Конспект логопедического занятия «Перелётные птицы»

Коррекционно- образовательные задачи:

1. Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах.

2. Расширение словарного запаса по лексической теме.

3. Совершенствование грамматического строя речи:

- образование притяжательных прилагательных (гусиный, утиный, журавлиный)

- образование существительных от существительных (грач-грачата).

- согласование притяжательных с существительными в роде, числе (гусиный хвост, гусиная голова, гусиное туловище).

- согласование существительных с числительными (одна кукушка, две кукушки.)

4. Упражнять детей в ориентировке в пространстве.

5. Развитие связной речи.

6. Развитие навыков звукобуквенного анализа.

Коррекционно- развивающие задачи:

1. Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления.

2. Развитие общей и мелкой моторики.

3. Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

4. Воспитание любви к животному миру.

Ход занятия.

Логопед: Вот и пришла долгожданная весна.

Ребята, к нам на занятие прилетела птичка, а вот какая угадайте.

 

Во дворе стоит дворец,
Там живёт один певец.
Очень ловкий молодец
И зовут его…

 

Дети: Я думаю скворец.

 

 Логопед: Скажите дети, как называются птицы которые улетали от нас осенью в тёплые края, а весной возвращают к нам?

Дети: Перелётные птицы.

Логопед: Вы догадались, о ком сегодня мы будем говорить? (да, мы будем говорить о перелётных птицах).

ЛогопедНаш гость прилетел к вам не один. Он позвал к вам своих друзей- перелетных птиц. Все гости уже прилетели, но они хотят немного поиграть с вами в прятки, поэтому спрятались на дереве под листики, а чтобы найти их, вам нужно отгадать загадки.

 

- Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда.

Дети. Я думаю это кукушка.

- Маленький певец лесной

Лучше всех поёт весной. (соловей)

 

 

- Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (грач)

 

-Прилетает к нам с теплом.

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

 

 Он твердит одно га-га

Кто обидел? Где? Когда?

Никого я не боюсь.

Ну конечно это (гусь)

 

Этот старый наш знакомый:

он живёт на крыше дома-

Длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту за лягушками

К болоту. (аист)

 

Логопед.  Давайте рассмотрим это дерево. Скажите, какие перелетные птицы к нам прилетели?

Дети. К нами прилетели  соловей, грач, ласточка, аист, кукушка, жаворонок.

Логопед: Скажите, какая из птиц сидит на дереве высоко?

Дети: Высоко на дереве сидит грач.

Логопед: Какие птицы сидят на дереве внизу?

Дети: Внизу на дереве сидят скворец, соловей и кукушка.

Логопед: Что находится перед деревом?

Дети: Перед деревом в траве – гнездо жаворонка

Логопед: Что находится справа от дерева?

Дети: Справа от дерева находится озеро.

Логопед: Кто плавает на озере?

Дети: На озере плавают гуси и утки.

Логопед: Что расположено слева от дерева?

Дети: Слева от дерева расположен домик.

Логопед: Где расположился аиста?

Дети: Аиста расположился в гнезде на крыше домика.

Логопед: Где находится гнездо ласточки?

Дети: Гнездо ласточки находится под крышей домика.

Логопед: Звонкими песнями наполнилась природа. Послушай как поют  птицы.(видео)

Логопед: Подскажите как поют ...

Логопед:   Дети:

Грачи -…каркают

Гуси - ... гогочут

Соловьи - ... свистят  

Ласточки - ... щебечут

Журавли  - ... курлычат

Лебеди - ... трубят 

Кукушки  - ...кукуют

Аисты - ... трещат  

Логопед: А скворец подражает голосам всех птиц! Вот такой он певец!

Физкульминутка.

Упражнение «Возвращаются певцы» 
-Мы немного устали и сейчас отдохнём. Выходите на ковёр (дети выходят на ковёр).
От полуденных лучей( Бегут по кругу)

Побежал с горы ручей,

И подснежник маленький (Приседают)

Вырос на проталинке.

Возвращаются скворцы – (Встают, машут руками, как крыльями)

Работяги и певцы,

Воробьи у лужицы (Кружатся на месте)

Шумной стайкой кружатся.

И малиновка, и дрозд (4 прыжка)

Занялись устройством гнёзд:

Носят, носят в домики (Шагают на месте)

Птицы по соломинке.  (Вытянуть вперёд сначала правую, потом левую руку). (Г.Ладонщиков)

Логопед. А теперь внимательно посмотрите на доску. Игра " Найди лишнюю птицу. "

Логопед: Какая птица оказалось лишняя и почему?

Дети: Лишняя сорока - она зимующая птичка, а остальные перелётные.

Логопед. Весною погода бывает разная то тепло, то холодно. Ветер весною сильный. Давайте изобразим весенний ветер. Наберём полную грудь воздуха через нос, не поднимая плечи.

Дети. Дуют. (выдох через рот)

Логопед. Ребята мы хорошо с вами дули, что все картинки разлетелись. Вы поможете мне их собрать.

Дети. Да.

Логопед. Вам нужно собрать картинки гуся, аиста, скворца, грача и жаворонка.

Дети. Я буду собирать гуся.

Логопед. Это чья голова?

Дети. Это гусиная голова.

Логопед. Клюв (чей) птичий, утиный, гусиный.

Голова (чья) птичья, утиная, гусиная.

Гнездо (чьё) птичье, утиное, гусиное.

 

Логопед. Ребята, все картинки собрали правильно. На наши работы прилетели посмотреть другие птицы. Игра с мячом “Сосчитай – ка”

 

Логопед показывает картинки птиц, а дети называют птиц с числительными 1,2,5

Дети. Одна ласточка и два соловья.

Две утки и пять кукушек.

Один жаворонок и два гуся.

Пять грачей и один аист.

Две кукушки и пять скворцов.

Один аист и пять соловьёв.

Логопед: Ребята, весной у птиц появляются птенцы, они любопытные и непослушные , как и все дети.

Логопед: Посмотрите на картинки и скажите кто о ком заботится?

 

Дети: Аист заботится об аистятах.

 Утка заботится об утятах.

 Скворец заботится о скворчатах.

  Гусь заботится о гусятах.

  Грач заботится о грачатах.

Пальчиковая гимнастика. Скворечник.

Из скворечника торчат                        Соединяем большой палец с указательным

Клювы маленьких скворчат.                Соединяем большой палец со среднем

Клювик раз,                                           Соединяем большой палец с безымянным

клювик два,                                            Соединяем большой палец с мизинцем

Лапки, лапки,                                         Сжимают и разжимают кулачки

   голова.                                                  Рисуют в воздухе руками круг

Логопед. Ребята, а давайте сейчас выполним звукобуквенный анализ слова - скворец. Но сначала повторим, какими же бывают звуки.

Логопед: Ребята! О ком мы сегодня говорили на занятии?

Дети: На занятии мы говорили о перелётных птицах.
Логопед: Как к ним нужно относиться?

Дети: Их нужно любить, беречь, защищать, ведь они приносят пользу людям.
Логопед: Что вам запомнилось больше всего?

Вы все молодцы! Занятие закончено.