. (Демонстрация слайда)
Атум – бог покровитель города Гелиополя; старший бог Гелиополианского пантеона. Известен также как бог-творец. Изображался писцами в виде человека с двойной короной на голове, символизирующей земли Древнего Египта. (Демонстрация слайда)
Хнум – бог плодородия, покровитель земледельцев, бог-создатель, создавший землю из глины. Кроме того, считалось, что именно Хнум сотворил людей и богов. Изображался Хнум в виде человека с головой барана. Культ Хнума, не смотря на его „заслуги”, не был широко распространен. (Демонстрация слайда)
Нут – богиня неба. Приходится дочерью богу воздуха Ши. Имеет сестру-близнеца, богиню земли Гебу. С богинями Нут и Геба связано большое количество красивых легенд и мифов, объясняющих их появление и обретения ими могущества. (Демонстрация слайда)
Ра – пожалуй, самый почитаемый бог после Гора, Тота и Осириса. Ра считается богом солнца. В более поздние периоды Ра почитался только в комплексе с другими богами: Амоном и Гором.
Ра изображался в виде сокола или человека с соколиной головой. Обязательно присутствовало изображение солнечного диска. Ра рекордсмен по количеству мифов и легенд, слагаемых египтянами о его деятельности. (Демонстрация слайда)
Шу – бог воздуха, отец Геба и Нут. Очагом его почитания был город Гелиополь. Своего культа Шу не имел. (Демонстрация слайда)
Сет – злой бог, повелитель пустыни, сын Геба и Нут. Сет был убит Гором, в отместку за коварное убийство Осириса. Изображался в виде человека с головой осла. (Демонстрация слайда)
В Египте культ животных оказался необычно живуч и сохранялся до времени римского владычества включительно.
Мысль о необходимости сохранения тела для будущей жизни привела к возникновению культа умерших, красной нитью прошедшего через всю египетскую культуру. Искусство Древнего Египта выросло из идеи Вечной жизни.
Историю культурного развития Египта принято делить на пять больших периодов: (Демонстрация слайда)
1. Додинастический период (4 тыс. до н.э.).
2. Искусство Древнего царства (XXX-XXIII вв. до н.э.) – время строительства пирамид (гробниц для усопших).
3. Искусство Среднего царства (XXI- XVIII вв. до н.э.) – период строительства многоколонных заупокойных храмов и полускальных гробниц.
4. Искусство Нового царства (1580-1085 гг. до н.э.) – время отделения гробницы от заупокойного храма.
5. Позднее время (IX в. – 332 г. до н.э.).
Рассмотрим три наиболее ярких из них.
3. Древнее царство. Среднее царство. Новое царство.
Древнее царство (XXX-XXIII вв. до н.э.). (Демонстрация слайда)
Начиная с 3-го тыс. до н.э., отмечается расцвет искусства Др. Египта, в котором отразился культ неограниченной власти фараона, сочетавшего свои полномочия с саном верховного жреца. Существовала сложная мифологическая система, отражавшая земную иерархию. Верховным богом был Ра, бог солнца, а фараоны объявили себя сынами солнца. (Демонстрация слайда) Умерший фараон отождествлялся с Осирисом. Осирис, считали, египтяне, научил людей всем искусствам и ремёслам. (Демонстрация слайда)
Существовал развитый заупокойный культ. Тело умершего бальзамировали, снабжали предметами повседневного обихода. Создавались статуи умершего, они как бы заменяли собой тело, чтобы душа могла вернуться для воссоединения с двойником. Поэтому скульптура тяготела к точному портретному изображению. С заупокойным культом была связана и архитектура этого периода.
Архитектура. В связи с культом фараона началось возведение первых гигантских усыпальниц. Наиболее значительные архитектурные сооружения: усыпальница-пирамида фараона Джосера в Сакаре, пирамиды фараонов Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена), Менкаура (Микерина), находящиеся в Гизе. (Демонстрация слайдов).
Египетские пирамиды — величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из „семи чудес света” – пирамида Хеопса и почётный кандидат „новых семи чудес света” – Пирамиды Гизы. Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы, использовавшиеся в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Слово „пирамида” – греческое, означает многогранник. По мнению одних исследователей, большая куча пшеницы и стала прообразом пирамиды. По мнению других учёных, это слово произошло от названия поминального пирога пирамидальной формы. Всего в Египте было обнаружено 118 пирамид.
