Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 61 комбинированного вида

КОНСПЕКТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР

«КАК МЫ КОТЁНКУ МАМУ ИСКАЛИ»

Подготовила:

учитель-логопед МБДОУ Д/с №61

комбинированного вида

Чернуха Елена Евгеньевна,

I-ая квалификационная категория

 

г. Орёл- 2023

Цель: Систематизировать знания и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные и их детёныши»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закреплять знания детей о домашних животных;

Активизировать, уточнять, расширять словарный запас по теме;

Тренировать в употреблении обобщающего понятия «Домашние животные»;

Упражнять в образовании притяжательных прилагательных;

Продолжать формирование фонематического слуха;

Побуждать детей отвечать распространёнными предложениями.

Коррекционно-развивающие:

Совершенствовать целостное зрительное восприятие;

Развивать общую и мелкую моторику;

Совершенствовать слуховое, тактильное восприятие, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

Развивать чувство

импатии

друг к другу, готовность оказать помощь в трудной ситуации;

Прививать любовь к домашним животным;

Совершенствовать навыки поведения в коллективе;

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Оборудование: мягкие игрушки: сердечко, котёнок, кошка; фигурки домашних животных и их детёнышей; разрезные картинки; аудиозапись с голосами домашних животных; настольно-дидактическая игра «Чей хвост»; сухой бассейн с фасолью; 2 мольберта.

Планируемые результаты:

Закрепление обобщающего понятия по теме;

Построение грамматически правильных высказываний;

Активное участие в процессе решения поставленных задач;

Позитивный настрой детей в работе.

Ход занятия.

1. Организационный момент. (Дети стоят в кругу).

Педагог:

- Здравствуйте, ребята. Давайте с вами поздороваемся. Возьмите друг друга за руки и улыбнитесь, чтобы получить как можно больше добра и энергии на целый день. Будем передавать сердечко по кругу и называть своё имя.

Итак, начинаем:

- Я Елена Евгеньевна.

(Педагог передает атрибут по кругу, дети называют свои имена).

- Вот мы с вами поздоровались, улыбнулись друг другу и зарядились положительной энергией на целый день.

2. Основная часть.

Педагог:

- Ребята, вы слышите звук? Наверное к вам в гости кто-то пришёл. Кто же это?

(Педагог включает голосовое сопровождение).

Дети слушают и дают предполагаемые ответы (кошка, котёнок, кот)

Педагог:

- Я думаю, что это котёнок. Ведь у него необычный голос. Какой голос у котёнка?

(Ответы детей: тонкий, нежный, жалобный, пискливый).

Педагог:

- Верно. А вот и котёнок! Маленький, пушистый, белый котёнок. Давайте его погладим.

- Только вот котёнок почему – то грустный. Почему он грустный, как вы думаете?

(Ответы детей)

А я догадалась почему. Он потерял свою маму! Кто его мама, ребята?

тветы детей: мама котёнка - кошка)

Педагог:

- Поможем найти котёнку маму кошку?

- Чтобы всем было веселее искать маму котёнка, я предлагаю сейчас поиграть! И самим стать маленькими котятами.

2.1. Пальчиковое упражнение «Котёнок» (стимуляция деятельности речевого аппарата)

Педагог:

- Мы с вами поиграем и потренируем свои пальчики. Я буду говорить, а вы мне помогайте, договаривайте слова:

Котёнок мамочку зовёт:

мяу-мяу-мяу-мяу-мяу             (соединяем одноимённые пальцы рук)

Он не напился молока:

мало-мало-мало-мало-мало     (скрещивают пальцы рук, опускают их и  поднимают)

Покормит мама молочком:  

мур-мур-мур-мур-мур-мур       (поглаживаем ладонью тыльную сторону другой)

Свернётся маленьким клубком:

 ур-ур-ур-ур-ур-ур                     (потирают кулачок о кулачок)

Потом с клубочком поиграет:

цап-цап-цап-цап-цап-цап           (сжимаем-разжимаем кулачки)

И нитку быстро размотает:

ап-ап-ап-ап-ап-ап                       (круговые движения указательными пальцами)

Педагог:

- Молодцы, вы хорошо поиграли, теперь аккуратно садимся на стулья.

- Ребята, как вы думаете, котёнок может узнать свою маму по голосу?

(Ответы детей: да).

- Как кошка голос подаёт? Что она делает?

(Ответы детей: мяу-мяу, мяукает).

- Я предлагаю послушать голоса разных животных, может среди них есть голос кошки.

2.2. Аудио - игра «Угадай животное по голосу» (развитие фонематического слуха).

