Занятие ?ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ? Цель: Развитие слуха и голоса Задачи: Образовательные: - познакомить с музыкой П.И. Чайковского; - формировать певческие умения и навыки. Развивающие: - развивать эмоциональную отзывчивость детей на музыку; - развивать внимание, музыкальную память; - укреплять физиологическое дыхание детей. Воспитательные: - воспитывать в ребенке слушателя и настоящего ценителя классической музыки; - воспитывать творческое воображение детей. Оборудование: - репродукции картин И.Остроухова ?Золотая осень?, М.Башкирцева ?Осень?, Л.Туржанского ?Золотая осень?, Левитана ?Осень?; - портрет композитора П.И. Чайковского; - графические схемы для дыхательного упражнения; - листья клена; - корзинка Ход занятия. Педагог: Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение? Упражнение на формирование позитивного настроя у детей ?Улыбка? (Сесть прямо, расправить плечи, потянуть темечко к солнышку (вместе с этим потянуть весь позвоночник) и улыбнуться радостной и счастливой улыбкой.) Педагог: Давайте поздороваемся песней ?Доброе утро? (Т.Г. Ковалева) Доброе утро! Улыбнись скорее! И сегодня весь день будет веселее. Разотрем ладошки сильнее, сильнее! А теперь похлопаем смелее, смелее! Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем. Улыбнемся снова, будьте все здоровы! Педагог: Ребята, предлагаю вам отгадать загадку. Пришла баз красок и без кисти И перекрасила все листья. ( Осень) Волшебница Осень к нам в гости пришла, Чудесные краски она принесла, Лишь только взмахнула невидимой кистью И вмиг разноцветными стали все листья. Художник нам пишет осенний пейзаж И всех приглашает на свой вернисаж. Предложить детям рассмотреть репродукции картин ?Золотая осень? И.Остроухова, ?Осень? М.Башкирцева, ?Золотая осень? Л.Туржанского, Левитана ?Осень?. Педагог: - Ребята, перед вами картины, на которых художники изобразили осенний пейзаж. Какое настроение они у вас вызывают? (Ответы детей) - Красота осени вдохновляла многих композиторов на сочинение прекрасных произведений. Сегодня мы послушаем музыку русского композитора Петра Ильича Чайковского (показать детям портрет композитора). - П.И.Чайковский – замечательный русский композитор, который сочинил много красивейших произведений. Его знают и любят во всём мире. Я предлагаю вам послушать одно из его произведений, которое называется ?Октябрь?. Закройте глазки и представьте картину, которую нарисует вам прекрасная музыка. (Прослушать фрагмент) Обобщить ответы детей. Педагог (поет): Летит листочек, кружится Где только не бывал И вот с осенним ветерком Он к нам в ?Росток? попал. Педагог: Листочек прилетел к нам не один, а вместе со своими друзьями- листочками. И они хотят нам рассказать про осенний ветер. Дыхательное упражнение ?Ветер? (автор Т. Белоусова) 1. Ветер в море пенит волны (протянуть звук ?в? громко) 2. Листья с дерева срывает (звук ?ш? тихо) 3. В небе тучи нагоняет (звук ?с? тихо) 4. Осень, осень наступает (звук ?щ? тихо). Исполнение попевки ?Листик? (поднимают и опускают листочки). Дети (поют). Листик полетел (поступенное движение мажорной гаммы вверх: ре-ля), Листик мой упал (поступенное движение мажорной гаммы вниз: ля-ре). Педагог: Наши листочки пока отдохнут, а мы исполним песню ?За грибами? муз. и сл. В. Селезневой. Молодцы, ребята! А сейчас я вам спою новую осеннюю песню. Она так и называется ?Осень? муз. Е.Филлиповой, сл. Г.Вихаревой. Педагог: Музыка нарисовала осенний сад… По небу плывут облака, и сквозь тучи пробиваются лучи солнца. Свою прощальную песенку поют перелётные птицы – жаль им расставаться с родными местами. А вы уже не ребята, а осенние листочки…красные, жёлтые, оранжевые. Вам хорошо, удобно на веточке, но вдруг налетел осенний ветер, качнул ветки и сорвал листочки. Полетели листочки, закружились в танце. Танцевальная импровизация с листьями. Педагог: Как красиво танцевали наши дети с разноцветными листочками! Какое у вас сейчас настроение? (Ответы детей) Листочки подарили нам чудесное настроение и мы прекрасно провели вместе время. Ребята, давайте подарим наше светлое настроение гостям (дети дарят осенние листочки гостям). HYPER13PAGE HYPER15 1
Осенние листья