ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
ТЕМА:
«ЛЮБЛЮ БЕРЕЗКУ РУССКУЮ»
Воспитатель: Кирилкина Т.Ю.
д/с N 73 «Малютка»
г. Брянск, 2019 г.
Программные задачи:
-приобщить детей к истокам Русской народной культуры;
учить понимать ассоциацию образа природы с олицетворением;
учить устанавливать причинно-следственную связь, использовать
прием изобретательских задач;
учить детей выполнять поисковые действия, анализ сюжета,
обосновывая свои выводы;
расширять знания детей о правилах поведения на природе,
побуждать к действиям бережного отношения к окружающему миру;
познакомить с новой техникой рисования: рисование свечой;
совершенствовать технику рисования акварельными красками;
учить создавать выразительный образ березовой рощи;
развивать чувство композиции и цвета;
продолжать формировать интерес к коллективной деятельности,
коммуникативные навыки, обогащать опыт сотрудничества и сотворчества.
Предварительная работа:
Наблюдение в природе за березой в разное время года, беседа о деревьях, заучивание стихов о березе, слушание русских народных песен про березу.
Материалы :
Два мольберта, один образец рисунка, березовая ветка, музыка для сопровождения рисования, предметные картинки, краски, кисточки, простые карандаши, доски для работы, салфетки, кукла, свечи восковые
ХОД занятия.
(Дети стоят в кругу).
Воспитатель: - Отгадайте загадку: «Какое дерево носит сережки?» (Береза) (Под музыку входит девочка, переодетая в березу).
Девочка: - Здравствуте, ребята! Я березка русская,
То светлая, то грустная, В белом сарафанчике С платочками в
карманчиках.
- Ребята, расскажите, кто знает, что-нибудь обо мне, и я за это
подарю вам свои листочки.
Дети: - Березку можно встретить в лесу и поле. Она украшает городские парки. Цветет береза в апреле, весной семена березки называют «сережками».
Воспитатель: - Давным-давно родилась береза в России и полюбил ее народ за красоту. На Руси все девушки носили длинную русскую косу и вплетали туда ленточку. Девушек рисовали рядом с березой, говорили: «Тонкая, как береза». Какие еще можно подобрать слова для сравнения?
Дети: - Хрупкая, нежная, изящная.
Воспитатель: - Сейчас полюбуемся красотой березки (на иллюстрации) под звуковое сопровождение. Ребята, какая звучала музыка?
Дети: - Веселая, иногда грустная.
Воспитатель: - Значит, настроение березки менялось с музыкой. Дети, кто хочет выразить свой чувства об увиденном через стихотворение?
(Дети рассказывают стихи про березку).
Воспитатель: - Приятно гулять по березовой роще в любое время года и в любую погоду. Дети, а вы знаете, как надо вести себя в лесу? Давайте поиграем, я буду задавать вопросы, а вы отвечать «хорошо» или «плохо».
Игра «Хорошо - плохо».
Ломать ветки у деревьев? (Плохо, потому что им больно).
Гулять по тропинке в лесу? (Хорошо).
Собирать ядовитые грибы? (П
лохо, т.к. можно отравиться).
Разводить костер в лесу? (Плохо, т.к. может случиться пожар).
Собирать березовый сок? (Хорошо, т.к. он полезный).
Оставлять в лесу мусор? (Плохо, т.к. лес будет загрязнен).
Воспитатель: - Ребята, загадки разгадывать умеете, а можно ли вам доверить тайну? (Да).
Что ЭТО? (Стол).
Из чего сделан стол? (Из дерева).
А стулья? (Из дерева).
Какие они? (Твердые).
Крышка у стола какая? (Деревянная).
Опыт с карандашом и крышкой стола. Воспитатель: - Почему карандаш не проходит сквозь крышку стола?
Дети: - Потому что крышка стола деревянная, твердая.
Воспитатель: - Здесь скрыта тайна. В крышке стола и других деревянных предметах живут маленькие человечки, которые, взявшись за руки, не пускают карандаш.
(Дети берутся в кругу за руки и показывают, какие сильные человечки живут в твердых веществах).
Воспитатель: - Пройти между ними невозможно, они сильные и крепкие, когда держатся за руки.
Игра «Выбери нужные картинки».
Воспитатель: - Что дает нам береза? Выберите нужные картинки. Дети :
Береза дает тепло.
Из почек березы делают лекарства.
Из древесины делают бумагу.
Из веток березы делают веники.
Из веток плетут корзины.
Из древесины делают посуду, мебель и т.д.
Воспитатель: - Давайте сделаем вывод о том, что дает нам береза. На изготовление всех вещей из дерева люди используют только большие деревья.
Игра «Закончи предложение».
Воспитатель:
Береза людей ... (Лечит)
Береза людей ... (Кормит)
Береза людей ... (Греет)
Береза людей ... (Радует)
Воспитатель: - Что-то загрустила мама-береза, а может, у нее что-то случилось?
Девочка: - Расту я на опушке леса совсем одна, и нет рядом моих подружек.
Воспитатель: - Ребята, давайте нарисуем березке подружек: (Показывает образец, поясняет этапы работы со свечей).
- Ребята, прежде чем приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики: «Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!»
(Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставит пальцы.) (Дети рисуют под музыку).
В конце занятия объединяю работы детей в коллективную композицию. Воспитатель: - (Анализ работ) Какие разные у вас получились березки! У кого какие? Дети:
меня - задумчивая.
нарисовал запоясованную.
меня - грустная.
меня
-
веселая.
Воспитатель: - Ну, а тебе, березка, понравились твои новые подружки?
Девочка: - Большое спасибо вам, ребята, у вас получилась целая березовая роща и теперь я больше не буду грустить в одиночестве.