Давайте посмотрим фотографию на которой мы видим Пирамиду Снофру 27 век до н.э. Ломаная пирамида Снофру имеет нестандартный угол наклона граней верхней части. (Демонстрация слайда).
В период Древнего царства сложились основные архитектурные формы, которые нашли своё воплощение в монументальных сооружениях.
Скульптура. Неотъемлемую часть храмов и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Их выполнение было подчинено строгим канонам. Люди изображались в однообразных, спокойных величественных позах. Это стоящая или сидящая фигура. Статуя Ранофера. (Демонстрация слайда).
Статуи ярко раскрашивали, глаза инкрустировали горным хрусталём и эбеновым деревом.
Изобразительное искусство. На стенах гробниц и храмов были выполнены рельефы и росписи. Их отличают чистота линий, сочные и чистые цвета. Обычно применялись золотистые, оранжево-красные, зелёные, синие и бирюзовые краски, нанесённые на сухую поверхность. (Демонстрация слайдов).
Письменность. Система письменности сложилась уже к эпохе Древнего царства (3 тыс. до н. э.). Знаки египетского письма были рисуночными и звуковыми (могли выражаться несколькими согласными). Для каждого отдельного звука (согласного, гласные не вписывались) был выработан знак, однако алфавита у египтян не было. При письме использовали смешанную словесно-звуковую систему, к рисуночному знаку приписывали знаки – „буквы”. Иероглифическое письмо чаще использовалось при создании надписей на камнях, памятниках.
Иератическое письмо (жреческое), использовалось в хозяйственых целях, скорописное на нем же писались литературные произведения и научные книги.
Демотическое письмо – вид поздней иератики, на нем создавались и надписи на камнях, и литературные произведения, и религиозные трактаты.
Литература Египта развивалась под сильным влиянием религии, однако в ней представлены и народные сказания (сказки о двух братьях, об обреченном царевиче), произведения о реальных событиях (рассказы Синухе и Ун-Амона), всевозможные надписи, религиозные гимны, художественные сочинения („Песнь арфиста”, „Беседа разочарованного со своей душой”), мифологические произведения („Борьба Хора с Сетхом”), басни, любовная лирика. Египтяне знали и театральные представления, как в форме мистерии, так и в светской. Существовали и всевозможные „поучения” – дидактическая литература. Ответ на вопрос кто автор этих произведений не представляется возможным, т.к. в текстах этого не фиксировалось. Исключения составляют только поучения. Вероятно для египтян это был наиболее важный жанр. Больше свидетельств сохранилось о писцах, переписывавших дошедшие до нас копии. Писцы занимали в египетском обществе привилегированное положение и руководили всей административно-хозяйственной жизнь страны. Об умении писца указывалось даже при перечислении высокопоставленными вельможами своих титулов, фараон не гнушался звания писца. Египтяне высоко ценили и своих литераторов. В папирусе Британского музея Честер-Битти IV, где находится поучение, указывается, что достойные произведения увековечивают автора лучше любого памятника: „память о том, кто написал их, вечна”.
От времени Древнего царства до нас дошли следующие памятники письменности: „Тексты пирамид” – это надписи на стенах внутри помещений в пирамидах пяти фараонов V и VI династий, обнаруженных вблизи Каира французским египтологом Г. Масперо и относящиеся приблизительно к 25-23 вв. до н. э. Изучение этих текстов позволило пролить свет на представления египтян о природе человека, о их воззрениях на жизнь и смерть, о таком понятии как Ка ( о котором и у самих египтян были довольно противоречивые представления).
Масперо считал, что Ка – это двойник человека, его точное подобие, которое рождается и растет вместе с телом.
Эрман (нем. ученый) считал, что Ка – это некая жизненная сила, таинственная сущность людей. Бесспорно одно, что эту субстанцию (Ка) после смерти тела ожидает вечная жизнь в потустороннем мире. Посмертная участь царей: или приближается к богам или становится богом.
„Тексты пирамид” содержат и гимны богам, в частности богине Нут.
Среднее царство (XXI- XVIII вв. до н.э.). В XXIII в до н.э.
(Демонстрация слайда)
Египет распался на ряд областей, возглавляемых местными правителями. Фиванские правители в XXI в до н.э. объединили Египет, но не смогли подчинить номархов Среднего Египта. Это определило формирование новых направлений в области искусства и науки.
