* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;}

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 30 имени 8 Марта города Георгиевска»

Номинация: «Лучшее коррекционно-развивающее (групповое/индивидуальное) занятие для обучающихся с ОВЗ»

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей

с тяжёлыми нарушениями речи

Лексическая тема «Семья» групповое

Автор: Бескоровайная Галина Ивановна

Учитель-логопед

г. Георгиевск

2025 г.

Конспект

логопедического занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Лексическая тема «Семья»

Цель: - Расширение активного словаря;

- Развитие грамматической стороны речи;

- Обучение звуковому анализу слов

- Автоматизация звука «С» в слогах и словах;

Задачи:

Коррекционно-развивающие

- Развивать слуховое внимание, память, воображение, учить разгадывать загадки;

- Развивать мелкую и крупную моторику;

- Тренировать речевой аппарат.

Обучающие:

- Систематизировать представления детей о семье, о членах семьи (ФИО ребенка, мама, папа, дочь, сын, бабушка, дедушка).

- Продолжать формировать умение словообразования существительных в единственном числе с использованием суффиксов уменьшительно-ласкательной формы (мама-мамочка, папа-папочка, сестра-сестричка, брат-братик, дочь-дочечка, сын-сыночек, бабушка-бабулечка, дедушка-дедулечка).

- Закреплять согласные звуки, слоги, слова;

- Автоматизировать звук «С» в слогах и словах.

Коррекционно-воспитательные:

- Формировать положительную установку на участие в занятии.

- Воспитывать взаимоуважение и умение слушать педагога и сверстников.

Оборудование и материалы:

- иллюстрации (раздаточные картинки) «Кто, что делает?»,

- набор фигурок для артикуляционных упражнений,

- зеркала,

- звоночки,

- игра «Дружная семья»,

- речевая игра «Скажи ласково»

- пальчиковая игра «Семья»,

- картинка для упражнения на просодику «Зигзаг»,

- фонематические игры «Поймай звук «С»

Ход занятия:

1.Орг.момент:

Игра «Дружная семья»

(дети становятся в круг, берутся за руки, воспитатель читает строки стихотворения, дети договаривают)

Воспитатель:

«1,2,3,4,5 - начинаем мы … (играть),

Мама, папа, брат и дед, бабушка, сестра и … (я)

Все мы дружная …(семья). Все друг другу помогаем.

Книжки вечером (читаем). В шашки, шахматы … (играем).

Ночью мы ложимся …(спать). Утром рано всем … (вставать).

Мама с папой на работу. Брат с сестрой учиться в школу.

Ну, а я в любимый …(сад) с ребятишками … (играть)».

Воспитатель: - Как вы думаете о ком мы будем с вами сегодня беседовать? (о семье)

- А, что такое семья? (когда родные люди живут вместе, у них есть фамилия).

- А, теперь назовите свою фамилию и имя. (Иванов Семён, …)

- А кто с вами живет дома? (мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка)

- А кто из вас дочка или сын в семье?

- Кому внучка? Кому внук?

Воспитатель: - Что нужно, чтобы тебя слышали и понимали? (чётко и правильно разговаривать)

-Значит, сначала выполним зарядку для язычка и дыхательные упражнения.

2. Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Блинчик» или «Лопаточка», «Непослушный язычок» или «Месим тесто», «Заборчик», «Дудочка» (повтор по 3 раза) (1)

Дыхательное упражнение «Насос», «Мяч в ворота»

3. Пальчиковая гимнастика «Семья» (1)

Этот пальчик мама, этот пальчик папа, этот пальчик бабушка, этот пальчик дедушка, этот пальчик я. Это наша дружная семья. (Загибание пальчиков по очереди, а затем кулачок)

Воспитатель:

- Какой звук вы слышите в начале слова СЕМЬЯ? (звук «С»)

- Давайте поиграем с этим звуком и с весёлыми звоночками? (давайте, поиграем)

4. Просодика и фонематические игры

адание даётся каждому ребёнку по очереди)

Воспитатель: Давайте вспомним согласный звук «С»

Произносим отрывисто: с-с-с-с-с-с-с

Упражнение «Зигзаг» (тихо-громко)

Произносим звук «С» тихо-громко, как показывает стрелка.

