Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию связной речи в старшей группе ДОУ.
Тема: «Рассказывание по картине «Ежи» с использованием опорных схем».
Цели: Рассказывание по картине "Ежи". Учить детей составлять рассказ по картине, используя имеющиеся знания о диких животных (ежах).
Программные задачи:
Продолжать учить детей составлять рассказ по картине, с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных.
с
овершенствовать умение описывать предмет с помощью схемы-алгоритма, формировать понятие о многозначности слов.
Словарная работа. Учит детей понимать смысл образных выражений в загадках.
Развивать связную речь, мышление, память.
Воспитывать инициативность, умение слушать друг друга, стремление помочь
Оборудование: Бычок; картина «Ежи»; проектор и экран для демонстрации схем-алгоритмов для составления рассказов и картинок, с помощь которых объясняется многозначность слова «иголка»; мешочки с предметами (яблоко, мяч, морковка, пирамидка)
Предварительная работа:
Составление рассказов с помощью схем-алгоритмов
Заучивание стихотворения А. Воронько «Встретил ежика бычок»
Дидактическая игра «Угадай по описанию»
Просмотр видеороликов и беседы о жизни ежей в природе,
Ход занятия:
Организационный момент - дети заходят в группу, садятся на свои места.
Раздается стук в дверь. Воспитатель открывает, заходит бычок, плачет, ревет:
Бычок: Ой-ёй-ёй, болит!
Воспитатель: Бычок, что случилось?
Б.: Язык болит!
В.: Ай-яй-яй! Ты, наверное, поранился, когда жесткое сено жевал?
Б.: Да нет, я укололся!
В.:А чем ты укололся?
Б.: Не знаю!
(Работа над многозначностью слова «иголка».)
В.: Ребята, как вы думаете, чем мог уколоться бычок (чем-то острым, иголкой). А какие бывают иголки?
Дети: Швейные…
В.: Бычок, ты что-то шил и укололся швейной иголкой?
Б.: Нет!
Д.: Медицинские…
В.: Бычок, тебе прививку сделали в язык?
Б.: Да нет!
Д.: Еловые, сосновые…
В.: Ты еловую веточку пожевать пытался?
Б.: Нет!
В.: Может, ты чертил циркулем или ел кактус?
Б.: Да нет же! Гулял я однажды по лугу, травку щипал. Гляжу, лежит на тропинке маленький, колючий шарик. Решил я с ним поиграть, лизнул его и укололся.
В.: Ребята, вы догадались, что за шарик это был?
Д.: Ежик!
В.: Почему же нельзя трогать ежа и тем более, лизать его?
Д.: Он колючий, покрыт иголками.
В.: А иголки, как мы выяснили, бывают разные. (Воспитатель включает проектор, на экране появляются предметные картинки с разными видами иголок.)
В.: Давайте составим предложения со словом «иголка».
(4-5 ответов детей)
В.: Ребята, а чем похожи все иголки?
Д.: Они длинные, тонкие, острые.
В.: Бычок, ты понял, почему нельзя было ежика лизать?
Б.: Понял, понял! Он покрыт иголками, и, поэтому, очень колючий. Вот только, кроме того, что он колючий, я совсем ничего про ежа не знаю. Может, вы мне что-нибудь расскажете?
(Составление рассказа по схеме-алгоритму.)
В.: Конечно, расскажем. А чтобы рассказ получился более интересным и полным, нам помогут наши схемы-подсказки.
(Воспитатель переключает проектор на схемы-алгоритмы для составления описательного рассказа о животном). Дети продумывают свой рассказ, затем заслушивается 2-3 рассказа о еже.
В.: Молодцы, очень хорошие и полные рассказы составили. Я думаю, что и у других детей рассказы не хуже, но, к сожалению, все мы послушать сейчас не можем. Вы расскажете мне их попозже.