Архитектура и скульптура. Особое значение в этот период приобрели колоннады, опоясывающие террасы храмов и дворы. Появились новые крупные храмовые ансамбли (например, усыпальница-храм Ментухотепа І в Дейр-эль-Бахари на западном берегу Нила (близ Фив). (Демонстрация слайда)
Нововведением были и пилоты – две мощные башни с узким проходом посередине, являющиеся своеобразным рубежом на пути людей, вступающих в храм. Этот приём стал каноническим.
С XII династии в храмах наряду с божествами стали устанавливать скульптуры фараонов. В их изображении усилилась объёмная моделировка черт лица, раскрывался более сложный мир чувств. Таковы портретная голова Сенусерта ІІІ, а также портреты его сына Аменхотепа ІІІ. (Демонстрация слайдов).
Строгие композиции стали заменяться более свободно сгруппированными сценами, краски стали нежнее и прозрачнее.
Изобразительное искусство. В этот период окончательно складываются нормы древнеегипетского изобразительного искусства. Художник ограничивался священными канонами, они ещё не знали законов перспективы, размер фигуры зависел не от размещения в пространстве, а от значимости каждой из них (обычно фараон изображался более крупным).
Литература Среднего царства. Ее называют классической. Основные жанры: поучения, сказки, гимны, художественные произведения, произведения публицистического плана.
Папирусы Среднего царства сохранили 2 произведения, относящиеся к периоду между Древним и Средним царством.
„Повесть о красноречивом поселянине” (период X династии). 10 речей поселянина перед могучим сановником, в которых он возмущается, что подданный сановника его ограбил. Речи в записанном виде были доставлены фараону. Пострадавшему возместили ущерб, его даже наградили. Основная идея – победа справедливости, праведного суда.
„Поучения царя Гераклеопольскогo” сыну Мерикара (папирус хранится в Эрмитаже).
Царь делится со своим сыном опытом управления страной:
„богатый народ не восстает”.
„речь сильнее любого орудия”
„создай себе памятник любовью (окружающих) тебя”
„Сказки папируса Весткар”.
Фараон IV династии Хеопс предлагает своим сыновьям рассказать ему рассказы про старину, его сыновья – мудрец Джедефхор, затем Хафра и Бауфра по очереди рассказывают сказки отцу. Здесь впервые получает воплощение композиционный прием объединения различных сказаний в одно произведение („Тысяча и одна ночь”, „Декамерон”).
Когда настала очередь Джедефхора, он позвал кудесника Джеди, который сообщил, что жена жреца бога Ра Раджедет беременна и вскоре должна родить 3-х сыновей, из которых старший станет верховным жрецом Ра в Гелиополе, а двое младших будут царствовать, сменив на престоле IV династию. Далее описывается рождение сыновей. Дети родились с явными признаками царского достоинства. Служанка хотела донести об этом Хеопсу, но была схвачена крокодилом. Конец папируса не сохранился. В сказке не говорится о намерении Хеопса уничтожить детей, но такая возможность предполагается всем ходом повествования. Этот эпизод перекликается с Евангелием от Матфея, где царь Ирод, узнав о рождении Христа дает приказ об уничтожении всех детей в возрасте до 2-х лет. В тексте отмечается, что указанные сыновья Раджедет действительно являлись первыми тремя фараонами V династии. Это фольклорная история, обработана и записана на народном языке того времени. Сказка о Хеопсе и сыновьях Раджедет, вероятно, отражала реальные исторические события.
Сохранились и произведения иного содержания – гимны богам. Гимн Хапи (богу Нила), Осирису и др. Начало отмечено еще в „Текстах пирамид”.
Гимн Хапи (богу Нила), наиболее известен, сохранились различные записи. Отличается художественными достоинствами. Гимн отражает отношение египтян к великой реке. Эти чувства выражены в яркой художественной форме. Воздается слава великой реке.
Гимн Осирису (текст хранится в Национальной библиотеке Парижа). Обращение к божеству. Это уже время, когда путем обращения к Осирису любой мог „обеспечить” себе вечную жизнь в потустороннем мире.
Произведения философского содержания.