Игра «Поймай звук «С»

Дети звонят в звоночек или хлопают в ладоши, если слышат звук «С»: Н, М, П, С, К, С, Т, Х

Игра «Поймай слог со звуком «С»

Дети звонят в звоночек или хлопают в ладоши, когда слышат звук «С» в слоге: ПА, СА, СЫ, НО, КА, ОС, ОМ, АМ, ИС, ТА, СУ, ХО, ШО, СО

Игра Поймай слово со звуком «С»

Дети звонят в звоночек или хлопают в ладоши, когда слышат звук «С» в слове: мак, суп, ком, сок, нос, пар, оса, кони, бусы, рама, сани, компот, косы, котлета, колесо, радуга, самокат, самолет

Воспитатель: Давайте мы с вами ненадолго станем поэтами? (Давайте)

5. Игра Доскажи слово в рифму»

(Упражнение на автоматизацию звука «С»)

СА-СА-СА, на цветке сидит …(оса),

АС-АС-АС, пьёт Никита сладкий … (квас)

СО-СО-СО, у машины … (колесо)

ОС-ОС-ОС, ставим чашки на … (поднос)

СУ-СУ-СУ, мы нашли грибы в … (лес

УС-УС-УС, у арбуза сладкий … (вкус)

СЫ-СЫ-СЫ, у дедушки длинные … (усы)

6. Физминутка «1, 2, 3, 4, 5 - Делай как я.» (2)

1, 2, 3, 4, 5 начинаем мы играть.

Вы ребята повторяйте, от меня не отставайте!

«ААААААА, побежала детвора, (бегут по кругу полной ступней)

ИИИИИ, на носочках побеги, (бегут по кругу)

УУУУУ, руки вверх я подниму, а вы? (поднятие рук)

ИИИИИ, руки в стороны тяни, (руки в стороны)

ЫЫЫЫ, руки в стороны, затем к плечам

ООООО, посмотрела я в окно, а вы? (повороты головы)

ЭЭЭЭЭ дружно приседаем все (приседание)

ИИИИИ и ЭЭЭЭЭ, нужно прыгать детворе!!! (прыжки)

ЯЯЯЯЯ, все на месте стоя, (вдох-выдох руки вниз)

Воспитатель: - В каждой семье распределены обязанности.

- Давайте посмотрим и расскажем кто чем может заниматься дома?

7.Рассматривание иллюстрации и составление предложений «Кто, что делает?»

Бабушка вяжет, мама шьёт, мама моет посуду, сын поливает, дочь полет траву, дочка подметает пол, папа ремонтирует машину, дедушка читает сказки малышам.

Вывод: В семье все заняты своими делами. Дети помогают взрослым. Семья дружная.

Воспитатель: - У вас дружная семья? (Дружная)

- Вы помогаете родителям по дому? Как? (помогаем, убираем игрушки, поливаем цветы, …)

Воспитатель: - В каждой дружной семье любят и уважают друг друга, ласково обращаются. Давайте поиграем в игру «Скажи ласково»

8. Речевая игра «Скажи ласково»

Дети: мама-мамочка, папа-папочка, сестра-сестричка, брат-братик, дочь-доченька, сын-сыночек, бабушка-бабулечка, дедушка-дедулечка

9. Анализ и итог.

Воспитатель: - О чем сегодня беседовали? семье)

- Какие задания вы выполняли? грали со звуком и звоночками)

- В какие игры играли? (Поймай звук, поэты, скажи ласково)

- Что вам запомнилось больше всего? (картинки о семье)

Воспитатель: - Мне очень понравилось, как сегодня занимались ()

- Вы справились со всеми заданиями!

- Особенно хочу отметить (…)

- Вы ребята молодцы!!!