МБДОУ «Детский сад №119»
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
И РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ №3 «СМОРОДИНКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР
Учитель-логопед:
Алёхина Н.М.
Дата проведения:
21.05.2014
Рязань 2014
Задачи:
- уточнить и закрепить знания и представления детей о весне, её признаках; изменениях, происходящих в жизни растений и животных весной, и на этой основе активизировать необходимый словарь по теме;
- закреплять умение отвечать на вопросы взрослого предложениями, правильно согласовывая слова друг с другом;
- отрабатывать использование в речи предложно-падежных конструкций с предлогами В, НА, ПОД, ОКОЛО, ЗА;
- закреплять умение образовывать существительные-названия диких животных и их детёнышей посредством суффиксов -онок, -ёнок, -иц, - их;
- совершенствовать зрительное и слуховое внимание, фонематическое восприятие, интонационную выразительность речи, мелкую, артикуляционную и общую моторику, координацию речи с движением.
Оборудование:
Магнитная доска, мольберт, наборное полотно, индивидуальные зеркала, мяч; «окошко» с весенним пейзажем;
«лесная полянка» (изображения весенних деревьев, пня, куста, детёнышей диких животных);
контурные изображения диких животных: зайца, белки, лисы, волка, медведя, ежа;
картинки «солнышко», «тучка»;
коробочка с сюрпризом.
«ВЕСНА В ЛЕСУ»
Ход занятия:
1. Организационный момент. Дети входят в кабинет и останавливаются перед магнитной доской.
- Дети, давайте глубоко вдохнём носом и на выдохе скажем друг-другу «здравствуйте». (Дети выполняют упражнение).
Мы пожелали здоровья друг-другу, а теперь поздороваются наши пальчики.
2. Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять – Хлопки в ладоши.
Будем пальцы загибать.
Вот большой, вот указательный, Загибаем пальцы одновременно на обеих руках.
Будьте вы теперь внимательны!
Средний мы сейчас загнём,
Безымянный позовём.
И мизинчик – молодец
Опустился, наконец!
Получились кулачки, Вращение кулачков.
Застучали молотки: Стучать кулачками.
Тук – тук – тук – тук! Простучать ритм возле уха.
Вы послушайте свой стук!
3. Упражнение «Что мы видим из окна?»
- Дети, сегодня у нас с вами необычное занятие: мы отправимся на прогулку в весенний лес. А как вы думаете, что сейчас происходит в лесу? (Ответы детей).
- У нас есть волшебное окошко, через него мы можем заглянуть в весенний лес. (На мольберте – «окошко» с изображением весеннего пейзажа в лесу). Дима, скажи, что ты видишь из окна? (При необходимости оказываю помощь: «Кто это? Что делает?»).
(Организуется беседа со всеми детьми перед мольбертом, после чего детям предлагается сесть на стульчики за столами.)
4. Артикуляционная гимнастика.
- Да, в лесу тоже наступила весна. Давайте покажем язычком перед зеркалом, как совсем недавно на крышах домов висели сосульки (упражнение «Иголочка»), а затем они таяли («Лопатка».) (Выполнение чередования 3-4 раза).
«Набухают и лопаются почки на деревьях». (Язык просовывается под верхнюю губу, затем резко со щелчком выпадает вперёд)
«Птички свили гнёздышки» – «Чашечка».
5. «Повтори с разной интонацией».
(Предлагается повторить с разной интонацией фразу «Весна наступила» - радостно, грустно, сердито, радостно. Упражнение выполняется перед зеркалом).
- Дети, а вы рады наступлению весны? Тогда скажем радостно «Весна наступила!». А кто ещё рад? А кто грустит, что весна наступила? А кто сердится?
6. Упражнение «Бывает – не бывает».
- Сейчас мы проверим, как хорошо вы усвоили приметы весны. Я буду называть разные признаки природных явлений. Если вы услышите, что это бывает весной, - поднимите руки вверх и скажите – «бывает!», если то, что я скажу, не происходит весной – вы присядете на корточки и помашете головой.
Птички прилетают.
Травка зеленеет.
Листья опадают.
Люди ходят в шубах.
Птички строят гнёзда.
Снег почти растаял.
Катаются на санках дети. И т.п.
7. Упражнение «Повтори песенку тучки».
- Весной часто идёт тёплый дождик. К нам на занятие спустилась весёлая тучка, и предлагает вам повторить за ней её песенки.
(Проговариваю слоговую цепочку и бросаю мяч по очереди каждому ребёнку).
ТА – ТАТА ТАТА – ТА ТА – ТА – ТАТА
ТАТА – ТА – ТА ТА – ТАТА – ТА ТАТАТА – ТА
8. Подвижное упражнение на координацию речи с движением.
«Веснянка»
Солнышко, солнышко, Руки над головой кольцом,
ритмичные наклоны влево-вправо.
Золотое донышко.
Гори, гори ясно, Ритмично опускаем руки через стороны.
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, Рукой – волна.
Прилетело сто грачей. Взмахи руками.
А сугробы тают, тают. Медленно приседают.
А цветочки вырастают. Тянутся на носочках, руки вверх.
9. Упражнение «Кто где спрятался?»
- А теперь пришла пора побывать в лесу. Я предлагаю вам сесть поудобнее на стульчиках, закрыть глазки и произнести слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
В лес пришли мы погулять.
(Дети повторяют слова, на магнитной доске появляется «лесная полянка»).
- Вот мы и на полянке. Мне кажется, кто-то от нас здесь прячется. Саша, кого ты здесь заметил, что он делает?
(Ответы детей: - Я увидел бельчонка, он прячется в дупле. - А я увидел зайчонка, он сидит за пеньком. И.т.п.)
Возьмите животных в свои ручки и приласкайте их.
10. Упражнение «Найди маму».
- Дети у лесных зверушек случилась беда: они никак не могут определить, где чья мама. Помогите им их узнать.
(На наборном полотне – контурные изображения диких животных: зайца, белки, лисы, волка, медведя, ежа).
- Я нашёл зайчонку маму зайчиху. У неё длинные ушки и короткий маленький хвостик.
- А я нашла лисёнку маму лисицу. У неё длинный пушистый хвост и короткие острые ушки. И.т.п.
11. Итог занятия. Сюрпризный момент.
- Молодцы, дети, помогли малышам найти их мам. Нам пришла пора прощаться с лесными жителями и возвращаться в группу. Закройте глазки.
Раз, два, три, четыре, пять,
В детский сад пришли опять.
- Посмотрите, какая красивая коробочка! В ней что-то лежит. А вот и записка: «Ребятам из группы «Смородинка» от лесных зверей. Спасибо за помощь! Приходите к нам в гости ещё!»