Это около 15 текстов, дошедших от Среднего царства. Эти тексты исполнялись арфистами. Самая подробная версия „Песни арфиста” сохранилась в папирусе Харисс (период Нового царства). В песне арфиста уже другие тенденции:
О бренности земного. Сказания об Имхотепе и Джедефхоре сохранились только благодаря оставленным ими изречений. Никто из умерших не явился из потустороннего мира, чтобы рассказать о нем живым. А для этого нужно испытать все блага жизни .
Пессимизм по отношению к загробной жизни.
Второе произведение философской направленности – „Беседа разочарованного со своей душой”, сохранилось в одном из берлинских папирусов. Беседа человека, разочаровавшегося в жизни и стремящегося покончить жизнь самоубийством со своей душой, которая возражает против этого и призывает жизнь. Человек чувствует себя чужим в этой жизни, рисует царящие порядки, показывает насколько они несовершенны и жестоки. Душа ничего не говорит о земных порядках , а высказывает приблизительно те же мысли, что и в „Песне арфиста” – нечего думать о смерти и готовиться к ней, сооружать пирамиды и гробницы, они запустеют и разрушатся, надо пользоваться земными благами. Она призывает разочарованного прислушаться к ней.
Произведения публицистического плана. Появляются во время правления XII династии – время относительной политической стабильности.
„Пророчество Неферти”. Фараон IV династии Снофру скучает и призывает к себе мудрецов, чтобы они его развлекли. Приводят некого Неферти: фараон пожелал услышать пророчество о будущем. Пророчества Неферти ужасны. В конце он говорит, что для того чтобы исправить положение на престол воссядет некто Амени и восстановит порядок. А между тем Амени – это уменьшительное имя от Аменемхета (основатель XII). Идея – что основатель династии это, как спаситель и что пророчество о нем, прозвучало до пришествия его к престолу.
„Пророчество Аменемхета I” своему сыну Сенусерту I. Оно несколько отличается от других поучений. Более напоминает автобиографию. Мысль: тот самый Амени, спаситель стал жертвой заговора из-за своей излишней доверчивости.
„Рассказ Синухе” („Повесть о Синухете”). Широкий охват окружающих действий. И о царском дворе, быте, нравах, египетской культуре, психологические наблюдения. Рассказ ведется от первого лица. Язык богат, нет частых в египетской литературе повторов. Рассказ настолько живой, что создается впечатление,что Синухе реальная историческая личность. Увлекательный сюжет, Синухе участвует в короткой экспедиции с сыном Аменхотепа Сенусертом, когда приходит известие о смерти фараона. Сенусерт убывает в столицу. Синухе подслушал разговор врагов Сенусерта, у него опасность междоусобицы. Затем он бежит, ведет бродячий образ жизни. Далее он обосновывается в стране Кедем (Азия), устанавливает дружеские отношения с правителем этой страны, женился на дочери правителя, стал вождем племени. Но он тосковал по родине. Он возвращается на родину, Сенусерт его прощает и приносит в подарок дары.
Новое царство (1580-1085 гг. до н.э.) (Демонстрация слайда)
В этот период были установлены единые государственные религиозные культы.
Архитектура и изобразительное искусство. Храмовое строительство посвящалось заупокойному культу и богу Амону. Храмы располагались вдоль Нила по продольной оси. Тип храма представляет собой прямоугольник в плане, который делился на три части: открытый двор, обнесённый колоннами, колонный зал и святилище. Фасад храма обращался к Нилу, от которого шла дорога, обрамлённая по сторонам каменными сфинксами или священными овнами. Аллея сфинксов вела к пилоту, перед которым возвышались обелиски и колоссальные статуи фараонов. Монументальные рельефы покрывали стены храмов.
В Фивах были возведены гигантские храмовые комплексы Карнака и Луксоры, посвящённые богу Амону (Демонстрация слайдов). Гробницы фиванских царей располагались в тайниках скалистых ущелий, а храмы – у подножия гор. Заупокойный храм царицы Хатшепсут. (Демонстрация слайда). Рельефы и росписи гробниц и храмов изображали мчащиеся колесницы, охотников, стройных коней, несущихся галопом. Чёткие контуры рельефа изменяются, появляются мягкие очертания, эластичные линии. Посмотрим на фотографию Храма Рамзеса 2. (Демонстрация слайда) Этот храм был вырезан прямо в скале в тринадцатом веке до нашей эры великим фараоном Рамсесом II в честь себя и в честь триады: Амон-Ра, Птаха и Ра-Харахте. Храм был сооружен вместе с меньшим храмом, посвященным жене Рамсеса, Нефертари и богине Хатор (дочери Ра-Харахте) на стратегически важном месте, на изгибе реки Нил, как внушительный памятник могущества Египта.