Физкультминутка
В.: Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть. Физкультминутка
Ёж спешил к себе домой,
Нёс запасы он с собой.
Через кочки он скакал,
Быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился,
В шарик круглый превратился.
А потом опять вскочил,
И к детишкам поспешил.
- Понравилось вам быть ежами?
- Садитесь на свои места.
Д (Работа над составлением рассказа по картине).
В.: Бычок, а хочешь узнать побольше о жизни ежей?
Б.: Конечно, хочу!
В.: В таком случае, предлагаю нам всем вместе рассмотреть вот эту картину. (Воспитатель выставляет картину «Ежи»).
(На мольберт выставляется картина. Дети некоторое время рассматривают
ее.)
- Кто изображен на картине? (Мама-ежиха, дети-ежата)
- Как вы думаете, где они находятся?
- Как вы догадались, что это лес?
Воспитатель обобщает: «В осенний день мама ежиха привела свое колючее
семейство на лесную полянку, где растут мухоморы-великаны».
- Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку? ( учит добывать пищу, охотиться).
Если она учит своих ежат охотиться ,то как про нее можно сказать какая она мама? (внимательная, заботливая, умная).
- Посмотрите, что делает ежиха?
Проводится обобщение высказываний-
-Как можно сказать про ежат ,которые никак не поделят червяка?, (голодные, жадные, прожорливые).
-что делает вот этот ежик?(свернулся в клубок). -Как вы думаете, почему он это сделал? (испугался жука ,спрятался от него).
-Как можно еще сказать? Какой ежик?(трусливый, боязливый, пугливый, слабый)
В.: А теперь давайте составим рассказ по этой картине командой. Первый начнет рассказ, он опишет уголок леса, нарисованный на этой картине, где живут наши ежи. А второй ребенок расскажет о том, что делают ежата на поляне Третий рассказчик продолжит и опишет пугливого ежа и маму - ежиху и закончит рассказ.
(Заслушать 2-3 рассказа)
Образец рассказа
Стоял тихий летний вечер. Ежиха вывела ежат на небольшую лесную
полянку. Там росли мухоморы-великаны, лежали опавшие листья.
Ежата разбежались по полянке. Двое из них нашли червяка, ухватились
за него, потащили каждый себе. К ним спешит третий ежонок. Четвертый,
убежавший далеко в сторону, повстречался с крупным черным жуком.
«Очень страшный!» — подумал ежонок и на всякий случай свернулся в
клубок.
Ежиха занята своими делами. Она заметила на дереве улитку и
подбирается к ней.
Хорошо ежатам на лесной полянке. Очень хорошо!
В.: Ребята, какой рассказ вам больше понравился? Почему? (Рассказ интересный, короткий, законченный)
В.: А тебе, Бычок, понравился наш рассказ?
Бычок благодарит детей за интересный рассказ, прощается, уходит. - Молодцы!
А теперь поиграйте со мной в игру "Маленький - большой"
У ежика маленькие лапки, а у медведя - большие лапищи.
У ежика маленький носик, а у медведя - большой носище.
У ежика маленькие глазки, а у медведя - большие глазищи.
У ежика маленькая головка, а у медведя - большая головища"
Ребята помогите мне закончить предложение
Игра «Закончи предложение»
• медведь большой, а ёж… (маленький)
• Заяц пушистый, а еж … (колючий)
• Ёж спит днем, а охотится … (ночью)
• Белка живет в дупле, а еж … (в норе)
• У лисы лисята, а у ежихи … (ежата) И
Итог.
В.: Ребята, вам понравилось наше занятие? А чем вам понравилось заниматься больше всего? Что нового вы сегодня узнали?
(Ответы детей)
В.: Я думаю, ваши знания обязательно пригодятся вам в будущем. А еще я очень рада, что мы с вами смогли помочь Бычку узнать много нового о ежах. Надеюсь, теперь он будет осторожнее, и больше с ним такой неприятности не случится.