МБДОУ «Детский сад №119»

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

И РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ №3 «СМОРОДИНКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР

Учитель-логопед:

Алёхина Н.М.

Дата проведения:

21.05.2014

Рязань 2014

Задачи:

- уточнить и закрепить знания и представления детей о весне, её признаках; изменениях, происходящих в жизни растений и животных весной, и на этой основе активизировать необходимый словарь по теме;

- закреплять умение отвечать на вопросы взрослого предложениями, правильно согласовывая слова друг с другом;

- отрабатывать использование в речи предложно-падежных конструкций с предлогами В, НА, ПОД, ОКОЛО, ЗА;

- закреплять умение образовывать существительные-названия диких животных и их детёнышей посредством суффиксов -онок, -ёнок, -иц, - их;

- совершенствовать зрительное и слуховое внимание, фонематическое восприятие, интонационную выразительность речи, мелкую, артикуляционную и общую моторику, координацию речи с движением.

Оборудование:

Магнитная доска, мольберт, наборное полотно, индивидуальные зеркала, мяч; «окошко» с весенним пейзажем;

«лесная полянка» (изображения весенних деревьев, пня, куста, детёнышей диких животных);

контурные изображения диких животных: зайца, белки, лисы, волка, медведя, ежа;

картинки «солнышко», «тучка»;

коробочка с сюрпризом.

«ВЕСНА В ЛЕСУ»

Ход занятия:

1. Организационный момент. Дети входят в кабинет и останавливаются перед магнитной доской.

- Дети, давайте глубоко вдохнём носом и на выдохе скажем друг-другу «здравствуйте». (Дети выполняют упражнение).

Мы пожелали здоровья друг-другу, а теперь поздороваются наши пальчики.

2. Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять – Хлопки в ладоши.

Будем пальцы загибать.

Вот большой, вот указательный, Загибаем пальцы одновременно на обеих руках.

Будьте вы теперь внимательны!

Средний мы сейчас загнём,

Безымянный позовём.

И мизинчик – молодец

Опустился, наконец!

Получились кулачки, Вращение кулачков.

Застучали молотки: Стучать кулачками.

Тук – тук – тук – тук! Простучать ритм возле уха.

Вы послушайте свой стук!

3. Упражнение «Что мы видим из окна?»

- Дети, сегодня у нас с вами необычное занятие: мы отправимся на прогулку в весенний лес. А как вы думаете, что сейчас происходит в лесу? (Ответы детей).

- У нас есть волшебное окошко, через него мы можем заглянуть в весенний лес. (На мольберте – «окошко» с изображением весеннего пейзажа в лесу). Дима, скажи, что ты видишь из окна? (При необходимости оказываю помощь: «Кто это? Что делает?»).

(Организуется беседа со всеми детьми перед мольбертом, после чего детям предлагается сесть на стульчики за столами.)

4. Артикуляционная гимнастика.

- Да, в лесу тоже наступила весна. Давайте покажем язычком перед зеркалом, как совсем недавно на крышах домов висели сосульки (упражнение «Иголочка»), а затем они таяли («Лопатка».) (Выполнение чередования 3-4 раза).

«Набухают и лопаются почки на деревьях». (Язык просовывается под верхнюю губу, затем резко со щелчком выпадает вперёд)

«Птички свили гнёздышки» – «Чашечка».

5. «Повтори с разной интонацией».

(Предлагается повторить с разной интонацией фразу «Весна наступила» - радостно, грустно, сердито, радостно. Упражнение выполняется перед зеркалом).

- Дети, а вы рады наступлению весны? Тогда скажем радостно «Весна наступила!». А кто ещё рад? А кто грустит, что весна наступила? А кто сердится?

6. Упражнение «Бывает – не бывает».

- Сейчас мы проверим, как хорошо вы усвоили приметы весны. Я буду называть разные признаки природных явлений. Если вы услышите, что это бывает весной, - поднимите руки вверх и скажите – «бывает!», если то, что я скажу, не происходит весной – вы присядете на корточки и помашете головой.

Птички прилетают.

Травка зеленеет.

Листья опадают.

Люди ходят в шубах.

Птички строят гнёзда.

Снег почти растаял.

Катаются на санках дети. И т.п.

7. Упражнение «Повтори песенку тучки».

- Весной часто идёт тёплый дождик. К нам на занятие спустилась весёлая тучка, и предлагает вам повторить за ней её песенки.

(Проговариваю слоговую цепочку и бросаю мяч по очереди каждому ребёнку).

ТА – ТАТА ТАТА – ТА ТА – ТА – ТАТА

ТАТА – ТА – ТА ТА – ТАТА – ТА ТАТАТА – ТА

8. Подвижное упражнение на координацию речи с движением.

«Веснянка»

Солнышко, солнышко, Руки над головой кольцом,

ритмичные наклоны влево-вправо.

Золотое донышко.

Гори, гори ясно, Ритмично опускаем руки через стороны.

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, Рукой – волна.

Прилетело сто грачей. Взмахи руками.

А сугробы тают, тают. Медленно приседают.

А цветочки вырастают. Тянутся на носочках, руки вверх.

9. Упражнение «Кто где спрятался?»

- А теперь пришла пора побывать в лесу. Я предлагаю вам сесть поудобнее на стульчиках, закрыть глазки и произнести слова:

Раз, два, три, четыре, пять,

В лес пришли мы погулять.

(Дети повторяют слова, на магнитной доске появляется «лесная полянка»).

- Вот мы и на полянке. Мне кажется, кто-то от нас здесь прячется. Саша, кого ты здесь заметил, что он делает?

(Ответы детей: - Я увидел бельчонка, он прячется в дупле. - А я увидел зайчонка, он сидит за пеньком. И.т.п.)

Возьмите животных в свои ручки и приласкайте их.

10. Упражнение «Найди маму».

- Дети у лесных зверушек случилась беда: они никак не могут определить, где чья мама. Помогите им их узнать.

(На наборном полотне – контурные изображения диких животных: зайца, белки, лисы, волка, медведя, ежа).

- Я нашёл зайчонку маму зайчиху. У неё длинные ушки и короткий маленький хвостик.

- А я нашла лисёнку маму лисицу. У неё длинный пушистый хвост и короткие острые ушки. И.т.п.

11. Итог занятия. Сюрпризный момент.

- Молодцы, дети, помогли малышам найти их мам. Нам пришла пора прощаться с лесными жителями и возвращаться в группу. Закройте глазки.

Раз, два, три, четыре, пять,

В детский сад пришли опять.

- Посмотрите, какая красивая коробочка! В ней что-то лежит. А вот и записка: «Ребятам из группы «Смородинка» от лесных зверей. Спасибо за помощь! Приходите к нам в гости ещё!»