Скульптура. Посмотрите на скульптуру Жрец Аменхотеп и жрица Раннаи, XVIв. до н.э. (Демонстрация слайда) Статуэтки фиванского жреца Аменхотепа и его жены – певицы бога Амона (жрицы) Раннаи – выдающийся образец египетской мелкой пластики времени Нового царства. Обе статуэтки вырезаны из черного (эбенового) дерева. Сверху фигурки по левкасу были покрыты изначально тонким слоем истертого в порошок серебра; украшения на шее и руках сделаны из тонкого золота, глаза инкрустированы стекловидной пастой. По обычаю жрецов голова Аменхотепа обрита, на жрице – пышный парик. Особенно хороша статуэтка Раннаи: тонкий силуэт ее необычайно изыскан, стройное тело молодо и женственно. Статуэтки, безусловно, исполнены выдающимся египетским мастером, который, сохраняя традиции и оставаясь в рамках канона, сумел создать совершенное художественное произведение.
Живопись. В живописи усложняется композиция, обогащается колорит. В обрисовке тел появляется мягкость и округлость. Более пластичной становится и скульптура.
Литература Нового царства. Существовали такие жанры как: сказки, иторические надписи, мемуары, литература о путешествиях, поучения. Начало литературы Нового царства связывают с 18 династией. Это период внутреннего и внешнего расцвета, превращение Египта в мировую державу, империю. Литература этого периода обширнее памятники сохранились лучше. Отмечено несколько авторских памятников, среди авторов известны: Ун-Амон, Ани, Аменемопе. Особенность этого периода в том, что закончилась изоляция Египта от внешнего мира, в которой он пребывал в предшествующие Новому царству времена. Процессы, происходящие в обществе, возглавляли правители из Фив. Возвышается фиванский бог Амон.
Сказки. В эпоху Нового царства некоторые мифологические сюжеты становятся сюжетами сказочных произведений: миф об Осирисе и Исиде, конфликт между Гором и Сетхом.
Миф начинает превращаться в развлекательный рассказ, боги наделяются недостатками, пороками. Но не все сказки, содержащие мифы были пародийными.
Сказки не мифического содержания.
„Сказка о двух братьях”. Стасов в „Вестнике Европы” в 1868 г. опубликовал статью, посвященную этой сказке и привлек внимание русской общественности к литературе Древнего Египта. Сюжет: жена старшего брата пытается оболгать младшего, тот бежит, брат возвращает его и узнав правду, наказал жену, а младший брат становится фараоном.
„Сказка о правде и кривде”. Правда и Кривда – это имена 2-х братьев, воплощения справедливости и несправедливости. Кривда ослепил Правду, сын которого отомстил.
В этих 2-х сказках сказывается влияние мифа об Исиде и Осирисе, хотя они и не мифологического содержания. Осириса напоминает младший брат Бате в первой сказке, и Правду – во второй. Старший брат олицетворяется с Сетхом.
„Сказка об обреченном царевиче” (конец этой сказки не сохранился). Здесь затрагивается проблема рока, превращение гибели от нескольких животных: крокодила, собаки, змеи. От гибели его спасает жена но предчувствие рока сохраняется.
Исторические надписи, мемуары.
Так называемые „Анналы” Тутмоса III на стенах Карнакского храма Амона в Фивах. Они являются извлечением из летописи того времени, составлены писцом Ганини, он сопровождал Тутмоса в его походах.
„Поэма Пентаура” (Пентаур переписчик поэмы, автор не известен). Здесь содержится описание битвы между Рамсесом II и хеттами, нач. 13 в. до н. э. Воспевается доблесть фараона, герой поэмы сам Рамсес. Он в опастности обращается к свонму „отцу” богу Амону, который вливает в него решительность и мужество. Враги бегут. Варианты текста поэмы воспроизводятся в храмах Луксора, Абу-Симбела. Инсценирована она была, вероятно, самим Рамсесом.
Авторские произведения. „Путешествия Ун-Амона” (автор Ун-Амон). Рассказ о путешествиях египтян, по реальности изображаемых событий сравнивается с рассказом Синухе.
