Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 30 имени 8 Марта города Георгиевска»
Номинация: «Лучшее коррекционно-развивающее (групповое/индивидуальное) занятие для обучающихся с ОВЗ»
Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей
с тяжёлыми нарушениями речи
Лексическая тема «Семья» групповое
Автор: Бескоровайная Галина Ивановна
Учитель-логопед
г. Георгиевск
2025 г.
Конспект
логопедического занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Лексическая тема «Семья»
Цель: - Расширение активного словаря;
- Развитие грамматической стороны речи;
- Обучение звуковому анализу слов
- Автоматизация звука «С» в слогах и словах;
Задачи:
Коррекционно-развивающие
- Развивать слуховое внимание, память, воображение, учить разгадывать загадки;
- Развивать мелкую и крупную моторику;
- Тренировать речевой аппарат.
Обучающие:
- Систематизировать представления детей о семье, о членах семьи (ФИО ребенка, мама, папа, дочь, сын, бабушка, дедушка).
- Продолжать формировать умение словообразования существительных в единственном числе с использованием суффиксов уменьшительно-ласкательной формы (мама-мамочка, папа-папочка, сестра-сестричка, брат-братик, дочь-дочечка, сын-сыночек, бабушка-бабулечка, дедушка-дедулечка).
- Закреплять согласные звуки, слоги, слова;
- Автоматизировать звук «С» в слогах и словах.
Коррекционно-воспитательные:
- Формировать положительную установку на участие в занятии.
- Воспитывать взаимоуважение и умение слушать педагога и сверстников.
Оборудование и материалы:
- иллюстрации (раздаточные картинки) «Кто, что делает?»,
- набор фигурок для артикуляционных упражнений,
- зеркала,
- звоночки,
- игра «Дружная семья»,
- речевая игра «Скажи ласково»
- пальчиковая игра «Семья»,
- картинка для упражнения на просодику «Зигзаг»,
- фонематические игры «Поймай звук «С»
Ход занятия:
1.Орг.момент:
Игра «Дружная семья»
(дети становятся в круг, берутся за руки, воспитатель читает строки стихотворения, дети договаривают)
Воспитатель:
«1,2,3,4,5 - начинаем мы … (играть),
Мама, папа, брат и дед, бабушка, сестра и … (я)
Все мы дружная …(семья). Все друг другу помогаем.
Книжки вечером … (читаем). В шашки, шахматы … (играем).
Ночью мы ложимся …(спать). Утром рано всем … (вставать).
Мама с папой на работу. Брат с сестрой учиться в школу.
Ну, а я в любимый …(сад) с ребятишками … (играть)».
Воспитатель: - Как вы думаете о ком мы будем с вами сегодня беседовать? (о семье)
- А, что такое семья? (когда родные люди живут вместе, у них есть фамилия).
- А, теперь назовите свою фамилию и имя. (Иванов Семён, …)
- А кто с вами живет дома? (мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка)
- А кто из вас дочка или сын в семье?
- Кому внучка? Кому внук?
Воспитатель: - Что нужно, чтобы тебя слышали и понимали? (чётко и правильно разговаривать)
-Значит, сначала выполним зарядку для язычка и дыхательные упражнения.
2. Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Блинчик» или «Лопаточка», «Непослушный язычок» или «Месим тесто», «Заборчик», «Дудочка» (повтор по 3 раза) (1)
Дыхательное упражнение «Насос», «Мяч в ворота»
3. Пальчиковая гимнастика «Семья» (1)
Этот пальчик мама, этот пальчик папа, этот пальчик бабушка, этот пальчик дедушка, этот пальчик я. Это наша дружная семья. (Загибание пальчиков по очереди, а затем кулачок)
Воспитатель:
- Какой звук вы слышите в начале слова СЕМЬЯ? (звук «С»)
- Давайте поиграем с этим звуком и с весёлыми звоночками? (давайте, поиграем)
4. Просодика и фонематические игры
(Задание даётся каждому ребёнку по очереди)
Воспитатель: Давайте вспомним согласный звук «С»
Произносим отрывисто: с-с-с-с-с-с-с
Упражнение «Зигзаг» (тихо-громко)
Произносим звук «С» тихо-громко, как показывает стрелка.
