КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСККОГО ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: Выделение признаков связного текста.

ЦЕЛИ:

•формировать умения отличать текст от группы предложений, дифференцировать эти понятия;

учить выделять признаки связного текста, определять тему текста;

формировать умения выделять средства связи предложений в тексте;

развивать умения подбирать слова по данному первому слогу.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметная картинка «Боровик», схема, запись на доске.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Игра «Слоговой аукцион. Кто больше?»

Назову слова я быстро.

Вы произносите чисто:

Сани, сахар и сапог.

Назовите первый слог! (СА)

— Кто больше придумает слов, начинающихся на слог СО?

Слушай и запоминай,

И красиво называй;

Все слова со слогом СО:

Соня, сода,

2. Виды речи. Беседа-повторение.

Какие виды речи вы знаете?

Чем отличается устная речь от письменной?

Определите вид речи, когда:

два ученика беседуют;

ученик пишет на доске;

ученик отвечает у доски;

мама читает письмо.

Для какого вида речи необходимы эти предметы: телефон, ручка, карандаш, микрофон, печатная машинка?

Из чего состоит наша речь?

Что выражает предложение?

Из чего строятся предложения?

3. Запись числа, темы занятия

4. Текст. Признаки текста

На доске:

Боровик — очень красивый гриб.

Мальчик увидел бабочку.

На столе стоял кувшин с водой.

В густой траве спрятался боровичок. Шляпка у него темно-коричневая. Ножка толстенькая, светлая.

Весь он важный.

Такой гриб жалко срезать.

Прочитайте записи на доске. Определите, чем отличают¬ся эти записи?

В каком столбике записаны отдельные предложения, а в каком — текст? Попробуйте доказать.

Сегодня мы будем учиться отличать текст от группы предложений.

Прочитайте предложения, записанные слева.

Сколько предложений в левом столбике? (3) О чем в них говорится? (В первом предложении говорится о боровике. Во втором — о мальчике. В третьем —- о кувшине с водой.)

Сколько рисунков вы бы сделали к первой записи? Что будет изображено на каждом из них?

Что же написано в первом столбике? (Предложения.)

Можно ли подобрать заголовок? Почему?

Прочитайте запись справа. Сколько предложений во втором столбике? (5)

О чем говорится во всех этих предложениях? (О боровичке.)

Сколько рисунков можно сделать к этим предложениям? (Один. На нем будет изображен боровик.)

Учитель-логопед прикрепляет предметную картинку «Боровик» (рис 15).

Какой боровичок на рисунке? Прочитайте описание гриба.

Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему? Итак, во втором столбике не просто предложения, а текст. В каждом предложении сообщается что-то новое о грибе. Все предложения на одну тему — о боровичке, поэтому эти предложения составляют текст. На тему текста указывает его заглавие.

Запишите в тетрадь определения. (Можно предложить или списывание определений с доски, или запись определений под орфографическую диктовку учителя-логопеда.)

Текст — это группа предложений, связанных по смыслу, записанных в строгом порядке.

Тема текста — это о ком или о чем говорится в тексте.

Озаглавьте текст. (Боровик. Боровичок. Вот так гриб!)

Как автор текста относится к боровичку? (Называет его не боровиком, а боровичком, говорит о его ножке толстенькая, и о том, что он весь важный, значительный. Автор даже срезать его не хочет, любуется этим замечательным грибом.)

5. Физкультминутка

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли.

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли.

На пеньке растут опята.

Наклонитесь к ним, ребята.

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери!

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

Если хочешь дотянуться.

Надо сильно потянуться.

Три часа в лесу бродили.

Все тропинки исходили.

Утомил всех долгий путь —

Дети сели отдохнуть.

Ходьба на месте.

Приседания.

Наклоны.

Прыжки.

Потягивания — руки вверх.

Ходьба на месте.

Дети садятся за парты.

— Сядет тот, кто назовет съедобный гриб.

6. Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме

На доске:

1. приятно, как, в, лесу, найти, боровик

2. гриб, в, лесах, хвойных, чаще, встречается

3. 3.такой, красавец, елочкой, под, стоит

4. у, него, бархатная, шляпка

5. крепкая, ножка, белая

КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА (последовательно по каждому предложению)

Прочитайте слова, составьте из данных слов предложение.

О чем говорится в предложении? Сколько в нем слов?

Повторите предложение, передайте голосом интонацию конца предложения.

Как обозначить границы этого предложения на письме?

Оставьте одну строчку, запишите предложения (орфографическая диктовка).

7. Выделение признаков связного текста. Тема текста

Выразительно прочитайте все записанные предложения. (1—2 учащихся)

Можно ли назвать записанное текстом? Почему?

Из чего состоит текст? Последовательно ли расположены предложения в рассказе?

О чем говорится в этом тексте?

Озаглавьте текст. Запишите заголовок.

Закончите текст. Выберите одно из предложений: Хорошо в лесу!

Такой гриб жалко срезать! Приятно собирать грибы.

Запишите заключительное предложение.

8. Анализ средств связи предложений в тексте

Прочитайте текст выразительно. (1—2 ученика)

БОРОВИК

Как приятно найти в лесу боровик! Гриб чаще встречается в хвойных лесах. Стоит такой красавец под елочкой. Шляпка у него бархатная. Ножка крепкая, белая. Такой гриб жалко срезать!

Рассмотрите на схеме, как связаны предложения. (Учитель-логопед предлагает схему.

Схема

— Какие слова связывают предложения друг с другом? (Боровик, гриб, красавец, у него, гриб).

ВЫВОД.

В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, т. е. рассказывается не о разном, а об одном и том же. Предложения в тексте как бы держатся за руки — расположены в определенном порядке. Каждое очередное предложение добавляет что-то новое к тому, о чем мы узнали из предыдущего. Если этот порядок нарушить, текст «рассыплется», получится бессмыслица. Все вместе предложения текста помогают понять, о чем хотел сказать автор.

9. Итог занятия

- Что называется текстом?

Что такое тема текста?