* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .western {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию связной речи в старшей группе ДОУ.

Тема: «Рассказывание по картине «Ежи» с использованием опорных схем».

Цели: Рассказывание по картине "Ежи". Учить детей составлять рассказ по картине, используя имеющиеся знания о диких животных (ежах).

 Программные задачи:

Продолжать учить детей составлять рассказ по картине, с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных.

с

овершенствовать умение описывать предмет с помощью схемы-алгоритма, формировать понятие о многозначности слов.

Словарная работа. Учит детей понимать смысл образных выражений в загадках.

Развивать связную речь, мышление, память.

Воспитывать инициативность, умение слушать друг друга, стремление помочь

Оборудование: Бычок; картина «Ежи»; проектор и экран для демонстрации схем-алгоритмов для составления рассказов и картинок, с помощь которых объясняется многозначность слова «иголка»; мешочки с предметами (яблоко, мяч, морковка, пирамидка)

Предварительная работа:

Составление рассказов с помощью схем-алгоритмов

Заучивание стихотворения А. Воронько «Встретил ежика бычок»

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

Просмотр видеороликов и беседы о жизни ежей в природе,

Ход занятия:

Организационный момент - дети заходят в группу, садятся на свои места.

Раздается стук в дверь. Воспитатель открывает, заходит бычок, плачет, ревет:

Бычок: Ой-ёй-ёй, болит!

Воспитатель: Бычок, что случилось?

Б.: Язык болит!

В.: Ай-яй-яй! Ты, наверное, поранился, когда жесткое сено жевал?

Б.: Да нет, я укололся!

В.:А чем ты укололся?

Б.: Не знаю!

(Работа над многозначностью слова «иголка».)

В.: Ребята, как вы думаете, чем мог уколоться бычок (чем-то острым, иголкой). А какие бывают иголки?

Дети: Швейные…

В.: Бычок, ты что-то шил и укололся швейной иголкой?

Б.: Нет!

Д.: Медицинские…

В.: Бычок, тебе прививку сделали в язык?

Б.: Да нет!

Д.: Еловые, сосновые…

В.: Ты еловую веточку пожевать пытался?

Б.: Нет!

В.: Может, ты чертил циркулем или ел кактус?

Б.: Да нет же! Гулял я однажды по лугу, травку щипал. Гляжу, лежит на тропинке маленький, колючий шарик. Решил я с ним поиграть, лизнул его и укололся.

В.: Ребята, вы догадались, что за шарик это был?

Д.: Ежик!

В.: Почему же нельзя трогать ежа и тем более, лизать его?

Д.: Он колючий, покрыт иголками.

В.: А иголки, как мы выяснили, бывают разные. (Воспитатель включает проектор, на экране появляются предметные картинки с разными видами иголок.)

В.: Давайте составим предложения со словом «иголка».

(4-5 ответов детей)

В.: Ребята, а чем похожи все иголки?

Д.: Они длинные, тонкие, острые.

В.: Бычок, ты понял, почему нельзя было ежика лизать?

Б.: Понял, понял! Он покрыт иголками, и, поэтому, очень колючий. Вот только, кроме того, что он колючий, я совсем ничего про ежа не знаю. Может, вы мне что-нибудь расскажете?

(Составление рассказа по схеме-алгоритму.)

В.: Конечно, расскажем. А чтобы рассказ получился более интересным и полным, нам помогут наши схемы-подсказки.

(Воспитатель переключает проектор на схемы-алгоритмы для составления описательного рассказа о животном). Дети продумывают свой рассказ, затем заслушивается 2-3 рассказа о еже.

В.: Молодцы, очень хорошие и полные рассказы составили. Я думаю, что и у других детей рассказы не хуже, но, к сожалению, все мы послушать сейчас не можем. Вы расскажете мне их попозже.

Физкультминутка

В.: Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть. Физкультминутка

Ёж спешил к себе домой,

Нёс запасы он с собой.

Через кочки он скакал,

Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился,

В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил,

И к детишкам поспешил.

- Понравилось вам быть ежами?

- Садитесь на свои места.

Д (Работа над составлением рассказа по картине).

В.: Бычок, а хочешь узнать побольше о жизни ежей?

Б.: Конечно, хочу!

В.: В таком случае, предлагаю нам всем вместе рассмотреть вот эту картину. (Воспитатель выставляет картину «Ежи»).

(На мольберт выставляется картина. Дети некоторое время рассматривают

ее.)

- Кто изображен на картине? (Мама-ежиха, дети-ежата)

- Как вы думаете, где они находятся?

- Как вы догадались, что это лес?

Воспитатель обобщает: «В осенний день мама ежиха привела свое колючее

семейство на лесную полянку, где растут мухоморы-великаны».

- Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку? ( учит добывать пищу, охотиться).

Если она учит своих ежат охотиться ,то как про нее можно сказать какая она мама? (внимательная, заботливая, умная).

- Посмотрите, что делает ежиха?

Проводится обобщение высказываний-

-Как можно сказать про ежат ,которые никак не поделят червяка?, (голодные, жадные, прожорливые).

-что делает вот этот ежик?(свернулся в клубок). -Как вы думаете, почему он это сделал? (испугался жука ,спрятался от него).

-Как можно еще сказать? Какой ежик?(трусливый, боязливый, пугливый, слабый)

В.: А теперь давайте составим рассказ по этой картине командой. Первый начнет рассказ, он опишет уголок леса, нарисованный на этой картине, где живут наши ежи. А второй ребенок расскажет о том, что делают ежата на поляне Третий рассказчик продолжит и опишет пугливого ежа и маму - ежиху и закончит рассказ.

(Заслушать 2-3 рассказа)

Образец рассказа

Стоял тихий летний вечер. Ежиха вывела ежат на небольшую лесную

полянку. Там росли мухоморы-великаны, лежали опавшие листья.

Ежата разбежались по полянке. Двое из них нашли червяка, ухватились

за него, потащили каждый себе. К ним спешит третий ежонок. Четвертый,

убежавший далеко в сторону, повстречался с крупным черным жуком.

«Очень страшный!» — подумал ежонок и на всякий случай свернулся в

клубок.

Ежиха занята своими делами. Она заметила на дереве улитку и

подбирается к ней.

Хорошо ежатам на лесной полянке. Очень хорошо!

В.: Ребята, какой рассказ вам больше понравился? Почему? (Рассказ интересный, короткий, законченный)

В.: А тебе, Бычок, понравился наш рассказ?

Бычок благодарит детей за интересный рассказ, прощается, уходит. - Молодцы!

А теперь поиграйте со мной в игру "Маленький - большой"

У ежика маленькие лапки, а у медведя - большие лапищи.

У ежика маленький носик, а у медведя - большой носище.

У ежика маленькие глазки, а у медведя - большие глазищи.

У ежика маленькая головка, а у медведя - большая головища"

Ребята помогите мне закончить предложение

Игра «Закончи предложение»

• медведь большой, а ёж… (маленький)

• Заяц пушистый, а еж … (колючий)

• Ёж спит днем, а охотится … (ночью)

• Белка живет в дупле, а еж … (в норе)

• У лисы лисята, а у ежихи … (ежата) И

Итог.

В.: Ребята, вам понравилось наше занятие? А чем вам понравилось заниматься больше всего? Что нового вы сегодня узнали?

(Ответы детей)

В.: Я думаю, ваши знания обязательно пригодятся вам в будущем. А еще я очень рада, что мы с вами смогли помочь Бычку узнать много нового о ежах. Надеюсь, теперь он будет осторожнее, и больше с ним такой неприятности не случится.