Игра «Поймай звук «С»
Дети звонят в звоночек или хлопают в ладоши, если слышат звук «С»: Н, М, П, С, К, С, Т, Х
Игра «Поймай слог со звуком «С»
Дети звонят в звоночек или хлопают в ладоши, когда слышат звук «С» в слоге: ПА, СА, СЫ, НО, КА, ОС, ОМ, АМ, ИС, ТА, СУ, ХО, ШО, СО
Игра Поймай слово со звуком «С»
Дети звонят в звоночек или хлопают в ладоши, когда слышат звук «С» в слове: мак, суп, ком, сок, нос, пар, оса, кони, бусы, рама, сани, компот, косы, котлета, колесо, радуга, самокат, самолет
Воспитатель: Давайте мы с вами ненадолго станем поэтами? (Давайте)
5. Игра Доскажи слово в рифму»
(Упражнение на автоматизацию звука «С»)
СА-СА-СА, на цветке сидит …(оса),
АС-АС-АС, пьёт Никита сладкий … (квас)
СО-СО-СО, у машины … (колесо)
ОС-ОС-ОС, ставим чашки на … (поднос)
СУ-СУ-СУ, мы нашли грибы в … (лес
УС-УС-УС, у арбуза сладкий … (вкус)
СЫ-СЫ-СЫ, у дедушки длинные … (усы)
6. Физминутка «1, 2, 3, 4, 5 - Делай как я.» (2)
1, 2, 3, 4, 5 начинаем мы играть.
Вы ребята повторяйте, от меня не отставайте!
«ААААААА, побежала детвора, (бегут по кругу полной ступней)
ИИИИИ, на носочках побеги, (бегут по кругу)
УУУУУ, руки вверх я подниму, а вы? (поднятие рук)
ИИИИИ, руки в стороны тяни, (руки в стороны)
ЫЫЫЫ, руки в стороны, затем к плечам
ООООО, посмотрела я в окно, а вы? (повороты головы)
ЭЭЭЭЭ дружно приседаем все (приседание)
ИИИИИ и ЭЭЭЭЭ, нужно прыгать детворе!!! (прыжки)
ЯЯЯЯЯ, все на месте стоя, (вдох-выдох руки вниз)
Воспитатель: - В каждой семье распределены обязанности.
- Давайте посмотрим и расскажем кто чем может заниматься дома?
7.Рассматривание иллюстрации и составление предложений «Кто, что делает?»
Бабушка вяжет, мама шьёт, мама моет посуду, сын поливает, дочь полет траву, дочка подметает пол, папа ремонтирует машину, дедушка читает сказки малышам.
Вывод: В семье все заняты своими делами. Дети помогают взрослым. Семья дружная.
Воспитатель: - У вас дружная семья? (Дружная)
- Вы помогаете родителям по дому? Как? (помогаем, убираем игрушки, поливаем цветы, …)
Воспитатель: - В каждой дружной семье любят и уважают друг друга, ласково обращаются. Давайте поиграем в игру «Скажи ласково»
8. Речевая игра «Скажи ласково»
Дети: мама-мамочка, папа-папочка, сестра-сестричка, брат-братик, дочь-доченька, сын-сыночек, бабушка-бабулечка, дедушка-дедулечка
9. Анализ и итог.
Воспитатель: - О чем сегодня беседовали? (О семье)
- Какие задания вы выполняли? (Играли со звуком и звоночками)
- В какие игры играли? (Поймай звук, поэты, скажи ласково)
- Что вам запомнилось больше всего? (картинки о семье)
Воспитатель: - Мне очень понравилось, как сегодня занимались (…)
- Вы справились со всеми заданиями!
- Особенно хочу отметить (…)
- Вы ребята молодцы!!!