Поучения, авторов Ани и Аменемопе. Они еще бессистемны, но уже другие идеи.
Любовная лирика – новый жанр в египетской литературе. Естественно стихи существовали и ранее, но сейчас увеличивается их количество, повышение культуры писцов способствовало тому, что в этот период их стали фиксировать.
Демотическая литература (VIII в. до н. э. - III в. н. э.).
Время правления фараонов XX-XXV династий, отмечается нестабильность, Египет попадал под ливийское, эфиопское, ассирийское влияние, это привело к тому, что литературные памятники этого беспокойного периода не сохранились. Культурный подъем начинается с XXVI династии в саисскую эпоху (сер.7 в. до н. э.). В этот период распространяется демотический язык. Жанры: сказки (с элементами басни), поучения, произведения исторического характера.
Сказки с элементами басни. Здесь все действующие лица животные. Это не самостоятельные басни, они вплетаются в общий мифологический текст. Повествование, в основном сосредотачивается на приключениях в Эфиопии богини – „Око Солнца”, дочери Ра, у которой был образ Кошки, и бога Тота (бог мудрости, счета, письма), превращающегося то в павиана, то в шакала, посланного ей во след. Тот, пытаясь снискать расположения богини, рассказывает ей сказки из мира животных: басни о кошке и коршуне, льве и мыши. У последней басни сходство с басней Эзопа (мышь спасает льва т.к. он ранее даровал ей жизнь). В конце каждой сказки присутствует моральное заключение.
Поучения. Они написаны в традиционном стиле. Содержатся в Лондонском папирусе, Луврском, Лейденском („Поучение Инсингер”). Как для жанра поучения так и для всей египетской литературы этого периода характерна была обращение в прошлое. Находясь под властью персов, греков, римлян египтяне пытались возродить те времена, когда их страна была свободной и ей правили египетские фараоны.
Произведения исторического характера. К ним относятся „Демотическая хроника” (III до н. э.) и „Сказания о Петубасте”.
„Демотическая хроника” представляет собой изречение оракула. Изречение сопровождается толкованием. Сами изречения очень сложны и смысл их недостаточно понят учеными. Толкования же историчны и имеют отношение к правлению 28-30 династии, владычеству персов и династии Лагидов. Автор хроники по всей вероятности жрец. Она пронизана патриотическими умонастроениями. Автор предрекает, что придет и другое время. „После чужеземцев править будет выходец из Гераклеополя”.
„Сказание о Петубасте”. Цикл рассказов, посвященных царю времени ассирийского завоевания, резиденция которого находится в Танисе. Это не чисто историческое произведение, в нем сочетаются как исторические факты, известные по анналам ассирийского царя Ашшурбанапала, так и фантастические эпизоды. В сказании подчеркивается, что помимо Петубаста в Египте было много и других самостоятельных правителей. Одна легенда посвящена борьбе за доспехи одного из правителей Инара, правившего в Гелиополе. Доспехи являлись чем-то вроде талисмана, являлись источником могущества храбрости. Для современников произведение ценно тем, что дает представление о внутриполитической обстановке Египта того времени. Здесь содержится также сказание об амазонках. В этой легенде вновь упоминается Инар. После смерти Инара войско в этой борьбе возглавил его родственник Петухоне. Между Петухоне и царицей амазонок Серпет происходит поединок и заканчивается тем, что Петухоне и Серпет полюбили друг друга.
В Египте побывали: Солон, Фалес, Пифагор.
Притягательной силой обладало и египетское искусство. Оно нашло переосмысление и в крито-микенский период (III-II тыс. до н. э.), отдельные его черты прослеживаются и в искусстве Ближнего Востока во II тыс. до н. э., у народов Сирии, Финикии, хеттов, ассирийцев.
Театр и музыка.
Свидетельства о египетском театре отрывочны. Вместе с тем несомненно, что он теснейшим образом был связан с религией, культом. Мистерии – театральный жанр на религиозную тематику. Представления, где главными героями были боги (эти роли исполняли жрецы), имели место еще в эпоху Древнего царства. Свидетельства этому отмечены в тексте под научным названием „Памятник мемфисской теологии” (7 в. до н. э.). Сам же текст представляет собой копию с оригинала времен Древнего царства. В тексте содержатся диалоги между богами, которые можно считать отрывками мистерийных сценариев. Около 14 отрывков такого рода сохранилось от эпохи Среднего царства и более поздних времен. У Геродота есть свидетельства о том, что греки переняли у египтян их праздники и обычаи, это относится к моменту когда он сравнивает греческие мистерии Диониса с египетскими религиозными празднествами.
