Конспект логопедического часа по лексической теме
"Мой дом. Мебель" в средней группе компенсирующей направленности СНР.
Сегодня на занятии будем беседовать о домах, в которых вы живёте.
А что же есть в каждом доме? Я буду загадывать загадки. Вы должны угадать. Вставайте на ножки.
Отгадайте загадки «Что бывает у дома»
Он такой же, как и пол,
Но туда не ставят стол.
Чисто там всегда и пусто,
И висит там только люстра. (Потолок)
По нему идут,
Он и там и тут,
Он в твоей квартире,
В школе, в бане, в тире,
И запомнить так легко:
Он всегда под потолком! (Пол)
Снег идет, а мне тепло.
Дождик льет, а мне смешно.
Ведь смотрю я сквозь стекло
В обыкновенное… (окно)
Прежде чем нам в дом войти, Мы открыть её должны. Поздороваемся с ней, И откроем нашу (Дверь)
Маленький железный зверь Держит крепко, цепко дверь. Чтоб войти в дом вор не смог Охраняет дом … (Замок)
- А интересно у дома потолок крепкий? Давайте проверим. (Дети имитируют стук потолка при это говоря Тук-тук-тук)
Что бы пол был чистым его нужно подмести. (Дети имитируют движения, при этом говоря Ш-Ш-Ш-Ш).
Давайте проверим хорошо ли у нас открываются окна! (Руки перед собой, согнуты в локтях. Дети разводят руки при этом говоря И-и, И-и – с изменением силы голоса)
Давайте проверим как у нас работают двери. (Руки перед собой, согнуты в локтях. Дети по очереди разводят то одну, то другую руку при этом говоря А-а, А-а – с изменением силы голоса). Хорошо работают двери
Как открываем мы замок (Дети опказывают, при этом говоря Чик-чик-чик)
3. Артикуляционная гимнастика
Рот – домик, губы – двери
А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,
Живет веселый язычок.
Вот проснулся язычок, выглянул в окошко. (Широкая трубочка)
Расстелил половичок
На крылечке язычок. (Лопаточка)
Взял он клещи,
Взял топор
И пошел чинить забор. (Заборчик)
Д-д-д-д-д-д-д-д – стучит молоточек,
Т-т-т-т-т-т-т-т-т – вот забит гвоздочек.
Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Наш заборчик не узнать. (Маляр)
Скрылось солнце за горой,
Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок (Белочка)
Лег в кроватку и умолк. (Лопаточка)
Основная часть
Грамматический строй речи:
Динь-дон, динь-дон!
Гномы строят новый дом.
Гном и Дом
Жил да был весёлый гном. Он в лесу построил … Дом. (Дети руками показывают дом)
Рядом жил поменьше гномик. Под кустом он сделал … Домик.
Самый маленький гномишко под грибом сложил… Домишко.
Старый, мудрый гном-гномище выстроил большой… Домище.
А на печке за трубой жил у гномов…Домовой
5. Развитие дыхания: во многих домах бывает много этажей и чтоб нам не подниматься по ступенькам давайте прокатимся на лифте. Некоторые лифты идут медленно, а некоторые быстро, стремительно, что аж дух захватывает!
- Набираем воздух через нос, поднимаем руку вверх и тянем ААААА, спускаясь вниз, пока у нас изо рта выходит воздух.
- Набираем воздух через нос, медленно поднимаемся вверх и тянем ЭЭЭЭЭ.
6. Самомассаж лица
«Разминка»
Стенка, стенка, потолок, (трогаем одну щечку, вторую, лобик)
Две ступеньки и звонок. Дзинь! (касаемся губок, нажимаем «кнопку» носика)
Два пожарника бежали,
(растираем кулачками щечки малыша)
Эту кнопку увидали, подбежали и нажали.
Дзинь-дзинь-дзинь! (дотрагиваемся до носика)
7. Пальчиковая гимнастика
Жили-были гномики
(Указательным и большим пальцем показываем размер)
В расчудесном домике.
(Ладони сложены в виде крыши)
Папа-гном дрова рубил,
(Ребром кисти ударяем о ладонь)
Гном-сынок их в дом носил,
(Хватательные движения руками)
Мама-гномик суп варила,
(Кисти округлены, шарообразные движения)
Дочка-гном его солила,
(Пальцы сложены в «щепотку»)
Гномик-бабушка вязала,
(Имитируем вязание на спицах)
Гномик-тетушка стирала,
(Потираем ладошки друг о друга)
Дед – окошко открывал,
Всех знакомых в гости звал!
(Обоими кистями рук делаем приглашающий жест к себе).
8. Образование относительных прилагательных
Прочный дом построим гномам
Чтобы много лет стоял
Для него необходимо
Выбрать нужный материал
Для строительства немало
В нашей группе материала:
Дерево, кирпич, бетон…
Нужен чтоб построить дом.
Дом из кирпича – кирпичный, из камня – каменный, из дерева – деревянный, из соломы - -соломенный.
9. Физминутка.
Под Музыку Железново «Дом»
10. Словарная работа.
- Давайте и мы построим дом для гномов. (Дети по очереди подходят к доске выбирают часть дома и приклеивают ее). При это ребенок должен проговорить: Для дома нужны стены, для дома нужна крыша и т.д.
- Вот и построили мы дом для гномов. А давайте посчитаем сколько окошек в доме получилось?
Дети хором отвечают: 1- окно, 2 – окна и т.д. (При этом выполняя упражненье «Оладушки» - руки детей лежат на коленках. Одна ладонью вверх, другая вниз. Под счет дети одновременно меняют ладошки в противоположном направлении.)
А какие комнаты есть в доме и какую мебель мы поставим в каждую комнату (Ответы детей)
11. Мимическое упражнение.
Дети передают мимикой, как гномы радуются новому дому.
12. Итог занятия.
Что вам больше всего понравилось? Какие части дома вы запомнили?