КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСККОГО ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: Выделение признаков связного текста.
ЦЕЛИ:
•формировать умения отличать текст от группы предложений, дифференцировать эти понятия;
• учить выделять признаки связного текста, определять тему текста;
• формировать умения выделять средства связи предложений в тексте;
• развивать умения подбирать слова по данному первому слогу.
ОБОРУДОВАНИЕ: предметная картинка «Боровик», схема, запись на доске.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Игра «Слоговой аукцион. Кто больше?»
Назову слова я быстро.
Вы произносите чисто:
Сани, сахар и сапог.
Назовите первый слог! (СА)
— Кто больше придумает слов, начинающихся на слог СО?
Слушай и запоминай,
И красиво называй;
Все слова со слогом СО:
Соня, сода,
2. Виды речи. Беседа-повторение.
— Какие виды речи вы знаете?
— Чем отличается устная речь от письменной?
— Определите вид речи, когда:
• два ученика беседуют;
• ученик пишет на доске;
• ученик отвечает у доски;
• мама читает письмо.
— Для какого вида речи необходимы эти предметы: телефон, ручка, карандаш, микрофон, печатная машинка?
— Из чего состоит наша речь?
— Что выражает предложение?
— Из чего строятся предложения?
3. Запись числа, темы занятия
4. Текст. Признаки текста
На доске:
Боровик — очень красивый гриб.
Мальчик увидел бабочку.
На столе стоял кувшин с водой.
В густой траве спрятался боровичок. Шляпка у него темно-коричневая. Ножка толстенькая, светлая.
Весь он важный.
Такой гриб жалко срезать.
— Прочитайте записи на доске. Определите, чем отличают¬ся эти записи?
— В каком столбике записаны отдельные предложения, а в каком — текст? Попробуйте доказать.
— Сегодня мы будем учиться отличать текст от группы предложений.
— Прочитайте предложения, записанные слева.
— Сколько предложений в левом столбике? (3) О чем в них говорится? (В первом предложении говорится о боровике. Во втором — о мальчике. В третьем —- о кувшине с водой.)
— Сколько рисунков вы бы сделали к первой записи? Что будет изображено на каждом из них?
— Что же написано в первом столбике? (Предложения.)
— Можно ли подобрать заголовок? Почему?
— Прочитайте запись справа. Сколько предложений во втором столбике? (5)
— О чем говорится во всех этих предложениях? (О боровичке.)
— Сколько рисунков можно сделать к этим предложениям? (Один. На нем будет изображен боровик.)
Учитель-логопед прикрепляет предметную картинку «Боровик» (рис 15).
— Какой боровичок на рисунке? Прочитайте описание гриба.
— Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему? Итак, во втором столбике не просто предложения, а текст. В каждом предложении сообщается что-то новое о грибе. Все предложения на одну тему — о боровичке, поэтому эти предложения составляют текст. На тему текста указывает его заглавие.
— Запишите в тетрадь определения. (Можно предложить или списывание определений с доски, или запись определений под орфографическую диктовку учителя-логопеда.)
Текст — это группа предложений, связанных по смыслу, записанных в строгом порядке.
Тема текста — это о ком или о чем говорится в тексте.
— Озаглавьте текст. (Боровик. Боровичок. Вот так гриб!)
— Как автор текста относится к боровичку? (Называет его не боровиком, а боровичком, говорит о его ножке толстенькая, и о том, что он весь важный, значительный. Автор даже срезать его не хочет, любуется этим замечательным грибом.)
5. Физкультминутка
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли.
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли.
На пеньке растут опята.
Наклонитесь к ним, ребята.
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери!
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех?
Если хочешь дотянуться.
Надо сильно потянуться.
Три часа в лесу бродили.
Все тропинки исходили.
Утомил всех долгий путь —
Дети сели отдохнуть.
Ходьба на месте.
Приседания.
Наклоны.
Прыжки.
Потягивания — руки вверх.
Ходьба на месте.
Дети садятся за парты.
— Сядет тот, кто назовет съедобный гриб.
6. Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме
На доске:
1. приятно, как, в, лесу, найти, боровик
2. гриб, в, лесах, хвойных, чаще, встречается
3. 3.такой, красавец, елочкой, под, стоит
4. у, него, бархатная, шляпка
5. крепкая, ножка, белая
КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА (последовательно по каждому предложению)
— Прочитайте слова, составьте из данных слов предложение.
— О чем говорится в предложении? Сколько в нем слов?
— Повторите предложение, передайте голосом интонацию конца предложения.
— Как обозначить границы этого предложения на письме?
— Оставьте одну строчку, запишите предложения (орфографическая диктовка).
7. Выделение признаков связного текста. Тема текста
— Выразительно прочитайте все записанные предложения. (1—2 учащихся)
— Можно ли назвать записанное текстом? Почему?
— Из чего состоит текст? Последовательно ли расположены предложения в рассказе?
— О чем говорится в этом тексте?
— Озаглавьте текст. Запишите заголовок.
— Закончите текст. Выберите одно из предложений: Хорошо в лесу!
Такой гриб жалко срезать! Приятно собирать грибы.
— Запишите заключительное предложение.
8. Анализ средств связи предложений в тексте
— Прочитайте текст выразительно. (1—2 ученика)
БОРОВИК
Как приятно найти в лесу боровик! Гриб чаще встречается в хвойных лесах. Стоит такой красавец под елочкой. Шляпка у него бархатная. Ножка крепкая, белая. Такой гриб жалко срезать!
— Рассмотрите на схеме, как связаны предложения. (Учитель-логопед предлагает схему.
Схема
— Какие слова связывают предложения друг с другом? (Боровик, гриб, красавец, у него, гриб).
ВЫВОД.
В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, т. е. рассказывается не о разном, а об одном и том же. Предложения в тексте как бы держатся за руки — расположены в определенном порядке. Каждое очередное предложение добавляет что-то новое к тому, о чем мы узнали из предыдущего. Если этот порядок нарушить, текст «рассыплется», получится бессмыслица. Все вместе предложения текста помогают понять, о чем хотел сказать автор.
9. Итог занятия
- Что называется текстом?
— Что такое тема текста?