6. Религиозная реформа Эхнатона
Амарна (начало 14 в до н.э.). Этот период выделяют как вершину в развитии реалистического египетского искусства. Он связан с реформами фараона Аменхотепа IV, в результате которых были объявлены ложными все старые боги, а новым единым божеством было провозглашено вместо символа солнца Амона-Ра само солнце – Атон. Фараон изменил своё имя на Эхнатон (Дух Атона).
В литературу был введён разговорный язык, на котором писали даже гимны. Произведения искусства этого времени отличаются человечностью, овеяны подлинным дыханием жизни.
В архитектуре появляются храмы, в которых отсутствовали колонные залы. Среди скульптур этого периода особо выделяются портреты Эхнатона и его жены Нефертити, выполненные в рельефе и круглой пластике. Они свидетельствуют о новой лирической трактовке образа человека. (Демонстрация слайдов). В скульптуре подчёркивается правдивость изображения, фигуры изображают в движении. Сложился египетский канон: голова, руки и ноги изображали в профиль, корпус фигуры анфас (первая проба изобразить движение).
После смерти Эхнатона были восстановлены прежние верования и идеалы. Этот период ознаменовался широким строительством в Египте.
Позднее время (IX в. – 332 г. до н.э.). Войны привели к распаду государства. Последний расцвет египетского искусства относится к VII в до н.э., характеризовавшийся изысканным стилем, яркими красками живописи.
В 332 г. Египет попал под власть Александра Македонского, в результате чего Египет принимает греческие культурные традиции.
7. Итог лекции.
Преподаватель. Задания и вопросы:
Представьте себе, что вы попали в Древний Египет. По дороге навстречу вам идут несколько человек. По каким внешним признакам вы могли бы узнать в одном из них жреца?
Недавно археологи, работающие в Египте, обнаружили папирус, но большая его часть была испорчена. Однако ученые смогли расшифровать фразу, в которой фараон называется сыном бога Атона. Как ученые смогли определить век, когда был написан этот папирус? О каком фараоне мог бы рассказать этот документ?
Однажды будущий фараон Тутмос после охоты заночевал в пустыне недалеко от великих пирамид Гизы. Во сне он увидел Сфинкса, который обращаясь к принцу сказал:
„
Смотри на меня, сын мой Тутмос.
Засыпан я песком….обещай мне, что ты откапаешь меня… И тогда я признаю в тебе своего сына и подарю тебе престол Египта…”. Какие религиозные представления древних египтян нашли свое отражение в этой древней легенде.
Зная, каким образом жрецы в Древнем Египте получали божественный оракул, определите, что влияло на то решение, которое принимал храмовый суд: мнение жрецов – судей или воля бога, к статуе которого жрецы обращались за оракулом. Объясните почему.
Основные факты и понятия:
III тыс. до н. э.
– строительство Великих пирамид.
XIV век до н. э
. – религиозная реформа Эхнатона. Объявление Атона верховным богом Древнего Египта.
Миф
– представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов; общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого общества. Это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов и т. д.
Мифология
– это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества, содержащая элементы религии, а также наука о мифах.
Религия
– одна из форм отражения действительности в фантастических образах, представлениях, понятиях. Главным, определяющим признаком религии является вера в реальность сверхъестественного.
Культ
– Один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы. Преклонение перед кем- или чем-либо.
Жрец
– служитель культа.
Оракул
– 1. У народов Древнего Востока, древних греков и римлян – жрец, который испрашивал “волю бога” по тому или иному вопросу. 2. Ответ, прорицание, якобы даваемое богом, или его статуей.
Пятичленная титулатура
– Официальное, полное имя фараона, состоящая из пяти частей: 1) имя правителя как воплощение бога Гора, 2) имя фараона как воплощение двух владычиц – богини Верхнего Египта Нехбет и богини Нижнего Египта Уаджет, 3) имя фараона как “Золотого Гора”, 4) Царь Верхнего и Нижнего Египта, 5.)сын бога Ра.
Фараон
– титул египетских царей.