Педагог включает в аудиозаписи голоса разных животных (корова, собака, коза, лошадь, овца, свинья).

Педагог:

- Чей это голос?

(Ответы детей: голос коровы)

- Что делает корова?

(Ответы детей: корова мычит).

Педагог:

- Давайте вытянем губы трубочкой и протяжно произнесём: «Му-у-у-у-у».

Далее дети составляют предложения:

«Это собака, она лает» (изображают звук громкого и тихого лая).

«Это коза, она блеет», «Это лошадь, она ржёт» (артикуляционное упражнение «Лошадки». Изображают звук цокающих копыт), «Это овца, она блеет», «Это свинья, она хрюкает».

(По ходу угадывания голосов животных, появляются соответствующие фигурки и выставятся на стол перед детьми)

Педагог:

- Как можно назвать этих животных одним словом?

(Ответы детей: домашние).

- Почему их так называют?

тветы детей: живут в доме с человеком или рядом с домом, человек о них заботится, приносят человеку пользу).

2.3. Дидактическая игра « Детёныши домашних животных» (развитие тонкой моторики рук).

Педагог:

- Ребята, у домашних животных есть детёныши. Они играли в прятки и спрятались от своих мам вот в этой коробке. Давайте найдём их и вернём мамам.

(Дети находят в сухом бассейне из фасоли фигурки детёнышей и классифицируют их по принадлежности, выставляя рядом с домашними животными).

Педагог:

- Молодцы, вы нашли детёнышей и вернули их мамам.

2.4.Физминутка.

Педагог:

- Ребята, а теперь представим, что мы лошадки:

У лошадок пятна, пятна, пятна, пятнышки везде:

На лбу, на ушах, на шее, на локтях, на ногах,

на животах, на коленях и плечах. (Дети хлопают себя по телу, изображая пятна)

 

- Представим, что мы кошечки:

А у кошек есть полоски, есть полосочки везде:

На лбу, на ушах, на шее, на локтях, на ногах,

на животах, на коленях и плечах. (Дети ребром ладони показывают полоски)

2.5. Дидактическая игра «Чей хвост?» (составление притяжательных прилагательных)

Педагог:

-Ну что, продолжим искать маму кошку?

(Ответы детей: да).

- Вот перед вами фигурки животных, рассмотрите их внимательно и скажите, может здесь чего-то не хватает?

(Ответы детей: не хватает хвостов).

- Правильно. А как вы думаете, если у них нет хвостов, значит они какие?

(Ответы детей: бесхвостые).

- Давайте поможем каждому животному найти свой хвост. (Дети выбирают по одному животному, находят хвосты и прикрепляют их с помощью прищепки)

- Чей хвост ты нашёл(ла)?

(Ответы детей: коровий хвост, лошадиный хвост и т.д.)

- Посмотрите, у всех животных появились хвосты. Значит теперь они какие?

(Ответы детей: хвостатые).

- Молодцы, вы отлично справились.

2.6. Конструирование из разрезных картинок по подгруппам.

- Ребята, котёнок до сих пор не нашёл свою маму, ему очень грустно и печально. Давайте подойдём к нему и погладим, подбодрим его. (Дети подходят и гладят котёнка)

- Ой, ребята, смотрите, а что это за конверты рядом с котёнком? Давайте посмотрим что в них.

- Да это же разрезные картинки. Попробуем их собрать?

(Ответы детей: да).

- Разделимся на две группы. Картинку из синего конверта будут собирать ребята с синими квадратиками на табличках, а картинку из зелёного конверта – ребята с зелёными квадратиками. (Дети выбирают папки по цвету и собирают на мольбертах картинки: кошку и котёнка)

- Посмотрите ребята, кто у вас получился? Это же кошка и котёнок. (Звучит голос и появляется кошка, заранее спрятанная в коробку)

- А вот и наша кошка! Какие же вы молодцы, ребята - помогли котёнку найти свою маму! Котёнок очень рад. А вы рады?

(Ответы детей: да)

3. Заключительная часть.

- Давайте вспомним, кому мы сегодня помогали?

(Ответы детей: мы сегодня помогали котёнку)

- Кого искали?

(Ответы детей: мы искали маму кошку)

- Голоса, каких животных вы слушали и угадывали?

(Ответы детей)

- Как мы называем этих животных одним словом?

(Ответы детей: домашние).

- Молодцы, ребята! Мне очень понравилось, что вы были дружными, сразу согласились помочь котёнку, выполнили все задания. Спасибо вам за занятие!